Особое место в деятельности каждого педагога должна занимать проблема творчества. Какой бы учебный предмет ни преподавал педагог - математику или историю, литературу или химию, - его первая обязанность - учить своих питомцев трудолюбию, честности, творческой инициативе. Отдача от каждого урока, каждого внеклассного занятия, экскурсии будет тем больше, чем активнее ищем и используем, мы - преподаватели, новые, наиболее эффективные формы и методы обучения и воспитания. В своей работе я использую и методики, разработанные учеными Академии педагогических наук учителями-новаторами, и собственно находки, и педагогическую классику. Дорожа каждой минутой урока, направляю все усилия на организацию вдохновенного, дружного и напряженного труда познания. В последнее время я больше внимание уделяю таким активным формам обучения, в частности как проведение лекций, и семинаров, что вызвано жизненной необходимостью. В настоящее время для совершенствования процесса обучения используется лекция как форма. В этом плане урок и лекция - достаточно резко отличающиеся друг от друга организационные формы обучения. Лекция в отличии от урока обеспечивает более устраненный темп обучения и повышает его теоретический уровень, формирует у учащихся умение самостоятельно и критически мыслить, вырабатывает у них ряд навыков самообразования, а также пробуждает желание проявлять инициативу. Что же обеспечивает активность лекции как формы обучения? Активность лекции обеспечивает три условия:
1. Высокая целенаправленность мыслей. Лекцию рассчитываю на целостное восприятие, поэтому её строю так, чтобы учащиеся почувствовали внутреннюю взаимосвязь разных вопросов. Структуру лекции отражаю в плане. Оптимальным вариантом при двух - часовой продолжительности занятий является включение в план 3-4 вопросов. Учащиеся записывают план вначале лекции. Пункты плана формулирую так, чтобы с самого начала привлечь внимание учащихся, а в процессе чтения лекции выполняли роль опорных сигналов, что важно для выявления учащимися наиболее существенного в излагаемом материале, а также конспектировании. Темп лекции соблюдаю более ускоренный по сравнению с уроком, но посильным для учащихся. Ускоренный темп дисциплинирует учащихся, приучает продуктивно работать, внимательно слушать, выделять главное и быстро записывать, пользуясь сокращениями.
2. Повышенная информативность лекций. На первый план выдвигается разностороннее освещение излагаемого материала, которое достигаю разными путями: привлечением дополнительной информации в форме ярких и убедительных фактов, раскрытием меж-предметных связей и т.д.
3. Поисковый характер изложения материала, который реализую разными путями: - Использованием логических приемов мышления / анализа, сравнения, абстрагирования, обобщения; - раскрытием меж - и внутрипредметных связей; - созданием в некоторых случаях проблемных ситуаций. Проблемное начало лекции вызывает интерес у учащихся. Здесь возникает возможность составления гипотез у учащихся и их обоснование. Учащиеся активно включаются в изучение нового материала. Обычно, проводимые лекции сопровождаю самостоятельной работой учащихся с книгой, дидактическим материалом, выполнением лабораторных опытов, заполнением таблиц, демонстрацией опытов, таблиц, моделей, макетов и др. наглядностей. При проведении лекции наиболее эффективно использую компьютер / план лекции, задания для самостоятельной работы, домашнее задание. Эффективной формой обучения, активизирующие деятельность учащихся является также семинар. На традиционном урок информация в основном сообщается учителем, на семинаре - учащимся, а преподаватель является организатором познавательного процесса, при котором учащиеся самостоятельно и коллективно овладевают учебным материалом. Цели семинара: усвоение материала, развитие познавательных возможностей учащихся и их воспитание. Общие задачи семинара: научить учащихся самостоятельно добывать знания путем рационального использования различных источников информации учебника, научно популярной литературы, материалов периодической печати и применять получение знания/устанавливать причинно-следственные связи изученных теорий; понимать действие научных законов в производстве, основанные направления математики в жизни и её специально значение, роль математики как практической силы общества. Эффективность семинарских занятий во многом зависит от того, как подготовишься к ним сам и от организации к нем подготовки учащихся. Подготовку к семинару начинаю заранее, примерно за 2-3 недели. На один из уроков при объяснении домашнего задания сообщаю ему семинара, задачи и вопросы для обсуждения, распределяю доклады, рекомендую дополнительную литературу. При подготовке к семинарским занятиям, во внеурочное время провожу консультации по подготовке к семинару, на которых подробно разъясняю учащимся, как готовить доклады, помогаю составить план, подобрать примеры, наглядные пособия, сделать выводы, отвечаю на возникшие вопросы учащихся в ходе подготовки семинара, просматриваю подготовленные доклады, сообщения. Важно чтобы сообщения и доклады были небольшими, рассчитанные всего на 3-5 мин, тогда к семинару можно готовить несколько докладов и тем самым вовлечь в эту работу большое число учащихся. Структура семинарского занятия может быть различной: это зависит от учебно-воспитательных целей, уровня подготовленности учащихся. В основной практике я больше провожу семинары по следующей структуре:
1. Вводное выступление преподавателя, в котором он напоминает задачи семинарского занятия, знакомит с планом его проведения через компьютер или на плакате, ставит проблему.
2. Выступления учащихся/сообщения или доклады по заданным темам.
3. Дискуссия, обсуждение сообщений, докладов.
4. Подведение итогов на этом заключительном этапе занятия преподаватель анализирует выступление учащихся, оценивает их участие в дискуссии, обобщает материал и делает выводы.
5. Домашнее задание дается для закрепления полученных знаний.
При проведении некоторых семинарских занятий я подготавливала перечень вопросов, который каждый ученик получал вначале семинара. Часть ответов на них можно было получить при внимательном прослушивание выступлений, а для ответов на другие требовалось комплексное применение знаний, в том числе с использованием ранее изученного материала по математике, физики, географии, истории, биологии. На эти вопросы предлагаю ответить тем, кто не выступал с докладами. На семинарских занятиях бывает задействовано до 80% учащихся и до 70%-60% учащихся оценено, где реализуется активная позиция учащихся на уроке. Применение на уроках лекций, семинаров, консультаций позволяет повысить познавательную активность и ответственность учащихся за качество учебы, обеспечивает овладение умениями самостоятельно приобретать знания, аргументированно и точно выражать свое отношение, излагать свои мысли, отстаивать взгляды.