Аннабердієва Лариса Борисівна,
учитель зарубіжної літератури та
інтегрованого курсу «Література»
Комунального закладу "Гімназія зі
структурним підрозділом початкової
школи №1 Маріупольської міської ради
Донецької області"
Тема: Осмеяние самоуничижения и чинопочитания в рассказе Чехова «Хамелеон» (7 класс)
Цели:
Сформировать познавательную компетентность учащихся по литерату-ре: дать понятие “хамелеонства”; обучить анализу художественного текста, познакомить с художественными особенностями создания характеров рас-сказа: название произведения, говорящие фамилии, речевая характеристика, художественные детали.
Развивать коммуникативную компетентность: развитие образного и ассоциативного мышления, коммуникативных навыков сотрудничества, пуб-личного выступления, формирование навыков проведения исследования, умения сопоставлять, анализировать, обобщать, отстаивать свою точку зре-ния; групповых приемов работы; навыков выразительного чтения.
Социальная компетентность: формирование четких нравственных крите-риев, жизненных позиций, неприятие «хамелеонства», повышение посредст-вом урока литературы мотивации к учебе как одному из средств развития личности.
Поликультурная компетентность: формирование поликультурного гражданина средствами литературы, живописи, кинематографа.
Оборудование: учебник, тетради учащихся, мультимедийная система; портрет А.П. Чехова (художник В.А.Серов), презентация, видеоролик.
Методические приемы: рассказ учителя, рассказ учеников, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста.
Методы реализации урока: репродуктивный, словесный, частично-поиско-вый, наглядно-иллюстративный, элементы исследовательского метода.
Форма проведения: урок обобщения знаний, полученных в ходе самостоя-тельной работы с текстом.
Тип урока: урок-исследование
Оборудование: учебник, тетради учащихся, мультимедийная система; портрет А.П. Чехова (художник В.А.Серов).
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Постановка целей урока, запись на доске проблемного вопроса:
Тема добровольного холопства – как вы понимаете эти слова?
Эпиграфы к уроку:
Есть такая тонкая и нежная, сильная и мужественная, неприкасаемая и несгибаемая вещь – достоинство человеческой личности
В.А. Сухомлинский
Я всю жизнь по капле выдавливал из себя раба.
А.П.Чехов
Среди людей нужно сознавать свое достоинство.
А.П.Чехов
(Слайд 1)
III. Изучение нового материала.
1.Слово учителя
– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством А. П. Чехова на примере рассказа “Хамелеон”(1884), определим понятие “хамелеонства” и выясним, при помощи каких средств писатель заставляет нас смеяться над произведением, т. е. остановимся на средствах создания комического. Обра-тим внимание на особенности композиции сатирического рассказа, которая состоит в том, что собственно действие уже произошло. В центре внимания Чехова оказывается не выяснение положения Хрюкина, а обнаружение хо-зяина собаки. От результата этих поисков и будет зависеть участь пострадав-шего. Перед нами психологический сатирический этюд нравов обывателей провинциального городка. Попробуем вместе определить композиционные моменты:
Экспозиция: По базарной площади идут Очумелов и Елдырин.
Завязка: Золотых дел мастер Хрюкин укушен собакой.( Место: базарная площадь; герои: Очумелов, Елдырин; время действия: полдень).
Развитие действия: изменение отношения к собаке со стороны Очумелова.
Кульминация: -Это, кажись, генерала Жигалова!- говорит кто-то из толпы.
Развязка: Толпа смеётся над Хрюкиным.
(Записи в тетради.)
2. Работа в группах:
Каждой группе выдается опорный лист с вопросами и заданиями.
Ответьте на вопросы, выводы запишите.
1 группа:
- Есть ли в тексте рассказа портрет Очумелова? Какая деталь внешности заменяет ее?
- Чья речь преобладает в диалоге? Почему?
- Проследите по тексту рассказа, как ведет себя Очумелов. От чего это зависит?
- Почему рассказ называется «Хамелеон»?
2 группа:
- Проанализируйте фамилии героев. Заключена ли в них авторская оценка? Какая?
- Сколько раз меняет свое отношение к ситуации Очумелов? Чем это вызвано?
3 группа:
- Определите стилистические особенности рассказа.
Предполагаемые результаты работы в группах:
1 группа:
Деталь «шинель» заменяет портретную характеристику Очумелова: «Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке». Вот он перед нами на иллюстрации к рассказу А.П.Чехов "Хамелеон" (художники Кукрыниксы, Н.Н.Вышеславцев, В.М.Бескаравайный. Слайды 2-4). Сравните изображение и описание.
(Слайд 2).«Шинель» повторяется на протяжении рассказа 4 раза. Описывая полицейского надзирателя, автор не только не упоминает о каких-либо других деталях его одежды, но и вообще ничего не говорит о его лице, цвете волос или других необходимых портретных характеристиках. Шинель – это все, что читатель знает о внешности героя. Следовательно, перед нами не человек, а чин, и именно это в нем главное! На дворе – лето (в руках у городового – решето с конфискованным крыжовником), почему же полицей-ский надзиратель идет в шинели? (Слайд 3). Ответ в том, что шинель – новая, то есть в этот чин Очумелов, скорее всего, произведен недавно, поэтому его еще греет сознание «высоты» собственного положения. Почему нам важно было выяснить этот факт? Очумелов, отправляясь на обход базарной площа-ди, чувствует себя среди обывателей хозяином, властью, перед которой тре-пещут «хрюкины» и им подобные. Таково положение вещей к началу раз-вертывания сюжета рассказа.
Комический эффект ситуации Чехов усиливает и за счет речевой харак-теристики персонажа. Внешне рассказ построен как диалог, но на самом деле в нем преобладает монологическая речь Очумелова, и именно речевое масс-терство автора помогает нам до конца понять социальную суть и комизм ха-мелеонства. Язык Очумелова чисто полицейский, «жандармский», в нем по-стоянно звучат обороты из официальных уложений и приказов: «Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться поста-новлениям…», «Он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот…», «А собаку истребить надо». Особого эффекта Чехов достигает тем, что в речи Очумелова канцеляризмы, порой в одном предложении, соседст-вуют с противоречиями и вульгаризмами: «Как отштрафуют его, мерзавца», «Я ему покажу кузькину мать…», «Знаю вас, чертей!»
Комическая ситуация в рассказе возникает из повторения одной и той же темы, которая проигрывается несколько раз. Очумелов исполняет различные роли, противоположные по своей сути, являясь участникам сценки то заступ-ником Хрюкина, то защитником генеральской собаки.
Приходим к выводу, что сущность характера Очумелова заключается в том, что правда и справедливость для него не имеют никакого значения: кто сильнее, тот и прав! Полицейский надзиратель потерял все, что связано с че-ловеческим достоинством и честью, от одного сознания, что он может вы-звать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод. (Слайд 4).
Самого слова "хамелеон" нет в рассказе. Почему же возник такой заго-ловок, оправдан ли он? Да. Лексически значение слова "Хамелеон" – ящери-ца, которая меняет свою окраску в зависимости от окружающей среды. Чехов употребляет это слово в переносном значении. Хамелеон - это человек, меняющий свое мнение в зависимости от окружающей обстановки. Очуме-лов меняет свое мнение в зависимости от чина хозяина собаки.
Хамелеонство выражается в следующих чертах:
– по отношению к Хрюкину: грубость, надменность, самомнение, заносчивость, высокомерие, спесивость;
– по отношению к генералу: подхалимство, угодничество, чинопочитание, самоуничижение, льстивость, пресмыкание, раболепство, заискивание;
– по отношению к самому себе: полное отсутствие чувства собственного достоинства.
2 группа:
Словарная работа: Очумелов – очуметь – потерять соображение, одуреть. Очумелов – очень умелый. Хрюкин – поступает по-свински. Сам виноват, а пытается свалить вину на собаку, ищет выгоду.
6 раз Очумелов меняет свое отношение к происходящему, это можно про-следить по его интонации - от начальственно- повелительной до рабски – трусливой. Первоначально звучит категоричное, так сказать, законное реше-ние: уничтожить собаку и наказать хозяина. Затем собака берется под защи-ту, как генеральская, и виновником оказывается Хрюкин. (По итогам коллек-тивная работа: составление кластера в виде ломаной, характеризующей из-менение взглядов Очумелова).
(слайд 5)
3 группа.
Стилистические особенности рассказа Чехова (запись в тетради).
1.«Говорящие детали»: конфискованный крыжовник, шинель, «говорящие фамилии»: Хрюкин, Очумелов.
2. лаконичность: «Краткость – сестра таланта»(Чехов)
3. Простота фраз, простые предложения, отсутствие эпитетов, глагол-любимая часть речи. (Учитель: М.Горький так писал о манере письма Чехова: « Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, мыслям - просторно»).
Обобщение учителя:
Для Чехова характерна экономная манера письма. Его рассказы лаконич-ны. Одна из особенностей чеховского сатирического рассказа – то, что он напоминает драматургическую сценку-миниатюру. Экспозиция в нем подоб-на драматургической ремарке, действие как таковое отсутствует. Свое-образие композиции рассказа «Хамелеон» заключается в том, что писателя практически не интересует событийное развитие сюжета (событие произо-шло до начала повествования), кульминация в привычном ее значении также отсутствует, а развязка вынесена за рамки повествования («открытый фи-нал»).
IV. Итог урока, рефлексия: Подводя итоги обсуждения вопросов, поставленных на уроке, сделаем некоторые выводы, расставим нравственные акценты.
- Какое человеческое качество высмеивает писатель? ( Угодничество, чинопочитание, лицемерие).
-Как связаны с основной мыслью рассказа эпиграфы? Что их объединяет между собой? (заслушать).
Перед нами в начале урока был поставлен проблемный вопрос: Тема добро-вольного холопства – как вы понимаете эти слова? (заслушать ответы). Обратите внимание, как К.И. Чуковский точно подметил то, о чем мы гово-рим, в Чехове: «Два основных порока всякой обывательской души казались Чехову особенно мерзкими: надругательство над слабыми и самоуничижение перед сильными».
V. Заключительное слово учителя:
Я надеюсь, что сегодняшний урок научил вас многому как читателей, по-знакомил с еще одним рассказом А.П.Чехова, его мастерством в создании литературных характеров, особенностями стиля.
"В человеке должно быть все прекрасно," - так говорил А.П. Чехов. Я думаю, что вы успели за этот короткий срок изучения произведений понять умом и принять в своё сердце русского классика, его жизненную позицию. Прошло 129 лет с момента написания рассказа. Как вы думаете, изменилось ли отношение людей к высшим по чину? (ответы). Пусть фрагмент из вы-пуска киножурнала «Ералаш», на тему, близкую к теме нашего сегодняшнего урока, станем итогом ваших ответов.
Учитель выставляет оценки учащимся за работу.
VI. Домашнее задание: написать мини-сочинение на одну из тем: «В чем состоит актуальность рассказа Чехова «Хамелеон»?», «Чем интересен для меня Чехов».