Эволюция жанра новеллы в прозе И. А. Бунина.

Про матеріал
Замечательное наследие И. А. Бунина – неотъемлемая часть нашей национальной культуры. М. Горький ,который разошелся с Буниным политически ,но продолжал ценить его как Мастера ,сказал : «Выньте Бунина из русской литературы , и она потускнеет, лишится живого радужного блеска и звездного сияния его одинокой страннической души». Творчество И. А. Бунина –один из тех лучших образцов художественной культуры! Иван Алексеевич Бунин — последний русский классик, запечатлевший Россию конца XIX — начала XX века.
Перегляд файлу

Я.Вагаршакян. Эволюция жанра новеллы в прозе И. А. Бунина.

  Человек тонкой и чуткой души, проживший яркую, насыщенную душевными переживаниями жизнь, И. А. Бунин всегда стремился постичь главные жизненные ценности, понять, в чем смысл человеческого существования. Обладая богатым внутренним миром, писатель уделял большое внимание духовным, нравственным исканиям человека, потому что именно духовный мир считал самой главной ценностью человека и общества в целом.

Творческий путь и личная судьба Ивана Алексеевича Бунина, волею исторических обстоятельств оказались разделенными на две примерно равные части: до 1920 г. Жизнь и творчество в России; с 1920 по 1953 гг.- на «других берегах» эмигрантского изгнания.

Бунинская проза отразила совершенно оригинальную ,претерпевшую сложную эволюцию, этико-философскую систему взглядов автора. Учитывая современное состояние вопроса дифференциации новеллы и рассказа как вариантов структурно-поэтической организации малой прозы, в качестве ведущих типологических признаков новеллы мы выделяем следующие.Во-первых,органиченность пространственно-временной организации произведения одним ,но в психологическим отношении решающим судьбу героя событием; во-вторых, напряженное и динамичное развитие действия и, в-третьих, наличие в сюжете так называемого переломного момента, заставляющего по-новому осмыслить все предшествующее повествование.

В творчестве дооктябрьского периода прослеживается два идейно-тематических центра: деревенская проза и лирико-философская ( в которой поднимается вечные ценности: красота, любовь, природа). В этот период были созданы : «Антоновские яблоки», «Деревня», «Суходол», «Захар Воробьев», «Лирник Родион», «Братья», « Грамматика любви», «Господиниз Сан-Франциско», «Легкое дыхание».

Творчество Бунина – крупнейшее явление в русской литературе ХХ века. Его «универсализм», «синтез поэзии и прозы», новаторские формы психоанализа, переосмысление «вечных» тем и традиционных форм поэтики делают этого автора одним из ярких и оригинальных писателей.

Для творчества Бунина характерен интерес к обыкновенной жизни, умение раскрыть трагизм жизни, насыщенность повествования деталями. Бунина принято считать продолжателем традиций чеховского реализма. Но реализм Бунина отличается от чеховского предельной чувствительностью. Как и Чехов, Бунин обращается к вечным темам .Для Бунина важно душевное состояние героев, однако, по его мнению высшим судьей человека является память. Именно память защищает героев Бунина от неумолимого времени, от смери. Произведения Бунина считают синтезом прозы и поэзии. В них необычайно сильно исповедальное начало.

В своих произведениях Бунин воспевал высокие чувства, благородные стремления, созидательный труд человека. Будучи настоящим мастером “объективной прозы”, писатель сознавал, что в реальной жизни, в современном ему мире все меньше внимания уделяется истинным нравственным ценностям. На первый план в этом мире все чаще выходят забота о материальных благах, комфорте, развлечениях и низменных потребностях.

Сознавая пагубность влияния на человека современной цивилизации, Бунин стремился в своих произведениях открыть людям глаза, заставить их опомниться, встать на правильный путь, сохранить свою душу, а значит, и свою жизнь.

Эмиграция 1920-х годов уносила Россию с собой: «история, опыт, вера, самосознание страны пеплом Клааса стучали в ее сердце»1. Но жизнь ее не могла быть полноценной. Поэтому в литературе Русского Зарубежья отчетливо ощущается трагическое осознание невозможности достижения гармонии в XX веке. В поиске новых жизненных ориентиров «беженцы» неизменно перечитывали русских писателей XIX века, обсуждали их произведения в письмах.

И.А. Бунин существовал как бы на стыке времен, видя традиции классики и принципы обновления искусства. Его творчество - это показатель того, как время стало «проверять» этические и художественные законы классиков. Реакция эта началась накануне Первой мировой войны и продолжалась более 30 лет. В связи с этим в диссертации уделено внимание творчеству Бунина как эмигрантского, так и дореволюционного периода.

О том, что «выявить преемственность Бунина по отношению к русским прозаикам и поэтам - благодарная задача исследователей»2, О.Н. Михайлов писал еще в 1957 году. По его мнению, связь Бунина с литературой XIX века была столь явной, что писатель «казался многим даже чересчур архаичным»3, не прерывалась она и в эмиграции.

В течении десятилетий творческий почерк Бунина менялся. Его ранние рассказы, словно родившиеся из его же ранних стихотворений, были лиричными и почти бессобайтными. Широко известны слова Бунина «Нет никакой отдаленной от нас природы…»

Еще одним своеобразным открытием Бунина является в его прозе коротких, напоминающих миниатюры зарисовок, которые литературные критики назвали «мечтаниями».

Для  художественной прозы характерным есть: тема одиночества и беспомощности человека перед хаосом бытия, стремление воссоздать текучесть жизни, направленность в прошлое, герои наделены «жаждой жизни», сочетания реалистического изображения общественной и государственной жизни с элементами импресионитичной техники, плотная связь прозы и человека, богатство звуковых, живописных деталей, ассоциативный принцип повествования, эмоциональный синтаксис.

В прозе Ивана Алексеевича громко звучит хвала всему живому ,цветущему, всему человечному – тому, что всегда дорого и свято. Оптимизм Бунина может быть выражен словами героя этюда «Слепой» (1924), обиженного жизнью и все же славящего ее: « Я иду дальше, вижу, чувствую, - я несу в себе жизнь , ее полноту и радость… Это значит , что я воспринимаю, приемлю все, что окружает меня , что оно мило, приятно, родственно мне, вызывает во мне любовь. Так что жизнь есть ,несомненно, любовь, доброта, и уменьшение любви, доброты есть всегда уменьшение жизни ,есть уже смерть».

Замечательное наследие И. А. Бунина – неотъемлемая часть нашей национальной культуры. М. Горький ,который разошелся с Буниным политически ,но продолжал ценить его как Мастера ,сказал : «Выньте Бунина из русской литературы , и она потускнеет, лишится живого радужного блеска и звездного сияния его одинокой страннической души».

Творчество И. А. Бунина –один из тех лучших образцов художественной культуры! Иван Алексеевич Бунин — последний русский классик, запечатлевший Россию конца XIX — начала XX века.

Литература

1. Благасова Г.М. Иван Бунин: Жизнь. Творчество. Проблемы метода и поэтики: Учебное пособие. Изд. 2-е. М; Белгород, 2001. В предназначенном для студентов учебном пособии анализируется дореволюционный период творчества Бунина, особое внимание уделено его поэтическому наследию. К анализу привлечены мало известные архивные материалы и письма.
2. Колобаева Л.А. Проза И.Бунина: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. М., 1998. В книге профессора МГУ им.М.В.Ломоносова рассмотрены концепция личности в художественном мире писателя 1890-1910-х гг., философская и национально-психологическая проблематика его повестей и рассказов. Крупным планом проанализированы рассказы "Антоновские яблоки", "Господин из Сан-Франциско", "Солнечный удар", "Темные аллеи", "Чистый понедельник".
3. Мальцев Ю.В. Бунин. М., 1994. Новаторское системное исследование творческого пути Бунина, места его произведений в русском и мировом литературно и культурном контексте.
4. Ничипоров И.Б. "Поэзия темна, в словах не выразима…". Творчество И.А.Бунина и модернизм. М., 2003. В монографии творчество Бунина рассмотрено на широком фоне русского и европейского модернизма, а также философской и эстетической мысли рубежа ХIХ-ХХ вв. Соотношение творчества Бунина с модернистской и реалистической эстетическими системами показано на уровнях поэтики художественного образа, новых форм художественного психологизма, жанровых исканий.
5. Ничипоров И.Б. На путях постижения русской души: И.А.Бунин и "деревенская" проза // Филологические науки.2002.№1.С.30-37.

Я.Вагаршакян. Эволюция жанра новеллы в прозе И. А. Бунина.

Данная статья посвящена И. А. Бунину, как шедевральному новеллисту. О любви  писали, наверное, все писатели и поэты, но насколько разные люди, настолько разным появляется это чувство в художественных произведениях. Величайший русский писатель Иван Бунин тоже создал собственную "философию любви". По его мнению, любовь - это "темные аллеи", преисполненные чего-то таинственного и неожиданного, это чудесное мгновение, которое часто ведет к трагическому финалу и которую очень легко потерять или не узнать вовремя. Потом могут прийти тяжелое разочарование, печаль, и даже гибель. В произведениях Бунина случаются трагические финалы из-за конфликта между идеальным и реальным, но гибель героев почему-то достаточно часто возникает у него светлой, по крайней мере, имеет вид наилучшего результата событий.

Иван Алексеевич Бунин - последний русский классик, который отобразил Россию конца XIX, - началу XX века.

Ключевые слова : Эволюция жанра новеллы в прозе І. А. Буніна

Я.Вагаршакян. Еволюція жанру новели в прозі І. А. Буніна.
Дана стаття присвячена І. А. Буніну, як шедевральному новеллісту. Про кохання  писали, напевно, всі письменники і поети, але наскільки різні люди, настільки різним постає це почуття у художніх творах. Видатний російський письменник Іван Бунін теж створив власну "філософію кохання". На його думку, любов - це "темні алеї", сповнені чогось таємничого і несподіваного, це чудова мить, яка часто веде до трагічного фіналу і яку дуже легко втратити або не впізнати вчасно. Потім можуть прийти тяжке розчарування, смуток, і навіть загибель. У творах Буніна трапляються трагічні фінали через конфлікт між ідеальним і реальним, але загибель героїв чомусь досить часто виникає у нього світлою, принаймні, має вигляд найкращого результату подій.
Іван Олексійович Бунін - останній російський класик, що відобразив Росію кінця XIX - початку XX століття.

Ключові слова : Еволюція жанру новели в прозі І. А. Буніна.

Y. Vagarshakyan. The evolution of the novella genre in the prose of I. A. Bunin.

In the  article we examine І. А. Bunin, as short story. About love  all writers and poets wrote, probably,, but as far as different people, so this sense appears anything in artistic works. The greatest Russian writer Ivan Bunin created own "philosophy of love" too. According to his opinion, love is "dark avenues" full of something mysterious and unexpected, it is a wonderful instant that often conduces to the tragic finale and that it as easy as anything to lose or not to know in time. Then can come heavy disappointment, sorrow, and even death. In works of Буніна tragic finales happen from a conflict between ideal and real, but death of heroes for some reason often enough arises up for him light, at least, has the appearance of the best result of events.

Ivan Oleksij Bunin is the last Russian classic that represented Russia of end of XIX - to beginning of XX of century.

Key words: The evolution of the novella genre in the prose of I. A. Bunin.

 

 

docx
Додано
5 листопада 2021
Переглядів
689
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку