Урок з розвитку критичного мислення у 3 класі. Я У СВІТІ. "Правила життя в суспільстві"

Про матеріал

Цель: закрепить знания учащихся по теме «Правила жизни в обществе»; на основе ситуативных задач проверить готовность школьников применять полученные знания в повседневной жизни; учить устанавливать основные взаимосвязи в социальной жизни (между поступком и следствием, нарушением правил и ответственностью) воспитывать ответственность.

Перегляд файлу

Правила жизни в обществе

Цель: закрепить знания учащихся по теме «Правила жизни в обществе»; на основе ситуативных задач проверить готовность школьников применять полученные знания в повседневной жизни; учить устанавливать основные взаимосвязи в социальной жизни (между поступком и следствием, нарушением правил и ответственностью) воспитывать ответственность.

 

І. Объявление темы и цели урока

- На доске записана тема урока. Шепотом прочитайте ее.

 Правила жизни в обществе.

ІІ. Работа над новым материалом.

 1.Беседа.

- На сегодняшнем уроке мы поговорим о жизненных принципах, которыми мы руководствуемся, чтобы достойно носить имя Человек, Гражданин.

Работа с раздаточным материалом в парах.

                                                 

народ

одобряет

осуждает

ум

 

злых

знания и труд

упрямых

науку, образование

скупых, лукавых,

улыбку

плохих

храбрость и мужество

завистливых

совесть и честность

капризных,

вежливость

неискренних,

трудолюбивых

неблагодарных

верных

пьяниц

отзывчивых, надежных

сердитых

силу

ленивых

 

2. Прочитайте текст на с. 125-126 и поделитесь своими мыслями по поводу прочитанного.

- Что из прочитанного было вам знакомо?

- Что нового вы узнали?

- О чем бы хотели узнать?

знаем

узнали

хотим узнать

 

- Вспомните десять заповедей Божьих.

- Помни! Не делай и не желай другому того, чего не желаешь себе.

- Где, в каком документе записаны права и обязанности человека?

(В Конституции Украины)

3. - Какие статьи Конституции закрепляют эти положения, вы сейчас узнаете, если правильно найдете ответы

12:4 = 3                                половину от 56 = 28

46-23 = 23                               4•8 = 32

9•3 = 27                                половину от 100 = 50

- Записать числа в порядке увеличения: 3,23,27,28,32,50.

- Это статьи Конституции, содержат положения о правах человека, его жизни и здоровье, чести и достоинстве.

Знакомство с содержанием статей.

4.  Путешествие в сказку.

Не в тридевятом царстве, не за синими морями, не за дремучими лесами, а в обычном городе Алфавит жила-поживала обычная буква "Я". Но ей всегда казалось, что она особенная. Когда все буквы шли на работу и звали ее, она только говорила: "Не имеете права меня заставлять", а слово, как долг, вообще не хотела слышать. Весь день она вертелась перед зеркалом и говорила:

Я величественная,

Я буква симпатичная.

Азбука - это моя семья.

Лучшая из букв,

Конечно, - Я

Вообще эту букву очень любили, понимали, что без нее никак прожить, но не могли научить замечать важность других букв, не могли заставить выполнять свои обязанности.

На совете старейшин решили букву "Я" отправить в путешествие в страну Правляндию.

- Подумайте, почему именно в эту страну с таким странным названием пришлось пойти букве "Я". О чем говорит вам название страны? (Размышления детей.)

- Вход в эту страну старательно оберегали два мужественные и надежные воины: Закон и Порядок. Они открыли ворота после того, как буква «Я» ответила на их вопросы-пропуска.

Попробуйте и вы справиться с этими задачами.

Вопрос от "Закона":

- Основной Закон государства - это (Конституция.)

- Какие законные выходные дни у учащихся? (Суббота и воскресенье.)

- Что ждет каждого гражданина за нарушение закона? (Штраф, увольнение с работы, тюрьма.)

Вопрос от "Порядка":

- Кто следит за порядком на дорогах? (Работники ГАИ.)

- Кто несет ответственность за порядок в тетрадях и портфелях? (Ученик.)

- Он поддерживает порядок на футбольном поле.. (Судья.)

Ворота открылись. А потом Закон и Порядок сказали букве "Я", что выйти она через эти ворота не сможет. Придется идти ей на противоположную сторону страны - там выход. Ступив на территорию Правляндии, буква "Я" испугалась, так где-то с небес послышался грозный голос:

- Пойди туда, где старый пень, стань на него и скажи такие слова:

У каждого существа на земле

Есть обязанности и права свои.

Буква и не думала спорить. Все сделала, как сказал ей голос.

Из-под пенька появились два грибочки.

(На шляпках грибов написано - обязанность, Право.)

грибы:

Я - обязанность!

Я - Право!

Вместе:

Без нас нет государства.

- А ты знаешь свои права и обязанности?

Буква (задумалась на минуту и ​​уверенно начала):

- Я имею право на жизнь.

- Я имею право на выбор места жительства и, кстати, хочу вернуться в свой город.

- Я имею право свободно высказываться.

- Я имею право на уважение моего достоинства.

Грибочек-Право (остановил хитрую букву и добавил):

- Не слышала ли ты и о том, что каждый имеет право на труд? Букве стало стыдно, потому что вспомнила она, как ей часто не хочется работать, как ее подруги "А" и "Й" ежедневно выполняют ее работу.

Где ни возьмись, появился Воробей.

"Спас бы меня от поучений этих мудрых грибов", - подумала буква.

Но не тут. Это был Воробей не обычный, а профессор истории страны Правляндии. Пришлось букве выслушать и его.

Воробей:

- Издавна люди мечтали о свободной счастливую жизнь без насилия, жестокости, унижения. Для достижения этого они должны иметь определенные права - права человека.

В древнем мире права человека были очень ограниченными. Раб не имел права распоряжаться собственной жизнью. Права людей отличались в зависимости от того, какую религию они исповедовали, которой национальности были. Людей с черным цветом кожи заставляли жить на специальных территориях.

В нашей стране, входившей в состав Российской империи, до 1861 года существовало крепостное право. Крепостные были собственностью богатых господ. Независимая Украины и ее Конституция предоставили человеку большие права и свободы, а вместе с ними и обязанности.

Вдруг букве показалось, что она летит. Нет, это на самом деле, она летит! Как это так, она же не птица?

Не знала "Я", всю речь Воробья подслушивала Сорока Соня из семьи Беспредел. Когда ей уже хорошо это надоело, она схватила в клюв букву и понесла на свою поляну. Здесь белобокая начала проводить свою "политику".

Сорока:

Поверь мне, выйдет  лучше,

Как научу тебя я воровать.

Мы будем с тобой летать,

Все, что блестяще, хватать,

И радоваться, и стрекотать,

Веселиться и богатеть!

(Издалека слышен голос дятла-прокурора.)

Дятел-прокурор:

- Тук-тук-тук. За кражи, грабежи, вымогательства предусмотрена строгая ответственность, в отдельных случаях до 15-ти лет лишения свободы. (Уголовный кодекс Украины.)

Сорока (прислушивается):

Что-то послышалось.

А там, за перелазом,

Конфеты дешевые.

Покупаем их - дороже продаем,

Никому денег не даем,

Как хорошо мы на этом выиграем!

Дятел-прокурор:

- Да, да, да. Статья 67 Конституции Украины. Каждый обязан платить налоги в размерах, установленных Законом.

Сорока:

Опять кто-то меня перебивает.

Ой, забыла сказать.

Об одном письме от Аиста,

Что Воробью он писал,

Узнала я, что недалеко

Есть хорошенький чудо-склад.

Дятел-прокурор:

- Тук-тук-тук. Конституцией гарантировано тайну переписки, телеграмм, телефонных разговоров. Статья 31.

Сорока:

- Что это вы мне все здесь твердите: Статья, Кодекс, Конституция? Не знаю всех этих статей! Не читала!

Дятел-прокурор:

- Согласно Конституции, незнание законов не освобождает от ответственности за преступления.

.Бедная буква «Я» уже давно спряталась за могучий ствол Дуба и боялась напомнить о себе, чтобы и ей не досталось от дятла. А он продолжал (до Сороки):

- Ну, если законы ты не читала, то свой язык птиц знаешь с детства. Птичья община, на помощь!

И здесь появились Сова-юрист, Кукушка-адвокат, Синичка-судья, Аист-налоговый инспектор.

Сорока, конечно, давно улетела от этих мудрых сборов, а вот буква "Я" впервые серьезно задумалась о том, что жизнь не так проста, как это ей казалось перед зеркалом. Думала она также над своими обязанностями и правами.

По этим мыслями буква заметила, как оказалась на тропе, которая привела ее в странное место. Там, где она была до сих пор, все напоминало лето: пели птички, зеленела трава, летали бабочки. А здесь . Как-то мрачно, тихо, грустно. Лишь один то ли цветок, то ли бутон  рос среди этой пустоты.

(Модель цветка со сборными листьями.)

- Кто ты, - спросила буква, - что случилось с этой местностью?

- Волшебник Правляндии заворожил эту территорию за то, что люди не соблюдали правила поведения в природе.

- Тук-тук-тук. Статья 66. Каждый обязан не наносить вред природе, культурному наследию, - послышался уже знакомый голос дятла-прокурора.

- Дети, давайте сделаем так, чтобы лето пришло и расцвела этот цветок.

(Дети составляют правила поведения в природе.)

Буква "Я" была рада таким волшебным превращением, потому что после того, как расцвела цветок, прилетел бабочка, блеснул лучик.

Но день подходил к концу. Уже солнышко прощалось с землей. А буква не могла найти выхода из страны. Села она и заплакала. Вдруг к ней долетели чьи-то слова:

- Одень меня, и ты увидишь то, что ищешь.

Огляделась "Я" вокруг - никого. Только какие-то странные очки лежал не тропе: одно стеклышко - красное, другое - зеленое. Одела путешественница их и еще больше расстроилась.

- Я не вижу ничего .

- А ты угадай мои задачи, тогда появится свет в твоих глазах.

Букве нужно было справиться с такой задачей: если она слышала правильное утверждение - сигнализировала зеленым "глазом", а если неправильное - красным.

Попробуйте и вы преодолеть это испытание.

(Дети готовят сигнальные карточки красного и зеленого цветов.)

Игра "Правильно-неправильно"

1. "Каждый, кто работает, имеет право на отдых". (Статья 45)

2. Учиться в школах имеют право те, кто достиг роста 1 м 20 см. Учиться можно 3, 5, 7 лет - по желанию. (Каждый имеет право на образование. Полное общее среднее образование является обязательным. Статья 53.)

3. Родители обязаны заботиться о детях, пока они не начнут ходить. А совершеннолетние дети обязаны переехать в другой город и только по телефону поддерживать связи с родителями. (Родители обязаны содержать детей до их совершеннолетия. Совершеннолетние дети обязаны заботиться о своих нетрудоспособных родителях. Статья 51.)

4. Защита Отечества, независимости и территориальной целостности Украины, уважение ее государственных символов является обязанностью граждан Украины. (Статья 65.)

5. Каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. (Статья 35)

6. Соблюдать Конституцию и законы обязаны руководители организаций, судьи, прокуроры, милиционеры, все остальные люди освобождаются от соблюдения законов. (Каждый обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Украины и законы Украины. Статья 68.)

Вдруг очки засияли ярким светом. Посмотрела сквозь них буква и сразу увидела ворота, на которых было написано "Выход".

Счастливая она вышла за пределы Правляндии. ей хотелось скорее увидеть своих родственников. Теперь она не будет такой, как раньше, ей хотелось быстрее вернуться к своей маленькой родины - города Алфавит. Она его любила так же искренне, как мы с вами любим каждый новый день в своей стране, о чем и хочется спеть.

 

5. - Живя в государстве, где царит верховенство законов, недостаточно знать только правила культурного поведения. В каждом государстве существуют установленные нормы поведения, которых должен придерживаться каждый гражданин.

Право - совокупность правил поведения, которые содержатся в законах.

Если кто-то нарушает права, то говорят, что этот человек совершает правонарушение.

Правонарушение - это противоправные вредные поступки людей, за которые предусмотрена ответственность перед законом.

Вина - поступки, нарушающие общепринятые правила поведения.

- Какие преступления чаще всего встречаются среди детей?

Раскрытием правонарушений занимается полиция и прокуратура. Несовершеннолетние несут уголовную ответственность с 16 лет, а за отдельные тяжкие преступления с 14 лет. При совершении преступлений нарушаются права других людей.

6. - Выявления правонарушений в сказках

1 команда - «Красная шапочка» Ш. Перро

2 команда - «Сказка о котика и петушка»

3 команда - «Золушка»

4 команда - «Коза-дереза»

5 команда - «Колобок»

6 команда - «Ивасик-Телесик»

- Говорят, что право одного заканчивается там, где начинается право другого. Як вы это понимаете?

7. Работа в группе

- Прочитайте текст на с. 128. Рассмотрите рисунок на с. 128. Обсудите

эту ситуацию. Придумайте конечность рассказа. Дайте ему название.

- Что означает слово правонарушения?

- Прочитайте об этом в толковом словарике на с. 128.

 - Обсудите ситуации, представленные на с. 129.

Запомни! Никто не имеет права причинять вред другому человеку. Никто не имеет права брать чужое, портить его, издеваться над другим человека. Если человек нарушает закон, то будет отвечать за это.

8. Игра «МИКРОФОН»

- Интересно залезть в машину, чтобы посмотреть, какая она?

- Почетно  ли стоять на страже, пока друзья воруют из киоска диски?

- Прикольно  ли бросить камень в окно трамвая или поезда, который едет?

- Можно ли намеренно не закрывать водопроводный кран?

9. Игра «СВЕТОФОР»

Правонарушения и проступок:

Опоздание на урок

Дежурство во время кражи

Вымогательство средств

Невыполнение домашних заданий

Хулиганство

Плохое дежурство в классе.

10. Работа в группах

- Воспользуйтесь словам для справок и дополните предложения.

Справка: шутка, жестокость, правонарушение, преступление, хулиганство, невежливость, неуважение.

Пример 1. В жаркие дни ребята часто поливают друг друга водой. Это ... (шутка).

Пример 2. В жаркие дни ребята часто поливают друг друга водой. Но вот один из парней добавил в воду яркий краситель, и ... рубашка у его товарища изменила цвет в некоторых местах. Это ... (хулиганство).

Пример 3. Петя по привычке бросил свой портфель угодно. Одноклассники спрятали портфель, и когда Петя начал искать его, испугавшись, что портфель исчез, отдали потерянную вещь, посоветовав при этом не бросать вещи угодно, а быть аккуратнее. Это ... (шутка).

Пример 4. Двое школьников решили подшутить над своим другом и спрятали его зимнюю шапку. Саша, не найдя шапки, пошел домой без головного убора. Погода была холодной, и на следующий день Саша лежал с высокой температурой больной. Это ... (жестокость).

Пример 5. Дети бесчинствовали на перемене и бросали друг в друга полные портфели. Но вот один из портфелей попал в голову девочке. В результате - тяжелая травма. «Мы не хотели, мы просто шутили», - оправдывались дети. Но можно ли назвать это шуткой? Это ... (правонарушения).

Пример 6. Вася бросал снежками по машинам, которые проезжали мимо. Одна из снежных шариков попала в лобовое стекло автомобиля. Водитель от неожиданности резко затормозил. Водитель машины, которая ехала позади него, не рассчитывал на это, и в результате обе машины столкнулись. Один из водителей получил тяжелые травмы на всю жизнь. Как назвать поступок Василька? Это ... (преступление).

Пример 7. Подросток, демонстрируя друзьям свою ловкость, целится камнем в уличный фонарь. Попав, восклицает: «Есть!» Это ... (хулиганство).

Пример 8.- Алло! Мне Игоря! Нет? Ну, хорошо ... Кто спрашивает? Так, друг один ... Ладно, я позвоню позже ... Разбудил? А вы что, уже спали? Но еще рано ... Это ... (невежливость).

Пример 9. Маша взяла книгу в читальном зале, ей необходимо вызучить на урок стихотворение. Переписывать его не хочется. Маша вырвала страницу из книги. Это ... (хулиганство).

Пример 10. Папа весь вечер сидел у компьютера, готовил доклад на конференцию. Перед ужином он попросил никого не пользоваться компьютером, у него еще много работы. А Юрий хотел поиграть в новую игру. Пока папа пил чай, Юрий отключил папину программу и начал играть в свою игру. Но когда отец зашел в комнату, мальчик вспомнил, что забыл сохранить папе документы. Это ... (неуважение).

- От шалостей к преступлению - один шаг! На конкретных примерах вы убедились, что шутки, шалости, необдуманные поступки могут привести к правонарушениям.

ІІІ. Подведение итогов. Рефлексия

- Что происходит с людьми, которые не уважают законов, не соблюдают их?

- Есть ли среди детей нарушители законов?

- Как называют таких детей?

- А что такое правонарушение?

Метод «ПМИ»

docx
Додано
12 квітня 2018
Переглядів
1208
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку