Викриття меншовартості та поважання чинів у оповіданні Чехова «Хамелеон» (7 клас)

Про матеріал
урок розрахований на вікову аудіторію 7 класу, де ми визначимо поняття “хамелеонство”; зробимо аналіз художнього тексту, познайомимося з художніми особливостями створення характерів оповідання. Мета уроку:Розвивати комунікативну компетентність: розвиток образного та асоціативного мислення, комунікативних навичок співпраці, публічного виступу, формування навичок проведення дослідження, вміння зіставляти, аналізувати, узагальнювати, відстоювати свою точку зору тощо
Перегляд файлу

                                                                Аннабердієва Лариса Борисівна,

                                                                учитель зарубіжної літератури та  

                                                                інтегрованого курсу «Література»

                                                                Комунального  закладу "Гімназія зі

                                                                структурним підрозділом початкової

                                                                школи №1 Маріупольської міської ради

                                                                Донецької області"

 Тема: Осмеяние самоуничижения и чинопочитания в рассказе Чехова «Хамелеон» (7 класс)

 

Цели:

Сформировать познавательную компетентность учащихся по литерату-ре: дать понятие “хамелеонства”;  обучить анализу художественного текста, познакомить с художественными особенностями создания характеров рас-сказа: название произведения, говорящие фамилии, речевая характеристика, художественные детали.

 

Развивать коммуникативную компетентность: развитие образного и ассоциативного мышления, коммуникативных навыков сотрудничества,  пуб-личного выступления,  формирование навыков проведения исследования, умения сопоставлять, анализировать, обобщать, отстаивать свою точку зре-ния; групповых приемов  работы; навыков выразительного чтения.

Социальная компетентность:  формирование четких нравственных крите-риев, жизненных позиций, неприятие «хамелеонства», повышение посредст-вом урока литературы мотивации к учебе как одному из средств развития личности.

Поликультурная компетентность: формирование поликультурного гражданина средствами литературы, живописи, кинематографа.

Оборудование: учебник, тетради учащихся, мультимедийная система; портрет А.П. Чехова (художник В.А.Серов), презентация, видеоролик.

Методические приемы: рассказ учителя, рассказ учеников, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста.

Методы реализации урока: репродуктивный, словесный, частично-поиско-вый, наглядно-иллюстративный, элементы исследовательского метода.

Форма проведения: урок обобщения  знаний, полученных в ходе самостоя-тельной работы с текстом.

 Тип урока: урок-исследование

Оборудование: учебник, тетради учащихся, мультимедийная система; портрет А.П. Чехова (художник В.А.Серов).

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Постановка целей урока, запись на доске проблемного вопроса:

Тема добровольного холопства – как вы понимаете эти слова?

Эпиграфы к уроку:

     Есть такая тонкая и нежная, сильная и мужественная, неприкасаемая и несгибаемая вещь – достоинство человеческой личности

                                                                                        В.А. Сухомлинский

          Я всю жизнь по капле выдавливал из себя раба.

                                                                                                              А.П.Чехов                                                                        

          Среди людей нужно сознавать свое достоинство.

                                                                                                             А.П.Чехов

(Слайд 1)

III. Изучение нового материала.

1.Слово учителя

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством А. П. Чехова на примере  рассказа  “Хамелеон”(1884), определим  понятие “хамелеонства” и выясним, при помощи каких средств писатель заставляет нас смеяться над произведением, т. е. остановимся на  средствах создания комического. Обра-тим внимание на особенности композиции сатирического рассказа, которая состоит в том, что собственно действие уже произошло. В центре внимания Чехова оказывается не выяснение положения Хрюкина, а обнаружение хо-зяина собаки. От результата этих поисков и будет зависеть участь пострадав-шего. Перед нами психологический сатирический этюд нравов обывателей провинциального городка. Попробуем вместе определить композиционные моменты:

Экспозиция: По базарной площади идут Очумелов и Елдырин.

Завязка: Золотых дел мастер Хрюкин укушен собакой.( Место: базарная площадь; герои: Очумелов, Елдырин; время действия: полдень).

Развитие действия: изменение отношения к собаке со стороны Очумелова.

Кульминация: -Это, кажись, генерала Жигалова!- говорит кто-то из толпы.

Развязка: Толпа смеётся над Хрюкиным.

(Записи в тетради.)

2. Работа в группах:
Каждой группе выдается опорный лист с вопросами и заданиями.

Ответьте на вопросы, выводы запишите.
1 группа:

- Есть ли в тексте рассказа портрет Очумелова? Какая деталь внешности заменяет ее?
- Чья речь преобладает в диалоге? Почему?
- Проследите по тексту рассказа, как ведет себя Очумелов. От чего это зависит?
- Почему рассказ называется «Хамелеон»?

2 группа:
- Проанализируйте фамилии героев. Заключена ли в них авторская оценка? Какая?
- Сколько раз меняет свое отношение к ситуации Очумелов? Чем это вызвано?

3 группа:

- Определите стилистические особенности рассказа.
 

Предполагаемые результаты работы в группах:

1 группа:

Деталь «шинель» заменяет портретную характеристику Очумелова: «Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке». Вот он перед нами на иллюстрации к рассказу А.П.Чехов "Хамелеон" (художники Кукрыниксы, Н.Н.Вышеславцев, В.М.Бескаравайный.  Слайды 2-4). Сравните изображение и описание.

     (Слайд 2).«Шинель»  повторяется на протяжении рассказа 4 раза. Описывая полицейского надзирателя, автор не только не упоминает о каких-либо других деталях его одежды, но и вообще ничего не говорит о его лице, цвете волос или других необходимых  портретных характеристиках. Шинель – это все, что читатель знает о внешности героя. Следовательно, перед нами не человек, а чин, и именно это в нем главное! На дворе – лето (в руках у городового – решето с конфискованным крыжовником), почему же полицей-ский надзиратель идет в шинели? (Слайд 3). Ответ в том, что шинель – новая, то есть в этот чин Очумелов, скорее всего, произведен недавно, поэтому его еще греет сознание «высоты» собственного положения. Почему нам важно было выяснить этот факт? Очумелов, отправляясь на обход базарной площа-ди, чувствует себя среди обывателей хозяином, властью, перед которой тре-пещут «хрюкины» и им подобные. Таково положение вещей к началу раз-вертывания сюжета рассказа.

     Комический эффект ситуации Чехов усиливает и за счет речевой харак-теристики персонажа. Внешне рассказ построен как диалог, но на самом деле в нем преобладает монологическая речь Очумелова, и именно речевое масс-терство автора помогает нам до конца понять социальную суть и комизм ха-мелеонства. Язык  Очумелова чисто полицейский, «жандармский», в нем по-стоянно звучат обороты из официальных уложений и приказов: «Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться поста-новлениям…», «Он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот…», «А собаку истребить надо». Особого эффекта Чехов достигает тем, что в речи Очумелова канцеляризмы, порой в одном предложении, соседст-вуют с противоречиями и вульгаризмами: «Как отштрафуют его, мерзавца», «Я ему покажу кузькину мать…», «Знаю вас, чертей!»

      Комическая ситуация в рассказе возникает из повторения одной и той же темы, которая проигрывается несколько раз. Очумелов исполняет различные роли, противоположные по своей сути, являясь участникам сценки то заступ-ником Хрюкина, то защитником генеральской собаки.

      Приходим к выводу, что сущность характера Очумелова заключается в том, что правда и справедливость для него не имеют никакого значения: кто сильнее, тот и прав! Полицейский надзиратель потерял все, что связано с че-ловеческим достоинством и честью, от одного сознания, что он может вы-звать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод. (Слайд 4).

     Самого слова "хамелеон" нет в рассказе. Почему же возник такой заго-ловок, оправдан ли он? Да. Лексически значение слова "Хамелеон" – ящери-ца, которая меняет свою окраску в зависимости от окружающей среды. Чехов употребляет это слово в переносном значении. Хамелеон - это человек,  меняющий свое мнение в зависимости от окружающей обстановки. Очуме-лов меняет свое мнение в зависимости от чина хозяина собаки.
Хамелеонство  выражается в следующих чертах:
– по отношению к Хрюкину: грубость, надменность, самомнение, заносчивость, высокомерие, спесивость;
– по отношению к генералу: подхалимство, угодничество, чинопочитание, самоуничижение, льстивость, пресмыкание, раболепство, заискивание;
– по отношению к самому себе: полное отсутствие чувства собственного достоинства.

     2 группа:

Словарная работа: Очумелов – очуметь – потерять соображение, одуреть. Очумелов – очень умелый. Хрюкин – поступает по-свински. Сам виноват, а пытается свалить вину на собаку, ищет выгоду.

     6 раз Очумелов меняет свое отношение к происходящему, это можно про-следить по его интонации - от начальственно- повелительной  до рабски – трусливой. Первоначально звучит категоричное, так сказать, законное реше-ние: уничтожить собаку и наказать хозяина. Затем собака берется под защи-ту, как генеральская, и виновником оказывается Хрюкин. (По итогам коллек-тивная работа: составление кластера в виде ломаной, характеризующей из-менение  взглядов Очумелова).

(слайд 5)

3 группа.

Стилистические особенности рассказа  Чехова (запись в тетради).

1.«Говорящие детали»: конфискованный крыжовник, шинель, «говорящие фамилии»: Хрюкин, Очумелов.

2. лаконичность: «Краткость – сестра таланта»(Чехов)

3. Простота фраз, простые предложения, отсутствие эпитетов, глагол-любимая часть речи. (Учитель:  М.Горький так писал о манере письма Чехова: « Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, мыслям - просторно»).

     Обобщение учителя:

    Для Чехова характерна экономная манера письма. Его рассказы лаконич-ны. Одна из особенностей чеховского сатирического рассказа – то, что он напоминает драматургическую сценку-миниатюру. Экспозиция в нем подоб-на драматургической ремарке, действие как таковое отсутствует. Свое-образие композиции рассказа «Хамелеон» заключается в том, что писателя практически не интересует событийное развитие сюжета (событие произо-шло до начала повествования), кульминация в привычном ее значении также отсутствует, а развязка вынесена за рамки повествования («открытый фи-нал»).

 

IV. Итог урока, рефлексия: Подводя итоги обсуждения вопросов, поставленных на уроке, сделаем некоторые выводы, расставим нравственные акценты.

- Какое человеческое качество высмеивает писатель? ( Угодничество, чинопочитание, лицемерие).

-Как связаны с основной мыслью рассказа эпиграфы? Что их объединяет между собой? (заслушать).

Перед нами в начале урока был поставлен проблемный вопрос: Тема добро-вольного холопства – как вы понимаете эти слова? (заслушать ответы). Обратите внимание, как К.И. Чуковский точно подметил  то, о чем мы гово-рим,  в Чехове: «Два основных порока всякой обывательской души казались Чехову особенно мерзкими: надругательство над слабыми и самоуничижение перед сильными».
V. Заключительное слово учителя:

     Я надеюсь, что сегодняшний урок научил вас многому как читателей, по-знакомил с еще одним рассказом А.П.Чехова, его мастерством в создании литературных характеров, особенностями стиля.

     "В человеке должно быть все прекрасно," - так говорил А.П. Чехов. Я думаю, что вы успели за этот короткий срок изучения произведений понять умом и принять в своё сердце русского классика, его жизненную позицию. Прошло 129 лет с момента написания рассказа. Как вы думаете,  изменилось ли  отношение людей к высшим по чину? (ответы). Пусть  фрагмент из вы-пуска киножурнала «Ералаш», на тему, близкую к теме нашего сегодняшнего урока,  станем итогом ваших ответов.

Учитель выставляет оценки учащимся за работу.

VI.  Домашнее задание: написать мини-сочинение на одну из тем: «В чем состоит актуальность рассказа Чехова «Хамелеон»?», «Чем интересен  для меня Чехов».

Зміст слайдів
Номер слайду 1

Антон Павлович Чехов (1860-1904)

Номер слайду 2

Иллюстрации к рассказу А.П.Чехова "Хамелеон" художник Н.Н.Вышеславцев

Номер слайду 3

Кукрыниксы

Номер слайду 4

В.М.Бескаравайный

Номер слайду 5

Ломаная, характеризующая изменения взглядов Очумелова

Номер слайду 6

Современный хамелеон

zip
Додано
10 травня 2021
Переглядів
340
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку