Тема : Жизнь животных
Цель : продолжать уточнять и систематизировать представление детей о диких и домашних животных, знакомить с прекрасным миром животных, дети должны знать , чем питаются животные, как подают голос, где они живут и какую пользу приносят человеку, совершенствовать связную речь, расширять словарный запас, воображение, любознательность, память и мышление детей, воспитывать самостоятельность, активность, инициативность, бережное отношение к животным, умение работать в группах, умение наблюдать за животными, развивать чувство товарищества.
Наглядность :эмблемы у детей, картинки с животными, среда обитания,
Ход урока :
1. Организационный момент.
Три группы детей, которые будут работать на уроке собираются в круг. Первая группа- животные, вторая -рыбы, третья- насекомые.
Дети улыбнулись друг другу. Учитель спрашивает детей, какую тему они изучали целую неделю? Дети отвечают, что тема называется :"Мир животных". Учитель просит ребят взять и повесить прищепки, если ребенок хорошо все знает о животных на арбуз, если многое, но не все -на грушу. А если мало и хотел бы еще узнать -на клубничку. Все животные разные. Кто-то лохматый, а кто-то с рогами., кто-то любит мед,а кто-то гусениц. Давайте догадаемся, о ком идет речь. Три старшеклассника проводят викторину с детьми " Узнай животное" и задают вопросы группам по очереди.
- Я, добрая, суетливая зверюшка, живу повсюду. У меня длинный пушистый хвост и глаза -бусинки. На ушках маленькие кисточки, которые защищают меня от мороза. в сильные морозы я сижу в дупле и питаюсь желудями, сухими грибами, орехами. (Это белка)
-У меня морда острая, уши стоячие, очень тонко развит нюх. Я очень прожорлив. питаюсь мясом, нападая на оленей, лосей, грызунами, но могу есть и ягоды. Люблю охотиться ночью в одиночку. Но зимой , чтобы прокормиться, мы собираемся в стаи. (Это волк)
-Я живу на Крайнем севере. питаюсь рыбой и тюленями. Очень люблю море. Толстый слой жира под кожей и длинная белая шерсть предохраняет меня от переохлаждения. (Это белый медведь)
Детям предлагают старшеклассники выбрать картинку с животным и, изобразив это животное, сесть на место.
2.Объявление темы урока. На доске висит кроссворд. Дети его разгадывают и находят картинки у себя на столах с ответами на загадки.
- У кого колючий плащик?
Кто на спинке завтрак тащит?
У кого не видно ножек?
Ну, конечно, это ежик.
В черную полоску
Рыженькие киски,
Не рекомендую подходить
К ним очень близко.
Мяконьких лапок не слышны шаги,
Острые когти, большие клыки. (Это тигр)
Будто бы кольчугу
И в мороз и в зной носят кожу
С жесткой чешуей.
А когда наступит срок,
Шкура слезет ,как чулок.
И она с обновой -нежной кожей новой.(Змея)
Несмотря на строгий вид
Он к охоте не привык.
На носу растут два рога.
Вы узнали-( носорога)
В воде купался, а сух остался (гусь)
Покажите картинки с ответами, что вы выложили у себя на столах.
Правильно, молодцы.
Прочитали ключевое слово в кроссворде. Да, это жизнь. А жизнь чья? Правильно, всех животных.
Тема нашего урока: "Жизнь животных". Сегодня заключительный урок по этой теме.
3.Мотивация. Кресло автора. Ребенок рассказывает нам о трех динозаврах. Затем спрашивает у детей : А зачем нам надо изучать все о животных? Правильно, чтобы все о них знать и уметь их защитить. Для того, чтобы наши меньшие друзья были рядом с нами на нашей Земле. а что нам надо для этого знать ? Что мы с вами должны уметь? Правильно, мы должны знать всех животных, их повадки, их привычки, их образ жизни. Мы должны уметь их сберечь и сохранить, помочь им выжить, чтобы они не исчезли как динозавры.
4.Актуализация опорных знаний.
В окружающем нас мире живут разнообразные животные. Они разные по величине, окрасу, образу жизни, передвигаются разными способами, издают различные звуки.
Дети, мы с вами уже знаем, что животные подразделяются на две группы по образу жизни.
Какие? Так, домашние и дикие.
5. Просмотр мультфильма "Как кот гулял сам по себе..."
-Задание вам, ребята, внимательно смотрите мультфильм и скажите, кто же так и остался там диким животным?
_ Так, правильно, летучая мышь.
Задание: у всех на партах лежат в файлах животные. Нужно быстро определить, кто же лишний в этой группе животных и объяснить почему.
6.Физкультминутка. Проводит кот Антипка( мальчик в костюме Кота в сапогах)
Кот Антипка жил у нас.(Встали, руки на пояс)
Он вставал с лежанки в час.(Потянулись, руки вверх)
В два на кухне ел сосиски.
В три сметану ел из миски.
Он в четыре умывался.
В пять по коврику катался.
В шесть тащил сельдей из кадки.
В семь играл с мышами в прятки.
В восемь хитро щурил глазки.
В девять ел и слушал сказки.
В десять шел к лежанке спать.
Потому что в час вставать.
7. Задание каждой группе. У каждой группы лежит картинка с изображением природы.какая красивая картинка, но на ней не хватает жителей. Найдите животных, которые там живут. Разместите, ребята, каждое животное в свою среду, в свой домик. Проверка выполнения задания на доске.
8.Почтальон принес нам три телеграммы. Надо группам узнать, кто их прислал.
Почтальон читает телеграммы для каждой группы. Дети подбирают картинку с автором- животным .
-Друзья, кому нужны иглы, обращайтесь ко мне.(Еж)
-Помогите разбудить меня весной. Приходите лучше с медом.(Медведь)
-Тому, кто найдет мой хвост. Оставьте его себе, я успешно ращу новый.(Ящерица)
9.Музыкальная физкультминутка.
10.Работа в группах. Дети ищут лишнее животное среди диких и домашних животных. Выбирают рисунок с лишним животным и объясняют свой выбор.
11.Инсценирование сказки Н.Забилы "Волк и козлята "
12.Релаксация.
-Что нового я узнал на уроке?
-Что мне понравилось больше всего?
-Чему новому научился ясегодня?
-Как нужно относиться к животным?
-Для чего нам нужны животные?
-На какие две группы мы можем разделить животных?
13.Чтение стихотворений о животных детьми. В руках они держат буквы с названиями этих животных.
Медвежонок косолапый
всех зверей милей.
А его косматый папа-
Царь лесных зверей.
Олень-ветвистые рога,
Куда ты мчишь, зовешь куда?
Где Бог свидетель, зверь- скакун
И леса шум...
Лисица, рыжая плутовка,
В курятник хочет к нам залезть.
Видать, в лесу устала бегать,
Решила курочек поесть.
Актриса водного театра,
Как крыса, но зовут ондатра.
И у нее хороший мех,
Не самый лучший, как у всех.
Еж колюч,а дикобраз
Пострашнее в десять раз.
И в сто раз его сильней,
А иголки подлинней.
Вдоль болота ходит кто-то,
Травы поздние шуршат.
Это цапля у болота
Караулит лягушат.
Молодцы!
14. Теперь снова перевесили прищепки, у кого после урока повысились знания о животных.