Урок всесвітньої історії 9 клас "Англія середини 19 ст"

Про матеріал

Мир, прежде чем реформировать, необходимо сохранить"

Древнеримское высказывание

Викторианская Британия.

Особенности развития Англии средины XIX века

Цель урока:

  • выяснить причины мирового экономического первенства страны;
  • раскрыть особенности внутриполитического развития Англии;
  • определить характер внешней политики и ее особенности;
  • оценить вклад королевы Виктории в развитие страны и становление ее могущества на мировой арене.

Основные Даты и Понятия: 1837-1901гг, 1851г, колония, метрополия, доминион

Тип урока: формирование новых знаний.

Форма проведения урока: урок-исследование с элементами деловой игры, дискуссии, характеристики.

Перегляд файлу

Мир, прежде чем реформировать, необходимо сохранить" 
Древнеримское высказывание

Викторианская Британия.

 Особенности развития Англии средины XIX века

Цель урока:

  •                                        выяснить причины мирового экономического первенства страны;
  •                                        раскрыть особенности внутриполитического развития Англии;
  •                                        определить характер внешней политики и ее особенности;
  •                                        оценить вклад королевы Виктории в развитие страны и становление ее могущества на мировой арене.

Основные Даты и Понятия: 1837-1901гг, 1851г, колония, метрополия, доминион

Тип урока: формирование новых знаний.

Форма проведения урока: урок-исследование с элементами деловой игры, дискуссии, характеристики.

Приемы: «лови ошибку»,

Методы: проблемного изложения,  частично – поисковый.

I Ориентация

Мотивация

Звучит гимн Великобритании «Боже, храни Короля/Королеву!» (англ. God Save the King/Queen) 

- гимн какой страны звучит? Как он называется? Как звучит на англ.языке?

Гимн написан в 1745г текст частично меняется в зависимости от пола  кроля. Гимн существует дефакто (по традиции) он законодательно нигде не закреплен.

Этот гимн сейчас звучит в честь современной королевы Великобританнии ЕлизаветыII. Точно так же звучала эта композиция 178 лет тому назад, (в каком году? 1837)  в честь другой королевы, королевы Виктории, о которой и пойдет речь сегодня на уроке. 

II Целеполагание

  1. Объявление темы  урока

Викторианская Британия. Особенности развития Англии средины XIX века

Мы продолжаем работать над блоком тем «Европа и Америка в эпоху модернизации ср XIX века»

  1. Объявление целей урока
  •                выяснить причины мирового экономического первенства страны;
  •                раскрыть особенности внутриполитического развития Англии;
  •                определить характер внешней политики и ее особенности;
  •                оценить вклад королевы Виктории в развитие страны и становление ее могущества на мировой арене.

III Планирование

Исходя из основных целей давайте сформулируем основные пункты плана нашей работы

  •                выяснить причины мирового экономического первенства страны;
  •                раскрыть особенности внутриполитического развития Англии;
  •                определить характер внешней политики и ее особенности;
  •                оценить вклад королевы Виктории в развитие страны и становление ее могущества на мировой арене.

Предлагаю начать наше занятие с последнего 4-го вопроса, поскольку на ср 19 века именно личность определила будущее развитие целого государства.

Викториа́нская эпо́ха (18371901) — период царствования Виктории, королевы Великобритании и Ирландии, императрицы Индии. Отличительной чертой этой эпохи является отсутствие значительных войн (за исключением Крымской), что позволило стране интенсивно развиваться экономически и технически. В области экономики в этот период продолжались промышленная революция и развитие капитализма. Для социального облика эпохи характерен строгий моральный кодекс (джентльменство), образцом которого и выступала королева Виктория.

IV Организация и исполнение плана деятельности

1. Королева Виктория и ее вклад в развитие страны (страница 115 учебника)

4.1. Работа с видеосюжетом «Виктория»

В ходе просмотра видео составить исторический портрет личности Виктории, акцентируя внимание на

  • основных вехах жизни королевы Виктории
  • на примерах деятельности королевы выделить качества необходимые политику (политику в современных условиях)

Лист – характеристика у каждого на столе, учащиеся заполняют его

План характеристики исторической личности

  • Годы жизни или (и) правления.(64г, 1819г, 1837-1901гг)
  • Этапы жизни и деятельности (краткая биография).(18 лет королева)
  • Исторические условия, в которых происходит деятельность данной личности.(модернизация общества)
  • Задачи(экономическое и внешнеполитическое доминирование), которые стремится решить исторический деятель, и методы(парламентские, колониальные) их решения.
  • Интересы какого класса выражает исторический деятель?(торгово-промышленная буржуазия + лендлорды)
  • Значение его личных качеств.
  • Оценка результатов деятельности исторической личности.

Проверка работы учащихся, составление динамичной схемы на доске СМАРТ

  • королева Великобритании, Ирландии, императрица Индии
  • Викторию воспитывали в обстановке запретов: нельзя было плакать, показывать эмоции. Обучение было стандартным: изучение 3-х языков, арифметики, географии, музыки, рисования и обязательная конная езда
  • В 1837 ( 1901г)году 18- летняя Виктория стала королевой Англии
  • Юная королева сразу проявила свой жесткий и сильный характер. Главным у нее стал принцип: «Твердость в принятии решений».
  • Любая 18 летняя девушка чувствовала бы себя неловко в присутствие пожилых и мудрых советников, но она говорила негромко и уверенно и советники были сломлены. «Она заполнила собою все пространство» говорил герцог Веллингтон
  • 1840г вышла замуж за принца Альберта, который стал консортом и помощником королевы Виктории. Он убедил королеву, что конституционный монарх должен быть выше личных политических пристрастий. После этого либеральная королева назначила главой кабинета министров главу тори. (умела находить компромисс, идти на уступки во благо страны и народа)
  • В браке родила 9 детей, 42 внука, 85 правнуков «бабушка Европы»
  • 1851г открыла всемирную выставку ярмарку(монархия символ стабильности и процветания)
  • 1861 г умер муж «Мир померк для меня». Она отдалилась от дел, вела затворнический образ жизни, в этот период даже хотели установить республику, но она не отказалась от власти и спустя 13 лет назначила нового советника Б.Дизраэлли(тори – укрепление монархии)

Чтение Страница 115  учебника 2 абзац

  • Ей удалось в 1848г сохранить стабильность, 1864г уберегла Англию от конфликта Пруссии,Дании,Австрии,1875гпредотвратить вторую Франко-прусскую войну, в 1877г стала императрицей Индии (после чего воспряла духом)

http://4.bp.blogspot.com/_lPFyxuiiv4c/S7LulkxlccI/AAAAAAAAAQo/txTykfG3Sdo/s1600/victoria_2.jpgАнализ информации по раздаточным листам

  • - на примерах деятельности королевы выделить качества необходимые политику (политику в современных условиях)
  • ИНТУИЦИЯ  Виктории находила общий язык с разными людьми, она обладала талантом дать мудрый совет и умела пестовать искреннюю дружбу
  • ЭМПАТИЯ 
        Способность Виктории понимать других значительно способствовала росту популярности монархии, особенно в заморских владениях Британской империи и за границей.
  • КРУТОЙ НРАВ 
        Принцесса росла упрямым и непокладистым ребенком. Повзрослев и став королевой, научилась владеть собой
  • Ее либерализм и толерантность идеально подходили для периода, когда средний класс начал вытеснять аристократию в качестве движущей силы нации 

Несмотря на свою миниатюрность, королева Виктория была клубком противоречий: не любила общественную жизнь, но была императрицей Индии; правила обширной территорией земного шара, но делала это из своей гостиной. Но тем не менее за долгие годы это был единственный монарх который имел влияние на судьбу страны за счет своего авторитета

У нас недавно закончились выборы в местные органы власти и вы являлись косвенными их участниками (могли наблюдать за ходом), а ваши родители непосредственными их участниками.

- как вы считаете какими качествами должен обладать современный политик?

- как считают Ваши родители?

Просмотр видеосюжета «Интервью с родителями»

готовили учащиеся 9 классов

И в 19  веке и в 21 хорошего политика отличали умение находить компромисс с народом и работать во благо его, быть грамотным, мудрым, объективным в решении вопросов не зависимо от своих политических убеждений. Твердость, пунктуальность, трудолюбие, экономия, хозяйственность ценились и до правления Виктории, но именно в ее эпоху эти качества стали нормой. Они оказались наиболее полезными в новом индустриальном мире.

2.Экономическое развитие

Уметь работать в команде как со своими друзьями так и оппозицией.

- кто был частью политической команды королевы Виктории?(Альберт)

Именно с подачи и легкой руки Альберта в 1851г весь мир узнал о мощи Англии и ее королевы. Что же произошло узнаем чуть позже, а сейчас  вспомним, что мы уже знаем о Англии 1п 19 века?

Упражнение «Найди ошибку» (на доске подчеркнуть ошибки и устно исправить)
После экономического кризиса 1815-1816 годов экономика Британии начала стремительно расти. В 40-х годах XIX века. завершился промышленный переворот. Быстрыми темпами развивалась металлургия, химическая, угольная, лесная и хлопчатобумажная промышленность. Правительства проводили политику «открытых дверей» (свободный доступ иностранных товаров на британский рынок). Законодательная власть принадлежала однопалатному парламенту, исполнительная – монарху и правительству. Формировалась трех партийная система: либеральная, лейбористская и консервативная партии. В 1836 году в Британии была проведена Первая парламентская реформа.

Уже в 1п19 века в Англии сложились основные предпосылки к экономическому росту, с 1838 года они еще подкрепились энергией молодой королевы Виктории.

- что же произошло в 1851г. Что дало повод считать Англию сверх державой 19в?

Презентация учащегося «Всемирная Выставка 1851г»

В 1851 г. в Лондоне открылась Всемирная выставка, на которой из 14 тысяч экспонатов половина была произведена в Британии. Королева, открывая выставку, заявила - это было “одно из чудес Мира”- начало “золотого века. В выставке приняли участие 14 тыс. представителей разных стран.

 

- давайте выясним особенности экономического развития Англии ср 19 века

Самостоятельная работа с учебником по рядам в парах

Составление тезисного плана по заданиям

1 ряд - "промышленники" - доказывает, что в середине ХIХ века Англия была "мастерской мира";

Работа с учебником ст 57 (1 абзац), ст 113 (1,2 абзац) Задача для 1-го ряда:
- определите, какие отрасли промышленности были отраслями специализации Великобритании;
- Назовите крупнейшие промышленные центры;
- Какие факты свидетельствуют о ходе промышленного переворота (В этой стране были самые крупные тогда промышленные предприятия, на каждом из которых работало до 10 тысяч человек. В земледельческих работах стали чаше использовать различные машины, и сельское хозяйство двинулось по пути прогресса. После отмены "хлебных" законов в 1846 г. цены на продовольствие стабилизировались, богатство, накопленное к середине Викторианской эпохи, в значительной мере ослабило социальную напряжённость в стране, поскольку доходы трудящихся существенно выросли.

Из английской газеты: "Владельцы прядильных фабрик за год по всей Англии вырабатывают нить общей длиной в 5. 000. 000. 000 миль. Эту нитку можно было бы обернуть вокруг экватора более 200.000 раз и протянуть 51 раз на расстояние от земли до Солнца. Выработанная из этой нити материя могла бы пролечь сплошной полосой от Земли до Луны" (Этой нити хватит на изготовление 20 метров ткани на каждого англичанина в год).

- Сделайте вывод об уровне экономического развития Британии в середине XIX века? Почему ее называли «мастерская мира»

2 ряд - "транспортники" - "мировым извозчиком";

Работа с учебником ст 114 (2 абзац),

(В 1836-1837 гг. в Англии началось строительство железных дорог, и уже через десять лет вся страна была ими покрыта. Её кораблями пользовались иностранные государства для перевозки товаров в самые отдалённые части света.

Удобные ландо, двухколесные и четырехколесные кебы, а также омнибусы (некое подобие автобусов, запряжённых лошадьми) разъезжали по городским улицам. В сельской местности передвигались в кабриолетах, шарабанах и экипажах, запряжённых пони.)

Из статьи английского экономиста Сек.Джеванса о положении Британии в середине XIX века.
«Равнины Северной Америки являются нашими хлебными полями; Канада и Прибалтика – наши производители древесины; в Австралии пасутся стада наших овец; в Аргентине стада наших быков. Из Южной Америки течет золото. Индусы выращивают для нас чай, Испания и Франция являются нашими виноградниками. Наши хлопковые поля протянулись теперь почти на все жаркие территории земного шара. Наши корабли перевозят грузы(промышленные товары) в самые отдаленные уголки мира.»
- Как документ характеризует положение Великобритании среди других стран мира?
- Почему Британию называли мировым перевозчиком?
 

3 ряд - "экономисты" - "мировым" банкиром"

Работа с учебником ст 114 (3 абзац),

Проанализируйте статистические данные, какие выводы можно сделать об уровне экономического развития Британии, почему ее называли «мастерская мира» и «мировым перевозчиком»?
- количество шерстяных фабрик выросло с 1,9 млн. в 1850 году до 2,6 млн. в 1870 году;
- выплавка чугуна возросла с 3,2 млн. тон до 5млн. тон и составляла 50% от мировой выплавки;
- добыча угля выросла с 61 до 93 млн. тон и составлял 50% мировой добычи;
- протяженность железных дорог выросла с 8 до 12 млн. миль, И место по длине железных дорог;
- доля Великобритании в мировом промышленном производстве составляла 32%;
- Британия владела 1/3 торговых судов мира.

- С 1826 по 1850 г. вывоз машин из Англии вырос в 6 раз.

 

Ответы  учащихся +составление динамической схемы на доске

Подведение итогов экономического развития Британии.
Обсуждения общим кругом + вывод

 К 50-60 гг. Великобритания стала мастерской мира, мировым извозчиком, мировым банкиром.

- Как вы понимаете эти понятия?

Мастерская мира - период экономического развития Англии, когда она снабжала весь мир товарами. Мировой извозчик – английские морские и торговые суда перевозили товар во все государства мира. Мировой банкир - фунт стерлинг - главное средство расчета за товар. Столица мира – Лондон.

- Назовите условия для успешного экономического развития. /Победа буржуазной революции, быстрое и раннее завершение промышленного переворота, монопольное положение английских предприятий, новейшее оборудование, транспортная система, беспошлинная торговля после 1846г., прибыль от иностранных владений, техническое усовершенствование/

- какими были причины экономического лидерства Британии?

1.Завершение промышленного переворота
2. социальный «покой»
3. использование ресурсов колоний Британии
4. экономическая политика правительств (протекционизм, фритредерство)

МЕТОД ПРЕСС: - Почему Британия перешла к политике свободной торговли? (английские товары были дешевле и другие государства не составляли конкуренции английским товарам)

3.Политическое развитие

Трудно себе представить, что Великобритания была когда-то страной с трущобами Уайт-Чэппла, бессмысленными раздорами лордов, без развития торговли, ремесла, промышленности и, конечно же, без своих богатых колоний. Чудо не произошло вдруг, а для создания чуда трудились королева Виктория, ведущие премьер-министры: Дизраэль(1868-1880), У.Гладстон(68-74\80-85), Г. Пальмерстон(55-65).

Все выше перечисленные личности имеют отношение к двум политическим партиям Великобритании. Каким? Страница 116 исторические портреты

- Чем ознаменовалась политика либералов в начале 19 века? (1832г первая парламентская реформа 1833г отмена рабства в колониях), консерваторов? (хлебные законы, законы для затыкания рта).

А Великобритании в средине 19 века завершился процесс формирования парламентской двупартийной системы, политические лидеры которых прикладывают максимальные усилия для разрешения ощественно-политичесских противоречий мирным путемэ

В современной Британии также за власть борются на выборах между собой на ряду с 60-ю партиями те же партии либералов и консерваторв. так в мае 2015г победили консерваторы.

Символом логотипом консерваторов стало большое дерево,где динамика флага направлена на будущее. Символои либералов стал голубь, символ мира и свободы.

Посмотрите на столы увас есть логотипы соответстующей партии Британии. Ваша задача проанализировать деятельность своей партии на средину 19 века.

Самостоятельная работа с учебником в парах ст. 116(виги), 117(тори)

Ответы учащихся

Изменения в общественно-политической жизни связаны с реформаторской деятельностью Бенджамина Дизраэля и Уильяма Гладстона.

Дизраэль разработал концепцию национальной партии, ядром которой была идея - “одна нация.” Она исходила из его убеждения в том, что в человеческом обществе существует иерархия, т.к. люди обладают разными способностями.

Англичане расколоты на 2 нации: богатые и бедные. Задача правящего класса - объединить народ в одну нацию. Он подчеркивал, что это будет выгодно и верхушке общества. ”Дворец не будет спокоен, пока несчастлива хижина».Преодолеть раскол необходимо с помощью реформ. Как ответил на это Дизраэль: ”В прогрессивной стране изменения происходят постепенно с должным уважением нравов, обычаев, законов, традиций народов». Эта концепция лежит в основе партии консерваторов.

           Ярким представителем другой влиятельной партии-либералов был У.Гладстон. Он инициатор проведения парламентской реформы 1868, разрешены тред-юнионы, виги – защитники народа.

Обсуждения общим кругом: на примере Британии попробуйте объяснить выражение: «Экономическая жизнь диктует политику». 

1) Вторая парламентская реформа 1867г.
Выступление учащегося

Постановка проблемного задания: представьте себя депутатом парламента от консервативной партии и попробуйте убедить присутствующих в необходимости проведения парламентской реформы. (после реформы 1832 года сохранились «гнилые местечки», высокий имущественный ценз – 10 ф.с. лишал избирательных прав рабочих (с 14 млн. населения право голоса имели лишь 670 тысяч). Промышленные города быстро росли, а их представительство в парламенте оставалось незначительным. Поэтому неюбходимо провести реформу и расширить ряды избирателей за счет финансово – промышленной буржуазии). 
Содержание реформы: (с.117 документ учебника)
Из акта о реформе 1867 г. 
Начиная с 1868 г. и в дальнейшем каждый взрослый мужчина имеет право зарегистрироваться как избиратель и голосовать за кандидата в парламент от городского избирательного округа, если он удовлетворит такие требования:
• если он достиг совершеннолетия (21 год) и не привлекался к суду;
• если он жил в этом избирательном округе в течение года как владелец или арендатор жилого дома с годовой платой 10 фунтов стерлингов;
• если его годовой доход составляет 5 фунтов стерлингов (по предварительной реформой – 10)
• если он своевременно оплатит до 20 июля предусмотрен налог в пользу бедных. 
В ходе реформы уничтожалось 46 «гнилых местечек». Города в парламент предоставлялись крупным городам – Ливерпуля, Бирмингема, Лондона, Манчестера. Количество избирателей возросло до 2, 25 млн. муж.

- какие изменения произошли в избирательной системе 1868г по сравнению с 1832г?

/тайное голосование, отмена десятины, снижен имущественный ценз-число избирателей увеличилось, каждый взрослый человек имеет право зарегистрироваться и голосовать за кандидата. Частичная свобода слова, собраний.Действует двухпартийная система./

- можна ли назвать Британию родиной либерализма?

- Как идеи либерализма способствовали экономическому процветаниюи сохранению социальной стабильности в Англии?

В период правления королева Виктория сохранила отношения с парламентом, четко разграничила функции парламента и правительства, и они стали играть все большую роль в политической жизни государства. В Англии с. XIX в. в значительной степени сложилось Гражданское общество, допускалась свобода слова, демонстраций, издавались газеты, сословия теряли свои привилегии. На первое место ставились свобода и способности личности. Утвердились принципы либерализма.

4.Внешняя политика работа с картой СМАРТ

- ”Империя, в которой не заходит солнце». Действительно ли это так. Раскажет и покажет  Алена, а вы  постарайтесь внимательно ее послушав записать какими территориями владела Англия. Внимание рассказ на англ языке.

Рассказ ученицы на англ языке возле карты

Учебник ст 118 работа с картой

Принципы внешней политики сформулировал Генри Пальмерстон- премьер-министр. ”В Британии нет ни вечных союзников, ни постоянных друзей. У нее есть постоянные интересы». Англия проводила активную внешнюю политику.

- Определите по карте” Мир в с.XIX в», какие колонии были захвачены Англией?

- Найдите в учебнике, стр.119 + словарь, понятия: метрополия, колония и доминион.

 К середине XIX в. Великобритания стала крупнейшей колониальной империей.

- Что способствовало созданию такой колониальной империи? / экономическое развитие и политическая стабильность/

- Можно ли назвать Британию мачехой других народов? Почему?

V Контрольно-оценочный этап

Рефлексия

- Что принесла Бриании Викторианская эпоха?

За это время – целую эпоху – Британская империя неуклонно крепила свое могущество. В этом преуспели и сама Виктория, обнаружившая в себе дар жесткого и прагматичного политика, и те, кто эту политику проводил практически, в первую очередь – знаменитый английский премьер Бенджамен Дизраэли. Благодаря их совместным усилиям Британия вошла в ХХ век одной из ведущих держав, добавившей к своей короне несколько великоленых камней, в частности богатейшие Индию и Южную Африку, а также суливший огромную выгоду только что построенный Суэцкий канал.

 -  Какие личностные качества королевы Виктории, на ваш взгляд, повлияли на становление могущественного Английского государства?/умение твердо стоять на своих решениях, интеллект, умение проявить в себе мужские качества, хитрость, честность с собой и своим государством, ответственность, самообладание, дисциплина, качества любящей матери, опыт.

Вы правильно подчеркнули личностные качества. Всеми этими качествами должен владеть политик и уметь распоряжаться ими в нужных целях.

Женщина - политик, в отличие от мужчины, обладает качествами любящей матери. Она должна любить и защищать свой народ, как мать защищает своего ребенка.

- Почему королеву Викторию называют женщиной – эпохой? /королева Виктория сумела сделать Англию - Великобританией, превратить страну в самое сильное государство мира./

И все это при том, что политическую стратегию знаменитой королевы нельзя назвать безупречной. Но это был как раз тот случай в мировой истории, когда в политике важна была не стратегия, а заключительный результат. Результат, который превзошел все ожидания. И трущобная, безнадежная Англия превратилась в сильное государство, с которым мы познакомились на уроке.

А также много архитектурных строений которые до сегоднешнего дня являются визитной карточкой страны.

Презентация учащегося

Биг-Бен Название самого большого из шести колоколов Вестминстерского дворца в Лондоне, часто это название ошибочно относят к часам и Часовой башне в целом.  Высота: 96,3 м Дата постройки:31 мая 1859 Тауэрский мост Разводной мост в центре Лондона над рекой Темзой, недалеко от Лондонского Тауэра. 

Высота: 65 м Дата постройки: 1894 г.

Башня Виктории Башня, расположенная на юго-западном углу Вестминстерского дворца в Лондоне. 

Высота:98,5 м Дата постройки: 1855 

Альберт-холл, — наиболее престижный концертный зал Великобритании 1871г

Закрепление (выполнение тестовых заданий)
1. Одной из причин экономического роста Британии была:
а)политическая не стабильность; б) завершение промышленного переворота; в)революции
2. В 1846 году правительство Великобритании перешел к политике: а)протекционизма;
б) свободной торговли
3) Идеи реформизма и модернизации общества были присущи: а)либералам; 
б) консерваторам
4) Лидером консервативной партии был: а) Б.Дизраэли; б) В.Гладсон
5. Консервативная партия защищала интересы: а)крупной буржуазии; б)лендлордов
6. Колонией Британии не была страна: а)Австралия; б)Китай; в)Индия.
7. Первым доминионом Британии стала колония:а)Новая Зеландия; б)Индия; в) Канада
8. Вторая парламентская реформа была проведена в.........году
9. Провели реформу  лидеры партии................
10. Государство, владеющее колониями, называется..................
11. Всемирная выставка в Лондоне состоялась в 18… году
12. Законодательная власть в Британии принадлежала........

Оценивания, самооценивания 
Д/з. Проработать §17, ответить на вопросы 3, 6. Сообщения на тему «Новшества Викторианской эпохи»

Ответы на тест:
1. б
2. б
3. а
4. а
5. а
6. б
7. в
8. 1867 год
9. консерваторов
10. метрополия
11. 1851г
12. двухпалатному парламенту

 

 

 

 

 

 

doc
Додано
9 серпня 2018
Переглядів
2755
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку