Урок "Значимые части слова Основа и окончание слова."

Про матеріал
Тема. Значимые части слова Основа и окончание слова. Цель: повторить изученное о частях слова в начальных классах, развивать умение определять родственные слова, выделять значимые части слова, воспитывать бережное отношение к природе. Оборудование: учебник, ТСО, образон к теме урока.
Перегляд файлу

Ноосферный урок русского языка в 6 классе

 

Тема.  Значимые части слова Основа и окончание слова.

 

Цель: повторить изученное о частях слова в начальных классах, развивать умение определять родственные слова, выделять значимые части слова, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: учебник, ТСО, образон к теме урока.

Ход урока

I. Организационный момент.

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Релаксация - ТСО.

Займите удобное положение. Расслабьте лицо, шею, плечи, руки, тело, ноги. Представьте, как мышцы лица становятся мягкими, расслабленными. Вы красивы, когда улыбаетесь... представьте, как бы улыбалось все ваше тело..., как бы потянулось оно навстречу солнцу.

Представьте, что вы в горах. Над вами бескрайнее голубое небо, вдали плещется лазурное море. Вы ступаете босыми ногами по теплым камням и чувствуете себя очень спокойно, расслаблено. Вы здесь - абсолютный хозяин...

Представьте звуки и запахи вашего покоя. Вдохните ароматы гор, бросьте с высоты камень и вслушайтесь в далекий отзвук удара его о землю. Прилягте на заросший мхом камень и вглядитесь в движение вокруг вас и вы увидите прямо перед собой необыкновенную ящерицу с короной на голове. Присмотритесь к ящерице повнимательней. Это ни что иное, как слово, состоящее из значимых частей. Голова ящерицы - корень, (в ней заключено основное значение слова), корона - это приставка (она как бы приставлена к голове и стоит всегда перед конем), за головой следует тело с забавными гребешками (это суффиксы - они стоят всегда после корня), а хвост ящерицы - это окончание (изменяемая часть слова). Хотите проверить? Дотроньтесь до ящерицы рукой. Видите, хвостик ящерица сбросила. Это она избавилась от окончания. Все, что осталось, называется основой. Но не переживайте, у ящерицы отрастет новый хвост, ведь окончания изменяемая часть слова.

Вас позабавила встреча с волшебной ящерицей? У вас хорошее настроение. Вы отдохнули, освободились от ненужных забот. Вдохните еще раз чистый воздух гор. Полюбуйтесь на лазурное небо и блестящее на солнце море... и возвращайтесь в класс на урок русского языка.

  1. Беседа с учащимися об услышанном.
  •                                  Понравилось ли вам в горах?
  •                                   Что именно?
  •       Какие чувства возникли у вас при встрече с волшебной ящерицей?
  •                                   Что она собой представляла?
  •                                  Какова же тема урока?

(Дети выводят тему урока самостоятельно)

  •                            Нарисуйте увиденный образ на бумаге.

( Работа с образоном, обсуждение, нанесение структурированной информации )

  1. Работа над новой темой.
  1. Прочитайте теоретически материал в учебнике и укажите на то, чего вы не увидели во время прогулки в горах (страницы указать).
  2. Спишите, выделите в словах корень. Являются ли однокоренными слова в каждом ряду?

Новый, новенький, обновка, обновить.

Крик, крикнуть, крикливый.

Борозда, бороздка, бороздить.

     - Какие слова называются однокоренными? (слова, имеющие общий корень)

  1. Игра «Третий - лишний»

(карточки с заданием - на каждой парте)

Выписать из каждой группы только однокоренные слова, обозначить в них корень.

Косилка, косьба, кость;

Вода, водить, провод, водянистый;

Вспахать, запах, пахарь;

Гора, горелка, загорелый, горный;

Истопник, топить, топот.

  1.        Слуховой диктант.

Послушайте текст. Выпишите слово снег с различными окончаниями, поставьте вопросы.

Ранний снег

Пришла Саша домой и принесла на ногах снег. Снег идёт? Да. Снега уже много. Снегом были покрыты земля, дома, деревья. Весело сверкали снежинки в воздухе. Все были рады снегу. Дома целый день говорили о раннем снеге.

  •              Выделите окончания.
  •                           Что такое окончание? (изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении и образует слова)
  •           Какие еще части слова вы знаете?
  1.        Практическое задание.

Разобрать по составу слова:

                                                        Травка, подосиновик, пришкольный


  1. Составьте из морфем слова:  -ть, на-, -ова-, -рис-;      

                                                     -ик-, -и, дом-;

при-, -ый, -н-, -город-

     Обозначьте морфемы (Нарисовать, домики, пригородный)

  1. Сравните слова перенос и переносииа.
  •    Чем они похожи по составу и чем отличаются?
  •    Являются ли они однокоренными?
  •      Подберите к ним однокоренные слова.

 


  1. Домашнее задание - повторить информацию из образона, подобрать однокоренные слова: лес, охота, дорога, лед.
  2. Итог урока “Свободный микрофон”
docx
Додано
28 лютого 2020
Переглядів
494
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку