Завдання для олімпіади з російської мови (8-11клас)

Про матеріал

КЛЮЧ К Олимпиаде

8 класс

Русский язык

I. Работа с текстом

1.Утренняя заря разгоралась, когда мы выехали в Петродворец. 2.Вышли на станции и решили пройти до Петродворца по широкой аллее. 3.Мы свернули с дороги по узкой тропинке, вьющейся между деревьев. 4. Стояла удивительная тишина, и ласково светило солнце. 5.Только порой ветер доносил запах мокрого тростника, и свист его немного напоминал звуки косьбы.

1.Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

2.Определите стиль и тип речи. (Художественный, повествование)

3.Подчеркните верную транскрипцию слова «вьющейся»:

[в'й'ущ'эй'с'а]

4.Объясните значение слова «аллея» (дорога, усаженная по сторонам деревьями)

5.Подберите фразеологизмы со словом «рука»:

На руках носить – оказывать особое расположение, внимание, ценить, баловать.

Руки чешутся – о большом желании что-либо сделать.

Рука об руку – взявшись за руки, сообща, дружно.

Быть под рукой – быть доступным, быть в непосредственной близости.

Держать в руках – не давать воли, держать в строгом повиновении.

Рукой подать – очень близко, совсем рядом.

Не покладая рук – усердно трудиться

Ухватиться обеими руками – с удовольствием согласиться с каким-то предложением.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Найдите в тексте слово, соответствующее схеме: ¬^ ^ (выехали)

7.В предложении № 5 обозначьте над словами части речи (частица, наречие, существительное, глагол, существительное, прилагательное, существительное, союз, существительное, местоимение, наречие, глагол, существительное, существительное)

8.Выполните синтаксический разбор предложения № 5. (повествовательное, невосклицательное, сложносочиненное (союз соединительный и), состоит из двух частей: 1 – двусоставное, полное, распространенное, неосложненное; 2 - двусоставное, полное, распространенное, неосложненное)

9.Укажите предложение с причастным оборотом, схематически объясните знаки препинания: (Мы свернули с дороги по узкой тропинке, вьющейся между деревьев. – по тропинке (какой?), вьющейся между деревьев – причастный оборот после определяемого слова)

10. ІІ. Закончите текст 2 предложениями.

КЛЮЧ К олимпиаде

9 класс

Русский язык

I. Работа с текстом

1. Накануне весь день сыпал мелкий теплый дождик. 2.А утром поднявшееся солнце, будто помолодев, решило красоваться с восхода до заката и не пускать на небо ни одного облачка. 3. Вожатые лагеря предложили пойти в поход за грибами. 4. Тут же были высланы разведчики в три места: в соседний лесочек, на вырубку и на поляну.

1.Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

2.Определите стиль и тип речи. (художественный, повествование)

3.Подчеркните транскрипцию слова, выполненную неверно:

[одново]

4.Выпишите не менее 4 слов, к которым можно подобрать синонимы: (сыпал, накануне, высланы, красоваться, поднявшееся, )

5.Найдите в тексте слово, с которым можно составить устойчивое словосочетание (фразеологизм), приведите пример: (солнце - место под солнцем ( книж) - право на существование, до солнца ( устар) - до рассвета; день - Днем с огнем не сыщешь, злоба дня, день за днем...

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Найдите в тексте слово, соответствующее схеме: ¬ ^ (помолодев, накануне)

7.Выпишите особые формы глагола, указав вид (сов\несов) ( поднявшееся – сов.; помолодев – сов.; высланы – сов.)

8.Выполните синтаксический разбор предложения № 2. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное, распространенное, усложнено вводной конструкцией, причастным оборотом и однородными сказуемыми)

9.Перестройте первое предложение в сложное: Наступил новый день, а мелкий теплый дождик все сыплет.

ІІ. Продолжите текст 2 предложениями, сохраняя стиль автора:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КЛЮЧ К олимпиаде

10 класс

Русский язык

  • I.Работа с текстом

1.Идут дожди, и это совсем не весело. 2. Как раз над головой Маклая, в крыше хижины, небольшая течь. 3.Дождь льет непрерывной струей на подушку, брызжет на бумаги и книги. 4. Помощник Ульсон подставляет плошки и чашки, но через несколько минут они уже полны - вода растекается по полу, заливает праздничные ботинки и корзину с бельем.

1.Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

2.Определите стиль и тип речи. (художественный, повествование)

3.Запишите транскрипцию слова «(не) пр..рывной»: [н'ипр'ирЫвнай']

4.Объясните значение слова «хижина», подберите к этому слову антонимы: Хижина - Небольшой бедный домик, избушка. Антоним – хоромы, дворец, палаты

5.Подберите фразеологизмы со словом «крыша»: (крыша съехала, крыша протекает, под крышей дома, крыша земли)

6.Выполните разбор слова «(не) пр..рывной» по составу:

7. Выпишите глаголы, указав спряжение(идут – І; льет– І;брызжет – І; подставляет – І; растекается – І; заливает – І)

8.Выполните синтаксический разбор предложения № 3. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми и однородными дополнениями)

9.Перестройте первое предложение, добавив обособленные члены: (Идут дожди, и, оказывается, это совсем не весело.)

ІІ. Продолжите текст 2 предложениями, сохраняя тему и стиль автора:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КЛЮЧ К олимпиаде

11 класс

Русский язык

  • I.Работа с текстом

1.А.С. Грибоедов был отличный пианист и большой знаток музыки; Моцарт, Бетховен, Гайден и Вебер были его любимые композиторы. 2.Однажды я сказал ему: «Ах, Александр Сергеевич, сколько бог дал вам талантов: вы – поэт, музыкант, были лихой кавалерист и, наконец, отличный лингвист». 3.Он был как-то по-особенному скромен и снисходителен в кругу друзей, но сильно вспыльчив и раздражителен, когда встречались люди не по душе. 4.Тут Александр Сергеевич готов был придираться к ним из пустяков, и горе тому, кто попадался к нему на зубок. 5. Но Грибоедов улыбнулся и ответил: «Поверь мне, Петруша, у кого много талантов, у того нет ни одного настоящего.»

1.Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

2.Определите стиль и тип речи. (художественный, повествование)

3.Запишите транскрипцию словосочетания «отличный л..нгвист»: [атл'Ич'ный' л'ингв'Ист]

4.Объясните значение слова «лихой»: слово двусмысленное:1 - молодецкий, хватский, бойкий, проворный, щегольской, удалой, ухорский, смелый и решительный;2 - злой, злобный, мстительный; лукавый. Лихой малый, лихие кони, лихой наездник)

5.Выпишите из текста фразеологизм и объясните его значение: попадался к нему на зубок - Становиться предметом язвительных насмешек, обсуждений, критики

6.Разберите по составу слово «сн..сходителен»: _______________________________

7.Выпишите из текста глаголы и образуйте от них деепричастия: сказал – сказав, дал – дав, давая; был - будучи; встречались - встретившись, встречаясь; попадался - попадая, попадав; поверь - поверя, поверив.

8.Выполните синтаксический разбор предложения № 3. (повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчиненное, состоит из двух частей: главное: Он был как-то по-особенному скромен и снисходителен в кругу друзей, но сильно вспыльчив и раздражителен, придаточное: когда встречались люди не по душе. Придаточное поясняет сказуемые «вспыльсив и раздражителен», отвечает на вопрос (при каких обчтоятельствах?), придаточное – обстоятельственное условия, части соединены союзом «когда». Главная часть – двусоставное, полное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми, выраженными краткими прилагательными. Придаточная часть – двусоставное, распространенное, осложнено фразеологизмом.)

