Конспект урока в 7 классе по поэме "Мцыри"

Про матеріал
Підсумковий урок за поемою М.Лермонтова "Мцирі". Характеристика головного героя.
Перегляд файлу

Конспект   урока в 7 классе по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

Тема урока:   «Свобода – залог счастья»

( В чём смысл жизни для Мцыри?)

Цели:

Образовательные: раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы, проникнуть в замысел автора

Развивающие: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы;   совершенствовать навыки рассуждения на литературную тему.

Воспитательные:  прививать любовь к поэзии как к особому  виду  искусства, воспитывать интерес к творчеству поэта, воспитывать у учащихся целеустремленность, стремление понять истинный смысл и красоту жизни, воспитывать любовь к Родине.

Тип урока: урок-исследование

Технология: критическое мышление, концептуальный анализ слова.

Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова;  текст поэмы; мультимедийная презентация, иллюстрации к произведению, проектор, экран.

 

Ход урока.

Лучше умереть, чем маяться в неволе.
Леонардо да Винчи

  1. Организационный момент.   Эмоциональный настрой.

                                                       Звучит музыка:  « duduk---Tosca-Muzyka-skripki» (2мин)

 

                II. Вызов.    Составление ассоциативного ряда слов

                        - Какие ассоциации у вас  возникли?

                        - Можно ли связать её с нашим изучением поэмы «Мцыри»?

 

                 Проверка домашнего задания.

                 Слово учителя.

- Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» прочитана, сюжет её не сложен. Эту историю Лермонтов услышал на Кавказе. Именно она легла в основу поэмы, но есть значимая разница в финале. Давайте обратимся к произведению, чтобы её понять.

Слайд 2

Рассказ ученика:

- Действие поэмы происходит в Грузии. Возникновение замысла связано с путешествием поэта по Военно-Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета. Там он встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермолов  оставил его в монастыре. Он  долго не мог привыкнуть к монастырю, тосковал, пробовал убегать на родину. Последствием такой попытки была тяжелая болезнь, едва не убившая его. Он смирился со своей долей и провел жизнь в стенах монастыря.

- В чем разница между героем поэмы и героем легенды?

 

III. Сообщение темы урока

 Слово учителя.

- В своей исповеди перед смертью  Мцыри скажет монаху:

«Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил».

   Цель нашего урока – ответить на вопрос:

Что значит для Мцыри жить?

 В чем смысл жизни для Мцыри?

(Этот  проблемный вопрос записан на доске).

  1. Работа по теме урока.

                                          Беседа с элементами размышления:

 

  1) Поэма называется «Мцыри». Что означает это слово?

Мцыри – это … (см. сноску в учебнике). Слайд 3

    - Какое значение больше подходит Мцыри?

2) Мцыри воспитывался в монастыре, а незадолго до пострижения в монахи исчез и был найден в степи «без чувств», израненным и умирающим.

 - Какое впечатление производит Мцыри-ребенок? (Это одинокий, несчастный ребенок, обреченный жить в монастыре, являющемся для него тюрьмой)

- Как жил Мцыри в монастыре? Найдите ответ в тексте (Старик, я слышал …)

3) Каким мы его видим в начале поэмы? («Без жалоб он томился – даже слабый стон из детских губ не вылетал»),

 (горд, недоверчив, потому что видит монастыре и монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски.

             - Что беспокоит юношу? (Отчизна звала его к себе все эти годы заточения

                                                        в монастыре. Это  священные слова «отец» и «мать»).

            -   Как он говорит о своей заветной мечте?

          («Хотя б на миг когда-нибудь мою пылающую грудь прижать с

                 Тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной».

         - При помощи каких художественных средств автор передаёт

            внутреннее  состояние  Мцыри?

                (метафорический эпитет «пылающую» и глагол «прижать», 

                  И как бы продолжая, он с грустью говорит: «Я видел у других отчизну,

                 дом, друзей, родных»)

 

4.  В поэме 26 небольших глав – из них только 2 посвящены истории жизни Мцыри и 24 – это взволнованный монолог – исповедь. В  начале 3-ей главы читаем:

«Ты слушать исповедь мою

Сюда пришёл, благодарю…»

- Слово «исповедь» имеет следующие значения:

1. Покаяние в грехах перед священником;

2. Откровенное признание в чем-нибудь;

3. Сообщение своих мыслей, взглядов. Слайд

 - В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?

(Исповедь Мцыри обращена к «чернецу» – православному монаху; в ней юный послушник рассказывает о «трех блаженных днях», проведенных им на воле, о высокой цели, к которой он стремился и которая так и не была им достигнута.)

- Какова цель побега Мцыри? Что значит для него быть свободным? Приведите цитаты из текста.

(а) Давным-давно задумал я// Взглянуть на дальние поля,// Узнать, прекрасна ли земля,// Узнать, для воли иль тюрьмы// На этот свет родимся мы.

б)…Мою пылающую грудь// Прижать с тоской к груди другой, // Хоть не знакомой, но родной.

в) Я мало жил, и жил в плену.// Таких две жизни за одну,// Но только полную тревог,// Я променял бы, если смог.

г) …Я цель одну - // Пройти в родимую страну - // Имел в душе…

 Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул.

  Его «могила не страшит», он жаждет обрести жизнь, «полную тревог», узнать радость борьбы, «обняться с бурей». Это цельная, страстная натура. Юношу гонит из монастыря не одна тоска по родине. Мцыри жаждет прорваться в «чудный мир тревог и битв», познать и испытать себя.) Давайте найдем в тексте и прочитаем. Слайды 4,5,6,7

 

 -   Мцыри покидает монастырь. Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний? Ответ на этот вопрос найдите в тексте.

(гл. 6, 9, 10, 11.) (Его поражает богатство и многообразие природы, контрастирующие с однотонностью монастырской обстановки. И в  пристальном внимании, с каким герой смотрит на мир, ощущается его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому.)

                Учитель. В.Г.Белинский в статье «Стихотворения М.Лермонтова»

                             о языке поэмы пишет так:

                «Можно без преувеличения сказать, что поэт брал цвета у радуги,

                 лучи у солнца, блеск у молнии,  грохот у громов, гул у ветров – что вся

                 природа  сама несла и подавала ему материалы, когда писал он эту поэму»

 

- Нашел ли Мцыри ответ на вопросы, «прекрасна ли земля»? Зачем человек живет на земле?

(Мцыри увидел природу в её многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Да, мир, прекрасен! – таков смысл рассказа Мцыри о виденном.     И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает Мцыри ответ на вопрос: зачем создан человек и зачем он живет. Человек рожден для воли, а не для тюрьмы -  вот вывод)

 

- Ощущение счастья у Мцыри вызвано не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить. Что произошло в эти три дня?

(Бегство из монастыря, попытка найти дорогу в родной край. Встреча с грузинкой. Бой с барсом.) Слайды 8,9

 

-Важно заметить, что тогда, в монастыре, он и сам не знал многого о себе, т.к. только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет.

Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?

Пробыв три дня на свободе, Мцыри узнал, что он:

- смел и бесстрашен.

-  бесстрашие, презрение к смерти и страстная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней раскрываются в битве с барсом.

-  «пламенная страсть» Мцыри – любовь к родине – делает его целеустремлённым и твёрдым.

- он отказывается от возможного счастья, любви.

- превозмогает страдания голода.

-  в отчаянном порыве пытается через лес ради цели «пройти в родимую страну».

 Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но в отчаянном порыве Мцыри предстаёт не слабым и беззащитным, а гордым и отважным человеком, отвергшим жалость и сострадание. Мцыри вынослив. Истерзанный барсом, он забывает о ранах и, собрав остаток сил, вновь пытается выйти из леса.)

 

Постановка проблемного вопроса.

- Какой эпизод поэмы является кульминационным? Почему Мцыри сразился с барсом? Слайд 

Вывод: Все эти переживания Мцыри объединяет одним словом – жизнь!

- А что значит «жить»  для вас?

- Что же значит  «жить»  для героя?

 

- Почему же погиб Мцыри? Почему, несмотря на гибель героя, мы не  воспринимаем поэму как произведение мрачное, исполненное отчаянием и безнадёжности?

(«Кавказскому пленнику» не удалось найти дорогу к отчему дому, но он пережил минуты высокого счастья, успел ощутить всю полноту бытия, все совершенство и многообразие природы.)

 

6. Первичная проверка понимания. Слайд.

Закончите предложения, запишите их в тетрадь.(5м)

Для Мцыри жить – это значит:

  1. Видеть не сумрачные стены монастыря, а…
  2. Не томиться в душных кельях, а…
  3. Не склоняться перед алтарём, а…
  4. Не покой и послушание ради загробной жизни, а…

IV. Рефлексия.

 - Составление синквейна.  Итогом вашего плодотворного труда будет составление вами синквейна.  Тема: «Счастье», «Свобода»,   «Жизнь».

Подведение итогов.

Итак, сегодня на уроке мы с вами продолжили работу над развитием навыков анализа текста, научились характеризовать лирического героя произведения, выявили способы раскрытия образа Мцыри в поэме, сопоставив образ жизни героя в стенах монастыря и на воле, сделали выводы о значении свободы в жизни Мцыри.

Мне бы хотелось отметить отличную работу…

Хорошую работу…

Не в полную силу своих способностей работали…, и я надеюсь, что на следующих уроках вы будете работать активнее.

 

V.  Домашнее задание.   Сочинение-рассуждение на тему: «Свобода – это…»

 

 

 

 

docx
Додано
16 грудня 2019
Переглядів
2466
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку