ПЛАН ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ КРУЖКА КОВРОДЕЛИЯ РУКОВОДИТЕЛЬ: ВЕЛИЧКО МАРИЯ УРЕЛОВНА ТЕМА:ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ МЕТА:-дать понятие о декоративно-прикладном искусстве ,о композиции .Ознакомить с законами композиции, принципами и правилами построения геометрического и растительного орнамента ,замкнутой композиции .Изучить сочетание цветов, симметричность расположения элементов на узоре. –развивать творческие способности детей в создании интерьерных работ ,умение контролировать свою практическую деятельность .-воспитывать интерес и желание трудиться Оборудование: краски, кисти, альбом, .образцы орнаментов ХОД ЗАНЯТИЯ Организационная часть: 10 мин 1 Проверка посещаемости 2. Минута здоровья. 3.Проверка принадлежностей Учебно-тематическая часть: 80 мин .1.Информационное сообщение руководителя . 2.Повторения пройденного материала . 3.Рассказ ученицы »Роль декоративно-прикладного искусства в быту» . 4.Общее понятие о композиции ,законы композиции в ручном ковроделии . Средства и приемы композиции . 5.Орнаменты и их классификация. Принципы и правила построения орнамента. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: 1.Упражнение 2.Построение замкнутой композиции. 3.Изображение на бумаге вариантов ритмического построения полос :равномерный ,неравномерный, смешанные. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: 30 мин 1.Анализ работ кружковцев 2.Домашнее задание. 3.Упражнение –игра «рисование- кляксование» 1 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ: 1.Проверка учащихся по журналу 2.Минута здоровья. 3.Проверка принадлежностей. 2. УЧЕБНО –ТЕМАТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: ТЕОТЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: 1.Информационное сообщение руководителя .Сообщение темы занятия «Художественная ковровая композиция» 2.Повторение пройденного материала: назовите виды ковровых изделий( ворсовые, безворсовые , сюжетные ,безсюжетные ковры ручной работы). 3. Рассказ «Роль декоративно-прикладного искусства в быту» (подг. ученица Войтенко Ирина) . На протяжении многих веков люди украшали свой быт, одежду ,народные мастера создавали утварь ,разукрашивали ее, придумывали игрушки для детей . С этим наследием ,которое сохранилось до наших дней, можно познакомиться в музеях, изучать по книгам, к которых собран хороший иллюстрированный материал. Наш народ ,творец новой культуры, добился больших успехов во всех видах искусства: в музыке, литературе, живописи, графике, скульптуре, архитектуре, в различных видах декоративно прикладного искусства . Декоративно-прикладное искусство вносит свой вклад в создание эмоционально насыщенной атмосферы труда ,быта и отдыха людей. Изделия из стекла, фарфора, мебель, вышитые скатерти, покрывала и друге предметы формируют культуру быта. Роспись по дереву, резьба по дереву, вязание крючком, ткачество, ковроделие , вышивка филейно-гипюрная-это и есть декоративно-прикладное искусство, творчество народного искусства . »Новое-это необходимость сознательного нарушения ,а иногда революционного разрушения привычного старого. Творческое нарушение ,уже даже самое незначительное и сеть начало нового .Но для того ,чтобы сознательно и именно творчески нарушить ,надо знать все правила и законы ,чтобы было ,что нарушить, чтобы знать что именно нарушать можно ,а что нельзя. Необходимо быть мастером » -эти слова Б .А. Смирнова-опытного мастера и теоретика декоративно-прикладного искусства определяют путь молодых ,начинающих работу в период бурного развития новой техники ,создания новых материалов, технологических процессов и методов оформления текстильных изделий. 4.Общее понятие о композиции, законы композиции в ручном ковроделии .Средства и приемы композиции . Композиция-процесс создания художественного произведения ,составление его частей в единое целое. Слово «композиция» происходит от латинского composition, что означает составление, соединение Композиция или построение орнамента –главное средство , объединение разрозненных элементов в единое гармоническое целое .Слово «композиция» употребляется также в значениях» структура произведения», »художественное произведение»-продукт творчества. Характер композиции всегда зависит от идейного замысла. Композиция произведения всегда зависит от его содержания. Постоянное наблюдение окружающей среды питает творческое представление мастера, возбуждает стремление воспроизвести ее средствами искусства , в частности ручного ковроделия. Ручное ковроделие позволяет специфическими средствами , в условной форме ,обусловленной традициями народного творчества, воспроизвести окружающий мир .Одной палитрой можно передать разные чувства : радость, печаль, ожидание и надежды .Повторение элементов и творческое применение их в определенной композиции, удачный подбор цветов рисунка создают своеобразный ритм в орнаменте , помогают художнику достигнуть конечной цели передать общее впечатление, воспроизвести настроение. Основным законом композиции является целостность ее восприятия. Главное проявление этого закона – невозможность отделить от произведения ни одного, даже самого малого элемента без потери качеств композиции, во всех частях она должна быть единой. 5.Принципы и правила построения орнамента. На протяжении всей истории искусства мы встречаемся с бесконечным разнообразием орнаментов. Каждая народность ,иногда даже географическая область имеют свой круг орнаментики. Орнамент в переводе с латинского означает украшение. Орнамент-это живописное оформление предмета ,он черпает свои мотивы из геометрии, фауны, флоры. Мотивом в орнаментальном творчестве называют часть орнамента ,главный его элемент. Мотив может состоять из одного или многих ,пластически оформленных в единое орнаментальное целое .Названия орнаментов происходят от доминирующего элемента. Основными классификационными признаками орнамента служат его происхождение, назначение и содержание. С учетом всего этого орнаментальные формы можно объеденить в следующие группы –технический-спиралевидные витки; -геометрический-возник благодаря слиянию технического т символического орнамента, образовав более сложные комбинации изображения ,лишенные конкретного повествовательного значения;-растительный-самый распространенный орнамент, для него характерны свои излюбленные мотивы .Растительный орнамент использует многочисленные формы растений и листья ,плоды. Формы ,масштабы ,цвет изменяются и подчиняются законам симметрии;-пейзажный –разнообразные природные мотивы :горы, деревья, скалы, водопады, в сочетании с архитектурными мотивами и элементами животного орнамента. Одно из важнейших правил – ясность пропорциональных отношений площади рисунка и фона ,отдельных цветовых площадей в рисунке, сумм однородных элементов рисунка. Отношения согласованности могут быть решены двояко: по принципу равенства или их неравенства . ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: 1 Упражнение» Ты мне –я тебе» 2. Разработать варианты с помощью кисти , красок, ритмического построения полос: равномерный ,неравномерный ,смешанный. 3.Нарисовать замкнутую композицию штучного изделия 4. Выбрав любую простую геометрическую форму ,распределить на бумаге эти формы в равномерном и неравномерном ритме ,в плоскости рисунка ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: 1.Закрепление материала. Индивидуальная работа. 2.Анализ работ кружковцев с учетом индивидуальных возможностей детей. 3.Домашнее задание .Разработать варианты геометрического орнамента. 4.Упражнение «Рисование-кляксование».