Цю розробку можна використати як пропагування та популяризацію предмета "Правознавство" у 9 класі. Метою цієї розробки є ознайомлення дітей з основними положеннями Загальної декларації прав людини та історичний екскурс з утвердження прав людини у світі
Новгородковская ОШ І-ІІІ ступеней
Правовая викторина
«Права человека»
Подготовила: Панкова Е.В., учитель истории и правоведения
2018
Цель: познакомить ребят с основными положениями Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка. Развивать желание знать свои права и выполнять обязанности.
Оборудование: компьютер, мультимедийная доска, Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, кодексы, какими располагает кабинет правоведения, либо школьная библиотека.
Ход мероприятия.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня вам предстоит важная и интересная работа: вы побываете и в роли экспертов и в роли консультантов и, надеюсь, почерпнете для себя нужную информацию.
(звучит музыка)
Для начала я хотела бы проверить как вы знаете свои права. Итак, выполним небольшое упражнение. Я буду озвучивать ситуации из вашей жизни, а вы будете говорить право, которое их гарантирует.
Отвечая на вопросы, мы с вами определили права и обязанности, которые уже вошли в вашу жизнь. (Слайд 4)
- Как вы думаете, этим перечнем ограничиваются ваши права и обязанности?...
Вот об этом мы с вами сегодня и поговорим.
Тема нашего сегодняшнего мероприятия: « Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав». (Слайд1)
А эпиграфом нашего разговора я взяла слова Андрея Дементьева «Сначала выполнять обязанности надо, а уж после предъявлять права»
( Слайд 2)
В этом учебном году учениками 9-го класса был проведен опрос среди школьников 8-10 класса нашей школы по правовой грамотности. Перед школьниками были поставлены вопросы на которые 16 % ответили, что они дети и у них нет прав, 21% ответили, что они дети и у них нет обязанностей, и 63% ответили правильно. (слайд 5)
- Какой можно сделать вывод? Правовая грамотность страдает. ( Слайд 3) Поэтому целью нашего мероприятия является познакомиться с основными положениями Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка. Развивать желание знать свои права и выполнять обязанности.
Для того чтобы не было сомнений в этом вопросе, я предлагаю вам стать участниками нашей правовой викторины по проблемам правовой грамотности.
Для проведения викторины были задействованы учащиеся 9-го класса. Давайте поприветствуем наших участников. (под музыку и овации входят участники команд)
- А судить наших участников будет жури в составе( перечисление жури).
- Командам в качестве домашнего задания было поручено придумать название, девиз, приветствие, символ. Слово первой команде (выступление первой команды)
- А теперь давайте посмотрим выступление второй команды.
- Итак, слово жури.
Выходят ведущие.
1-й ведущий. ( Слайд6) Давным – давно, тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно сними появились главные вопросы. - - - Что люди могут делать и чего не могут?
- Что они обязаны делать и чего не обязаны?
- На что они имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращается в сплошной кошмар и неразбериху.
И люди взялись за решение этих главных вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переворотов и, к сожалению в битвах и войнах.
В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. ( Слайд 7) ( 10 декабря 1948 года)
Всеобщая Декларация прав человека - нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще, но не о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства.
- Существует ли документ, защищающий права детей? (дети отвечают)
( Слайд 8) В 1989 году 20-го ноября ООн приняла особый документ - Конвенцию о правах ребенка – это международное соглашение. В нем государства дают обязательства соблюдать права каждого ребенка. И наша страна, в 1990 году 21 февраля, тоже подписалась под этим документом.
Учитель. ( Слайд 9) А теперь давайте обратимся к эпиграфу нашего разговора «Сначала выполнять обязанности надо, а уж после предъявлять права»
- Какие же обязанности есть у школьников?
- В каком документе они закреплены?
- А какие обязанности еще есть у детей?
Итак, приступаем к нашей практической части викторины
Первое задание – анализ ситуаций. Командам предоставляется возможность посмотреть ролевую игру наших ассистентов, где будут показаны самые злободневные правонарушения. После вы должны проанализировать данную ситуацию по следующему плану. 1) Присутствует ли в этой ситуации правонарушение, либо преступление. К какому виду оно относится. 2) Назвать субьектов правонарушения. 3) Назвать возможную юридическую ответственность за правонарушение. Слово нашей ведущей. ( приводятся правовые ситуации, которые инсценируют дети. Команды анализируют.)
Ведущий. Всегда надо помнить о том, что за совершенные проступки надо отвечать! ( Слайд 15)
Слово жури.
Учитель: А теперь, внимание, переходим к нашему следующему конкурсу – мультивикторина. В отрывках мультфильмов нарушены права сказочных героев. Какие права нарушены и какая ответственность за это грозит. ( ролик с мультиками)
Слово жури.
Учитель : А теперь конкурс капитанов. Приглашаются капитаны команд. За одну минуту вы должны ответить на вопрос ситуации. В случае затруднения дается помощь зала, или одного из игроков команды.
Слово жури.
Учитель. А сейчас последнее задание командам. Правовая реклама. Все ученики конечно-же очень любят предмет правоведения. Но есть такие которые не всегда хотят идти на урок, а на уроке скучают. А ведь правоведение очень важный и нужный предмет и знать его должен каждый уважающий себя школьник. Внимание! За отведенное количество времени командам нужно придумать рекламный ролик в котором популяризируется изучение прав человека и предмета правоведения.
А пока наши команды занимаются подготовкой правовой рекламы, конкурс болельщиков. Вам будут предложены правовые ситуации из фильмов, в которых нарушены права человека. Объясните, какие права нарушены и возможная юридическая ответственность.
(кинонарезка о правах человека)
- Слово нашим командам. ( выступление команд)
- Слово жури.
Подведение итогов. ( Слайд 16) На этом ребята мы заканчиваем наше мероприятие и если вы почерпнули для себя важную и нужную информацию, значит время здесь потрачено не зря. Запомните простые правила: нужно знать свои права; 2. нужно уважать права других людей; 3. нельзя забывать об обязанностях. ( Слайд 17)
Награждение победителей.
1 команда: Ученик: Марья Ивановна! Я к Вам больше на историю ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером хочу стать? И сами Вы историю не знаете!
Учительница: Как ты смеешь, Иванов, так со мной разговаривать?
Ученик: Смею! Я из-за Вас вчера пострадал – меня за Вашу двойку наказали… Не разрешили в кино сходить. Так что Вы преподаватель плохой, неумелый…
На чьей стороне закон? (Закон на стороне Марии Ивановны. Заявляя о своих правах, нельзя допускать, чтобы пострадала репутация других людей, потому что Мария Ивановна борется за реализацию закона об образовании).