Урок природоведения 1 класс
Тема: Воздух. Свойства воздуха. Какое значение имеет воздух.
Цель урока: - расширить представление учащихся о воздухе, его значении для всего живого планеты , о состоянии воздуха в современных городах;
-исследовать свойства воздуха, формировать умения наблюдать, делать выводы, обобщать;
- дать представление об использовании воздуха и вызванных деятельностью человека источниках загрязнения ;
- Развивать критическое мышление , любознательность,
- Воспитывать интерес к изучению природы, бережное отношение к окружающей среде.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник, тетрадь, письменные принадлежности; для опытов: стаканы, прозрачная чаша, шарики, стакан , духи (для учителя), глобус, мячик, свеча палочка с фольгой ) красные и зеленые карандаши (кол-ву учащихся)воздушные шары ( количеству учащихся )презентация урока, гость – Воздушный Шарик, Незнайка
Ход урока:
I. Организационный момент.
Ребята, Незнайка хочет спросить у вас: «Ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями? ( с друзьями ) Он с вами полностью согласен.
Ребята, угадайте, кого из своих друзей пригласил Незнайка с собой на урок?
Он будет главным героем нашего урока.
Круглый, гладкий, как арбуз.
Цвет любой на разный вкус.
Коль упустишь с поводка – Улетит за облака.( ответы )
Знакомьтесь – это Воздушный Шарик. Незнайка приготовил вам 3 вопроса…
А, если вы отгадаете, что спрятано у шарика внутри – откроется тема сегодняшнего урока. Для этого нужно ответить на первый вопрос нашего гостя.
ІІ Актуализация опорных знаний
1.Фронтальный опрос
-что мы называем природой?
Перед вами картинки, на которых изображены предметы, к каким группам их можно отнести? относящиеся к природе и созданные руками человека
( виноград, дом, облако, мяч, звезда, дерево, шоколадка, улитка, хомяк)
-что нельзя отнести к природе? Слайд№1
-чем отличается живая от неживой природы?
На какие группы можно разделить оставшиеся предметы?(называют)
( живой и неживой природы )(слайд2)
Какие предметы относятся к живой природе? К неживой природе?
Проверка (слайд3,4)
По первым буквам в названиях оставшихся предметов составьте слово.
Какое слово получилось?
( воздух ) Так что находится внутри шарика?
К какой природе относится воздух? слайд(№5,6)
Мы ответили на первый вопрос нашего гостя.
III. Сообщение темы и целей урока. Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, его значении для всего живого, вспомним некоторые свойства его , а некоторые новые откроем ,также рассмотрим как человек использует воздух .Чтобы было понятно и интересно, я буду показывать опыты, а вы попытаетесь объяснить, какое из свойств воздуха использует человек в жизни.
Без еды человек может обходится несколько недель, без воды – несколько дней, а вот без воздуха – несколько минут.
Вдохните и закройте ладошками ротик и носик. Попробуйте задержать дыхание и сосчитайте про себя. Какое время вы смогли обойтись без воздуха? Может ли жить человек без воздуха?
Какое было желание?
( Открыть нос). Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем.(значит он жизненно необходим)
Воздух нужен людям, животным, растениям, чтобы дышать, а значит – жить.
(слайд7)
Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим!(Слайд8)
Посмотрите в окно.
Что вы видите вверху?
( Небо)
Мы привыкли называть воздушный океан – небом.
Голубое небо – это толстый слой воздуха, освещенный солнцем. Если бы Земля не была окружена воздухом, мы видели бы на черном небе огненный диск Солнца.
Воздух, окружающий нашу Землю – это ее удивительная «рубашка». В такой «рубашке» наша планета не перегревается от солнца.
Воздух, окружающий нашу Землю, выполняет очень важную работу – следит за климатом на нашей планете. Чтобы за осенью наступала зима, а за зимой весна и лето.
2.Проведение опытов
Сегодня Незнайке и его другу Воздушному Шарику мы откроем секреты воздуха и ответим на 2 вопрос.
2. Опыты. Исследование свойств воздуха.
Наблюдение№1 Воздух находится повсюду.
Ребята, а вы верите мне, что воздух находится вокруг нас повсюду?
А проверить готовы? Убедиться.
1. В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух?
-воздух окружает нас(взять тетрадь и помахать перед лицом)
-воздух есть в воде (в стакан налить воды - на стенке стакана пузырьки)
-воздух есть в земле (в стакан с водой бросить кусочек земли)(слайд9)
Вывод: При помощи зрения воздух всё же можно обнаружить в некоторых случаях. Посмотрите на комнатные растения.
Какого они цвета?
А классная доска?
А как вы думаете, какого цвета воздух?
Вывод: Открываем первое свойство воздуха: воздух невидимый и бесцветный.
Наблюдение№2
2. А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали?
(Ничего).
Пахнет чем-нибудь воздух?
Закройте глаза.
А сейчас?
( Запах духов).
Запах, мы ощущаем, когда частицы вещества попадают к нам в нос.
Где вы чувствуете сильные запахи?
( В столовой, парикмахерской, аптеке и т.д.)
Значит, какой вывод?
(Второе свойство-Чистый воздух запаха не имеет). Но как вы услышали запах? Какое свойства воздуха помогло вам это сделать?
(Воздух находится в постоянном движении)-освежители воздуха
3. Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его.
Какое свойства воздуха мы откроем?
( Третье свойство воздух не имеет вкуса )
4. Возьмите в руки учебник. Какой он формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось?
Имеет ли воздух форму?
(Четвертое свойство-не имеет формы)
1)На столе стоит чаша с водой и пластиковый пузырек А теперь отпустим в воду пустую закрытую пластиковую бутылку, наполненную , как мы уже узнали, воздухом. Что мы видим ? ( Бутылка плавает по поверхности воды, значит, воздух легче воды).
- Какой вывод можно сделать?
( Пятое сойство-Воздух легче воды.) ( надувные матрацы, круги)
Опыт 2. Воздушная гимнастика.
Надуйте шарик. Закрутите. Итак, внутри шарика теперь находится воздух, который заполнил его объем. Чем больше раздувается шарик, тем больше в нём воздуха. Попробуйте его сжать. Легко ли сжимается шарик? Какой вывод можно сделать?
(Шестое свойство- Воздух упругий.) Мяч. Что внутри?
Что будет если ударить об пол? (шины у велосипеда, автомобиля)
(Один ученик у доски, остальные надувают шарики аккуратно на месте. Отпускает шарик.)
- Почему шарик улетел? (Его толкает воздух.)
- Действительно, воздух всегда находится в движении. Возьмите и приоткройте шарики к себе что вы ощутите? Ребята , а это ветер дул сейчас на нас? Нет, это воздух, который перемещается в разные стороны.(опять же сила и движение воздуха-Как люди используют это свойство уч-к стр.40-мельницы,ветряные электростанции, паруса кораблей)
Наблюдение 4
Почему звери к зиме надевают тёплые пушистые шубки?( ответ)В пушистых шубках между ворсинками больше воздуха, который сохраняет тепло.
Почему звери и птицы в сильный холод прячутся в снег?( ответы )
Хоть снег и холодный, но между снежинками есть воздух. Этот воздух и защищает животных от холода.
Значит, воздух обладает ещё одним полезным свойством – (Седьмое свойство -сохранять тепло.
Поэтому в домах делают двойные рамы.
Опыт3.(свеча)
Посмотрите опыт, доказывающий, что теплый воздух поднимается вверх.
( Теплый воздух, поднимаясь вверх, приводит в движение спираль ).
Доказали, что теплый воздух поднимается вверх?
Это свойство воздуха вы можете увидеть и дома, когда теплый воздух из печной трубы поднимается вверх.
Люди заметили это свойство воздуха и решили использовать его для подъема вверх различных предметов. Так придумали воздушный шар.
Он двигался туда, куда дул ветер. Вскоре ученые создали воздушный шар, который был оснащен рулем, им можно было управлять. Такой воздушный шар назвали аэростат.
(слайд) аэростат ( Восьмое свойство - горячий воздух поднимается вверх)
ФИЗМИНУТКА.
-ІІІ. ОБОБЩИЕ НАШИХ ЗНАНИЙ О ВОЗДУХЕ.
Открыли учеб-к на стр.40
Воздух находится вокруг нас, но мы его не замечаем, потому что…
Итак, о каких свойствах воздуха мы узнали? (Прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, легче воды, упруг, всегда находится в движении, горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.)
1. Какое значение имеет воздух
-Как люди научились использовать свойства воздуха?(слайд13)
Работа с учебником с. 40-41
Воздух заставляет двигаться и крутиться предметы, образует волны, поднимает пыль.
Подумайте, как человек заставляет ветер помогать себе? ( Ответы детей).
Человек строит ветряные мельницы, ветряные электростанции. Ветер надувает паруса кораблей.
Значение воздуха велико- ответили на 3 вопрос
Ребята, а от чего воздух может загрязняться?( ответы )(слайд14)
Расскажите, от чего загрязняется воздух?
( ответы )В городах строится много заводов. Из их труб в воздух поднимается дым, в котором много пыли ядовитых веществ, вредных для здоровья всех живых существ.
Выхлопные газы автомашин так же загрязняют воздух.
Что же делаю люди, чтобы воздух был чистым? Что нужно делать, чтобы воздуха на земле не стало меньше?( нет – машинам, да – велосипеду ).
( ответы )
На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух..
А главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. Вот почему так легко дышится в лесу.
Откройте тетрадь на стр.15
Отметьте красным карандашом кружок, что загрязняет воздух, зеленым – кружок, что не загрязняет.
Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины
2.Работа с диаграммой Венна
1.природа
2.неживая
3.без них нет
жизни
V. Итог урока.
Наш урок подходит к концу. Мы закончили исследовать воздух.
Как вы думаете Незнайка, получил ответы на свои вопросы о воздухе?
VI. Рефлексия.
-Было интересно -узнал(а) новое -Расскажу дома - Буду использовать