Формы и методы работы

Про матеріал
В данной работе отражены различные формы и методы работы на уроках, а также использование методик, разработанных учеными Академии педагогических наук учителями-новаторами, и собственных находок, и педагогической классики.
Перегляд файлу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особое место в деятельности каждого педагога должна занимать проблема творчества. Какой бы учебный предмет ни преподавал педагог - математику или историю, литературу или химию, - его первая обязанность - учить своих питомцев трудолюбию, честности, творческой инициативе. Отдача от каждого урока, каждого внеклассного занятия, экскурсии будет тем больше, чем активнее ищем и используем, мы - преподаватели, новые, наиболее эффективные формы и методы обучения и воспитания. В своей работе я использую и методики, разработанные учеными Академии педагогических наук учителями-новаторами, и собственно находки, и педагогическую классику. Дорожа каждой минутой урока, направляю все усилия на организацию вдохновенного, дружного и напряженного труда познания. В последнее время я больше внимание уделяю таким активным формам обучения, в частности как проведение лекций, и семинаров, что вызвано жизненной необходимостью. В настоящее время для совершенствования процесса обучения используется лекция как форма. В этом плане урок и лекция - достаточно резко отличающиеся друг от друга организационные формы обучения. Лекция в отличии от урока обеспечивает более устраненный темп обучения и повышает его теоретический уровень, формирует у учащихся умение самостоятельно и критически мыслить, вырабатывает у них ряд навыков самообразования, а также пробуждает желание проявлять инициативу. Что же обеспечивает активность лекции как формы обучения? Активность лекции обеспечивает три условия:

1. Высокая целенаправленность мыслей. Лекцию рассчитываю на целостное восприятие, поэтому её строю так, чтобы учащиеся почувствовали внутреннюю взаимосвязь разных вопросов. Структуру лекции отражаю в плане. Оптимальным вариантом при двух - часовой продолжительности занятий является включение в план 3-4 вопросов.  Учащиеся записывают план вначале лекции. Пункты плана формулирую так, чтобы с самого начала привлечь внимание учащихся, а в процессе чтения лекции выполняли роль опорных сигналов, что важно для выявления учащимися наиболее существенного в излагаемом материале, а также конспектировании. Темп лекции соблюдаю  более ускоренный по сравнению с уроком, но посильным для учащихся. Ускоренный темп дисциплинирует учащихся, приучает продуктивно работать, внимательно слушать, выделять главное и быстро записывать, пользуясь сокращениями.

2. Повышенная информативность лекций. На первый план выдвигается разностороннее освещение излагаемого материала, которое достигаю разными путями: привлечением дополнительной информации в форме ярких и убедительных фактов, раскрытием меж-предметных связей и т.д.

3. Поисковый характер изложения материала, который реализую разными путями: - Использованием логических приемов мышления / анализа, сравнения, абстрагирования, обобщения; - раскрытием меж - и внутрипредметных связей; - созданием в некоторых случаях проблемных ситуаций. Проблемное начало лекции вызывает интерес у учащихся. Здесь возникает возможность составления гипотез у учащихся и их обоснование. Учащиеся активно включаются в изучение нового материала. Обычно, проводимые лекции сопровождаю самостоятельной работой учащихся с книгой, дидактическим материалом, выполнением лабораторных опытов, заполнением таблиц, демонстрацией опытов, таблиц, моделей, макетов и др. наглядностей. При проведении лекции наиболее эффективно использую компьютер / план лекции, задания для самостоятельной работы, домашнее задание. Эффективной формой обучения, активизирующие деятельность учащихся является также семинар. На традиционном урок информация в основном сообщается учителем, на семинаре - учащимся, а преподаватель  является организатором познавательного процесса, при котором учащиеся самостоятельно и коллективно овладевают учебным материалом. Цели семинара: усвоение материала, развитие познавательных возможностей учащихся и их воспитание. Общие задачи семинара: научить учащихся самостоятельно добывать  знания путем рационального использования различных источников информации учебника, научно популярной литературы, материалов периодической печати и применять получение знания/устанавливать причинно-следственные связи изученных теорий; понимать действие научных законов в производстве, основанные направления математики в жизни и её специально значение, роль математики как практической силы общества. Эффективность семинарских занятий во многом зависит от того, как подготовишься к ним сам и от организации к нем подготовки учащихся. Подготовку к семинару начинаю заранее, примерно за 2-3 недели. На один из уроков при объяснении домашнего задания сообщаю ему семинара, задачи и вопросы для обсуждения, распределяю доклады, рекомендую дополнительную литературу. При подготовке к семинарским занятиям, во внеурочное время провожу консультации по подготовке к семинару, на которых подробно разъясняю учащимся, как готовить доклады, помогаю составить план, подобрать примеры, наглядные пособия, сделать выводы, отвечаю на возникшие вопросы учащихся в ходе подготовки семинара, просматриваю подготовленные доклады, сообщения. Важно чтобы сообщения и доклады были небольшими, рассчитанные всего на 3-5 мин, тогда к семинару можно готовить несколько докладов и тем самым вовлечь в эту работу большое число учащихся. Структура семинарского занятия может быть различной: это зависит от учебно-воспитательных целей, уровня подготовленности учащихся. В основной практике я больше провожу семинары по следующей структуре:

1. Вводное выступление преподавателя, в котором он напоминает задачи семинарского занятия, знакомит с планом его проведения через компьютер или на плакате, ставит проблему.

 2. Выступления учащихся/сообщения или доклады по заданным темам.

 3. Дискуссия, обсуждение сообщений, докладов.

4. Подведение итогов на этом заключительном этапе занятия преподаватель анализирует выступление учащихся, оценивает их участие в дискуссии, обобщает материал и делает выводы.

5. Домашнее задание дается для закрепления полученных знаний.

При проведении некоторых семинарских занятий я подготавливала перечень вопросов, который каждый ученик получал вначале семинара. Часть ответов на них можно было получить при внимательном прослушивание выступлений, а для ответов на другие требовалось комплексное применение знаний, в том числе с использованием ранее изученного материала по математике, физики, географии, истории, биологии. На эти вопросы предлагаю ответить тем, кто не выступал с докладами. На семинарских занятиях бывает задействовано до 80% учащихся и до 70%-60% учащихся оценено, где реализуется активная позиция учащихся на уроке. Применение на уроках лекций, семинаров, консультаций позволяет повысить познавательную активность и ответственность учащихся за качество учебы, обеспечивает овладение умениями самостоятельно приобретать знания, аргументированно и точно выражать свое отношение, излагать свои мысли, отстаивать взгляды.

docx
Пов’язані теми
Математика, Інші матеріали
Додано
21 лютого 2019
Переглядів
536
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку