КЛЮЧ К Олимпиаде
8 класс
Русский язык
I. Работа с текстом
1.Утренняя заря разгоралась, когда мы выехали в Петродворец. 2.Вышли на станции и решили пройти до Петродворца по широкой аллее. 3.Мы свернули с дороги по узкой тропинке, вьющейся между деревьев. 4. Стояла удивительная тишина, и ласково светило солнце. 5.Только порой ветер доносил запах мокрого тростника, и свист его немного напоминал звуки косьбы.
1.Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
2.Определите стиль и тип речи. (Художественный, повествование)
3.Подчеркните верную транскрипцию слова «вьющейся»:
[в'й'ущ'эй'с'а]
4.Объясните значение слова «аллея» (дорога, усаженная по сторонам деревьями)
5.Подберите фразеологизмы со словом «рука»:
На руках носить – оказывать особое расположение, внимание, ценить, баловать.
Руки чешутся – о большом желании что-либо сделать.
Рука об руку – взявшись за руки, сообща, дружно.
Быть под рукой – быть доступным, быть в непосредственной близости.
Держать в руках – не давать воли, держать в строгом повиновении.
Рукой подать – очень близко, совсем рядом.
Не покладая рук – усердно трудиться
Ухватиться обеими руками – с удовольствием согласиться с каким-то предложением.
6.
7.В предложении № 5 обозначьте над словами части речи (частица, наречие, существительное, глагол, существительное, прилагательное, существительное, союз, существительное, местоимение, наречие, глагол, существительное, существительное)
8.Выполните синтаксический разбор предложения № 5. (повествовательное, невосклицательное, сложносочиненное (союз соединительный и), состоит из двух частей: 1 – двусоставное, полное, распространенное, неосложненное; 2 - двусоставное, полное, распространенное, неосложненное)
9.Укажите предложение с причастным оборотом, схематически объясните знаки препинания: (Мы свернули с дороги по узкой тропинке, вьющейся между деревьев. – по тропинке (какой?), вьющейся между деревьев – причастный оборот после определяемого слова)
10. ІІ. Закончите текст 2 предложениями.
КЛЮЧ К олимпиаде
9 класс
Русский язык
I. Работа с текстом
1. Накануне весь день сыпал мелкий теплый дождик. 2.А утром поднявшееся солнце, будто помолодев, решило красоваться с восхода до заката и не пускать на небо ни одного облачка. 3. Вожатые лагеря предложили пойти в поход за грибами. 4. Тут же были высланы разведчики в три места: в соседний лесочек, на вырубку и на поляну.
1.Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
2.Определите стиль и тип речи. (художественный, повествование)
3.Подчеркните транскрипцию слова, выполненную неверно:
[одново]
4.Выпишите не менее 4 слов, к которым можно подобрать синонимы: (сыпал, накануне, высланы, красоваться, поднявшееся, )
5.Найдите в тексте слово, с которым можно составить устойчивое словосочетание (фразеологизм), приведите пример: (солнце - место под солнцем ( книж) - право на существование, до солнца ( устар) - до рассвета; день - Днем с огнем не сыщешь, злоба дня, день за днем...
6.Найдите в тексте слово, соответствующее схеме: ¬ ^ (помолодев, накануне)
7.Выпишите особые формы глагола, указав вид (сов\несов) ( поднявшееся – сов.; помолодев – сов.; высланы – сов.)
8.Выполните синтаксический разбор предложения № 2. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное, распространенное, усложнено вводной конструкцией, причастным оборотом и однородными сказуемыми)
9.Перестройте первое предложение в сложное: Наступил новый день, а мелкий теплый дождик все сыплет.
ІІ. Продолжите текст 2 предложениями, сохраняя стиль автора:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КЛЮЧ К олимпиаде
10 класс
Русский язык
1.Идут дожди, и это совсем не весело. 2. Как раз над головой Маклая, в крыше хижины, небольшая течь. 3.Дождь льет непрерывной струей на подушку, брызжет на бумаги и книги. 4. Помощник Ульсон подставляет плошки и чашки, но через несколько минут они уже полны - вода растекается по полу, заливает праздничные ботинки и корзину с бельем.
1.Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
2.Определите стиль и тип речи. (художественный, повествование)
3.Запишите транскрипцию слова «(не) пр..рывной»: [н'ипр'ирЫвнай']
4.Объясните значение слова «хижина», подберите к этому слову антонимы: Хижина - Небольшой бедный домик, избушка. Антоним – хоромы, дворец, палаты
5.Подберите фразеологизмы со словом «крыша»: (крыша съехала, крыша протекает, под крышей дома, крыша земли)
6.Выполните разбор слова «(не) пр..рывной» по составу:
7. Выпишите глаголы, указав спряжение(идут – І; льет– І;брызжет – І; подставляет – І; растекается – І; заливает – І)
8.Выполните синтаксический разбор предложения № 3. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми и однородными дополнениями)
9.Перестройте первое предложение, добавив обособленные члены: (Идут дожди, и, оказывается, это совсем не весело.)
ІІ. Продолжите текст 2 предложениями, сохраняя тему и стиль автора:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КЛЮЧ К олимпиаде
11 класс
Русский язык
1.А.С. Грибоедов был отличный пианист и большой знаток музыки; Моцарт, Бетховен, Гайден и Вебер были его любимые композиторы. 2.Однажды я сказал ему: «Ах, Александр Сергеевич, сколько бог дал вам талантов: вы – поэт, музыкант, были лихой кавалерист и, наконец, отличный лингвист». 3.Он был как-то по-особенному скромен и снисходителен в кругу друзей, но сильно вспыльчив и раздражителен, когда встречались люди не по душе. 4.Тут Александр Сергеевич готов был придираться к ним из пустяков, и горе тому, кто попадался к нему на зубок. 5. Но Грибоедов улыбнулся и ответил: «Поверь мне, Петруша, у кого много талантов, у того нет ни одного настоящего.»
1.Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
2.Определите стиль и тип речи. (художественный, повествование)
3.Запишите транскрипцию словосочетания «отличный л..нгвист»: [атл'Ич'ный' л'ингв'Ист]
4.Объясните значение слова «лихой»: слово двусмысленное:1 - молодецкий, хватский, бойкий, проворный, щегольской, удалой, ухорский, смелый и решительный;2 - злой, злобный, мстительный; лукавый. Лихой малый, лихие кони, лихой наездник)
5.Выпишите из текста фразеологизм и объясните его значение: попадался к нему на зубок - Становиться предметом язвительных насмешек, обсуждений, критики
6.Разберите по составу слово «сн..сходителен»: _______________________________
7.Выпишите из текста глаголы и образуйте от них деепричастия: сказал – сказав, дал – дав, давая; был - будучи; встречались - встретившись, встречаясь; попадался - попадая, попадав; поверь - поверя, поверив.
8.Выполните синтаксический разбор предложения № 3. (повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчиненное, состоит из двух частей: главное: Он был как-то по-особенному скромен и снисходителен в кругу друзей, но сильно вспыльчив и раздражителен, придаточное: когда встречались люди не по душе. Придаточное поясняет сказуемые «вспыльсив и раздражителен», отвечает на вопрос (при каких обчтоятельствах?), придаточное – обстоятельственное условия, части соединены союзом «когда». Главная часть – двусоставное, полное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми, выраженными краткими прилагательными. Придаточная часть – двусоставное, распространенное, осложнено фразеологизмом.)
9.Укажите номер предложения, в котором должно стоять двоеточие, схематически объясните его постановку: ___________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
ІІ. Начните текст 2 распространенными предложениями, сохраняя стиль автора:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КЛЮЧ К Олимпиаде
8 класс
Русский язык
I. Работа с текстом
1.Утренняя заря разгоралась, когда мы выехали в Петродворец. 2.Вышли на станции и решили пройти до Петродворца по широкой аллее. 3.Мы свернули с дороги по узкой тропинке, вьющейся между деревьев. 4. Стояла удивительная тишина, и ласково светило солнце. 5.Только порой ветер доносил запах мокрого тростника, и свист его немного напоминал звуки косьбы.
[в’й’ущ’эй’с’а]
На руках носить – оказывать особое расположение, внимание, ценить, баловать.
Руки чешутся – о большом желании что-либо сделать.
Рука об руку – взявшись за руки, сообща, дружно.
Быть под рукой – быть доступным, быть в непосредственной близости.
Держать в руках – не давать воли, держать в строгом повиновении.
Рукой подать – очень близко, совсем рядом.
Не покладая рук – усердно трудиться
Ухватиться обеими руками – с удовольствием согласиться с каким-то предложением.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КЛЮЧ К олимпиаде
9 класс
Русский язык
I. Работа с текстом
1. Накануне весь день сыпал мелкий теплый дождик. 2.А утром поднявшееся солнце, будто помолодев, решило красоваться с восхода до заката и не пускать на небо ни одного облачка. 3. Вожатые лагеря предложили пойти в поход за грибами. 4. Тут же были высланы разведчики в три места: в соседний лесочек, на вырубку и на поляну.
1.Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
2.Определите стиль и тип речи. (художественный, повествование)
[одново]
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
ІІ. Продолжите текст 2 предложениями, сохраняя стиль автора:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КЛЮЧ К олимпиаде
10 класс
Русский язык
1.Идут дожди, и это совсем не весело. 2. Как раз над головой Маклая, в крыше хижины, небольшая течь. 3.Дождь льет непрерывной струей на подушку, брызжет на бумаги и книги. 4. Помощник Ульсон подставляет плошки и чашки, но через несколько минут они уже полны - вода растекается по полу, заливает праздничные ботинки и корзину с бельем.
1.Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
2.Определите стиль и тип речи. (художественный, повествование)
3.Запишите транскрипцию слова «(не) пр..рывной»: [н’ипр’ирЫвнай’]
4.Объясните значение слова «хижина», подберите к этому слову антонимы: Хижина - Небольшой бедный домик, избушка. Антоним – хоромы, дворец, палаты
ІІ. Продолжите текст 2 предложениями, сохраняя тему и стиль автора:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КЛЮЧ К олимпиаде
11 класс
Русский язык
1.А.С. Грибоедов был отличный пианист и большой знаток музыки; Моцарт, Бетховен, Гайден и Вебер были его любимые композиторы. 2.Однажды я сказал ему: «Ах, Александр Сергеевич, сколько бог дал вам талантов: вы – поэт, музыкант, были лихой кавалерист и, наконец, отличный лингвист». 3.Он был как-то по-особенному скромен и снисходителен в кругу друзей, но сильно вспыльчив и раздражителен, когда встречались люди не по душе. 4.Тут Александр Сергеевич готов был придираться к ним из пустяков, и горе тому, кто попадался к нему на зубок. 5. Но Грибоедов улыбнулся и ответил: «Поверь мне, Петруша, у кого много талантов, у того нет ни одного настоящего.»
1.Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
2.Определите стиль и тип речи. (художественный, повествование)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
ІІ. Начните текст 2 распространенными предложениями, сохраняя стиль автора:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________