17 липня о 18:00Вебінар: Чи може наука сформувати підприємницьку компетентність?

ДИДАКТИЧНІ МАТЕРІАЛИ. ПРАКТИЧНІ РОБОТИ З ХІМІЇ, 9 КЛАС

Про матеріал

Для кращої роботи на уроці я в своєму досвіді використовую практичні роботи у вигляді теки для всіх класів. Хочу запропонувати вашій увазі у вигляді таблиць і цікавих завдань для загального висновку Репортаж с места события», Задания «Отвечай – ка», «Исправляй - ка») практичні роботи для 9 класу.

Перегляд файлу

МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ, МОЛОДІ ТА СПОРТУ УКРАЇНИ

Комунальний заклад «Петропавлівська спеціалізована школа №2 з поглибленим вивченням окремих предметів та курсів Станично-Луганського району Луганської області»

 

D:\Фото\Аня\для альбома\XWpClwuyK5Y.jpgДИДАКТИЧНІ МАТЕРІАЛИ. ПРАКТИЧНІ РОБОТИ З ХІМІЇ, 9 КЛАС

 

 

Філіпова Анна Василівна

Вчитель хімії та біології

I категорії

11років педагогічного стажу

 

 

         Для кращої роботи на уроці я в своєму досвіді використовую практичні роботи у вигляді теки для всіх класів. Хочу запропонувати вашій увазі у вигляді таблиць і цікавих завдань для загального висновку Репортаж с места события», Задания «Отвечай – ка», «Исправляй - ка») практичні роботи для 9 класу.

 

 


Дата «___» ___________

Практическая работа №1

Приготовление раствора с определенной массовой

 долей растворенного вещества

Цель: закрепить знания и навыки в решении расчетных задач; формирование умений готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества; формирование практических навыков в работе с измерительными приборами.

Оборудование: химические стаканы объемом 500 мл, стеклянная палочка с резиновым наконечником, весы с разновесами, лопаточка, мерный стакан.

Реактивы: соль, вода (холодная и горячая).

Ход работы

  1. Расчетная часть работы.
  2. Задание. Приготовить __________г раствора с массовой долей вещества __________%
  3. Приготовление раствора:
    • Вычисляем массу соли и воды, которые необходимо взять для приготовления р-ра.
    • Установим весы. На обе чаши весов положим одинаковые листочки бумаги и установим равновесие. На 1-разновесы нужной массы, на 2—начинайте лопаточкой присыпать соль. Добейтесь равновесия обеих чаш. Пересыпьте взвешенную порцию соли в стакан.
    • Отмерьте необходимый объем воды с помощью  мерного цилиндра.
    • Нальем отмеренный объем воды в стакан или колбу с солью. Содержимое перемешать.
  4. Приготовление раствора с той же концентрацией, но в горячей воде.
  5. Общий вывод:

 «Репортаж с места события»

  •                 Сегодня на уроке я узнал …
  •                 Я удивился …
  •                 Теперь я умею …
  •                 Я хотел бы …

Задание «Отвечай – ка»

 для приготовления __________г  раствора _________с массовой долей соли _______% необходимо__________________________________

  1. Почему растворение соли происходит лучше в горячей воде, чем в холодной?
  2. Почему растворение называют физико – химическим процессом?
  3. Какая вода закипит быстрее: морская или дистиллированная?
  4. Почему морская вода кипит при более высокой температуре, чем вода дистиллированная?


Дата «___» ___________

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

«РЕАКЦИИ ОБМЕНА МЕЖДУ РАСТВОРАМИ ЭЛЕКТРОЛИТОВ»

Цель: изучить практически условия, при которых возможны реакции ионного обмена между растворами электролитов.

Оборудование: штатив с пробирками

Реактивы: растворы NaOH, HCl, CuSO4, BaCl2,Na2CO3, Na2SO3 , фенолфталеин.

Инструктаж по правилам безопасности:

  1. Аккуратно брать растворы в нужных количествах веществ.
  2. Особую осторожность проявлять при работе с растворами кислот НСl, и щелочи , NaOH.
  3. Бережно обращаться со стеклянной посудой.

Ход работы

 

 

Название опыта

 

 

Реактивы

 

Уравнения реакции

(в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде)

 

Наблюдения

 

 

Выводы

 

1

Реакции, происходящие с образованием осадка

а) CuSO4 и NaOH

 

б)  CuSO4 и BaCl2

 

CuSO4 + NaOH =

 

 

 

CuSO4 + BaCl2

 

Образуется осадок… цвета

 

Образуется осадок ……. цвета

Данные реакции протекают до конца, т.к ……..

 

2

 

Реакции, происходящие с выделением газа

а) Na2CO3 и HCl

 

 

 

б) Na2SO3 и  HCl

 

 

Na2CO3 + HCl

 

 

 

Na2SO3 +  HCl

Бурное выделение газа без запаха

 

Выделение газа с запахом воспламеняющейся спички

Реакции ионного обмена протекают до конца, т.к. …………

3

Реакции, происходящие с образованием малодиссоциирующего вещества

NaOH, HCl, фенолфталеин.

Наливаем 1мл NaOH, по каплям приливаем фенолфталеин. Далее добавляем HCl. Что наблюдали?

 

 

NaOH + HCl =

 

Индикатор фенолфталеин обнаруживает, что реакция ионного обмена протекает до конца, т.к. …………..

 

 

Общий вывод:

 «Репортаж с места события»

  •                 Сегодня на уроке я узнал …
  •                 Я удивился …
  •                 Теперь я умею …
  •                 Я хотел бы …

Задание «Отвечай-ка»

  1. Электролиты—это__________________________________ к ним относятся____________________________________________________
  2. Ионные реакции____________________________________________
  3. Реакции ионного обмена в растворах электролитов протекают до конца в таких случаях:_______________________________________


Дата «___» ___________

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3

Решение экспериментальных задач

Цель: научиться на практике решать экспериментальные задачи, последовательно получать неорганические вещества (нерастворимый гидроксид, оксид и т.д.), распознавать неорганические вещества по их химическим свойствам.

Оборудование и реактивы: пробирки, пробиркодержатель,  сухое горючее, штатив для пробирок, спички; купрум сульфат, барий хлорид, натрий карбонат, натрий сульфит, хлоридная кислота, натрий гидроксид или калий гидроксид, индикаторы.

Ход работы

При выполнении работы пользуйтесь таблицей растворимости веществ, таблицей определением ионов.

Опыт № 1. Последовательное получение неорганических веществ.

Практически осуществить такие превращения:

купрум (2) сульфат – купрум (2) гидроксид—купрум (2) оксид – купрум хлорид.

Выполнение задания разбейте на этапы.

Этап

Описание работы

Наблюдения.

Уравнение реакции в молекулярной, полной ионной и сокращенной ионной формах, если это возможно

Вывод

1 этап. Получение нерастворимого основания:

купрум (2) сульфат – купрум (2) гидроксид.

 

Чтобы из р-ра соли получить нерастворимый гидроксид, необходимо в пробирку с 0,5 мл купрум сульфата прилить 0,5мл

 

Наблюдаем …

 

Составляем уравнение реакции.

Cu SO4 + ….. = Cu (OH) 2 + ….

 

Мы получили нерастворимый гидроксид с помощью…. вещества

2 этап. Получение оксида из нерастворимого купрум (2) гидроксида, купрум (2) оксид

Вспомните химические свойства нерастворимых гидроксидов. Напишите, при каких условиях можно получить оксид из нерастворимого гидроксида…

Наблюдаем …

 

Составляем уравнение реакции в молекулярной форме…

Мы воспользовались для получения оксида…. химическим свойством

3 этап.

А) Получение

соли из оксида металлического элемента

Чтобы из оксида металлического элемента получить соль, необходимо в пробирку, где находится купрум оксид, прилить 0,5 мл….

Наблюдаем…

 

Составляем уравнение реакции в молекулярной, полной ионной и сокращенной ионной формах…

Мы использовали для получения соли …химическое свойство оксидов металлических элементов.

Б)

Распознавание неорганических веществ по их химическим свойствам

В двух пробирках с № 1 и № 2 содержатся одинаковые по внешним признакам растворы: алюминий хлорид и барий хлорид. Из каждой пробирки отлейте раствор объемом по 0,5 мл в пустые пробирки и определите, где какое вещество. Для этого прилейте необходимый химический реактив в каждую из пробирок.

Наблюдаем в пробирке

 № 1…

Использовали реактив…

Составляем уравнение реакции в молекулярной, полной ионной и сокращенной ионной формах…

 

Наблюдаем в пробирке

 № 2…

Использовали реактив…

Составляем уравнение реакции в молекулярной, полной ионной и сокращенной ионной формах…

 

 

В пробирке № 1 находится…, потому что …

 

В пробирке № 2 находится…,

Потому что…

 

 

 


Общий вывод:

«Репортаж с места события»

  •                 Сегодня на уроке я узнал …
  •                 Я удивился …
  •                 Теперь я умею …
  •                 Я хотел бы …

 

Дополнительное задание - экспериментальная задача.

Выдано раствор соли феррум (3) хлорида. Докажите экспериментально, что в состав соли входят катионы феррума и анионы хлора. Напишите уравнения реакции в ионных формах.


Дата «___» ___________

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

Свойства уксусной кислоты

Цель: изучить и экспериментально подтвердить свойства уксусной кислоты

Реактивы: стружка или порошок магния или цинка, кристаллический натрий карбонат (сода), растворы: уксусная кислота, феррум (3) хлорид, индикаторы, натрий гидроксид.

Оборудование:  пробирки, штатив для пробирок, ложка для сухого вещества.

Внимание!


 

 

 

 

 

 

Ход работы

Опыт №

Описание

Наблюдение.

Уравнение реакции

Вывод

1. Действие уксусной кислоты на индикаторы

К раствору в пробирке уксусной кислоты добавьте по каплям индикатор (метиловый оранжевый или лакмус)

Наблюдаем…

 

Уравнение диссоциации:

 

Объясните свои наблюдения

  1. Взаимодействие уксусной кислоты с основанием

В пустую пробирку прилейте 0.5 мл разбавленного раствора натрий гидроксида и  по каплям добавьте раствор фенолфталеина.

После чего в эту же пробирку добавьте по каплям раствор уксусной кислоты до обесцвечивания раствора фенолфталеина.

Наблюдаем…

 

Составьте уравнение реакции в молекулярной, полной ионной и сокращенной ионной формах…

 

Результаты опыта свидетельствуют о том, что…

  1. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами

В пустую пробирку налейте 0,5 мл раствора уксусной кислоты и опустите на кончике ложки для сухого вещества стружку металла.

Внимание! Вещество может вспениться!!!

Наблюдаем…

 

Составьте  уравнение реакции в молекулярной, полной ионной и сокращенной ионной формах…

 

Результаты опыта свидетельствуют о том, что…

  1. Взаимодействие уксусной кислоты с солями

В пустую пробирку внесите 0,5 г кристаллического натрий карбоната и влейте 1 мл раствора уксусной кислоты.

Внимание! Вещество может вспениться!!!

Наблюдаем…

 

Составьте  уравнение реакции в молекулярной, полной ионной и сокращенной ионной формах…

 

Результаты опыта свидетельствуют о том, что…

 


Общий вывод:

 «Репортаж с места события»

  •                 Сегодня на уроке я узнал …
  •                 Я удивился …
  •                 Теперь я умею …
  •                 Я хотел бы …

Задание «Отвечай – ка»

1. Какие свойства неорганических кислот имеет уксусная кислота?

2. Какие из карбоновых кислот вы используете в нашей жизни. Их физиологическое действие на организм.

Задание «Исправляй - ка»

Исправьте ошибки и расставьте коэффициенты

 


Дата «___» ___________

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5

Решение экспериментальных задач по органической химии

Цель: закрепить знания об органических соединениях и научиться экспериментально подтверждать и определять вещества с помощью  качественных реакций.

Оборудование: штатив с пробирками, сухое горючее, химический стакан, стеклянная палочка.

Реактивы: раствор йодной настойки, лакмус, купрум (11) сульфат, раствор щелочи, крахмал, уксусная кислота, глицерин, яичный белок.

Ход работы

Распознаваемые вещества

Используемые реактивы

Наблюдения

№ Пробирки

Крахмал

 

 

 

Уксусная кислота

 

 

 

Глицерин

 

 

 

Белки

 

 

 

Уравнения реакций:

  1. Определение крахмала____________________________
  2. Определение глицерина___________________________
  3. Определение уксусной кислоты_____________________
  4. Определение белка________________________________
  5. Определение натрий ацетата________________________


Общий вывод:

 «Репортаж с места события»

  •                 Сегодня на уроке я узнал …
  •                 Я удивился …
  •                 Теперь я умею …
  •                 Я хотел бы …

Задание «Отвечай – ка». Задание – экспериментальная задача:

Докажите экспериментально, что :

А) картофель и белый хлеб содержат крахмал;

Б) спелое яблоко содержит глюкозу.

Составьте перечень реактивов и оборудования, которые вам будут нужны для проведения, план  действий по опытам.

 

1

 

docx
Пов’язані теми
Хімія, Інші матеріали
Додано
1 липня 2018
Переглядів
258
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку