відкритий урок на тему "Паганіні-постать романтичного віртуоза-виконавця"

Про матеріал
план открытого урока,который поможет еще в большой мерерасскрыть загадочную фигуру скрипача.
Перегляд файлу

                                                              Самотохина Наталья Романовна

Лисичанская детская музыкальная школа №2

Г.Лисичанск, Луганская  область

 

 

Открытый урок по музыкальной литературе с учащимися 6 класса по теме:

«Н. Паганини. Фигура романтического виртуоза-исполнителя. Творческий портрет»

 

 

Тип урока: Изучение нового материала

 

 

Цель урока: 

Ознакомление учащихся с биографическими данными и творчеством Н.Паганини.

Задачи урока:

Образовательная:

  • Стремления мыслить самостоятельно, критически оценивая полученные знания, рассуждать, давать эмоциональный отклик на предлагаемую тему.

Закрепление пройденного материала в процессе изучения нового.

Воспитательная:

  • Повышать интерес учащихся к музыкальному искусству; воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, тем самым стимулируя интеллектуальное и духовно-нравственное развитие учащихся.

Развивающая:

  • Развивать и совершенствовать умение анализировать, сопоставлять и обобщать вновь полученные знания и ранее пройденный материал; способствовать проявлению инициативы и самостоятельности учащихся, формированию их эстетического вкуса. Воспитание любви к классической музыке.

Приемы: изложение нового материала в форме рассказа, слушание музыки, использование наглядных материалов.

 

Оборудование: ноутбук, биография, портрет композитора, игра на соответствие.

 

Музыкальный материал: Н. Паганини «Кампанелла» Финал скрипичного концерта. Ф. Лист Этюд «Кампанелла», песня Сергея Баневича «Дорога без конца».

 

                                               План урока:

  1. Организационный момент
  2. Постановка цели урока.
  3. Повторение пройденного материала (беседа об общей культуре начала 19 века, композиторах – предшественниках)
  4. Объяснение нового материала в форме рассказа с прослушиванием музыкального материала и просмотром биографии.
  5. Закрепление полученных знаний.
  6. Домашнее задание.
  7. Подведение итогов занятия.

 

 

 

                                                  Ход урока:

 

  1. ОРГ. МОМЕНТ

Приветствие учителя,  создание благоприятной атмосферы, располагающей к изучению нового.

 

  1. Повторение пройденного материала. Вопросы ученикам:

 

 

- Какая эпоха предшествовала романтизму?

 

Ученик: «Эпоха романтизма – период, когда на смену идеям классицизма приходит эпоха романтизма. Меняется тип композиторского мышления, оркестровый стиль, музыкальная драматургия, система выразительных средств, смена круга музыкальных образов»

 

- В чем отличительные особенности классицизма?

 

Ученик:«Музыкальная культура классицизма, как и литература, а также изобразительное искусство, воспевает поступки человека, его эмоции и чувства, над которыми царит разум. Музыкальным сочинениям присущи логичность мышления, гармония и ясность формы»

 

 

 

 

- Назовите композиторов-классиков.

 

Ученик:«Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен»

 

Учитель:«Отлично,молодцы. А теперь я хочу с вами поиграть. Задание на соответствие. Нужно правильно распределить выражения, которые буду соответствовать эпохи классицизма и романтизма.

Романтики:

 

1) Важен не разум, а чувства

2) Использование фольклорных и мистических сюжетов

3) считаются реальность и мечта – два противоположных друг другу мира

4) прославлять культ чувств и полностью отказываться от рационализм

5) В одном произведении можно смешивать несколько жанров

6) Большое внимание оказывается личности человека, его внутренним переживаниям

 

Классики:

1) уравновешенность

2)  рационализм, стройность и логичность

3) разум преобладает над чувствами

4)  индивидуализм не приветствуется

 

5) Каждое произведение искусства должно строиться по строгим канонам

6)  строгое деление на «высокие» и «низкие» жанры

 

 

 

 

 

  1.                      Общая краткая характеристика эпохи сопутствующей          формированию творческой направленности Н.Паганини.

 

Романтизмэто идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 века - первой половины 19 века. Возникновению романтизма особенно способствовали события Великой французской революции (1789 - 1799 г.), идеей которой были «Свобода, равенство, братство». Напомню, что романтизм возник в Германии,

а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и других странах. Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность. Особому влиянию романтизма была подвержена молодёжь, получившая возможность учиться и много читать. Романтизм образованной молодёжи изменил сословное общество Европы, став началом появления образованного "среднего класса" в Европе. Если обратиться к такому виду искусства как музыка,то для музыканта-романтика процесс важнее результата, существеннее достижения. Они, с одной стороны, тяготеют к миниатюре, часто включаемой ими в цикл других, как правило, разнохарактерных пьес; с другой — утверждают свободные композиции, в духе романтических поэм. Именно романтики разработали новый жанр — симфоническую поэму. Чрезвычайно велик вклад композиторов-романтиков и в развитие симфонии, оперы, а также балета.

Мы уже знакомы с первыми композиторам-романтиками.

Назовите композиторов с которыми мы уже знакомы?(Ответ: Франц Шуберт, Фридерик Шопен)

Но сегодня мы рассмотрим как все эти черты отразились на величайшем скрипаче Н.Паганини.

 

 

4.                 Краткая характеристика творчества Н.Паганини.

 

Николо Панини  - композитор, чьим дарованием восхищались последователи, признавали современники и подражали начинающие композиторы.

 

«Найдется ли еще один такой художник, жизнь и слава которого сияли бы таким ярким солнечным блеском, художник, которого весь мир в своем восторженном поклонении признал бы королем всех художников»
Ф. Лист

Так о великом скрипаче выразился пианист Ференц Лист. И действительно, Паганини был уникальным скрипачом, исполнителем и композитором.

При жизни все называли его скрипачом дьявола. Даже ходили слухи, что он продал душу дьяволу. Ну а как же было на самом деле? Это просто талант или долгие и упорные годы тренировок ?

Даже спустя 181 год после смерти композитора его жизнь не дает покоя музыкальным журналистам, музыкантам и искусствоведам, а его произведения не только не забывают, но и продолжают играть с великой честью, имея возможность прикоснуться в великому. Написано огромное количество книг про его жизнь, про его произведения, гастроли.

Один европейский музыковед в своей книге описывал первый концерт, данный Паганини в Лондоне. В прямом смысле этот концерт очень расстроил всех местных именитых скрипачей Некоторые даже, вернувшись с концерта, покрошили в щепки свои скрипки. А один мужчина  встал , вытер испарину на лбу и сказал: "Слава богу, что я пианист!"

Предлагаю вам ближе  познакомиться с биографией композитора. (Видео материал)

Я думаю, что вам понравился ролик. Но кто же еще лучше расскажет о Паганини, если не он сам? Скажете, что это невозможно ,но я бы поспорила с вами. У меня есть старые документы написанные самим композитором, а именно биография. Биография от первого лица.     

 

«Здравствуй, дорогой друг.  Меня зовут Никколо. Никколо Паганини. Мы с тобой еще не знакомы, но я очень хочу и надеюсь стать с тобой хорошими друзьями. Я итальянский виртуоз-скрипач и композитор. У меня была очень сложная, но удивительная жизнь. Прожил я всего лишь 58 лет.

 

Я родился  27 октября 1782 в городе Генуе. У  меня была не богатая, но большая семья: я, мои родители ,братья и сестры.  Антонио Паганини (папа) в молодости работал грузчиком в порту, но чуть позднее открыл собственную лавочку. Тереза Боччардо (мама) вела домашнее хозяйство.

 С детства у меня было слабое здоровье, но уже маленьким я очень полюбил музыку. Первым учителем стал мой отец. Он заставлял меня заниматься много часов подряд. Закрывал в темном чулане и даже лишал куска хлеба. Иногда мне удавалось сбежать. Мне было очень сложно, я даже однажды был присмерти. Родители очень испугались. Папа подарил мне маленькую скрипку и пригласил заниматься со мной учителя-профессионального скрипача. Когда мне исполнилось 8 я сочинил свою первую скрипичную сонату. Исполнил ее для родственников. Сказали, что я очень талантливый и начали всем обо мне рассказывать. Слухи дошли до главного скрипача собора Сан-Ларенцо Джакоро Коста. Он взял меня к себе на обучение и за пол года научил всему чему только можно. Занятия с Коста дали мне множество возможностей. Представляешь, я начал давать свои первые концерты. Папа конечно же стал мне помогать в этом и организовал нам гастроли. Мы побывали в Милане, Пизе, Болонье, Ливорно, во Флоренции. Людям нравилось как я играю. В это же время я много сочинял. Мои шедевральные каприччо были настоящем переворотом в скрипичной музыке. Они вызывали у слушателей восторг. Вскоре я решил что хочу жить самостоятельно, без назиданий своего отца. Я хотел почувствовать себя свободным. Я приступил к концертной деятельности за пределами Италии. Это были страны Европы. Конечно, я не забывал и про родной город. Приехал туда ненадолго в 1804 году. Там я сочинил 12 скрипичных  и гитарных сонат. Вскоре мне нужно было возвращаться к работе. Я был дирижером оркестра  и камерным пианистом. Продолжаю все так же гастролировать. Огромное удовольствие мне приносить сочинительство. В своих произведениях я раскрываю свою душу. Показывая свою силу и свою слабость.   Материальное положение улучшается. У меня теперь даже есть титул барона.

Всю свою жизнь я посвятил музыке. Это самое прекрасное что было у меня. Но мое слабое здоровье дало о себе знать. В 1839 году я приехал в родной город. Поездка выдалась тяжелой. Я заболел туберкулезом. У меня был сильный кашель и очень отекали ноги. Все чем я мог заниматься это играть на любимой скрипке. Даже эта игра давалась мне с трудом. Так длилось много месяцев. В 1840 году меня не стало. Но моя душа вечно будет жить в моих произведениях и в моей музыке.

Я надеюсь, что наше знакомство только началось и впереди у нас целый мир неизведанной и прекрасной музыки,  в которой я тебе расскажу про все свои переживая, страдания, любовь и страсть к жизни»

 

Ну вот мы с вами обрели нового друга. Теперь предлагаю послушать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
18 лютого 2022
Переглядів
527
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку