КОМУНАЛЬНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ «ОЛЬХОВАТСКИЙ ЛИЦЕЙ ВЕЛИКОБУРЛУКСКОГО РАЙОННОГО СОВЕТА
ХАРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
ПРАВОВАЯ ОТГАДАЙКА
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Гамова Н.Н.
Цель:
ознакомиться с основами правовых знаний и правовой культуры; дать представление об основных документах, регламентирующих права человека и ребенка; проанализировать типичные сказочные правонарушения среди литературных героев; выяснить причины этих правонарушений и указать способы решения сказочных правовых ситуаций; формировать толерантное отношение к правам друг друга.
Оборудование: основные документы, регламентирующие права человека и ребёнка; видеоролик «Права детей – обязанности родителей»; презентация сказочно-правовой викторины «Права литературных героев», «Цветики- семицветики» с надписями прав детей.
Форма мероприятия: правовая викторина.
Ход мероприятия:
Сегодня, мы с вами поговорим о правах. Нет, не о водительских, а о правах ребёнка. А называется наше мероприятие так: «Правовая отгадайка «Большие права маленького ребёнка»».
Это связано с важной датой. Ведь 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребёнка.
Мы узнаем с вами, как же правильно вести себя?
Как должен жить человек в обществе?
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.
Одновременно с ними появились и Главные Вопросы:
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху.
Люди взялúсь за решение Главных Вопросов:
В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы. И на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.
1 ученик: – Декларация прав человека – это документ, в котором записаны основные права, которые должны быть у каждого человека.
Я Декларацию держу в своих руках,
Закон Международной Ассамблеи!
Записаны в ней детские права
В огромном мире документа нет важнее!
Учитель: - В её 30 статьях перечислены все основные права и свободы человека, живущего в обществе.
Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, их нормы не обязательны для исполнения.
Хотя, если бы люди в точности соблюдали всё, что в ней записано, то кошмар и неразбериха на Земле немедленно прекратились бы.
У каждого человека в обществе есть права и обязанности.
-Знаете ли вы, как называется документ, в котором записаны права человека? (Конвенция о правах человека.)
-Что означает слово конвенция?
2 ученик: – В отличии от декларации, конвенция – это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.
Учитель: – Она была разработана в 1950 году и вступила в силу с 3 сентября 1953 года. Конвенция устанавливает неотъемлемые права и свободы каждого человека.
Ведь ребенок уязвим, несамостоятелен.
Для того, чтобы уменьшить страдания детей, Организацией Объединенных Наций (ООН), штаб-квартира которой находится в США в г. Нью-Йорке, был разработан документ «Конвенция о правах ребенка. 20 ноября 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН этот документ был единогласно принят.
3 ученик: – Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей.
Хочу сказать, что нашей страной она была подписана чуть позже, в 1991 г.
Итак, Конвенция – это соглашение. А значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей. С тех пор 20 ноября стали считать Всемирным днём прав ребенка.
– Давайте послушаем стихотворения о правах ребенка. (Каждый ученик, рассказав стихотворение, прикрепляют магнитик, на лепесток цветика-семицветика, где записано соответствующее право).
1 ученик:
Только ты на свет родился
Право первое твое:
Получи, чтоб им гордиться –
Имя личное свое.
2 ученик:
Очень трудно самому,
жить на свете одному.
Правом с мамой жить и папой
пользуйтесь везде ребята.
3 ученик:
Есть еще такое право
помнить, думать и творить.
И другим свои раздумья,
если хочешь подарить.
4 ученик:
Я росточком не доволен
и пока не так силен.
Но не смей мне делать больно – есть у нас такой закон.
5 ученик:
Если жар, все тело ломит.
И совсем не до игры,
то позвать врача на помощь
Тоже право детворы.
6 ученик:
Подросла, взяла я книжки
и пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки –
это право есть у нас.
7 ученик:
Я могу свой детский праздник,
как и взрослый, отмечать.
Если я проголодаюсь –
пищу вправе получать.
8 ученик:
Будь ты слабым или сильным,
белым, черным все равно.
Ты родился быть счастливым – Это право всем дано
Учитель. – Важнейшее право, которое имеют все люди на планете - это право на жизнь.
Но такое право было не всегда. В Древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. В Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим.
1 слайд. – Вам необходимо вспомнить сказки, их главных героев, а заодно посмотреть на возникшие сказочные ситуации глазами маленького юриста, т.е.- назвать права, которые были нарушены по отношению к героям сказок.
2 слайд. - В этой сказке главный герой на весь мир заявил об одном из важнейших прав ребенка и человека.
«Гадкий утенок» Г.Х. Андерсен
- О каком праве идет речь? (Право быть самим собой, право на индивидуальность)
3 слайд. - Как называется сказка, иллюстрацию которой вы видите сейчас?
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
- Какое право нарушила ведьма в этой сказке? (Право на жизнь и свободу, право на владение личным имуществом).
- Чьи еще права были нарушены в этой сказке? (Нарушены права братца на защиту и право на семью).
4 слайд. - Каким правом легкомысленно пренебрег Буратино в первый же день своей жизни, в результате чего и произошли все его последующие приключения? (Правом на образование)
5 слайд. – Как называется эта сказка?
«Лиса и заяц» («Заюшкина избушка»)
- О нарушении какого права идет речь на этой иллюстрации? (Право на неприкосновенность жилища)
- Кто нарушил это право? (Лисица)
- Кто защитил зайца и помог ему восстановить свои права? (Петух)
6 слайд. - Героиня какой сказки пользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства?
«Лягушка-путешественница» В. Гаршин
7слайд. – В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип " от каждого по способности, каждому - по труду" и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу телесные повреждения, приведшие к смерти.
«Сказка о попе и о работнике его Балде» А.С. Пушкин
- Каким правом воспользовался Балда? (Правом на труд)
8 слайд. - В какой сказке женщина неопределенного возраста с помощью птиц похищает ребенка, грубо нарушив сразу целый ряд прав?
«Гуси-лебеди»
9 слайд. - У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня?
«Золушка»
10 слайд. - В какой сказке мачеха, чтобы выполнить приказ королевы, подвергла свою падчерицу жестокому обращению?
С.Я. Маршак "Двенадцать месяцев"
11 слайд. - В какой сказке “хлебобулочный герой” несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?
«Колобок»
12 слайд. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё кончается благополучно?
«Красная Шапочка»
13 слайд. - Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену?
«Снежная королева»
14 слайд. - В каких сказках грубо нарушается право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу героев?
«Три поросенка» ("Серая шейка", "Красная шапочка", "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях", "Дюймовочка", "Сказка о рыбаке и рыбке", "Волк и семеро козлят", "Ледяная избушка" и др.)
(Песня "До чего дошёл прогресс" (из кинофильма "Приключения Электроника") - право на пользование благами научно - технического прогресса)
Песня « До чего дошел прогресс»
Припев. |
Будьте бдительны!
ПРАВА СВОИ ЗНАЙТЕ,
ХОРОШИМИ ЛЮДЬМИ РАСТИТЕ!!!
В знак того, что вы теперь знаете свои права, хочу вручить вам медали с вашими правами!!!!