9.Укажите номер предложения, в котором должно стоять двоеточие, схематически объясните его постановку: ___________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

ІІ. Начните текст 2 распространенными предложениями, сохраняя стиль автора:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перегляд файлу

КЛЮЧ К Олимпиаде

8 класс

Русский язык

I. Работа с текстом

1.Утренняя заря разгоралась, когда мы выехали в Петродворец. 2.Вышли на станции и решили пройти до Петродворца по широкой аллее. 3.Мы свернули с дороги по узкой тропинке, вьющейся между деревьев. 4. Стояла удивительная тишина, и ласково светило солнце. 5.Только порой ветер доносил запах мокрого тростника, и свист его немного напоминал звуки косьбы.

  1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
  2. Определите стиль и тип речи. (Художественный, повествование)
  3. Подчеркните верную транскрипцию слова «вьющейся»:

 йущэйса]

  1. Объясните значение слова «аллея» (дорога, усаженная по сторонам деревьями)
  2. Подберите фразеологизмы со словом «рука»:

На руках носить – оказывать особое расположение, внимание, ценить, баловать.

 

Руки чешутся – о большом желании что-либо сделать.

 

Рука об руку – взявшись за руки, сообща, дружно.

 

Быть под рукой – быть доступным, быть в непосредственной близости.

 

Держать в руках – не давать воли, держать в строгом повиновении.

 

Рукой подать – очень близко, совсем рядом.

 

Не покладая рук – усердно трудиться

 

Ухватиться обеими руками – с удовольствием согласиться с каким-то предложением.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите в тексте слово, соответствующее схеме: ¬       ^ ^      (выехали)
  2. В предложении № 5 обозначьте над словами части речи (частица, наречие, существительное, глагол, существительное, прилагательное, существительное, союз, существительное, местоимение, наречие, глагол, существительное, существительное)
  3. Выполните синтаксический разбор предложения № 5. (повествовательное, невосклицательное, сложносочиненное (союз соединительный и), состоит из двух частей: 1 – двусоставное, полное, распространенное, неосложненное; 2 - двусоставное, полное, распространенное, неосложненное)
  4. Укажите предложение с причастным оборотом, схематически объясните знаки препинания: (Мы свернули с дороги по узкой тропинке, вьющейся между деревьев. – по тропинке (какой?), вьющейся между деревьев – причастный оборот после определяемого слова)
  5. ІІ. Закончите текст 2 предложениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КЛЮЧ К олимпиаде

9 класс

Русский язык

 

I. Работа с текстом

1. Накануне весь день сыпал мелкий теплый дождик. 2.А утром поднявшееся солнце, будто помолодев, решило красоваться с восхода до заката и не пускать на небо ни одного облачка. 3. Вожатые лагеря предложили пойти в поход за грибами. 4. Тут же были высланы разведчики в три места: в соседний лесочек, на вырубку и на поляну.

1.Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

2.Определите стиль и тип речи. (художественный, повествование)

  1. Подчеркните транскрипцию слова, выполненную неверно:

 [одново]

  1. Выпишите не менее 4 слов, к которым можно подобрать синонимы: (сыпал, накануне, высланы, красоваться, поднявшееся, )
  2. Найдите в тексте слово, с которым можно составить устойчивое словосочетание (фразеологизм), приведите пример: (солнце - место под солнцем ( книж) - право на существование, до солнца ( устар) - до рассвета; день - Днем с огнем не сыщешь, злоба дня, день за днем...

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите в тексте слово, соответствующее схеме:  ¬         ^  (помолодев, накануне)
  2. Выпишите особые формы глагола, указав вид (сов\несов) ( поднявшееся – сов.; помолодев – сов.; высланы – сов.)
  3. Выполните синтаксический разбор предложения № 2. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное, распространенное, усложнено вводной конструкцией, причастным оборотом и однородными сказуемыми)
  4. Перестройте первое предложение в сложное: Наступил новый день, а мелкий теплый дождик все сыплет.

ІІ. Продолжите текст 2 предложениями, сохраняя стиль автора:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

КЛЮЧ К олимпиаде

10 класс

Русский язык

  1. Работа с текстом

1.Идут дожди, и это совсем не весело. 2. Как раз над головой Маклая, в крыше хижины, небольшая течь. 3.Дождь льет непрерывной струей на подушку, брызжет на бумаги и книги. 4. Помощник Ульсон подставляет плошки и чашки, но через несколько минут они уже полны -  вода растекается по полу, заливает праздничные ботинки и корзину с бельем.

    1.Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

2.Определите стиль и тип речи. (художественный, повествование)

3.Запишите транскрипцию слова «(не) пр..рывной»: [н’ипр’ирЫвнай’]

4.Объясните значение слова «хижина», подберите к этому слову антонимы: Хижина - Небольшой бедный домик, избушка. Антоним – хоромы, дворец, палаты

  1. Подберите фразеологизмы со словом «крыша»: (крыша съехала, крыша протекает, под крышей дома, крыша земли)
  2. Выполните разбор слова «(не) пр..рывной» по составу:
  3.  Выпишите глаголы, указав спряжение(идут – І; льет– І;брызжет – І; подставляет – І; растекается – І; заливает – І)
  4. Выполните синтаксический разбор предложения № 3. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми и однородными дополнениями)
  5. Перестройте первое предложение, добавив обособленные члены: (Идут дожди, и, оказывается, это совсем не весело.)

ІІ. Продолжите текст 2 предложениями, сохраняя тему и стиль автора:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КЛЮЧ К олимпиаде

11 класс

Русский язык

  1. Работа с текстом

1.А.С. Грибоедов был отличный пианист и большой знаток музыки; Моцарт, Бетховен, Гайден и Вебер были его любимые композиторы. 2.Однажды я сказал ему: «Ах, Александр Сергеевич, сколько бог дал вам талантов: вы – поэт, музыкант, были лихой кавалерист и, наконец, отличный лингвист». 3.Он был как-то по-особенному скромен и снисходителен в кругу друзей, но сильно вспыльчив и раздражителен, когда встречались люди не по душе. 4.Тут Александр Сергеевич готов был придираться к ним из пустяков, и горе тому, кто попадался к нему на зубок. 5. Но Грибоедов улыбнулся и ответил: «Поверь мне, Петруша, у кого много талантов, у того нет ни одного настоящего.»

1.Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

2.Определите стиль и тип речи. (художественный, повествование)

  1. Запишите транскрипцию словосочетания «отличный л..нгвист»: [атл’Ич’ный’ л’ингв’Ист]
  2. Объясните значение слова «лихой»: слово двусмысленное:1 -  молодецкий, хватский, бойкий, проворный, щегольской, удалой, ухорский, смелый и решительный;2 -  злой, злобный, мстительный; лукавый. Лихой малый, лихие кони, лихой наездник)
  3. Выпишите из текста фразеологизм и объясните его значение: попадался к нему на зубок  - Становиться предметом язвительных насмешек, обсуждений, критики
  4. Разберите по составу слово «сн..сходителен»: _______________________________
  5. Выпишите из текста глаголы и образуйте от них деепричастия: сказал – сказав, дал – дав, давая; был - будучи; встречались - встретившись, встречаясь; попадался - попадая, попадав; поверь - поверя, поверив.
  6. Выполните синтаксический разбор предложения № 3. (повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчиненное, состоит из двух частей: главное: Он был как-то по-особенному скромен и снисходителен в кругу друзей, но сильно вспыльчив и раздражителен, придаточное: когда встречались люди не по душе. Придаточное поясняет сказуемые «вспыльсив и раздражителен», отвечает на вопрос (при каких обчтоятельствах?), придаточное – обстоятельственное условия, части соединены союзом «когда». Главная часть – двусоставное, полное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми, выраженными краткими прилагательными. Придаточная часть – двусоставное, распространенное, осложнено фразеологизмом.)
  7. Укажите номер предложения, в котором должно стоять двоеточие, схематически объясните его постановку: ___________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

ІІ. Начните текст 2 распространенными предложениями, сохраняя стиль автора:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

docx
Додано
9 грудня 2018
Переглядів
1096
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку