Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки 4 класс на тему "Музыка и искусство объединяют мир"

Про матеріал

Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки 4 класс на тему "Музыка и искусство объединяют мир"

Если посмотреть вокруг, то можно увидеть, что мир прекрасен! Он состоит из красок и звуков. И от того, как мы его воспринимаем, зависит наша жизнь. Именно поэтому в искусстве используются различные средства выразительности.

На уроке мы увидим, как музыка и искусство объединяют мир, так как тема всего учебного года в музыке: «Музыка объединяет народы», а в изобразительном искусстве: «Каждый народ – художник». Мы с вами найдем сходства и различия средств выразительности в изобразительном искусстве и в музыке.

Цель:

- систематизировать и обобщить знания учащихся о способах выразительности в изобразительном искусстве и в музыке, определить связь между их элементами;

- развивать фантазию, творческое и музыкальное мышление, зрительную и слуховую память;

- формировать представление о многообразии художественных культур народов Земли и отношение к образцам художественной и музыкальной культуры разных народов.


Перегляд файлу

 

МУЗЫКА И ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЮТ МИР

Интегрированный урок в 4 классе СШ№44, г. Каменское

учителя изобразительного искусства Самохваловой  Яны Владимировны

 

Тема.  Система изобразительно – выразительных средств при создании художестенного образа.

Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся о  способах выразительности в изобразительном искусстве и в музыке, определить связь между их элементами;

развивать фантазию, творческое и музыкальное мышление, зрительную и слуховую память;

формировать представление о многообразии художественных культур народов Земли  и отношение к образцам художественной и музыкальной культуры разных народов.

Тип урока: усвоения и систематизации знаний

Оборудование: проектор, аудиозапись «Я рисую мир», колыбельная «Скрылся день за горизонтом», видео «Колыбельные мира», коллективные работы «Художественный образ Украины», «Художественный образ Индии», слайд-шоу «Каждый народ - художник», детские рисунки,  раздаточный материал.

Ход урока

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Ученик Янченко

Большая разница есть в двух словах:

Смотреть и видеть, слушать и услышать.

Ведь можно след оставить в душах и сердцах,

А можно просто не заметить, не увидеть.

Так интересен мир вокруг тебя!

Тебе желаю, испытав чреду событий,

Увидеть жизнь, мелькнувшую в глазах,

Услышать музыку, и ждать таинственных открытий!

 

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учитель

Если посмотреть вокруг, то можно увидеть, что мир прекрасен! Он состоит из красок и звуков. И от того, как мы его воспринимаем, зависит наша жизнь. Именно поэтому в искусстве используются различные средства выразительности.

На нем мы увидим, как музыка и искусство объединяют мир, т.к. тема всего учебного года в музыке: «Музыка объединяет народы», а в изобразительном искусстве: «Каждый народ – художник»  Мы с вами найдем сходства и различия средств выразительности в изобразительном искусстве и в музыке.

 

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНИХ ЗНАНИЙ

 Тема сегодняшнего урока: система изобразительно-выразительных средств при создании художественного образа.

Учитель

На уроке вы

  • Слушаете
  • Смотрите
  • Понимаете
  • Анализируете
  • Сравниваете
  • Запоминаете

 

Беседа по вопросам

Учитель

-Как музыка воздействует на человека?

-Вдохновляет, успокаивает, помогает, волнует….

-Какой жанр является наиболее древним и популярным,  и почему?

-Песенный, потому, что голос человека был первым музыкальным инструментом и первые музыкальные звуки воспроизвел человеческий голос.

Учитель

Именно песня положила начало музыки вокальной.

Песни бывают разными, а песенный жанр разнообразен и интересен. У каждого народа есть свои обряды, традиции и песни.

-Назовите наиболее популярные жанры песенного творчества…

- Обрядовые, шуточные, трудовые, лирические, семейно – бытовые, козацкие,  исторические песни – думы и самые древние – это КОЛЫБЕЛЬНЫЕ.

- И как всякое музыкальное построение песня имеет форму.

- Какую? (Песни обычно имеют куплетную форму, которая состоит из контраста и повтора.)

 

Учитель 

А  форма в изобразительном искусстве – это композиция. Ребята, мы с вами на предыдущих уроках создали композицию «Образ художественной культуры Украины».

(Показ коллективной работы «Образ художественной культуры Украины»)

-В чем ее особенность?

-Это коллективная работа. Каждый выполнял отдельные элементы: дома, фигуры людей, животных, деревья, элементы пейзажа…Мы соединили их на плоскости листа и получилась композиция.

- А какими же средствами выразительности мы с вами пользовались при создании этой композиции?

- Это линия, цвет, колорит, цветовая гамма, ритм и динамика.

Учитель

Назовите средства выразительности в музыке:

-Это мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад, регистр.

(На доске средства выразительности музыки и изобразительного искусства)

 

 ВОСПРИЯТИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

На примере колыбельной из мультипликационного проекта «Колыбельные мира» мы выясним, как средства выразительности в изобразительном искусстве и музыке создают художественный  образ.

Задание

 Учитель

Группа художников

Используя раздаточный материал, найти и охарактеризовать  художественные средства выразительности, обратить внимание на визуальный ряд.

Группа музыкантов

Используя раздаточный материал, найти и охарактеризовать средства выразительности в музыке.

(Просмотр видео «Колыбельные мира. Украина»)

Учитель

- Музыку какого народа вы услышали?

- Колыбельная Украины.

- Анализируем произведение:

(Дети отвечают о каждом средстве выразительности отдельно)

 - Заполняем таблицу на доске. Самое важное средство выразительности – мелодия. Ваши ответы:

( Ответы группы музыкантов и художников)

Мелодия – плавная, певучая;

             Линия – спокойная, пластичная.

Тембр – мягкий, приятный, одноголосный;

            Цвет – белый, голубой, синий, зеленый, золотой.

Лад – минор (приглушенный, теплый);

             Колорит – приглушенный

             Цветовая гамма – холодная, пастельная

Ритм – равномерный, сдержанный;

              Ритм – растительных, геометрических элементов

Темп – спокойный, протяжный;

Динамика – затихающая, выразительная.

          Динамика, передача движения, геометрических, растительных элементов.

Характеристика средств  выразительности

«Колыбельные мира. Украина»

Изобразительное искусство

Музыкальное искусство

Спокойная,

пластичная

Линия

Мелодия

Плавная, певучая

Белый, голубой, синий, зеленый, фиолетовый, желтый

Цвет

Тембр

Мягкий, приятный

Приглушенный

Холодная, пастельная

Колорит,

Цветовая гамма

Лад

Минор

Теплый, приглушенный

Растительных, геометрических элементов

Ритм

Ритм

Равномерный,

сдержаный

 

 

Темп

Спокойный, протяжный

Передача движения элементов (снежинки, елочки, деревья)

 

Динамика

Динамика

Затихающая, выразительная

- Обратите внимание, у нас получилась таблица, на которой  переплетаются средства выразительности в музыке и изобразительном искусстве.

Мелодия  -  в линию (есть понятие в музыке мелодическая линия)

-Тембр в цвет (тембр - это окраска звука)

-Лад в колорит и цветовую гамму

-Ритм с ритмом

-Динамика и темп с передачей движения

Учитель

Музыкальная пауза

Физкультминутка

 (Дети поют «Колыбельная «Баю, бай» )

Учитель

- Какие вы использовали средства выразительности, чтобы передать характер этой колыбельной?

- Движение, мимика, пластика вместе с голосом.

- Правильно.

Вы последовательно выполняете свою работу

  • Прослушали
  • Увидели
  • Поняли
  • анализируете

Учитель 

Для сравнения мы посмотрим и прослушаем еще одно произведение из цикла «Колыбельные мира»

Задание

Группа художников

Используя раздаточный материал, найти и охарактеризовать  художественные средства выразительности, обратить внимание на визуальный ряд.

Группа музыкантов

Используя раздаточный материал, найти и охарактеризовать средства выразительности.

Просмотр видео «Колыбельные мира. Африка»

Учитель

 Продолжаем  заполнять таблицу на доске.

Дети отвечают о каждом средстве выразительности отдельно.

Правильные ответы:

Мелодия – энергичная, игривая;

              Линия – толстая, сплошная.

Тембр – колоритный, многоголосный;

             Цвет – красный, желтый, черный, белый, синий.

Лад – мажор (яркий);

         Колорит - яркий, контрастный.

         Цветовая гамма – теплая, яркая.

Ритм – выразительный, четкий;

          Ритм – орнамент, насекомые, животные, фигуры людей.

Темп – умеренный, с танцевальными элементами;

Динамика – контрастная, цветная, яркая.

             Динамика – ритмичность, асимметрия.

(Заполняем таблицу на доске)

«Колыбельные мира. Африка» Характеристика средств  выразительности

Изобразительное искусство

Музыкальное искусство

Толстая, сплошная

Линия

Мелодия

Энергичная, игривая

Красный, желтый, черный, белый, синий

Цвет

Тембр

Колоритный, насыщенный

Яркий, контрастный

Колорит

 

Лад

Мажор,

 яркий, сочный

Теплая, яркая

Цветовая гамма

Орнамент, насекомые
животные,

фигуры людей

Ритм

Ритм

Выразительный, четкий

 

 

Темп

Умеренный, с танцевальными элементами

Ритмичность, асимметрия.

Динамика

Динамика

Контрастная, цветная

Учитель

     Таким образом, сложилась таблица средств выразительности, в которой мы видим сходства и различия при  создании художественного  образа  народов Украины и Африки. Два разных народа, две разные культуры, что же остается неизменным при создании образа?

Ученик

- Форма, композиция, средства выразительности остаются неизменными.

- В чем различия:

- характеристики средств выразительности -  контрастны, потому что у каждого народа своя культура, основанная на обрядах и традициях.

Учитель музыки

Сравнение средств выразительности

- Какой делаем вывод?

- Даже колыбельная, первая песня человека, у каждого народа своя.

Учитель 

Для сравнения художественных средств выразительности мы рассмотрим коллективную композицию «Индия» и «Украина»

(Коллективные  работы «Индия» и  «Украина»)

- Мы видим, что художественный образ народа можно выразить

по - разному:

- это изображение природы,

-это изображение образа жизни людей,

- это изображение животных,
- это  узоры на их одежде и жилище,

- это народные традиции и праздники,

- это разная цветовая гамма, сочетание цвета,

- это пластика линий.

Мы видим, что все задания выполнены

(Показать на слайд)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА

Учитель

Форма и композиция являются основой для  создания художественного образа с использованием средств выразительности.

Искусство не просто отражает жизнь, но и воплощает ее так, как видит.

 

Учитель

И создает художественный образ каждого народа, взяв с собой музыкальные звуки и краски.

Звучит песня «Я рисую мир»

(Слайд шоу «Каждый народ - художник»)

1

 

docx
Додано
17 січня 2018
Переглядів
1879
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку