"Все починається з добра"

Про матеріал

Під час проведення уроку через попереднє ознайомлення з оповіданням "Все літо в один день" англійського письменника Рея Бредбері порушувались проблемні питання існування добра та зла в колективі дітей; взаємовідносин мешканців "країни дитинства"; виокремлені та обговорені складові "толерантності" (терпимості, поваги, розуміння, підтримки особливої дитини) та шляхи вирішення конфліктних ситуацій в шкільному колективі.

Перегляд файлу

Урок внеклассного чтения по рассказу Рея Бредбери «Все лето в один день»

Тема :  «Все начинается с добра »

Цели: обсудить прочитанный  рассказ Рея Бредбери  «Все лето в один день», пересказывать текст рассказа, находить в тексте описания, цитаты.

Учить вдумываться в текст, раскрывая для себя разнообразный мир человеческих отношений. Развивать у детей способность одухотворять окружающий мир, чувствовать его ценность, выделять себя из окружающего мира. Развивать отзывчивость, способность задуматься и анализировать.

Создать условия для развития активного речевого запаса детей, устной речи, эмоционального принятия себя и других. Понимания важности доброты взаимоотношений, взаимопомощи.

Обратить внимание детей на умение замечать боль и радость другого человека, ставить себя на место другого человека, видеть хорошее  в себе и окружающих. Воспитывать чувство доброты, сопереживания, понимания другого человека – толерантности.

Тип урока:  урок- проект. Внеклассное чтение. Знакомство с новым произведением.

Оборудование : текст рассказа Рея Бредбери, иллюстрации к произведению, творческие работы учащихся, весы, карточки.

                                                                ХОД УРОКА

1.Организационный момент. Приветствие.

 2. Вступительное слово : «Уважаемые ребята, сегодня мы  собрались поговорить о  книгах, их  роли в жизни человека. Каждая прочитанная книга оставляет свой след в душе: учит, обращает внимание, формирует  характер, подсказывает, направляет. Сегодня мы поговорим о рассказе  американского писателя- фантаста Рея  Бредбери  «Все лето в один день», о героях рассказа, о несправедливости.

3.Прежде, чем приступить к основной части урока, давайте вспомним,

что означает слово «здравствуйте»? (пожелания здоровья, желание поддерживать знакомство).

Каким тоном нужно произносить приветствия? (Доброжелательно, вежливо).

Дети приветствуют гостей урока.

4.Ребята, давайте проведем психологическую зарядку.

Человек, который помогает другому без пользы для себя (Бескорыстный)

Человек, который относится по-дружески к окружающим (Дружелюбный)

Человек, который всегда готовь помочь (Отзывчивый).

Это качества хорошего человека. Есть они и в рассказах Рея Бредбери

5.Мы сегодня будем говорить о рассказе «Все лето в один день»

Эпиграфом к уроку будут слова  Михаила  Пляцковского: 

                                                              Не стой в стороне равнодушно,

                                                              Когда у кого- то беда.

                                                              Рвануться на выручку нужно

                                                              В любую минуту, всегда.

                                                              И если кому-то поможет

                                                              Твоя доброта и дружба твоя,

                                                              Ты счастлив, что день

                                                              не напрасно был прожит,

                                                              На свете живешь ты не зря!

                                                              (  Ученик читает наизусть)

А сейчас предлагаем вам, дорогие дети, закрыть глаза и переместиться на  планету Венера. Мы в космосе. Наш корабль мчится через миллионы звезд.  А  вот и нужная нам планета. Планета Венера. ( звучит «Мелодия Дождя»).  Внимание, приземляемся. (Мелодия звучит громче).

Ученик читает отрывок из рассказа:  «Лил дождь. Он лил не переставая семь лет подряд, тысячи и тысячи дней, с утра до ночи и т.д. Отрывок заканчивается словами «Так навеки повелось здесь, на Венере…»

6.Работа с классом. Обсуждение.

1.Ребята, какие чувства  вызвал  у вас этот рассказ? (Чувства жалости, удивления, возмущения,  желание помочь и др.)

2 Определим тему рассказа. (Взаимоотношения детей, несправедливое отношение).

3.Почему рассказ называется «Все лето в один день» ? (Всего 1 раз за 7 лет на 2 часа в день появляется солнце и можно снять куртки, греться под солнцем, играть. Кругом все расцветает)

4.Какой была жизнь детей на планете ? (Дети зачитывают отрывок: «Ребята на планете Венера только и знали, что вечный дождь, дождь, дождь. Им всем было по   девять лет, и если  и выдался семь лет назад такой день, когда солнце все-таки выглянуло, показалось на час изумленному миру, они этого не помнили…»

5.Почему этот рассказ фантастический?

6.Что реального есть в рассказе? (Взаимоотношения  в коллективе детей)

7.Назовите  главных героев рассказа (Марго, Уильям)

8.В каком месте рассказа вы испытывали особое волнение? (Когда знакомились с Марго и когда заперли ее в чулан)

9.Из-за чего вы волновались? (Из-за жестокого обращения к ней)

10.Найдем в рассказе портрет Марго. (Ученик зачитывает)

«Марго стояла совсем поодаль. Она была слабенькая, и казалось, когда-то давно она заблудилась и долго-долго бродила под дождем, и дождь смыл с нее все краски: голубые глаза, розовые губы, рыжие волосы- все вылиняло. Она была точно старая поблекшая фотография, которую вынули из забытого альбома, и все молчала, а если и случилось ей заговорить, голос ее шелестел еле слышно…»

11.Найдите и прочитайте описание климата в детском коллективе, где находилась  Марго.(Зачитывают)

«Все ее сторонятся, даже не смотрят на нее. Вот и сейчас бросили ее одну…

Отрывок заканчивается словами: она тоже тихонько подпевает, глядя в заплаканные окна…»

12.За что дети ненавидели Марго? Докажите по тексту (зачитывают отрывок).

«Ну а самое большое  ее преступление в том, что она помнит солнце, помнит, какое  оно, солнце...Заканчивается отрывок словами: А Марго помнит»

13.Как вы думаете, чем объясняется такое поведение ребят?

(Дети Венеры никогда не видели солнца, поэтому завидовали ей).

14.Можно ли назвать Марго одиноким человеком?  Почему?

15.Кто был лидером в классе? (Уильям)

16. Какой стих  о солнце сочинила Марго ?

«Мне кажется, солнце- это цветок,

Цветет оно только один часок».

17.Как отреагировал Уильям, услышав стих (Он не поверил)

18.Как Уильям реагирует, увидев Марго у окна, смотрящую на дождь?

(-Ты-то чего смотришь?-  сказал Уильям. Отвечай, когда тебя спрашивают! Уильям толкнул ее. Но она не пошевелилась, покачнулась - и только)

Зачитайте высказывания Уильяма о Марго.  (Отрывок начинается словами:

«Противная эта Марго, противно, что она такая бледная немочь…Читать до слов: «Разыграли, разыграли!- сказал Уильям…»

19.Действительно разыграли Марго или все-таки выглянет солнце?

(Да, действительно, дети ждут появления солнца)

20.А что же в это время произошло в классе между детьми?

(Уильям предложил друзьям запереть Марго в чулан)

- Эй, ребята, давайте запрем ее в чулан!

- Не надо,- сказала Марго и попятилась. Все кинулись к ней, схватили и поволокли,- она отбивалась, потом просила, потом заплакала, но ее притащили по туннелю в дальнюю комнату, втолкнули в чулан и заперли дверь на засов.

А  между тем дождь перестал. И выглянуло солнце. Зачитаем отрывок

(«И солнце явилось. Оно пламенело, яркое, как бронза, и оно было очень большое. А небо вокруг сверкало, точно ярко-голубая черепица. Дети, очнувшись, с криком выбежали в весну»)

21.Опишите поведение детей, как радовались теплу, солнцу. (Зачитывают отрывки из рассказа.(«Они уже  не бегали, а стояли посреди джунглей… до слов: Целый час бегали и никак не могли угомониться»).

22.О Марго  в час радости кто-то вспомнил?

23.Когда и кто вспомнил о Марго? (Зачитать отрывок)

24.Чем заканчивается рассказ?

7.Дети,  я знаю, что вы подготовили свое завершение рассказа. Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями. (Дети читают свои варианты финала рассказа)

-Ребята, чему учит нас рассказ Рея Бредбери?(Нужно быть добрыми, стараться понять другого, быть бескорыстными, честными)

- Можно ли одним словом назвать все вышеперечисленные качества хорошего человека?

- Да, это слово-толерантность.

-А какой это человек-толерантный? (Ответы детей)

8.Выводы:

-О какой стране идет речь в рассказе? (Стране детства)

-Приходилось ли вам, живя в стране детства, оценивать свои поступки?

Посмотрите на весы (Макет весов заранее приготовлен).

Дети, давайте посмотрим,  какие качества человека будут весомее : хорошие или нехорошие. (Ребята «наполняют» заранее подписанными карточками («Уважение», «сострадание»,»терпение» и др.) чаши весов.

-Какой вывод можно сделать?

Звучит музыка. Закрывайте глаза. Мы возвращаемся на нашу солнечную планету, где  будем наслаждаться светом, солнцем. Откройте глаза.

Заключительное слово за вами, ребята.(Ученик читает стихотворение

А .Барто «Добрым быть совсем не просто»)

-Какие чувства испытывали на уроке? (Ответы детей)

-Что делать, чтобы  милосердие согревало нашу жизнь?

- Какие ваши жизненные позиции?

- Заставило ли вас о чем-нибудь задуматься прочтение и обсуждение рассказа «Все лето в один день».

-Что показалось для вас интересным?

9.Оценки каждому участнику урока.

Пожелания: Будь весел, чтоб радостней стало тому, с кем подружишься ты,

                        Чтоб каждому в жизни хватало прекрасной людской доброты…

 

 

docx
Додав(-ла)
Бобрусь Інна
Додано
19 лютого 2019
Переглядів
887
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку