Интеллектуальная игра «Знатоки русской словесности»
Актуальность проведения этого мероприятия заключается в том, что данная форма способствует расширению и обогащению приобретенного учебного опыта учащихся, развитию их познавательного интереса, достижению личностных результатов развития и обучения.
Цели и задачи:
-развитие творческих способностей, логического мышления детей;
-повышение интеллектуального и культурного уровня учащихся;
-повышение интереса к учебно-познавательной деятельности;
-формирование умения работать в группе;
-формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;
-воспитание взаимоуважения, толерантного отношения друг к другу.
Ход мероприятия
(учащиеся делятся на две команды. В каждом конкурсе игроки набирают баллы, в зависимости от правильно угаданных ответов. В конце мероприятия подводятся итоги.)
I конкурс «Крылатые выражения».
Откуда они и кто их автор?
1. Да, были люди в наше время…
2. И вечный бой! Покой нам только снится.
3. А поворотись-ка, сынку!
4. Не вынесла душа поэта…
5. Служить бы рад, прислуживаться тошно.
6. Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей.
7. Над кем смеетесь? – над собой смеетесь.
8. Счастливые часов не наблюдают.
9. Утром деньги – вечером стулья.
10. Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.
11. Гений и злодейство – две вещи несовместные.
12. Бороться и искать, найти и не сдаваться!
13. Один за всех, и все за одного!
Ключ-подсказка:
1) Лермонтов «Бородино»
2) Блок «На поле Куликовом»
3) Гоголь «Тарас Бульба»
4) Лермонтов «Смерть поэта»
5) Грибоедов «Горе от ума»
6) Пушкин «Евгений Онегин»
7) Гоголь «Ревизор»
8) Грибоедов «Горе от ума»
9) Ильф, Петров «12 стульев»
10) Экзюпери «Маленький принц»
11) Пушкин «Моцарт и Сальери»
12) Каверин «Два капитана»
13) Дюма «Три мушкетера»
II конкурс «Жемчужины народной мудрости»
1. Малая форма народного поэтического творчества, облеченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.Это…
А) пословица
Б) поговорка
В) былина
Г) сказка
2. Кто автор этого высказывания?
«…наши пословицы значительнее пословиц всех других народов. Сверх полноты мыслей, уже в самом образе выраженья, в них отразилось много народных свойств наших; в них всё есть: издёвка, насмешка, попрёк – словом, всё шевелящее и задирающее за живое…»
А) Островский А.Н.
Б) Гоголь Н.В.
В) Даль В.И.
Г) Пушкин А.С.
3. Кто автор этого высказывания?
Пословица - это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыдание, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».
А) Даль В.И.
Б) Гоголь Н.В.
В) Островский А.Н.
Г) Пушкин А.С.
4. Какой русский эквивалент пословицы: Don’t halloo till you are out of the wood. - Не радуйся, пока не выбрался из лесу.
А) Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Б) Не радуйся раньше времени.
В) Капля по капле и камень долбит.
5. Какой русский эквивалент пословицы: Look before you leap. - Посмотри, прежде чем прыгать .
А) Капля по капле и камень долбит
Б) Семь раз отмерь, один раз отрежь
В) Не радуйся раньше времени.
6. Кто автор этого выражения?
« А что за роскошь, что за смысл,
какой толк в каждой поговорке нашей!
Что за золото!»
А) Пушкин А.С.
Б)Достоевский Ф.М.
В) Гоголь Н.В.
Г) Лермонтов М.Ю.
Ключ-подсказка: 1А; 2Б; 3А; 4Б; 5Б; 6А.
III конкурс «Дешифровка»
1.Расшифруйте записку-криптограмму, и вы прочитаете названия маленьких трагедий А.С. Пушкина.
Ключ к криптограмме:
1 2 3 4 5 6 7 8
1 А Б В Г Д Е Ж З
2 И Й К Л М Н О П
3 Р С Т У Ф Х Ц Ч
4 Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
ОТВЕТ:
2.Найдите « ключик» и расшифруйте следующие поговорки.
1. ЕЛЕДЕН АН ЦИНТЯП ЬМЕС
2. ЬТИЖОЛОП ЫБУЗ АН УКЛОП
3. ПОС
ЛЕД
ОЖД
ИЧК
АВЧ
ЕТВ
ЕРГ
Ключ-подсказка:
1.Семь пятниц на неделе.
2.Положить зубы на полку.
3.После дождичка в четверг.
IV конкурс «Эрудит» (занимательные вопросы)
Ключ-подсказка:
1. Панама.
2. Париж на Сене.
3. Орёл.
4. Прут.
5. Новая земля.
6. Крыло автомобиля .
7. Гнездо-углубление или отверстие.
8. Разбить цветник, разбить лагерь.
9. Имя.
10. Уроки.
V конкурс «Одним словом»
Ключ-подсказка:
1.Перекличка.
2.Инициалы.
3.Заповедник.
4.Обелиск.
5.Жест.
6.Мимика.
7.Микстура.
8.Пробоина.
9.Примесь.
10.Перемирие.
VI конкурс «В мире животных»
1. Повесть Джека Лондона, главным героем которой является полусобака-полуволк по кличке…
2. Именно оттуда звонил слон Корнею Ивановичу Чуковскому….
3. Именно они явились во сне гоголевскому Городничему: «…пришли, понюхали и пошли прочь…».
4.Это старый гигантский вожак стаи серых волков, опустошивших долину Куррумпо, потерявший свою подругу…
5.К этому дикому животному один писатель приравнивает первую любовь.
6. Главный герой этой повести Джека Лондона Бэк был сыном сенбернара и шотландской овчарки.
7. Древние римляне говорили: «там лежит заяц». А что говорим мы?
8. Рассказ Г.Троепольского о собаке, у которой было черное ухо.
Ключ-подсказка:
1.Белый Клык.
2. От верблюда.
3. Две необыкновенные крысы.
4. Лобо. «Рассказы о животных» Э.Сетон-Томпсон
5. «Дикая собака Динго или повесть о первой любви» Р.И.Фраерман.
6. «Зов предков».
7. Вот где собака зарыта.
8.«Белый Бим Черное ухо»
VI конкурс «Рассказ на одну букву»
Вам, наверное, приходилось слышать своеобразную скороговорку-рассказ: Павел Петрович Петушков пошёл полем прогуляться, поймал птицу-перепелицу, понёс продавать, просил полтину, получил половину. Особенность этой скороговорки в том, что все слова в ней начинаются с одной буквы. А я вам расскажу рассказ про Петю.
Петя Панкратов
Пятиклассник Петя Панкратов по прозвищу «Пан» первым получил пятерку по природоведению. Подхватив Петин почин, пятерку по природоведению получила Поля Перова. Поздравляя Петю, приятели подкалывали:
«Пан подает пример». - «Петя плюс Поля).
- «Пан перевыполнил план» ...
Пойманных по перволедью плотвичек Петя почистил, попотрошил; потом подогрел плов, пообедал, помыл посуду. Позвонили. Почтальон Печкин принес письмо. Письмо прислал папа. Петин папа - полярник. Петя плохо понимал папин почерк; прочитав письмо повторно, понял: папа писал про полярников, про песцов, про пищух, про птичку песчанку ... Петя положил письмо под подушку, потянулся, постучал пальцами по пианино, пошел погулять. Перед подъездом повстречался пенсионер Павел Петрович. Павел Петрович, папин приятель, просил Петю передать папе привет.
После прогулки Петя послушал прогноз погоды, поужинал, подмел пол, почитал поэму Пушкина «Полтава».
Позже писал папе: «Папочка, пиши почаще, приезжай поскорее. Павел Петрович передает привет. Пока». Про пятерку Петя писать постеснялся: «Подумаешь, подвиг!»
А теперь попробуйте сами придумать рассказ на п, р, н или другую букву (можно это выполнить как домашнее задание)
VII конкурс «знатоки фразеологизмов»
Дайте толкование фразеологизмам.
1.Носить воду решетом.
2.Прошли огонь и воду.
3.Глазом не моргнуть.
4.Мозолить глаза.
5.Как воды в рот набрал.
6.Седьмая вода на киселе.
7.Как в воду глядел.
8. Задирать нос.
9.Клевать носом.
10.Уносить ноги.
11.Как две капли воды.
12.Толочь воду в ступе.
13.Повесить нос.
14.Перемывать косточки.
15.С больной головы на здоровую.
Ключ-подсказка: