Конспект уроку з літературного читання на якому використовуються прийоми роботи по розвитку критичного мислення у молодших школярів
3 марта 2013г. 3-Б класс
Тема : Иван – царевич и Алая –Алица (русская сказка)
Цель : познакомить учащихся с русской народной сказкой «Иван – царевич и Алая –Алица»; развивать навыки выразительного чтения , умение анализировать и обобщать образы героев сказки; обогащать словарный запас детей; прививать любовь к природе.
Оборудование: мультимедийная презентация
Ход урока
I.Организация класса.
Добрый день.
В этот день и в этот час
Рада всех я видеть вас.
II. Мотивация учебной деятельности.
Ребята , послушайте стихотворение
И дайте мне ответ.
Чем будем заниматься?
Откройте мне секрет.
1. Работа над стихотворением о весне.
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают звеня…
Улеглись в полях метели,
В свои белые постели,
И весна идет повсюду
Гонит зиму со двора.
-О чём же сегодня пойдёт речь на уроке?
- Какие картины весны наблюдает поэт?
- С каким настроением говорит о них?
2. «Виртуальная» экскурсия в картинную галерею
(Звучит музыка П.И.Чайковского «Апрель»)
- Весна пробуждает не только природу, но и душу человека. Картины родной природы особенно чувствуют художники и композиторы. Знакомая вам тётушка Сова приглашает вас посетить виртуальную картинную галерею и полюбоваться шедеврами мировых художников. А создать атмосферу заочной экскурсии нам поможет музыка П.И.Чайковского.
Вот это репродукция картины известного художника….., а это репродукция называется …., её автор …. ………
- Что авторам, художникам удалось передать в своих работах?
- Какое настроение, какие чувства вызывают у вас эти репродукции?
- Теперь, когда у вас такое весеннее хорошее настроение, попробуем размяться и приготовиться к дальнейшей работе. А все задания для разминки приготовила нам… Кто бы вы думали?.... Ну, конечно, весна!
III. Читательская разминка
Увидел скворца – весна у крыльца.
2. Игра « Маски»
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами.
3. Игра «Учимся ставить логическое ударение».
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами.
С давних пор люди наблюдали за изменениями в природе, которые происходили с приходом весны.
- Ребята, как вы считаете с какой целью люди наблюдали за изменениями в природе? ( прогнозировали, какая будет весна)
4. Игровое задание «Собери примету»
Если в марте вода не течет, в апреле трава не растет.
Физминутка для глаз
IV. Сообщение темы и задач урока.
Молодцы, ребята, вы отлично поработали. Зная, что вы такие умнички, волшебница - Весна поспешила к вам не с пустыми руками, а с чем вы узнаете, если отгадаете ребус.
,, ,,, ,,, ,,,,,,
Правильно, это сказка.
Сегодня на уроке мы познакомимся с весенней сказкой «Иван-царевич и Алая-Алица», будем учиться выразительно читать, анализировать её содержание, характеризовать героев произведения.
V. Первичное восприятие и осознание нового материала.
1. Чтение учителем сказки.
- О чем эта сказка?
- Назовите главных героев этой сказки?
2. Лексическая работа.
Лунь - хищная птица, с серовато – белым оперением у взрослых самцов.
Печурка – маленькая печка.
Светлица – небольшая светлая комната.
Вещая птица – птица, обладающая даром предвидения; предвещающая что – либо.
Поняло терем – загорелся терем.
Благословить – напутствовать, желать благополучия.
3. Повторное чтение учащимися
Прием чтения «1-2»
Физкультминутка
4. Беседа по содержанию с элементами выборочного чтения.
- Назовите главных героев этой сказки?
- Как вы поняли, кто такой жиж?
- Как Иван – царевич решил развеять скуку?
- А что значит взять благословение?
- Кого встретил Иван – царевич в лесу?
- Как поступил Иван – царевич?
- Кем обернулся заяц ?
- Что увидел Иван – царевич на поляне? Зачитайте
- Какое волшебство произошло далее?
- Какое чувство охватило Ивана – царевича?
- Почему?
- Зачитайте диалог лунь –птицы и Ивана.
- Что предстояло пережить Ивану – царевичу, пробираясь в терем? Зачитайте
- Благодаря чему Ивану удалось таки встретиться с жижем ?
- Каким вы себе представляете Жижа?
- Как Иван – царевич победил жижа? Зачитайте
- Кого освободил царевич из плена? Зачитайте, как это произошло
- Что произошло в природе после освобождения Алицы? Зачитайте
- Так кем оказалась Алая Алица? Кто она такая?
- В образе кого выступал жиж?
- В народе говорят: Кашу кушай, а сказку слушай: умом разумом – смекай да на ус мотай.
- Ребята, как вы поняли, кто же в этой сказке победил? (В сказках Добро всегда побеждает Зло)
- Как бы Зима не злилась, какие бы морозы не пускала, Весна всё равно побеждает.
Розовый, березовый
В роще встал рассвет.
Лютыми морозами
Старый клён раздет.
Ветер невидимкою
Плачет и поет,
В синем небе льдиною
Облачко плывет, но тепло повеяло
Утром из леска,
И земля поверила,
Что весна близка!
Покружит, уляжется
И растает снег…
Это только кажется,
Что зима навек!
VI Обобщение и систематизация знаний.
1.Беседа с учащимися
- На какие виды можно разделить сказки?
- К какому виду сказок относится сказка , которую мы читаем?
- А что присуще волшебным сказкам?
- Какие волшебства встречаются в нашей сказке?
2 . Сравнительная характеристика Жижа и Ивана – царевича
Составление кластера
- Кто из героев вам понравился больше? Почему?
Вот давайте теперь и составим сравнительную характеристику этим двум противоположным героям сказки.
3.Выразительное чтение сказки
VII Итог урока.
Составление синквейна к слову весна.
- Почему сказку «Иван –царевич и Алая – Алица» считают весенней?
Весна
долгожданная, прекрасная
пришла, очаровала, заколдовала
самое необыкновенное время года.
VIII Домашнее задание.
1. Чтение сказки и пересказ( с. 125 – 127)
КУ « ЛОШ 1-3 ст. №5 »
КУ « ЛОШ 1-3 ст. №5 »
Конспект открытого урока по
литературному чтению
ТЕМА:
« Иван – царевич и Алая – алица» (русская сказка)
ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА
УЧИТЕЛЬ 3 – б КЛАССА
Босенко М.Г.
ЛИСИЧАНСК
2015г.