«Звуки[в],[в’],позначення їх буквами В в.»

Про матеріал

1. Познакомить с новыми согласными звуками [ в ], [ в ] и буквами В, в;

учить слышать новые звуки в речи, выделять их в словах, различать новые звуки по твёрдости и мягкости, учить печатать букву в,учить читать слоги и слова с новой буквой; составлять предложения по схеме,выполнять звуковой анализ слов;

2. Развивать фонематический слух , память, мышление, речь, воображение,мелкую моторику рук;

3. Воспитывать внимание, аккуратность, желание помогать слабым,доброту,любовь к предмету,к сказкам,уважительное отношение к взрослым
Перегляд файлу

1

 

 

 


Тема:  звуки [в],[в’],обозначение их буквами В в.

Цель: 1. Познакомить с новыми согласными звуками  [ в ], [ в ] и буквами В, в;

учить  слышать новые звуки в речи, выделять их в словах, различать новые звуки по твёрдости и мягкости, учить печатать букву в,учить читать слоги и слова с новой буквой; составлять  предложения по схеме,выполнять звуковой анализ слов;

 2. Развивать фонематический слух , память, мышление, речь, воображение,мелкую моторику  рук;

 3. Воспитывать внимание, аккуратность, желание помогать слабым,доброту,любовь к предмету,к сказкам,уважительное отношение к взрослым.

Оборудование:схема человечка,кружочки-цели,солнышки,дерево настроения,презентация буквы В(слайдовое шоу)

 

                                                        ХОД  УРОКА

I. Организация начала урока

а) Считалочка

             Долгожданный дан звонок,

             Начинается урок!

            Улыбнулись, подтянулись,

Друг на друга посмотрели

И спокойно, тихо сели.

- Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного – мальчики.

- Умницы! (Садятся девочки.)

 - Молодцы! ( Садятся мальчики)

 

б) Слова учителя (к классу):

- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости, которые пришли посмотреть, как вы занимаетесь и чему вы уже научились.  Поэтому, я хочу, чтобы сегодняшний урок принес нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

 

II.Актуализация опорных знаний.

Сегодня мы с вами отправимся в сказочную страну « Мульти – пульти». (слайд 1)

И встретим там много героев  разных мультфильмов. Но чтобы попасть в эту

Страну мы должны вспомнить какие буквы уже изучили.

 

III.Повторение изученного. Артикуляционная гимнастика

1.-Давайте произнесём волшебные слова « Крибле- крабле-бумс».Мы попали в лес.(слайд 2)

Кто нас встречает?(соловей) (слайд 3)Он просит разбудить свои голоса. Давайте это сделаем.

- Что записано на доске? (Буквы)

Для чего нужны буквы?(чтобы записывать звуки человеческой речи)

Что складывается из букв?(слова)При помощи слов ,что мы составляем?(предложения)

На какие группы делятся звуки?(гласные и согласные)Чем они отличаются?

- Какие звуки обозначают буквы,записанные на доске? (Гласные) (слайд 4)

Давайте их пропоём:

А-а-а-а          у-у-у-у         о-о-о-о         и-и-и-и           ы-ы-ы-ы           А-о-у-и-ы        А-о-у-и-ы          

Итак, голоса мы разбудили, теперь можно двигаться дальше.

2.на доске появляется  « Теремок» (слайд 5)

-Вспомните сказку «Теремок».Кто хотел жить в домике?

-Сейчас мы узнаем кто пришёл в наш «Теремок». (слайд 6)

Игра «Теремок».

К  доске выходят 3 ученика, в руках у них буквы к, т, о ,выстраиваются  друг за другом. Учитель начинает игру.

-Стоит в поле теремок- теремок, он не низок , не высок. Бежала мимо буква ( ученик с буквой  к в руках  продолжает игру).

-Буква  к  обозначает согласный, глухой, твёрдый [к], мягкий [к’].

-Смотрит никого нет в теремке. Вошла буква к в теремок и стала там жить.

На следующий день шла мимо ещё одна буква ( второй ученик с  буквой т продолжает).

-Тук, тук, тук (стучит по доске).Кто в теремочке живёт, кто в невысоком  живёт?

( Ученик с буквой к  повторяет свои слова , ученик с буквой т представляется.

-Буква т обозначает согласный, глухой, твёрдый [т], мягкий [т’].

-Заходи будем жить вместе.

На следующий день шла мимо ещё одна буква.(Третий ученик с буквой о продолжает.)

-Тук, тук, тук.

-Кто в теремочке живёт, кто в невысоком живёт?(Ученики с буквами к, т повторяют свои слова).

(Ученик с буквой о представляется.)

-Буква о обозначает гласный звук.

-Заходи буква о , будем  жить втроём.  (Учитель продолжает игру.)

    -Чтобы буквы в теремке жили дружно, они должны постараться составить слово.( КОТ.)

(Дальше проводится работа со словом.)

 

-Сколько слогов в слове кот?

От чего зависит количество слогов в слове?( От количества гласных букв в слове кот- 1 гласная буква , значит 1 слог.)

-Напечатайте слово в тетради для печатания, составьте схему слова   кот.

Придумайте предложение(Кот ловит мышей.),запишите схему предложения.( ___  ___  ___.)  Какие ещё предложения можно придумать к этой схеме?

3.Вот и следующий наш герой.

-Кто это? (Кот Леопольд.)(слайд 7)

Он хочет послушать как вы  составляете слоги по схемам:-а, -у, -о, =и, -ы, а=, у=, о=, и-

За хорошее выполнение задания кот Леопольд вручает вам  медали.

Продолжаем наше путешествие.

 IV. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы.

1.побуждающий диалог - постановка проблемы

На доске неоформленная схема-человечка(слайд 8)

 

                                                  

 

 

 

- Посмотрите, с кем мы сегодня будем работать. Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторения изученного или урок «открытия» новых знаний? Почему?

(- Урок «открытия» новых знаний, так как схема не  раскрашена, нет на ней буквы)

- Что же мы сегодня будем «открывать»?( - Новый звук и новую букву.)

 

2. Формулирование темы и цели.

Посмотрите на картинки, представленные на доске. Что в них общего? (Верблюд, волк, ворона, виноград)  А в чём различие? (слайд 9)

- Проживает ли такой звук в нашем «городе букв»?

(На доске висит проект «Город букв») (слайд 10)

- Сегодня мы будем изучать звуки в,в’ и букву,которая их обозначает)

- Каковы  задачи нашего урока? Чему вы должны научиться

(- Узнать всё про новый звук, новую букву. Научиться печатать новую букву в.

 Научиться читать слоги и слова с буквой в)

(Прикрепляет кружочки разного цвета на доске на каждую задачу урока) (слайд 11)

 

 

 

-В каком районе (гласных или согласных)  проживает этот звук?( В районе согласных)

Почему?(при произнесении встречаем преграду)

V. Актуализация имеющихся знаний

1. побуждающий диалог

- Нам нужно всё узнать про этот звук. Раз он согласный, что мы можем про него узнать?

( Мягкий он или твёрдый, звонкий или глухой?)

-Давайте узнаем, какой он, звонкий или глухой?(звонкий-произносится с участием голоса)

Надеваем  белую  шляпу на схему-человечка(слайд 12)

-Как узнать, бывает ли он твёрдым или мягким?( Послушать, как он звучит в словах.)

-Сначала определите, какое место занимает этот звук в словах?

 

2.Чтобы узнать кто же нас встретит следующий нужно отгадать загадки и выделить из отгадок новые звуки.

Сказки просят :

- А сейчас  вы, друзья, узнайте нас!

Отворили дверь козлята и …пропали все куда-то!

Вот и следующий герой: волк из сказки « Волк и семеро козлят». (слайд 13)

Волк предлагает поработать в группах.

3. Поиск решения проблемы  - открытие нового знания.

а)Предлагаю взять картинки из конверта с изображением волка,льва,совы.

определение места звука В  в словах,  работа в группах

1 группа выбирает картинки с предметами, в названии которых звук [в] стоит в начале слова

  1. группа – в названии которых этот звук стоит в середине слова

   3 группа – в конце слов

       б) руководство групповой работой

- Составьте звуковые схемы этих слов(Составляют звуковые схемы выбранных слов фишками,один из группы записывает у доски)

       в) индивидуальная работа

Объяснение записи,характеристика звуков,ударение,деление на слоги.(1-почему одна дуга,2-сколько слогов,сильная слабая позиция гласны звуков,3-почему нет ударения)

-В какой позиции находятся гласные звуки?

Какой новый звук в трёх словах?

(звук в согласный,звонкий ,твёрдый)

Закрашивает башмачок человечка синим цветом(слайд 14)

 

   г) Сделайте звук[ в] мягким. Покажите фишку мягкого звука.

-Слушайте следующую загадку.

-Он весел и незлобен,

Этот милый чудачок,

С ним хозяин, мальчик Робин,

И приятель – Пятачок.

Для него прогулка – праздник,

И на мёд  особый нюх,

Этот плюшевый проказник

Медвежонок…( Винни- Пух) (На доске появляется «медвежонок»). (слайд 15)

Он хочет знать какой первый звук в его имени.

-Какой  он? (Согласный, звонкий, мягкий.)

Закрашивает второй башмачок зелёным  цветом(слайд 16)

 

4. Упражнение в определении на слух звуков [в], [в’].

- Откройте учебники на с.48 и назовите картинки, которые там изображены. (волк,корова,виноград). Назовите предметы, которые начинаются со звука [в], а теперь со звука [в’].

а) Игра «Где звук?»

  • Определите позицию звука [в] в словах.(слива,ива,ворона,вишня,клюв)

б)Игра «Кто больше?»

  • Придумайте слова, в которых звук [в] был бы в начале слова (вилка,варежка,веник,вьюга,вода), в середине( медведь,диван,дерево,телевизор,дверь), в конце слова (рыболов,клёв,клюв,лев,плов).
  • Вам понравилось играть?
  • А какой звук был в каждой игре? ([в])

-Где может находиться звук [в]?(вначале,всередине, вконце)

в) – Вспомните и назовите имена, которые начинаются со звуков [В], [В’]. (Ваня, Валя, Валера, Вася, Вера). С какой буквы пишутся имена? А что ещё пишется с заглавной буквы?

г)А сейчас разделимся на команды. Одна команда Волка, другая Винни- Пуха,третья-предупреждающая. Поиграем в игру «Камень- вата».( На определение твёрдости и мягкости нового звука.) (слайд 17)

Учитель называет слова то с твёрдым в, то с мягким в’,слова без звука в. У учащихся первой команды сигнальные карточки с синим  «глазом»,  у другой-  с зелёным,у третьей-красный цвет светофора.

Если слово с твёрдым звуком, поднимают синие карточки учащиеся 1 –ой команды, если с мягким, то уч-ся 2-ой команды поднимают зелёные карточки,а 3-ей-предупреждают,что звука нет.

Слова для игры: вилка ,варежка ,стол,веник ,ворона ,доска ,ворота,витрина,книга,

 (слайд 18)

-Решили мы с вами первую задачу?

Убирает один кружок

 

VI. Физкультминутка (Проводит учащийся)

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

 

VII.Ознакомление с буквами «В,в». (слайд 19)

- Ребята! Твёрдый согласный звук [в] и мягкий согласный звук [в’] обозначаются на письме одной буквой. Её называют буква «вэ». (Показ буквы).

- На что похожа буква «в»? ( слайд 20-21)

- Посмотрите, какое место занимает буква В на ленте букв,в городе букв.( В районе согласных, на улице звонких)

1.Чтобы узнать кого мы встретим дальше, отгадаем ещё одну загадку.

   Толстяк живёт на крыше,

    Летает он всех выше. ( Карлсон.) (слайд 22)

У него беда – сломался пропеллер. Деталь, которая вышла из строя похожа на новую букву В. Надо ему помочь.

У вас на партах лежат кусочки проволоки. Вы должны согнуть из них  букву В.

Самую лучшую Карлсон возьмёт себе и наладит пропеллер.   

Дети работают.

-Все хорошо поработали. Карлсон возьмёт все ваши буквы, а за это дарит вам «васильки», в которых вы напечатаете новую букву.( Раздаю карточки , на  которых нарисованы васильки.

 

2.Дыхательная гимнастика «Ароматный цветок» Дети вдыхают аромат цветка и изображают чувство блаженства.

 

3.-Отправляемся дальше. Вот и следующий житель сказочной страны «Мульти-Пульти»- Незнайка. (слайд 23) Он огорчён. Хотел Незнайка написать письмо своей подружке Звёздочке, но в этом слове – имени есть в , а он не умеет её писать. Давайте вместе с Незнайкой научимся печатать букву в.Но прежде ,чем писать, надо «разогреть» наши пальчики.

 Упражнения для разминки пальчиков.

    1. «Пальчики здороваются

    2. «Ползёт змея.»

    3. «Согреем пальчики.»

    4. «Молоточки.»

    5. «Человечки пошли гулять.»

Ну вот теперь можно приступить к работе.

4. Печатание букв Вв( Показ демонстрационной карточки)

-Посмотрите на  букву в.

-Назовите элементы из которых состоит эта буква. (палочка и 2 полуовала.)

-Попробуем написать букву в  в воздухе.

-А сейчас каждый из вас сотрёт букву в мокрым пальчиком с доски.( На доске учитель заранее пишет букву в по количеству уч-ся, дети все вместе выходят к доске и выполняют задание.)

-Ну вот теперь можно начинать работу в прописи.

                Я тетрадь свою открою

                И наклонно положу .

                Я, друзья, от вас не скрою

                 Ручку я вот так держу.

                 Сяду прямо, не согнусь,

                 За работу я возьмусь.

-Пропечатайте букву Вв

-Под самой правильной и красивой буквой поставьте корону.

Сами научились и Незнайку научили. Теперь он смело может писать письмо Звёздочке.

5. Чтение слогов и слов с буквой «в».

   Сейчас мы будем читать слоги с буквой В. А помогут нам в этом курочка с цыплятами.

а)Игра « Курочка с цыплятами». (слайд 24)

      Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней цыплятки – малые ребятки.

- Цып, цып, цып! Сюда! Сюда!

Я вам буковку нашла!

Прибежал весёлый А, прочитали дети ВА.

Прибежал задорный О, прочитали дети ВО.

Прибежал упрямый У, прочитали дети ВУ.

Прибежал зазнайка Ы, прочитали дети ВЫ.

Прибежал красавец И, прочитали дети ВИ.

(Учитель говорит стихи и показывает на буквы. Дети хором читают слоги.)

Чтение слогов в презентации(слайд)

 

б)-Вспомните к кому всегда обращались  за советом Винни – Пух и его друзья? (К Мудрой Сове.) (слайд 25)

-А вот и она.Она тоже хочет с вами поиграть в игру «Слоговой аукцион».В награду получите «вкусные ягоды». (слайд 26)

Учитель показывает слоги, написанные на обратной стороне ягоды, дети самостоятельно читают слоги и придумывают слова с этим слогом .

ва,ву,во,вы – слоги,гласные звуки дают твёрдость. Дополните эти слоги до слов (ваза,вулкан,вода,выдра)

ви,вя – слоги, гласные звуки дают мягкость. Дополните эти слоги до слов(вишня,вялый)

 Может ли слог ви быть началом слов «Вика», «Виталик»?  (Нет! Имена пишутся с большой буквы)

в)-Откройте  учебник на стр.48( вэ – название буквы;)

и проверьте друг у друга, как научились читать слоги.

Приготовьтесь прочитать  слоги, используя красный цвет.

Работа в парах.

г)Чтобы узнать  кого встретим сейчас , отгадайте загадку.:

     У отца был мальчик странный,

    Необычный –деревянный.

   Но любил папаша сына.

   Что за странный человечек деревянный

   На земле и под водой

   Ищет ключик золотой?

   Всюду нос суёт он длинный

   Кто же это ?       (Буратино.) (слайд 27)

  Вы знаете , что Мальвина  учила писать Буратино, но так и не научила.

Может быть мы сможем увлечь его, научить писать красиво и правильно.

1. Пропечатать слоги  ва,во,ву,ви.

 

-Вы научились печатать новую букву? Вы справились с этой задачей? Без ошибок и затруднений? Вам нужна была помощь? Каким знаком вы себя наградите? Нарисуйте себе этот знак.(справились-красное солнышко,затруднение-оранжевое,не справились-жёлтое)- Дайте эмоциональную оценку своей работе на уроке

 

Убираю кружок, обозначающий задачу

 

(слайд 28)

Поработали на славу. Буратино очень понравилось. Он дарит вам «золотой ключик» от

Страны  Знаний.(слайд 29)

6.Физкультминутка.

       Буратино потянулся,

       Раз нагнулся, два нагнулся,

       Влево , право повернулся,

       И ещё раз нагнулся.

        Руки протянул , шаг шагнул,

        Руки в стороны развёл-

        Ключик видно не нашёл,

        Чтобы ключик нам достать

        Надо на носочки встать.

Ключик достали , теперь продолжаем наше увлекательное путешествие.

 

7.Чтение слов с новой буквой.

а)-Подумайте и скажите, кто ещё охотился за золотым ключиком в сказке «Приключение

Буратино»? (Карабас- Барабас.)(слайд 30)

А вот и он. Он хочет забрать у нас «золотой ключик» и считает, что мы не достойны иметь его у себя. Чтобы доказать обратное , мы должны показать Карабасу- Барабасу как мы умеем читать. Прочитаем по цепочке слова в столбиках (стр.48)

1.-Чтение и сравнение слов 1-го, 2-го и 3-его столбиков:буксиром,цепочкой.

                                                         Буква большая

                                                         Совсем не пустяк,

                                                         В букве большой -

                                                         Уважения знак!

По правилам речевого этикета при написании писем, поздравительных открыток в знак уважения к человеку, особенно старшего по возрасту необходимо использовать обращения Вы, Вас, Вам и т.д.Эти обращения пишутся с большой буквы.

2.- Придумайте предложения с этими словами.

- Наблюдение за словообразованием и изменением оттенка значения слов (последний столбик слов)

3.Выборочное чтение.

-Имя девочки.

-Лесной мудрый учитель.

Составте предложение к данной схеме:    _____   ______  _  ______.

 

б)-Карабас- Барабас остался доволен вашей работой и оставляет вам «золотой ключик». (слайд 31)

8.-Следующие жители этой сказочной страны появятся если вы отгадаете загадку: (слайд 21)

 

       С бородой родится,

       Никто не дивится.      (Козлик.) (слайд 32)

Появляется картинка с изображением 7 козлят(слайд 33)

-Из какой они сказки?

Они приготовили вам ребусы . Отгадайте их.(Волк, трава.) (слайд 34)

 

 

-Какая  задача  стояла перед нами на уроке? (Научиться читать слоги и слова с новой буквой)

-Вы  справились с этой задачей?

Убираю последний  кружок, обозначающий задачу урока

У кого были затруднения? Какие?

 

VIII. Итог урока.

- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведём итог нашего урока.

- С какой новой буквой мы познакомились сегодня?

- Какие звуки обозначает эта буква?

- Дайте характеристику этих звуков.

 

Дополнить предложение: « Я теперь знаю, что …»

 

IX. Самооценка учащихся. (Дерево настроения) . (слайд 35)

- Если вам понравилось, как вы работали на уроке, и у вас было отличное настроение, то прикрепите к дереву красное яблочко;

если не очень - жёлтое яблочко;

плохо – зелёное яблочко.

Мудрая сова приготовила вам угощения.

Молодцы! . Желаю вам новых знаний и открытий!(слайд 36)

 Спасибо всем за урок.  Урок окончен. (слайд 37)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
17 квітня 2018
Переглядів
966
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку