УРОК С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА
Класс: 6 Тема: Возникновение и распространение христианства.
Дата урока: 23 апреля 2019 г.
Педагогическое задание: способствовать формированию умения определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.
№ п/п |
НАЗВАНИЕ СТРУКТУРНОГО КОМПОНЕНТА УРОКА |
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ |
1. Вступительная часть |
||
1.1. |
Знакомство. Упражнение «Продолжи предложение».
|
Участникам тренинга предлагается продолжить предложение «Я (называет свое имя) и я считаю, что религия – это…».
|
1.2. |
Обратная связь. Игра «Ураган для тех, кто …».
|
Для этого упражнения необходимо убрать лишние стулья. Участники сидят, а тренер стоит (ему не хватает стула) и говорит: «Ураган для тех, у кого черная обувь». Все, кто в черной обуви, встают с своего места и пытаются сесть на другое. Тот, кому не хватило стула, становится ведущим и говорит: «Ураган для тех, кто…» (родился летом, длинные волосы, завтракал утром и т.д.).
|
Работа в группах. Объединение в группы по принципу «Цезарь», «Август». |
Упражнение «Установите соответствие»: группы устанавливают соответствие названий древних форм религии с их значением. |
|
Игра «Найди слова»: Участники определяют названия римских богов (материал 1).
|
||
1.3. |
Ожидания. Упражнение «Бабочки» |
Участники записывают свои ожидания на бабочках и «садят» их на цветок.
|
1.4. |
Правила тренинга |
Тренер напоминает правила, действующие на тренинге (размещены в классе): - приходить вовремя - быть доброжелательным - говорить от себя - говорить по очереди - регламент Правила можно дополнить.
|
2. Основная часть |
||
2.1. |
Работа в группах.
|
Сегодня мы поговорим о возникновении христианства, которое, продолжая традицию Ветхого Завета, предлагает миру поклоняться единому Богу. Давайте определим причины возникновения христианства (Материал 2).
Вывод: Зарождение христианства приходится на времена, когда Римской империи принадлежала власть над всем Средиземноморьем. Рим уничтожил политическую самостоятельность множества народов и государств, установив жесткий гнет над захваченными землями. Основой общественного устройства Римской империи было рабовладение Рабы, недовольные своим жалким положением, были одной из угроз государству. В религиозном отношении эта эпоха отличалась крайней неоднородностью. Культ римских богов соседствовал с разнообразными верованиями земель, которые входили в состав империи. Разочарование в старых богах сопровождалось деградацией демократических учреждений, духовным кризисом общества. Жизнь требовала прихода новых идей. |
2.2. |
Мини – лекция «Кто такой Иисус Христос» |
Материал 3.
|
2.3. |
Работа в группах. Игра «Найди заповедь» |
Итак, основные заповеди, которые вы должны знать и запомнить – это: Не убий. Не лги. Не укради. Почитай отца и мать. Не завидуй. Не суди, да не судим будешь. Возлюби ближнего своего, как самого себя. Поступай так, как хочешь, чтобы с тобой так поступали. Учащиеся должны найти и объяснить: какой завет был нарушен. 1. Ваш одноклассник серьезно заболел, пролежал дома около месяца и никто к нему не пришел, не навестил. Каждый надеялся, что сделает это кто-то другой. /Поступай так, как хотел бы, чтобы с тобой поступали. Не бросай своих друзей в беде, приходи к ним на помощь./ 2. Твой друг получил приз на конкурсе. Ты знаешь, что надо подойти к нему и поздравить. Но ты не в силах себя заставить это сделать, так как рассчитывал получить сам награду и не можешь пережить успех друга. /Не завидуй/. 3. Мама обратилась к тебе с просьбой ей помочь – она пришла с работы и устала, но ты отказалась, объяснив тем, что к тебе пришел друг. /Почитай отца и мать/. Вывод: Таким образом, заповеди Христа помогают нам стать чище, добрее, внимательнее к друг другу, к своим родителям. Христос учил людей любви к ближнему, состраданию и пониманию. |
2.4. |
Динамическая пауза |
Игра «Принц, принцесса, дракон» |
2.5. |
Мини – лекция «Распространение христианства» |
Материал 4. |
3. Итоговая часть |
||
3.1. |
Подведение итогов |
Тренер підводить підсумки.
|
3.2. |
Обратная связь. «Карта впечатлений» |
Участники тренинга на стикере пишут свое имя и помещают стикер на смайлик, который соответствует впечатлениям от тренинга.
|
3.3. |
Домашнее задание |
|
3.4. |
Процедура завершения тренинга |
Упражнение «Я желаю тебе…» |
Материал 1.
Материал 2. «Першими християнами були бідняки і раби, життя яких було безрадісним і тяжким. У Римській державі було багато повстань рабів, але всі вони закінчувалися перемогою рабовласників. Це призвело до того, що раби втратили віру у власні сили, вони почали сподіватися не на себе, а на «доброго бога». Уявіть собі величезне господарство, наприклад у Сирії. Давно зайшло сонце. Робочий день скінчився. Хочеться спати, болять від важкої праці руки, ломить спину. Але перед сном ці люди зберуться в окромному місці де-небудь за виноградниками і поведуть між собою розмову. «Напевно, перемогти рабовласників неможливо, - говорять вони. – Дуже сильний рим, багато в імператора військ. Навіть великий Спартак не зумів звільнити нас. Не судилося, мабуть, нам перемогти рабовласників. Даремно ми приносимо жертви римському Юпітеру, грецькому Зевсу, єгипетському Озірісу, ці боги не чують наших молитов і не можуть допомогти нам… Не цим богам потрібно молитися. Існує тільки один могутній і добрий бог, що може врятувати нас. Він спустився з неба на землю, щоб врятувати нас, знищити жорстокий Рим. Цей бог зробить бідняків щасливими: кожен отримає у сто разів більше, ніж мав; виноград стане рости не на кущах, а на деревах з тисячами плодів. Пшениця буде хилитися до землі від зерна… Тільки бог звільнить нас від рабства і принесе добробут у наші будинки…»
Материал 3. Новая религия возникла на краю Римской империи, в Палестине более 2 тыс. лет назад. Основателем новой религии был проповедник по имени Иисус из Палестины. Палестина, как и другие государства, находились под властью Римской империи (работа с картой).
Древние пророчества говорят , что бог Яхве/ еврейский бог/ пошлет на землю вождя – избавителя – Мессию, который освободит еврейский народ; и родится Мессия в городе Вифлееме. И вот, в период правления в Риме Августа, деве Марии из города Назарета, явился ангел и возвестил о том, что у нее родится сын от бога, которому суждено стать Спасителем. Случилось так, что во время рождения сына, римские власти объявили перепись населения – каждый обязан записаться по месту проживания своего рода.
Муж Марии – плотник Иосиф, был потомком царя Давида, и род его происходил из рода Вифлеема. Тогда Иосиф и Мария отправились из Назарета в Вифлеем. Для них не нашлось места в гостинице и, Мария и Иосиф устроились на ночлег в пещере, которая была хлевом для скота. Там и родился у Марии сын от Бога, нареченный Иисусом и признанный Мессией / по-гречески – Христос/.
В час его рождения на небе загорелась звезда; и, ведомые этой звездой, к тому месту, где находился младенец Иисус, пришли волхвы – мудрецы-звездочеты. Они поклонились ему и принесли в дар золото, ладан и благовонную смолу – смирну.
Когда Иисус вырос, он овладел ремеслом плотника, но не имел ни дома, ни имущества. Иисус ходил по Палестине и проповедовал свое учение, творил чудеса – превращал воду в вино, ходил по воде, оживлял умерших и исцелял больных .
Многих увлек своими речами Иисус. Он говорил, что близится конец света, в котором много зла и несправедливости. Иисус пришел в мир, чтобы дать людям новые законы, научить их любви и прощению. Вскоре наступит Страшный суд - суд над всеми людьми. В этот день померкнет солнце, луна не даст света, звезды упадут с неба. Произойдет великое землетрясение, польются огненные реки. Бог воссядет на престоле, чтобы судить всех людей: страдающие и угнетенные, все кто веровал в Иисуса, будут вознаграждены.
Для них наступит Царство Божие на земле. Все злодеи и убийцы, все, кто не раскаялся в дурных поступках, кто поклонялся другим богам будут наказаны. Учение Иисуса не призывало к ненависти. Было обращено ко всем людям. Это были законы Божественной любви и счастья, однако и законы строгой правды
Какие это законы?
Материал 4. У Иисуса были не только ученики, но и враги. Жрецы храма Бога Яхве в Иерусалиме были возмущены тем, что новое учение завоевывало все больше сторонников. Да еще и какой-то плотник объявил себя сыном Божьим. Римляне считали, что Иисус выступает против власти императора. Враги решили погубить Иисуса. Не смея его схватить прилюдно, они подкупили за 30 серебряных монет одного из его учеников – Иуду. Ночью он привел стражу в окрестности Иерусалима, где находился Иисус со своими учениками. Иуда подошел к Иисусу и будто из любви поцеловал его. По этому условному знаку стража опознала Иисуса. Его схватили, осудили на казнь. Иисуса казнили, распяв на кресте на горе Голгофа. Наиболее позорной мучительной смертью на кресте римляне казнили только рабов. Свободных людей казнили через отсечение головы.
Ученики Иисуса положили мертвое тело в гробницу, но на третий день она оказалась пуста. Иисус воскрес / возвратился к жизни/. Воскресший Иисус явился к ученикам и послал их разнести его учение по всем странам и народам. Учеников посланников называли апостолами. Он собрал вокруг себя 12 учеников – апостолов / по-гречески «посланцев»/.
Почитатели Иисуса называли его Христос, т.е. избранный Богом, а себя – христианами. Во время гонений христиан подвергали страшным пыткам и казням (бичеванию, побиванию камнями, обезглавливанию, колесованию) но они не отрекались от своей веры. За это многие из пострадавших были причислены к лику святых мучеников.
Но удивительная стойкость была этих людей – самые страшные пытки не могли заставить этих людей отречься от своей веры. Такое мужество вызывало уважение, и вопреки гонениям число христиан росло.