Комплексная система заданий по изучению темы
М. Горький. Старуха Изергиль. 8 класс
Дорогой друг!
Продолжается твоё путешествие страницами литературы… Остановимся, чтобы познакомиться с замечательным произведением М. Горького «Старуха Изергиль». Ты услышишь удивительную историю умудрённой жизненным опытом женщины, которая расскажет о гордых, сильных и красивых героях. Старуха Изергиль поняла, что в жизни всегда есть место подвигу, что нужно жить и побеждать, даже если это кажется невозможным…
Книги показывали мне иную жизнь –
жизнь больших чувств и желаний,
которые приводили людей к подвигам.
Максим Горький
Предлагаем тебе выполнить разные виды заданий и выразить своё отношение к ним. В путь!
№ п/п |
Виды заданий |
Моё отношение |
1. |
Развиваем творческое воображение |
|
2. |
Находим связи между видами искусства |
|
3. |
Работаем с вопросами теории литературы |
|
4. |
Развиваем образное мышление |
|
5. |
Проводим психологическое исследование. |
|
6. |
Развиваем умение аналитически мыслить |
|
7. |
Работаем над текстом. |
|
8. |
Учимся объяснять замысел автора |
|
9. |
Учимся аргументировать свою точку зрения и дискутировать |
|
10. |
Обучаемся умению видеть афоризмы в тексте. Составление цитатной дорожки. |
|
11. |
Развиваем творческие способности. |
|
12. |
Учимся «понимать сердцем» и делать выводы. |
|
1.Развиваем творческое воображение. М.Горький – автор романтических рассказов о сильных, свободных, гордых и красивых людях, об уникальных героях «с солнцем в крови». Они противостоят «серой массе» людишек, с ограниченным кругозором и мелкими запросами. Актуальна ли эта проблема? Представь, что такие герои живут среди нас. Комфортно ли им?
2. Находим связи между видами искусства
М.Горький: «Задача литературы - запечатлевать в красках, в словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача - пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни самое лучшее, самое святое и что кроме него - нет ничего достойного внимания. Мир - плод его творчества, Бог - частица его разума и сердца…». Как писатель воплотил свои мысли в рассказе «Старуха Изергиль»? Подтвердите свои суждения текстом и предложенными иллюстрациями.
3. Работаем с вопросами теории литературы
– Жанр произведения – рассказ-легенда. Как взаимосвязаны в нём черты реализма и романтизма?
– Форма повествования – рассказ в рассказе – несколько усложнена: есть рассказчица-героиня и слушатель-повествователь. Чего достиг автор, построив таким образом рассказ?
4. Развиваем образное мышление. Размышляем над текстом
В первых пяти абзацах автор переносит читателя из реального мира в романтический, сказочный. Из конкретного места – Бессарабии , Аккермана – к описанию необычных людей… В заключении ( в последних двух абзацах) – возвращение к реальности. Подтвердите или опровергните это предположение, используя текст.
5.Проводим психологическое исследование.
– Важна ли история появления Ларры на свет для понимания его характера?
– Как он относится к людям?
– Для романтического произведения характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми?
– Старуха Изергиль называет Ларру гордым. Согласны ли вы с героиней?
– Чем отличается Го́рдость от гордыни . Разграничьте эти слова
– К чему приводит гордыня и крайний индивидуализм героя?
– Какое наказание понес Ларра за свою гордыню?
– Как вы думаете, почему такое наказание страшнее наказания смертью?
Выводы: Ларра сразу противопоставляет себя всем. Его гордыня проявляется в портрете, в отношении к людям, в поведении и в позе.
Это недопустимо. Наказание очень сурово.
6. Развиваем умение аналитически мыслить
В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко.
– В чем сходство библейской истории и легенды о Данко?
– Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков?
– Какой поступок совершил герой ради любви к людям?
– Оценили ли люди подвиг Данко?
Сделайте выводы самостоятельно.
7. Работаем над текстом.
Подтвердите цитатами:
Понаблюдайте, в какой последовательности показаны отношения между Данко и толпой?
Как автор противопоставляет людей герою?
Насколько велика любовь Данко к людям?
Как М.Горький выражает своё отношение к Данко?
8. Учимся объяснять замысел автора
Рассказ называется “Старуха Изергиль”. Объясните замысел автора: почему именно так озаглавил свой рассказ М. Горький? Главной героиней рассказа является старуха Изергиль. Легенда нужна для того, чтобы понять ее характер, её жизненные принципы.
Легенды обрамляют историю жизни и любви старухи Изергиль. К какому типу героев относит она себя?
Старуха Изергиль относит себя к Данко, так как считает, что смыслом ее жизни была любовь. Почему же именно к Ларре относит автор старуху Изергиль? Не потому ли, что ее любовь эгоистична? Разлюбив человека, она сразу же забывала о нем. Легко ли поняли вы замысел автора?
9. Учимся аргументировать свою точку зрения и дискутировать
– Жизненная позиция какого героя тебе ближе и почему?
– Быть гордым – это хорошо или плохо?
– Достаточно ли одного мужества и силы для движения вперед?
– Что важнее всего? Что дает силы на подвиг?
– Человек может всё, если перед ним высокая цель. Какая цель сейчас перед вами?
– Что бы вы сделали с искрами от горящего сердца Данко?
– Кто такой Прометей? Что общего у него с героем М.Горького?
10. Обучаемся умению видеть афоризмы в тексте. Составляем цитатную дорожку.
… когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно.
В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни…
Не меньше чумы губит любовь людей.
Те, которые не умеют жить, легли бы спать. Те, которым жизнь мила, вот - поют.
Свобода от всего - это наказание.
Красивые всегда смелые.
Здоровья всегда хватит на жизнь.
За все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью.
– Какие из цитат созвучны твоим взглядам на жизнь? С какими ты не согласен? Продолжи дорожку 2-3 цитатами. В этом тебе поможет буктрейлер по рассказу М.Горького. Вот его адрес
https://www.youtube.com/watch?v=yGHyDPabRnk
11. Развиваем творческие способности.
Создайте небольшой сиквел , приквел или мидквел к рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»
12. Учимся «понимать сердцем» и делать выводы.
Рассказ заканчивается легендой о Данко. Это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя, восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом. После Ларры остается тень, после Данко - искры.