Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки 4 класс на тему "Музыка и искусство объединяют мир"
Если посмотреть вокруг, то можно увидеть, что мир прекрасен! Он состоит из красок и звуков. И от того, как мы его воспринимаем, зависит наша жизнь. Именно поэтому в искусстве используются различные средства выразительности.
На уроке мы увидим, как музыка и искусство объединяют мир, так как тема всего учебного года в музыке: «Музыка объединяет народы», а в изобразительном искусстве: «Каждый народ – художник». Мы с вами найдем сходства и различия средств выразительности в изобразительном искусстве и в музыке.
Цель:
- систематизировать и обобщить знания учащихся о способах выразительности в изобразительном искусстве и в музыке, определить связь между их элементами;
- развивать фантазию, творческое и музыкальное мышление, зрительную и слуховую память;
- формировать представление о многообразии художественных культур народов Земли и отношение к образцам художественной и музыкальной культуры разных народов.
МУЗЫКА И ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЮТ МИР
Интегрированный урок в 4 классе СШ№44, г. Каменское
учителя изобразительного искусства Самохваловой Яны Владимировны
Тема. Система изобразительно – выразительных средств при создании художестенного образа.
Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся о способах выразительности в изобразительном искусстве и в музыке, определить связь между их элементами;
развивать фантазию, творческое и музыкальное мышление, зрительную и слуховую память;
формировать представление о многообразии художественных культур народов Земли и отношение к образцам художественной и музыкальной культуры разных народов.
Тип урока: усвоения и систематизации знаний
Оборудование: проектор, аудиозапись «Я рисую мир», колыбельная «Скрылся день за горизонтом», видео «Колыбельные мира», коллективные работы «Художественный образ Украины», «Художественный образ Индии», слайд-шоу «Каждый народ - художник», детские рисунки, раздаточный материал.
Ход урока
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Ученик Янченко
Большая разница есть в двух словах:
Смотреть и видеть, слушать и услышать.
Ведь можно след оставить в душах и сердцах,
А можно просто не заметить, не увидеть.
Так интересен мир вокруг тебя!
Тебе желаю, испытав чреду событий,
Увидеть жизнь, мелькнувшую в глазах,
Услышать музыку, и ждать таинственных открытий!
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учитель
Если посмотреть вокруг, то можно увидеть, что мир прекрасен! Он состоит из красок и звуков. И от того, как мы его воспринимаем, зависит наша жизнь. Именно поэтому в искусстве используются различные средства выразительности.
На нем мы увидим, как музыка и искусство объединяют мир, т.к. тема всего учебного года в музыке: «Музыка объединяет народы», а в изобразительном искусстве: «Каждый народ – художник» Мы с вами найдем сходства и различия средств выразительности в изобразительном искусстве и в музыке.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНИХ ЗНАНИЙ
Тема сегодняшнего урока: система изобразительно-выразительных средств при создании художественного образа.
Учитель
На уроке вы
Беседа по вопросам
Учитель
-Как музыка воздействует на человека?
-Вдохновляет, успокаивает, помогает, волнует….
-Какой жанр является наиболее древним и популярным, и почему?
-Песенный, потому, что голос человека был первым музыкальным инструментом и первые музыкальные звуки воспроизвел человеческий голос.
Учитель
Именно песня положила начало музыки вокальной.
Песни бывают разными, а песенный жанр разнообразен и интересен. У каждого народа есть свои обряды, традиции и песни.
-Назовите наиболее популярные жанры песенного творчества…
- Обрядовые, шуточные, трудовые, лирические, семейно – бытовые, козацкие, исторические песни – думы и самые древние – это КОЛЫБЕЛЬНЫЕ.
- И как всякое музыкальное построение песня имеет форму.
- Какую? (Песни обычно имеют куплетную форму, которая состоит из контраста и повтора.)
Учитель
А форма в изобразительном искусстве – это композиция. Ребята, мы с вами на предыдущих уроках создали композицию «Образ художественной культуры Украины».
(Показ коллективной работы «Образ художественной культуры Украины»)
-В чем ее особенность?
-Это коллективная работа. Каждый выполнял отдельные элементы: дома, фигуры людей, животных, деревья, элементы пейзажа…Мы соединили их на плоскости листа и получилась композиция.
- А какими же средствами выразительности мы с вами пользовались при создании этой композиции?
- Это линия, цвет, колорит, цветовая гамма, ритм и динамика.
Учитель
Назовите средства выразительности в музыке:
-Это мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад, регистр.
(На доске средства выразительности музыки и изобразительного искусства)
ВОСПРИЯТИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
На примере колыбельной из мультипликационного проекта «Колыбельные мира» мы выясним, как средства выразительности в изобразительном искусстве и музыке создают художественный образ.
Задание
Учитель
Группа художников
Используя раздаточный материал, найти и охарактеризовать художественные средства выразительности, обратить внимание на визуальный ряд.
Группа музыкантов
Используя раздаточный материал, найти и охарактеризовать средства выразительности в музыке.
(Просмотр видео «Колыбельные мира. Украина»)
Учитель
- Музыку какого народа вы услышали?
- Колыбельная Украины.
- Анализируем произведение:
(Дети отвечают о каждом средстве выразительности отдельно)
- Заполняем таблицу на доске. Самое важное средство выразительности – мелодия. Ваши ответы:
( Ответы группы музыкантов и художников)
Мелодия – плавная, певучая;
Линия – спокойная, пластичная.
Тембр – мягкий, приятный, одноголосный;
Цвет – белый, голубой, синий, зеленый, золотой.
Лад – минор (приглушенный, теплый);
Колорит – приглушенный
Цветовая гамма – холодная, пастельная
Ритм – равномерный, сдержанный;
Ритм – растительных, геометрических элементов
Темп – спокойный, протяжный;
Динамика – затихающая, выразительная.
Динамика, передача движения, геометрических, растительных элементов.
Характеристика средств выразительности
«Колыбельные мира. Украина»
Изобразительное искусство |
Музыкальное искусство |
||
Спокойная, пластичная |
Линия |
Мелодия |
Плавная, певучая |
Белый, голубой, синий, зеленый, фиолетовый, желтый |
Цвет |
Тембр |
Мягкий, приятный |
Приглушенный Холодная, пастельная |
Колорит, Цветовая гамма |
Лад |
Минор Теплый, приглушенный |
Растительных, геометрических элементов |
Ритм |
Ритм |
Равномерный, сдержаный |
|
|
Темп |
Спокойный, протяжный |
Передача движения элементов (снежинки, елочки, деревья)
|
Динамика |
Динамика |
Затихающая, выразительная |
- Обратите внимание, у нас получилась таблица, на которой переплетаются средства выразительности в музыке и изобразительном искусстве.
Мелодия - в линию (есть понятие в музыке мелодическая линия)
-Тембр в цвет (тембр - это окраска звука)
-Лад в колорит и цветовую гамму
-Ритм с ритмом
-Динамика и темп с передачей движения
Учитель
Музыкальная пауза
Физкультминутка
(Дети поют «Колыбельная «Баю, бай» )
Учитель
- Какие вы использовали средства выразительности, чтобы передать характер этой колыбельной?
- Движение, мимика, пластика вместе с голосом.
- Правильно.
Вы последовательно выполняете свою работу
Учитель
Для сравнения мы посмотрим и прослушаем еще одно произведение из цикла «Колыбельные мира»
Задание
Группа художников
Используя раздаточный материал, найти и охарактеризовать художественные средства выразительности, обратить внимание на визуальный ряд.
Группа музыкантов
Используя раздаточный материал, найти и охарактеризовать средства выразительности.
Просмотр видео «Колыбельные мира. Африка»
Учитель
Продолжаем заполнять таблицу на доске.
Дети отвечают о каждом средстве выразительности отдельно.
Правильные ответы:
Мелодия – энергичная, игривая;
Линия – толстая, сплошная.
Тембр – колоритный, многоголосный;
Цвет – красный, желтый, черный, белый, синий.
Лад – мажор (яркий);
Колорит - яркий, контрастный.
Цветовая гамма – теплая, яркая.
Ритм – выразительный, четкий;
Ритм – орнамент, насекомые, животные, фигуры людей.
Темп – умеренный, с танцевальными элементами;
Динамика – контрастная, цветная, яркая.
Динамика – ритмичность, асимметрия.
(Заполняем таблицу на доске)
«Колыбельные мира. Африка» Характеристика средств выразительности
Изобразительное искусство |
Музыкальное искусство |
||
Толстая, сплошная |
Линия |
Мелодия |
Энергичная, игривая |
Красный, желтый, черный, белый, синий |
Цвет |
Тембр |
Колоритный, насыщенный |
Яркий, контрастный |
Колорит
|
Лад |
Мажор, яркий, сочный |
Теплая, яркая |
Цветовая гамма |
||
Орнамент, насекомые фигуры людей |
Ритм |
Ритм |
Выразительный, четкий |
|
|
Темп |
Умеренный, с танцевальными элементами |
Ритмичность, асимметрия. |
Динамика |
Динамика |
Контрастная, цветная |
Учитель
Таким образом, сложилась таблица средств выразительности, в которой мы видим сходства и различия при создании художественного образа народов Украины и Африки. Два разных народа, две разные культуры, что же остается неизменным при создании образа?
Ученик
- Форма, композиция, средства выразительности остаются неизменными.
- В чем различия:
- характеристики средств выразительности - контрастны, потому что у каждого народа своя культура, основанная на обрядах и традициях.
Учитель музыки
Сравнение средств выразительности
- Какой делаем вывод?
- Даже колыбельная, первая песня человека, у каждого народа своя.
Учитель
Для сравнения художественных средств выразительности мы рассмотрим коллективную композицию «Индия» и «Украина»
(Коллективные работы «Индия» и «Украина»)
- Мы видим, что художественный образ народа можно выразить
по - разному:
- это изображение природы,
-это изображение образа жизни людей,
- это изображение животных,
- это узоры на их одежде и жилище,
- это народные традиции и праздники,
- это разная цветовая гамма, сочетание цвета,
- это пластика линий.
Мы видим, что все задания выполнены
(Показать на слайд)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА
Учитель
Форма и композиция являются основой для создания художественного образа с использованием средств выразительности.
Искусство не просто отражает жизнь, но и воплощает ее так, как видит.
Учитель
И создает художественный образ каждого народа, взяв с собой музыкальные звуки и краски.
Звучит песня «Я рисую мир»
(Слайд шоу «Каждый народ - художник»)
1