Розробка уроку географії для шкіл з мовою викладання національних меншин: російська. Урок комбінований, складено за стандартною структурою, але додатком до нього є маршрутний лист уроку для кожного учня. Урок також містить географічну фізкультхвилинку.
1
7 класс. Внутренние воды Евразии.
Цели:
Образовательные: расширять и углублять знания учащихся о внутренних водах Евразии, формировать представление о неравномерности распределения внутренних вод на территории материка; познакомить с новыми понятиями номенклатуры географических названий по теме; продолжить формировать навыки работы с картой и учебником.
Развивающие: развивать память, логическое мышление, творческие способности, самостоятельность; способствовать активизации процессов обучения, продолжить формировать у учащихся частично поисковую познавательную деятельность; развивать умение получать знания в измененных ситуациях; развивать речь школьников.
Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, желание охранять ее; любовь к поэзии, воспитывать патриотизм, через познание природы родного края.
Оборудование: физическая карта Евразии, географический атлас, учебник, маршрутный лист урока.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Мотивация.
4. Изучение нового материала.
5. Закрепление.
6. Итог урока.
7. Д/З.
1. Организационный момент.
Доброе утро!
Прозвенел звонок весёлый.
Все готовы? Всё готово?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадка?
(Садитесь).
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
Начинаем наш урок.
2. Проверка домашнего задания.
Сегодня у нас не совсем обычный урок: у каждого на парте лежит запечатанный пакет (ЭТО маршрутный лист урока), который мы будем открывать постепенно, так что наберитесь терпения. В указанном месте подпишите маршрутный лист.
И так начнем с проверки географической номенклатуры ( в ходе урока она нам еще пригодится ).
1. Кто у карты покажет крайние точки Евразии, Европы и Азии? (1-3 ученика)
2. У карты показать границу между Европой и Азией .
3. Используя тематические карты атласа или учебника, перечислить климатические пояса Евразии.
4. Назовите факторы, которые влияют на климат Евразии.
Молодцы! Кто сейчас отвечал, откройте свой маршрутный лист и в графе бонусы поставьте +.
А сейчас приступаем ко второй части проверки д/з.
Открываем 2-ю страничку маршрутного пакета и отвечаем на вопросы ( можно использовать карту).
- …………………….
-…………………….
-…………………….
Поменяйтесь вашими маршрутными листами с соседом и сделайте взаимопроверку.
Поставьте общее количество баллов (мax 7 баллов). И не забудьте подписать кто проводил проверку ( взаимопроверка также оценивается).
Обменяйтесь обратно.
В ходе урока можно еще заработать дополнительные бонусы.
3. Мотивация.
Продолжим наш урок.
«Три вещи человек может созерцать бесконечно…(подскажите, какие?)
- горящий огонь
- плывущие облака и…..
- текущую воду.
Как вы думаете, о чём сегодня будет разговор на уроке?
Что мы еще новое раскроем о Евразии?
И зачем это нам надо?
(…Вода - источник всего живого. Как использует человек воду рек и озер?..)
Разворачиваем еще страничку нашего маршрутного листа.
4. Изучение нового материала.
Сегодня на уроке мы начнем изучать тему «Внутренние воды Евразии: реки и озера». (тема на 2 урока, так как материк очень большой, сегодня рассмотрим реки, а второй урок – озера )
Цели урока:
1. Расширить свои знания о внутренних водах Евразии.
2. Ознакомиться с номенклатурой географических названий по теме.
3. Выяснить, что мы с вами можем сделать для сохранения наших рек и озер?
Так как это 6-й материк, который мы изучаем, поэтому на некоторые вопросы вы уже самостоятельно можете ответить (за дополнительные бонусы):
- Как мы определяем: к какому бассейну относится та или иная река?
- Какими океанами омывается Евразия?
- Значит, к каким бассейнам относятся реки Евразии?
- У карты объяснить это на примере реки…..
Молодцы!!! Для восстановления работоспособности …..
Физкультминутки
А сейчас, физкультминутка, сидя на месте, не подымаясь:
-(вперед) Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, (вверх) потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(и еще раз)
- Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, вправо-влево раз и два.
Думай, думай, голова.
А сейчас мы совместим физкультминутку с географией
(недаром в начале урока мы повторили крайние точки Евразии)
Я называю географический объект, а вы указываете на него вытянувшись подбородком в сторону его расположения.
Мыс Рока, полуостров Таймыр, мыс Баба, ………………..
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Молодцы! Возвращаемся к работе.
- Какие реки протекают в нашей местности?
- К какому бассейну принадлежат наши реки?
- Что мы с вами можем сделать для сохранения наших рек?
Молодцы!!!
5. Закрепление.
Географический практикум.
Разворачиваем еще страничку маршрутного листа. Используя учебник стр.212 рис.1 заполните таблицу:
Задание на соответствие ( на выполнение 3 мин)
Названия бассейнов |
Крупнейшие реки (1-2 примера) |
Оценивание (+ или -) |
Бассейн Индийского океана |
|
|
Бассейн Тихого океана |
|
|
Бассейн Атлантического океана |
|
|
Бассейн Северного Ледовитого океана |
|
|
Бассейн внутреннего стока |
|
|
И вот к концу пришел урок,
Нам подводить пора ИТОГ.
Спасибо за работу, детки,
Поставим вам сейчас ОТМЕТКИ!
Остался последний разворот. В ходе урока кто-то сам зарабатывал дополнительные баллы…
А у кого смайлик в конце маршрутного листа? Судьба подарила вам дополнительный балл!!! Который вы можете использовать сегодня к оценке, или на будущее про запас.
Соберите именные пакеты с предварительными результатами. А общую оценку работы на уроке мы узнаем на следующий урок.
7. Домашнее задание.
Открываем дневники:
Проработать §45, повторить за 6 класс тему «Озера» (виды озер: тектонические, ледниковые, вулканические…..)
*По желанию:
найти доказательства в загадках, поговорках, сказках того, что люди всегда ценили воду, реки, озера.
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни; ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете, но и самое прихотливое…»
Этот гимн воде принадлежит перу известного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери.
Всем спасибо за работу на уроке. Идем на переменку отдыхать.