Ноосферный урок русского языка в 6 классе
Тема. Значимые части слова Основа и окончание слова.
Цель: повторить изученное о частях слова в начальных классах, развивать умение определять родственные слова, выделять значимые части слова, воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: учебник, ТСО, образон к теме урока.
I. Организационный момент.
Займите удобное положение. Расслабьте лицо, шею, плечи, руки, тело, ноги. Представьте, как мышцы лица становятся мягкими, расслабленными. Вы красивы, когда улыбаетесь... представьте, как бы улыбалось все ваше тело..., как бы потянулось оно навстречу солнцу.
Представьте, что вы в горах. Над вами бескрайнее голубое небо, вдали плещется лазурное море. Вы ступаете босыми ногами по теплым камням и чувствуете себя очень спокойно, расслаблено. Вы здесь - абсолютный хозяин...
Представьте звуки и запахи вашего покоя. Вдохните ароматы гор, бросьте с высоты камень и вслушайтесь в далекий отзвук удара его о землю. Прилягте на заросший мхом камень и вглядитесь в движение вокруг вас и вы увидите прямо перед собой необыкновенную ящерицу с короной на голове. Присмотритесь к ящерице повнимательней. Это ни что иное, как слово, состоящее из значимых частей. Голова ящерицы - корень, (в ней заключено основное значение слова), корона - это приставка (она как бы приставлена к голове и стоит всегда перед конем), за головой следует тело с забавными гребешками (это суффиксы - они стоят всегда после корня), а хвост ящерицы - это окончание (изменяемая часть слова). Хотите проверить? Дотроньтесь до ящерицы рукой. Видите, хвостик ящерица сбросила. Это она избавилась от окончания. Все, что осталось, называется основой. Но не переживайте, у ящерицы отрастет новый хвост, ведь окончания изменяемая часть слова.
Вас позабавила встреча с волшебной ящерицей? У вас хорошее настроение. Вы отдохнули, освободились от ненужных забот. Вдохните еще раз чистый воздух гор. Полюбуйтесь на лазурное небо и блестящее на солнце море... и возвращайтесь в класс на урок русского языка.
(Дети выводят тему урока самостоятельно)
( Работа с образоном, обсуждение, нанесение структурированной информации )
Новый, новенький, обновка, обновить.
Крик, крикнуть, крикливый.
Борозда, бороздка, бороздить.
- Какие слова называются однокоренными? (слова, имеющие общий корень)
(карточки с заданием - на каждой парте)
Выписать из каждой группы только однокоренные слова, обозначить в них корень.
Косилка, косьба, кость;
Вода, водить, провод, водянистый;
Вспахать, запах, пахарь;
Гора, горелка, загорелый, горный;
Истопник, топить, топот.
Послушайте текст. Выпишите слово снег с различными окончаниями, поставьте вопросы.
Ранний снег
Пришла Саша домой и принесла на ногах снег. Снег идёт? Да. Снега уже много. Снегом были покрыты земля, дома, деревья. Весело сверкали снежинки в воздухе. Все были рады снегу. Дома целый день говорили о раннем снеге.
Разобрать по составу слова:
Травка, подосиновик, пришкольный
-ик-, -и, дом-;
при-, -ый, -н-, -город-
Обозначьте морфемы (Нарисовать, домики, пригородный)