конспект урока по литературному чтению для з класса на тему " Русская сказка Иван - Царевич и Алая Алица"

Про матеріал

Конспект уроку з літературного читання на якому використовуються прийоми роботи по розвитку критичного мислення у молодших школярів

Перегляд файлу

3 марта 2013г. 3-Б класс

Тема : Иван – царевич и Алая –Алица (русская сказка)

Цель : познакомить учащихся с русской народной сказкой «Иван – царевич и Алая –Алица»;  развивать навыки выразительного чтения , умение анализировать и обобщать образы героев сказки; обогащать  словарный запас детей; прививать любовь к природе.

Оборудование: мультимедийная презентация

Ход урока

I.Организация класса.

Добрый день.

В этот день и в этот час

Рада всех я видеть вас.

II. Мотивация учебной деятельности.

Ребята , послушайте стихотворение

И дайте мне ответ.

Чем будем заниматься?

Откройте мне секрет.

1. Работа над стихотворением о весне.

           Отшумела злая вьюга,

           Стала ночь короче дня.

           Теплый ветер дует с юга,

            Капли падают звеня…

Улеглись в полях метели,

           В свои белые постели,

И весна идет повсюду

 Гонит зиму со двора.

-О чём же сегодня пойдёт речь на уроке?

-  Какие картины весны наблюдает поэт?

- С каким настроением говорит о них?

2. «Виртуальная» экскурсия в картинную галерею 

(Звучит музыка П.И.Чайковского «Апрель»)

- Весна пробуждает не только природу, но и душу человека. Картины родной природы особенно чувствуют художники и композиторы. Знакомая вам тётушка Сова приглашает вас посетить виртуальную картинную галерею и полюбоваться шедеврами мировых художников. А создать атмосферу заочной экскурсии нам поможет музыка П.И.Чайковского.

Вот это репродукция картины известного художника….., а это репродукция называется …., её автор ….  ………

- Что авторам, художникам удалось передать в своих работах?

- Какое настроение, какие чувства вызывают у вас эти репродукции?

- Теперь, когда у вас такое весеннее хорошее настроение, попробуем размяться и приготовиться к дальнейшей работе. А все задания для разминки приготовила нам… Кто бы вы думали?.... Ну, конечно, весна! 

III. Читательская разминка

  1. Работа над скороговоркой.

Увидел скворца – весна у крыльца.

2. Игра « Маски»

К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами.


3. Игра «Учимся ставить   логическое ударение».

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают под её ногами.

С давних пор люди наблюдали за изменениями в природе, которые происходили с приходом весны.

- Ребята, как вы считаете с какой целью люди наблюдали за изменениями в природе? ( прогнозировали, какая будет весна)

4. Игровое задание «Собери примету»

Если в марте вода не течет, в апреле трава не растет.

Физминутка для глаз

IV. Сообщение темы и задач урока.

Молодцы, ребята, вы отлично поработали. Зная, что вы такие умнички,  волшебница - Весна поспешила к вам не с пустыми руками, а с чем вы узнаете, если отгадаете ребус.

 

224,, spring_001 ,,, winter_11 ,,,  ,,,,,, mult17

Правильно, это сказка.

Сегодня на уроке мы познакомимся с весенней сказкой «Иван-царевич и Алая-Алица», будем учиться выразительно читать, анализировать её содержание, характеризовать героев произведения.

V. Первичное восприятие и осознание нового материала.

1. Чтение учителем сказки.

- О чем эта сказка?

- Назовите главных героев этой сказки?

2. Лексическая работа.

Лунь  - хищная птица, с серовато – белым оперением у взрослых самцов.

Печурка – маленькая печка.

Светлица – небольшая светлая комната.

Вещая птица – птица, обладающая даром предвидения; предвещающая что – либо.

Поняло терем – загорелся терем.

Благословить – напутствовать, желать благополучия.

3. Повторное чтение учащимися

Прием чтения «1-2»

 Физкультминутка

4. Беседа по содержанию с элементами выборочного чтения.

- Назовите главных героев этой сказки?

- Как вы поняли, кто такой жиж?

- Как Иван – царевич решил развеять скуку?

- А что значит взять благословение?

- Кого встретил Иван – царевич в лесу?

- Как поступил Иван – царевич?

- Кем обернулся заяц ?

- Что увидел Иван – царевич на поляне? Зачитайте

- Какое волшебство произошло далее?

- Какое чувство охватило Ивана – царевича?

- Почему?

- Зачитайте диалог лунь –птицы и Ивана.

- Что предстояло пережить Ивану – царевичу, пробираясь в терем? Зачитайте

- Благодаря чему Ивану удалось таки встретиться с жижем ?

- Каким вы себе представляете Жижа?

- Как Иван – царевич победил жижа? Зачитайте

- Кого освободил царевич из плена? Зачитайте, как это произошло

- Что произошло в природе после освобождения Алицы? Зачитайте

- Так кем оказалась Алая Алица? Кто она такая?

- В образе кого выступал жиж?

- В народе говорят: Кашу кушай, а сказку слушай: умом разумом – смекай да на ус мотай.

- Ребята, как вы поняли, кто же в этой сказке победил? (В сказках Добро всегда побеждает Зло)

- Как бы Зима не злилась, какие бы морозы не пускала, Весна всё равно побеждает.

Розовый, березовый

В роще встал рассвет.

Лютыми морозами

Старый клён раздет.

Ветер невидимкою

Плачет и поет,

В синем небе льдиною

Облачко плывет, но тепло повеяло

Утром из леска,

И земля поверила,

Что весна близка!

Покружит, уляжется

И растает снег…

Это только кажется,

Что зима навек!

VI Обобщение и систематизация знаний.

1.Беседа с учащимися

- На какие виды можно разделить сказки?

- К какому виду сказок относится сказка , которую мы читаем?

- А что присуще волшебным сказкам?

- Какие волшебства встречаются в нашей сказке?

2 . Сравнительная характеристика Жижа и Ивана – царевича

Составление кластера

- Кто из героев вам понравился больше? Почему?

Вот давайте теперь и составим сравнительную характеристику этим двум противоположным героям сказки.

3.Выразительное чтение сказки

VII Итог урока.

Составление синквейна к  слову весна.

- Почему сказку «Иван –царевич и Алая – Алица» считают весенней?

                                Весна

                                долгожданная, прекрасная

                                 пришла, очаровала, заколдовала

                                самое необыкновенное время года.

VIII Домашнее задание.

1. Чтение сказки и пересказ( с. 125 – 127)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУ « ЛОШ 1-3 ст. №5 »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУ « ЛОШ 1-3 ст. №5 »

 

 

 

Конспект открытого урока по

литературному чтению

ТЕМА:

« Иванцаревич и Алаяалица»   (русская сказка)

 

 

 

 

 

 

                                                           ПОДГОТОВИЛА  И ПРОВЕЛА

 УЧИТЕЛЬ 3 – б КЛАССА

Босенко М.Г.

ЛИСИЧАНСК

2015г.

docx
Додано
28 грудня 2017
Переглядів
2068
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку