Урок за романом М.Булгакова "Майстер та Маргарита"

Про матеріал

Конспект відкритого уроку в 11 класі за романом М.БУлгакова "Майстер та Маргарита". Матеріал містить різні форми роботи з учнями, спрямований на формування творчих здібностей та критичного мислення.

Перегляд файлу

Сатирическое изображение советских обывателей и функционеров Москвы 30-х годов ХХ ст. в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

 

 Цель: помочь ученикам осознать мастерство писателя в художественно-психологическом осмыслении современной ему действительности; развивать навыки анализа художественного произведения, его образов и явлений, сопоставление с современностью, высказывание своих мыслей; воспитывать стремление к самопознанию и самосовершенствованию.

Оборудование: портрет писателя, издание произведения, иллюстративные материалы.

Тип урока: формирование умений и навыков.

 

Ход урока

I.   Актуализация  опорных знаний.

1. Учитель. В 1921 году в стихотворении “О дряни” В. В. Маяковский писал о современной ему действительности:

 Утихомирились бури революционных лон.

 Подернулась тиной советская мешанина.

 И вылезло

 Из-за спины РСФСР

 Мурло

 Мещанина.

В Толковом словаре читаем: “Обыватель — человек, лишенный общественного кругозора, живущий только мелкими личными интересами”.

К теме обывательства обращались многие авторы.

  • Назовите известных вам писателей, заостряющих внимание на этой теме. (Гофман, Чехов, Гоголь)

 

(на доске вывесить фамилии писателей)!!!

Представитель немецкого романтизма Э.Гофман отмечал, что обывательство проникает во многие сферы человеческой жизни.  В сказочной форме автор отразил мир, где жизненные блага и почёт воздаются не по труду, не по уму и не по заслугам. Мир реальный, будничный, прозаический является миром филистеров, самоудовлетворенных людей со "здравым смыслом". Мир романтический открыт для "энтузиастов", фантазеров, истинных музыкантов.

Для “идеального” мира душа бессмертна, ибо она — воплощение божественного начала в человеке. А в мире “реальном” вполне может быть “мертвая душа”, потому что для обывателей душа только то, что отличает живого человека от покойника. Этот мир безумен — он забыл о душе, он бездуховен.  Но “мертвые души”, по Гоголю, — не только помещики и чиновники: это “безответно мертвые обыватели”, страшные “неподвижным холодом души своей и бесплодной пустыней сердца”. В Манилова или Собакевича может превратиться любой человек, если “ничтожная страстишка к чему-нибудь мелкому” разрастется в нем, заставляя его “позабыть великие и святые обязанности и в ничтожных побрякушках видеть великое и святое”.

В годы революции и Гражданской войны обыватель на время затаился. С ужасом наблюдал он сквозь щелку между ситцевыми занавесками перипетии кровавой борьбы, но, как только над шестой частью суши окончательно и бесповоротно утвердилась власть рабочих и крестьян, вздохнул с облегчением и стал искать свое теплое местечко в новой жизни. Из российского обывателя он превратился в обывателя советского.

 Со всех необъятных российских нив,

 С первого дня советского рождения

 Стеклись они,

 Наскоро оперенья переменив,

 И засев во все учреждения.

 Проник обыватель и в “одну из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемую “МАССОЛИТ”. Там его в конце двадцатых — начале тридцатых годов и нашел Михаил Афанасьевич Булгаков.

 

 2. Блиц-турнир (знание текста)

(медиа-установка – картинки)

  1. Название писательской организации, описанной в романе «Мастер и Маргарита». (МАССОЛИТ)
  2. Работа, хуже которой нет на свете, по словам Бегемота. (Кондуктор в трамвае)
  3. Вопрос, который “испортил москвичей”. (Квартирный)
  4. Геометрическая фигура, изображённая на портсигаре Воланда. (Треугольник)
  5. Алкогольный напиток, которым был заполнен бассейн на балу у Воланда. (Шампанское)
  6. Дирижёр оркестра на балу у Воланда. (Иоганн Штраус)
  7. Прибор, который “починял” кот Бегемот. (Примус)
  8. Тайник, куда припрятал деньги Никанор Иванович Босой. (Вентиляционный ход)
  9. Кличка милицейской собаки, пущенной по следу пропавшего финдиректора Римского. (Тузбубен)
  10. То, чего лишился Варенуха после “контакта” с нечистой силой. (Тень)
  11.  Фрукт, нагло съеденный Бегемотом в Торгсине на Смоленском рынке во время “последнего приключения”. (Мандарин)
  12. Вид одежды, который, по утверждению Бегемота, не полагается носить котам. (Штаны)

 

II.   Объявление темы и цели урока

III.   Формирование умений и навыков учеников

Учитель. В романе М.Булгакова тесно переплелись три мира: мир фантастический, связанный с Воландом и его свитой, мир ершалаимский (мир героя романа Мастера) и мир, современный писателю, московский мир 30-х гг. Именно о Москве и ее жителях и пойдет речь на сегодняшнем уроке. Какой же была Москва в 30-е гг. прошлого века. Об этом нам расскажет историк.

Выступление историка  (Вангела К.) «Москва 30-х гг.»

Москва 30-х гг. (исторический аспект)

Москва 30-х гг. (в романе М.Булгакова)

 

Бездуховность, черствость, корыстолюбие, самодовольство, цинизм, бездарность, стремление прислуживаться, жадность, предательство, аморальность, в борьбе за место под солнцем способны уничтожить друг друга, приспособленчество, атеизм, взяточничество, прелюбодеяние, пьянство, несоответствие занимаемым должностям.

 

(на экране – презентация «Москва 30-х гг.»)

 

(Во время выступления историка учащиеся заполняют первую часть таблицы)

Учитель. Ответ на вопрос, какой же предстает Москва в романе М.Булгакова, каждый из вас получит самостоятельно. Вторую колонку таблицы вы будете заполнять  в процессе работы на уроке.

Эвристическая беседа

  •       С какой целью Воланд прибыл в Москву? (Посмотреть, как изменились люди, и восстановить справедливость.)

 

Просмотр эпизода фильма В.Бортко «Мастер и Маргарита»

ФИЛЬМ (эпизод в Варьете)

 

(работа с таблицей)

Дело №_____ о “подвигах” Воланда и его свиты в Москве.

 

Факты

Аргументы

Место действия 

 

 

Время действия 

 

 

Исполнители

 

 

Пострадавшие

 

 

Действия 

 

 

 

Побуждения 

 

 

Итоги 

 

 

 

Вывод

 

 

 

 

  •      Как Воланд и его свита потешились над московской публикой?
  •      Какие черты жителей Москвы при этом проявились?
  •      Как реагировал «высший московский мир», «бомонд» на разные несчастья с другими людьми, даже теми, перед которыми они раньше ползали? (Сначала испытывали удивление, приходили в ужас, через несколько минут все забывали и возвращались к своим делам, проявив равнодушие и бессердечность; во время сеанса «черной магии» москвичи вмиг искусились бесплатными модными вещами и денежным дождем, опровергая идеологические постулаты о формировании в СССР нового типа личности – строителя коммунизма; не на жизнь, а насмерть боролись за право на квартиру Берлиоза).
  •   Кого, как и за что подвергли наказанию Воланд и его свита?

(Лиходеев - директор театра Варьете, сосед Берлиоза, также проживающий в „нехорошей квартире“ на Садовой. Бездельник, бабник и пьяница. За „служебное несоответствие“ был телепортирован в Ялту приспешниками Воланда.

Семплеяров - прелюбодей, председатель «Акустической комиссии московских театров». В Театре «Варьете», на сеансе чёрной магии, Коровьев разоблачает его любовные похождения.

Прохор Петрович  - председатель зрелищной комиссии театра Варьете. Кот Бегемот временно похитил его, оставив сидеть на его рабочем месте пустой костюм. За то, что занимал неподходящую ему должность.

Латунский – подверг беспощадной критике талант Мастера.

Соков - буфетчик театра Варьете, раскритикованный Воландом за некачественную пищу, подаваемую в буфете. Накопил свыше 249 тысяч рублей на закупках продуктов „второй свежести“ и прочих злоупотреблениях служебным положением. Получил от Коровьева сообщение о своей смерти от рака печени через 9 месяцев, которому, в отличие от Берлиоза, поверил, и принял все меры к предупреждению, — что ему, разумеется, не помогло.

Алоизий - предатель, знакомый Мастера, написавший на него ложный донос ради присвоения жилплощади. Был выгнан из своей новой квартиры свитой Воланда. После суда Воланда в беспамятстве покинул Москву, но, очнувшись где-то у Вятки, вернулся. Заменил на должности финдиректора театра „Варьете“ Римского. Деятельность Могарыча на этой должности доставляла большие терзания Варенухе.

Варенуха  - фамилия недалёкого администратора связана с его простотой и желанием быть навеселе. По завершении всех событий, описанных в романе, Варенуха стал более добродушным, вежливым и честным человеком.

Никанор Босой – взяточник. Пытаясь хоть как-то оправдать себя, Босой признался во взяточничестве и заявил об аналогичных преступлениях со стороны своих помощников, что привело к аресту всех членов жилтоварищества. Из-за дальнейшего поведения на допросе был направлен в психиатрическую больницу, где его преследовали кошмары, связанные с требованиями сдать имеющуюся валюту.

Римский – старается найти обычные объяснения явлений необыкновенных. Был потрясён нападением на него Геллы вместе со своим другом Варенухой настолько, что полностью поседел, а после предпочёл бежать из Москвы. На допросе в НКВД просил для себя „бронированную камеру“

Главная мишень булгаковской сатиры – так называемая советская интеллигенция – писатели, поэты, критики, деятели культуры и искусства (эпизоды в ресторане «Дом Грибоедова»)

  •      Какие приметы действительности 1930-х годов проступают в произведении М. Булгакова? (Упоминание о Соловках, «нехорошая квартира», из которой бесследно исчезают люди;  деталь в одежде мастера      отсутствие пуговиц на одежде (их срезали во время арестов); проявления «внимательности» относительно иностранцев - возможных шпионов; доносы и др.).
  •      Какие художественные средства использует М.Булгаков, изображая московских обывателей? Какую цель преследует автор?

 

Работа с литературоведческими понятиями

Ирония

Сатира

Гротеск

Сатира (лат. satira) — проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др.

Иро́ния (от др.-греч. ερωνεία — «притворство») — троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.

Гротеск (фр. grotesque, буквально — причудливый; комичный; итал. grottesco — причудливый) — вид художественной о́бразности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма.

 

Учитель. Сатира, иногда очень едкая, выплескивается на «московских» страницах романа. Маэстро Воланд официально проводит сеансы черной и белой магии на сцене, но половина спектакля - вне сцены. Почему? Так как много «объектов» для спектакля в Москве развелось. Люди забыли о своем настоящем назначении, и потому к ним пришел Воланд.

М. Булгаков широко использует иронию и гротеск, точно подмечает и изображает психологические особенности обывателей, предусматривая их реакцию на событии и поступки. И это свидетельствует о большом мастерстве, гениальности писателя.

Вернуться к таблице «Москва 30-х гг. в романе М.Булгакова» (учащиеся озвучивают свои записи, 2 колонка)

  • Перечислите основные черты московских жителей

Учитель. Москва показана Булгаковым с любовью, но и с болью. Это прекрасный город, немного суетливый, суматошный, полный жизни. Но сколько утонченного юмора, сколько откровенного неприятия в изображении людей, которые населяют столицу! Булгаков показывает как бы послойный срез жизни московских обывателей 30-х годов. Причем к обывателям он относит как окололитературную и художественную элиту, так и обитателей московских коммуналок, квартирных жуликов, скандальных старух, валютчиков, жуликов, жадных и беспринципных деятелей различных комиссий и комитетов, легкомысленную публику, обманутую «магом» в театре Варьете. Самые фантастические сцены связаны с обыденной жизнью большого города. Именно здесь происходят чудеса, здесь резвится свита дьявола, соблазняя людей деньгами, тряпками, и тут же раскрывает свои обманы, веселится, открывая людям их собственные пороки.

  •    Почему именно Москва была выбрана М.Булгаковым в качестве места действия романа? (Москва – столица, сосредоточение всего лучшего. Булгаков оголяет все негативные стороны обывательской действительности)

3. Решение проблемного вопроса.

Учитель. Обратите внимание на  черты, которыми М. Булгаков наделил жителей Москвы. Не кажется ли вам, что перед нами, так называемый эффект дежавю? (жители Москвы 30-х гг. = жители Украины начала ХХІ века)

   Как вы думаете, изменились ли люди со времен Булгакова? Докажите свою точку зрения.

Учитель Блестяще показаны жулики, очковтиратели, карьеристы, сводники. Всех их настигает заслуженное возмездие. Но наказание не страшное, над ними смеются, ставя в нелепые ситуации, доводя до абсурда их собственные черты и недостатки. Нет, и чудеса не исправят трусливого обывателя. Так живут, суетятся, выгадывают, ссорятся, нелепо умирают люди. Что же говорит о них Воланд? «Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их...» Существо, которое живет слишком долго, видевшее столько, сколько не приснится самому добросовестному историку, не судит людей, живущих в сложные 30-е годы XX века слишком строго. Он видит, что суть человека не меняется со временем. Что было хорошо 2000 лет назад, то осталось таким и сейчас.

Воланду нечего и некого бояться, у него нет корысти верить в миражи, он пришел восстановить справедливость, совершить разоблачение, назвать вещи своими именами. Он показывает обывателям их самих, и некоторые, в ком еще не умерла душа, ужаснувшись своим грехам, встают на путь перерождения.

 

4. Решение проблемного вопроса

Постарайтесь ответить на вопрос «Я обыватель?» (какие черты, характерные для жителей Москвы, присущи вам самим?)

 

IV. Итоги урока.

Рефлексия

  • Как самому не превратиться в обывателя?
  • Как победить обывателя в себе?
  • Почему важно не стать обывателем?

V. Домашнее задание

Творческая работа.

Выскажите свое мнение по поводу одного из изречений

  •         Под влиянием мещанства все переменилось. Рыцарская честь заменилась бухгалтерской честностью, изящные нравы — нравами чинными, вежливость — чопорностью, гордость — обидчивостью! (А. И. ГЕРЦЕН)
  •         Приспособляясь, люди хотят сохранить себя и в то же время теряют себя. (М.М. ПРИШВИН)
  •         Ужасный страх, как бы не быть мещанином, и уже заключенное в нем недоразумение, стремление осесть в сферах вечности, чтобы не нести ответственности на земле — не опаснее ли все это для культуры, чем все мещане, вместе взятые?  (М. ФРИШ)
docx
Додано
3 березня 2018
Переглядів
2811
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку