Конспект урока в 7 классе по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
Тема урока: «Свобода – залог счастья»
( В чём смысл жизни для Мцыри?)
Цели:
Образовательные: раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы, проникнуть в замысел автора
Развивающие: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы; совершенствовать навыки рассуждения на литературную тему.
Воспитательные: прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства, воспитывать интерес к творчеству поэта, воспитывать у учащихся целеустремленность, стремление понять истинный смысл и красоту жизни, воспитывать любовь к Родине.
Тип урока: урок-исследование
Технология: критическое мышление, концептуальный анализ слова.
Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова; текст поэмы; мультимедийная презентация, иллюстрации к произведению, проектор, экран.
Ход урока.
Лучше умереть, чем маяться в неволе.
Леонардо да Винчи
Звучит музыка: « duduk---Tosca-Muzyka-skripki» (2мин)
II. Вызов. Составление ассоциативного ряда слов
- Какие ассоциации у вас возникли?
- Можно ли связать её с нашим изучением поэмы «Мцыри»?
Проверка домашнего задания.
Слово учителя.
- Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» прочитана, сюжет её не сложен. Эту историю Лермонтов услышал на Кавказе. Именно она легла в основу поэмы, но есть значимая разница в финале. Давайте обратимся к произведению, чтобы её понять.
Слайд 2
Рассказ ученика:
- Действие поэмы происходит в Грузии. Возникновение замысла связано с путешествием поэта по Военно-Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета. Там он встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермолов оставил его в монастыре. Он долго не мог привыкнуть к монастырю, тосковал, пробовал убегать на родину. Последствием такой попытки была тяжелая болезнь, едва не убившая его. Он смирился со своей долей и провел жизнь в стенах монастыря.
- В чем разница между героем поэмы и героем легенды?
III. Сообщение темы урока
Слово учителя.
- В своей исповеди перед смертью Мцыри скажет монаху:
«Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил».
Цель нашего урока – ответить на вопрос:
Что значит для Мцыри жить?
В чем смысл жизни для Мцыри?
(Этот проблемный вопрос записан на доске).
Беседа с элементами размышления:
1) Поэма называется «Мцыри». Что означает это слово?
Мцыри – это … (см. сноску в учебнике). Слайд 3
- Какое значение больше подходит Мцыри?
2) Мцыри воспитывался в монастыре, а незадолго до пострижения в монахи исчез и был найден в степи «без чувств», израненным и умирающим.
- Какое впечатление производит Мцыри-ребенок? (Это одинокий, несчастный ребенок, обреченный жить в монастыре, являющемся для него тюрьмой)
- Как жил Мцыри в монастыре? Найдите ответ в тексте (Старик, я слышал …)
3) Каким мы его видим в начале поэмы? («Без жалоб он томился – даже слабый стон из детских губ не вылетал»),
(горд, недоверчив, потому что видит монастыре и монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски.
- Что беспокоит юношу? (Отчизна звала его к себе все эти годы заточения
в монастыре. Это священные слова «отец» и «мать»).
- Как он говорит о своей заветной мечте?
(«Хотя б на миг когда-нибудь мою пылающую грудь прижать с
Тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной».
- При помощи каких художественных средств автор передаёт
внутреннее состояние Мцыри?
(метафорический эпитет «пылающую» и глагол «прижать»,
И как бы продолжая, он с грустью говорит: «Я видел у других отчизну,
дом, друзей, родных»)
4. В поэме 26 небольших глав – из них только 2 посвящены истории жизни Мцыри и 24 – это взволнованный монолог – исповедь. В начале 3-ей главы читаем:
«Ты слушать исповедь мою
Сюда пришёл, благодарю…»
- Слово «исповедь» имеет следующие значения:
1. Покаяние в грехах перед священником;
2. Откровенное признание в чем-нибудь;
3. Сообщение своих мыслей, взглядов. Слайд
- В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?
(Исповедь Мцыри обращена к «чернецу» – православному монаху; в ней юный послушник рассказывает о «трех блаженных днях», проведенных им на воле, о высокой цели, к которой он стремился и которая так и не была им достигнута.)
- Какова цель побега Мцыри? Что значит для него быть свободным? Приведите цитаты из текста.
(а) Давным-давно задумал я// Взглянуть на дальние поля,// Узнать, прекрасна ли земля,// Узнать, для воли иль тюрьмы// На этот свет родимся мы.
б)…Мою пылающую грудь// Прижать с тоской к груди другой, // Хоть не знакомой, но родной.
в) Я мало жил, и жил в плену.// Таких две жизни за одну,// Но только полную тревог,// Я променял бы, если смог.
г) …Я цель одну - // Пройти в родимую страну - // Имел в душе…
Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул.
Его «могила не страшит», он жаждет обрести жизнь, «полную тревог», узнать радость борьбы, «обняться с бурей». Это цельная, страстная натура. Юношу гонит из монастыря не одна тоска по родине. Мцыри жаждет прорваться в «чудный мир тревог и битв», познать и испытать себя.) Давайте найдем в тексте и прочитаем. Слайды 4,5,6,7
- Мцыри покидает монастырь. Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний? Ответ на этот вопрос найдите в тексте.
(гл. 6, 9, 10, 11.) (Его поражает богатство и многообразие природы, контрастирующие с однотонностью монастырской обстановки. И в пристальном внимании, с каким герой смотрит на мир, ощущается его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому.)
Учитель. В.Г.Белинский в статье «Стихотворения М.Лермонтова»
о языке поэмы пишет так:
«Можно без преувеличения сказать, что поэт брал цвета у радуги,
лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров – что вся
природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он эту поэму»
- Нашел ли Мцыри ответ на вопросы, «прекрасна ли земля»? Зачем человек живет на земле?
(Мцыри увидел природу в её многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Да, мир, прекрасен! – таков смысл рассказа Мцыри о виденном. И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает Мцыри ответ на вопрос: зачем создан человек и зачем он живет. Человек рожден для воли, а не для тюрьмы - вот вывод)
- Ощущение счастья у Мцыри вызвано не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить. Что произошло в эти три дня?
(Бегство из монастыря, попытка найти дорогу в родной край. Встреча с грузинкой. Бой с барсом.) Слайды 8,9
-Важно заметить, что тогда, в монастыре, он и сам не знал многого о себе, т.к. только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет.
Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?
Пробыв три дня на свободе, Мцыри узнал, что он:
- смел и бесстрашен.
- бесстрашие, презрение к смерти и страстная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней раскрываются в битве с барсом.
- «пламенная страсть» Мцыри – любовь к родине – делает его целеустремлённым и твёрдым.
- он отказывается от возможного счастья, любви.
- превозмогает страдания голода.
- в отчаянном порыве пытается через лес ради цели «пройти в родимую страну».
Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но в отчаянном порыве Мцыри предстаёт не слабым и беззащитным, а гордым и отважным человеком, отвергшим жалость и сострадание. Мцыри вынослив. Истерзанный барсом, он забывает о ранах и, собрав остаток сил, вновь пытается выйти из леса.)
Постановка проблемного вопроса.
- Какой эпизод поэмы является кульминационным? Почему Мцыри сразился с барсом? Слайд
Вывод: Все эти переживания Мцыри объединяет одним словом – жизнь!
- А что значит «жить» для вас?
- Что же значит «жить» для героя?
- Почему же погиб Мцыри? Почему, несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму как произведение мрачное, исполненное отчаянием и безнадёжности?
(«Кавказскому пленнику» не удалось найти дорогу к отчему дому, но он пережил минуты высокого счастья, успел ощутить всю полноту бытия, все совершенство и многообразие природы.)
6. Первичная проверка понимания. Слайд.
Закончите предложения, запишите их в тетрадь.(5м)
Для Мцыри жить – это значит:
IV. Рефлексия.
- Составление синквейна. Итогом вашего плодотворного труда будет составление вами синквейна. Тема: «Счастье», «Свобода», «Жизнь».
Подведение итогов.
Итак, сегодня на уроке мы с вами продолжили работу над развитием навыков анализа текста, научились характеризовать лирического героя произведения, выявили способы раскрытия образа Мцыри в поэме, сопоставив образ жизни героя в стенах монастыря и на воле, сделали выводы о значении свободы в жизни Мцыри.
Мне бы хотелось отметить отличную работу…
Хорошую работу…
Не в полную силу своих способностей работали…, и я надеюсь, что на следующих уроках вы будете работать активнее.
V. Домашнее задание. Сочинение-рассуждение на тему: «Свобода – это…»