26 вересня о 18:00Вебінар: Особливості статевого виховання у школах України

Інтерактивні завдання для підсумкового уроку за повістю м. Горького " Стара Ізергіль "

Про матеріал
Завдання з інтегрованрго курсу Література" розроблені з метою розвитку критичного мислення та літературної компетенції, удосконалення навичок яскравої , змістовної мови в усній та письмовій формі
Перегляд файлу

     Комплексная  система  заданий по  изучению темы 

           М. Горький.  Старуха Изергиль.   8 класс

                                     Дорогой  друг!

   Продолжается  твоё  путешествие страницами  литературы…  Остановимся,  чтобы  познакомиться  с  замечательным  произведением  М. Горького  «Старуха  Изергиль».  Ты  услышишь  удивительную историю  умудрённой  жизненным  опытом  женщины,  которая  расскажет  о гордых,  сильных  и  красивых  героях.   Старуха  Изергиль поняла,  что  в  жизни  всегда  есть  место  подвигу,  что  нужно  жить  и  побеждать,  даже  если это  кажется  невозможным…

                          Книги показывали мне иную жизнь – 

                                                  жизнь больших  чувств и желаний,

                                                  которые приводили людей к подвигам.

                                                                                                Максим Горький

 

Предлагаем  тебе выполнить разные  виды заданий  и  выразить  своё  отношение  к  ним.  В  путь!

№ п/п

                   Виды  заданий

       Моё  отношение

1.

Развиваем  творческое воображение

 

2.

Находим связи  между  видами  искусства

 

3.

Работаем  с  вопросами  теории  литературы

 

4.

Развиваем  образное  мышление

 

5.

Проводим  психологическое  исследование.

 

6.

Развиваем  умение аналитически  мыслить

 

7.

Работаем  над  текстом.

 

8.

Учимся  объяснять  замысел  автора

 

9.

Учимся  аргументировать свою точку  зрения  и  дискутировать

 

10.

Обучаемся умению  видеть афоризмы в тексте. Составление  цитатной  дорожки.

 

11.

Развиваем  творческие  способности.

 

12.

Учимся  «понимать  сердцем»  и  делать  выводы.

 

 

1.Развиваем  творческое воображение.  М.Горький – автор  романтических рассказов  о сильных,  свободных,  гордых  и  красивых  людях,  об  уникальных  героях  «с солнцем  в  крови».  Они  противостоят  «серой  массе»  людишек,  с ограниченным кругозором  и  мелкими  запросами. Актуальна ли эта проблема?  Представь,  что  такие  герои живут  среди  нас.  Комфортно  ли  им?

 

2.  Находим  связи  между  видами  искусства

Легенда о Данко. Художник Б. Дехтерев  Легенда о Данко. Художник В. Макеев. 1966–1967  Легенда о Данко. Художник Г. Пейда. 1955   

М.Горький:  «Задача литературы - запечатлевать в красках, в словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача - пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни самое лучшее, самое святое и что кроме него - нет ничего достойного внимания. Мир - плод его творчества, Бог - частица его разума и сердца…».  Как  писатель  воплотил  свои  мысли   в  рассказе «Старуха Изергиль»?  Подтвердите  свои  суждения  текстом и предложенными  иллюстрациями.

 

 

 

 

 

3. Работаем  с  вопросами  теории  литературы

– Жанр  произведения – рассказ-легенда.  Как  взаимосвязаны в  нём  черты  реализма  и  романтизма?

– Форма  повествования – рассказ  в  рассказе – несколько  усложнена: есть рассказчица-героиня  и  слушатель-повествователь.  Чего  достиг  автор,  построив  таким  образом  рассказ?

 

4. Развиваем  образное  мышление.  Размышляем над  текстом 

     В  первых  пяти  абзацах  автор  переносит  читателя  из  реального  мира  в  романтический,  сказочный.  Из  конкретного  места – Бессарабии , Аккермана – к  описанию  необычных  людей…  В  заключении  ( в последних  двух абзацах)  – возвращение  к  реальности.  Подтвердите  или  опровергните  это  предположение,  используя текст.

 

5.Проводим  психологическое  исследование.

  C:\Users\User\Desktop\686791.jpg   C:\Users\User\Desktop\img13.jpg                                                 

 

Важна ли история появления Ларры на свет для понимания его характера?

– Как он  относится к  людям?

– Для романтического произведения характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми?               

– Старуха Изергиль называет Ларру гордым. Согласны ли вы с героиней?

– Чем отличается Го́рдость  от гордыни  . Разграничьте эти слова

– К чему приводит гордыня и крайний индивидуализм героя?

– Какое наказание понес Ларра за свою гордыню?

– Как вы думаете, почему такое наказание страшнее наказания смертью?

 Выводы: Ларра сразу противопоставляет себя всем. Его гордыня проявляется  в  портрете,  в  отношении  к  людям,  в  поведении  и  в  позе.

Это  недопустимо.  Наказание  очень  сурово.                            

 

6. Развиваем  умение аналитически  мыслить

 

C:\Users\User\Desktop\biblejskaja-istorija-moiseja-istorija-proroka_3.jpg  C:\Users\User\Desktop\biblejskaja-istorija-moiseja-istorija-proroka_6.jpg

 

В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко.

– В чем сходство библейской истории и легенды о Данко?

– Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков?

– Какой поступок совершил герой ради любви к людям?

– Оценили  ли  люди  подвиг  Данко?

     Сделайте  выводы  самостоятельно.

 

7. Работаем  над  текстом.

Подтвердите  цитатами: 

          Понаблюдайте, в  какой  последовательности  показаны  отношения  между  Данко  и  толпой?

          Как  автор  противопоставляет  людей  герою?

          Насколько  велика  любовь  Данко  к  людям?

          Как  М.Горький  выражает  своё отношение  к  Данко?

 

 

                 C:\Users\User\Desktop\657301.jpg    

 

8. Учимся  объяснять  замысел  автора

 

C:\Users\User\Desktop\9647a3de-4839-11e5-bdbd-8c8a9902296f_original.jpg

 

     Рассказ называется “Старуха Изергиль”. Объясните  замысел  автора:  почему именно так озаглавил свой рассказ М. Горький? Главной героиней рассказа является старуха Изергиль. Легенда нужна для того, чтобы понять ее характер, её  жизненные  принципы.

     Легенды обрамляют историю жизни и любви старухи Изергиль.  К какому типу  героев относит она  себя?

     Старуха Изергиль относит себя к Данко, так как считает, что смыслом ее жизни была любовь.   Почему же именно к Ларре относит автор старуху Изергиль?   Не  потому  ли,  что  ее любовь эгоистична?  Разлюбив человека, она сразу же забывала о нем.  Легко ли  поняли  вы  замысел  автора?

 

9. Учимся  аргументировать свою точку  зрения  и  дискутировать

                  – Жизненная позиция какого героя тебе ближе и почему?

                  – Быть гордым – это хорошо или плохо?

                  Достаточно ли одного мужества и силы для движения вперед?

       – Что важнее всего? Что дает силы на подвиг?

       – Человек может всё, если перед ним высокая цель. Какая цель сейчас перед вами?

       – Что бы вы сделали с искрами от горящего сердца Данко?

                 – Кто такой Прометей? Что  общего  у него с героем М.Горького?

                                 C:\Users\User\Desktop\hqdefault.jpg

 

10. Обучаемся умению  видеть афоризмы в тексте.  Составляем цитатную  дорожку. 

            … когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно.

          В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни…

           Не меньше чумы губит любовь людей.
          Те, которые не умеют жить, легли бы спать. Те, которым жизнь мила, вот - поют.
           Свобода от всего - это наказание.
           Красивые всегда смелые.
           Здоровья всегда хватит на жизнь.
           За все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью.

           – Какие из цитат  созвучны  твоим  взглядам  на  жизнь?  С  какими ты  не  согласен?  Продолжи  дорожку  2-3 цитатами.  В  этом  тебе  поможет буктрейлер по рассказу М.Горького.  Вот его адрес

https://www.youtube.com/watch?v=yGHyDPabRnk

 

11.  Развиваем  творческие  способности.

      Создайте небольшой  сиквел ,  приквел   или  мидквел к  рассказу  М.Горького  «Старуха Изергиль»

 

12. Учимся  «понимать  сердцем»  и  делать  выводы.

      Рассказ  заканчивается  легендой о Данко. Это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя, восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом.  После Ларры остается тень, после Данко - искры.

  • Чем понравилась вам этот  рассказ?
  •  Горят ли еще искорки в ваших глазах?
  • Что сделаете вы для людей сегодня?

 

C:\Users\User\Desktop\768223.jpg           C:\Users\User\Desktop\mqdefault.jpg

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
5 вересня
Переглядів
14
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку