Разработка урока с элементами экскурсии по Запорожской Сечи. Внеклассное чтение.

Про матеріал
Урок с использованием новых информационных технологий даст возможность совершить экскурсию по украинским степям, по прекрасной реке Днепр, по острову Хортица; технология мультимедиа позволяет учащимся побывать в сердце Запорожской Сечи, посетить историко- культурный комплекс «Запорожская Сечь», совершить обзорную экскурсию по музею истории запорожского казачества, побывать на представлении фольклорно-этнографичекого Конного Театра «Запорожские казаки» сопоставить увиденное и услышанное с текстом повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
Перегляд файлу

Методический кабинет

Селидовская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 6

 

 

 

 

 

 

 

Разработка урока  с элементами экскурсии по Запорожской Сечи

 

Малярова В.М.,

учитель русского языка и литературы общеобразовательной школы 

І-ІІІ ступеней № 6 г. Селидово

 

 

 

 

 

 

 

Селидово

 

Урок с элементами экскурсии по Запорожской Сечи.

Тема: Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Нравы и обычаи Запорожской 

          Сечи.

 Урок с использованием новых информационных технологий даст возможность совершить экскурсию по украинским степям, по прекрасной реке Днепр, по острову Хортица; технология мультимедиа позволяет учащимся побывать в сердце Запорожской Сечи, посетить историкокультурный комплекс  «Запорожская Сечь», совершить обзорную экскурсию по музею истории запорожского казачества, побывать на представлении фольклорно-этнографичекого Конного Театра «Запорожские казаки» сопоставить увиденное и услышанное с текстом повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Цель: Совершенствовать навыки работы над текстологическим анализом произведения; показать нравы и обычаи Запорожской Сечи, их влияние на казаков; развивать монопологическую и диалогическую роль учащихся; формировать творческую, коммуникативную, информационную компетентности учащихся; воспитывать интерес к культуре и традициям украинского народа через литературное произведение и исторические памятники.

Оборудование: Презентация «путешествие на Хортицу»; фрагмент фильма «Тарас Бульба»; информационные плакаты «Запорожские казаки», информационные буклеты, фрагмент украинской народной песни «Ой, на горі там женці жнуть…», казацкие клитноды.

Эпиграфы:

1.     Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы!

Вот откуда развивается воля и казачество на всю Украину! Н.В. Гоголь

2.     В каком народе живешь, того и обычая держись. 

Русская пословица

 

Ход урока

         І. Актуализация опорных знаний учащихся.                                                     

Звучит запись украинской народной песни «Ой, на горі там женці жнуть…» 

Учитель. Продолжаем  разговор о казаках и казацкой вольнице, о героизме и мужестве, об истории матери Украины. Сегодня мы  приглашаем вас в путешествие на юг Украины, в Днепровские плавни, на Днепровские пороги. Возьмите в руки повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», страница за страницей рассказывает нам о жизни запорожских казаков.

Литературный диктант «Лови ошибку»

      Сыновей Тараса Бульбы отдали в пятнадцать лет в Киевскую академию. (В двенадцать лет)

      Андрей был одним из лучших товарищей. (Остап)

      Андрей познакомился с красивой дочкой украинского помещика.

(Польского воеводы)

      Тарас с сыновьями ехали на Сечь пшеничным полем. (Степью)

      Пять дней добирался Тарас с сыновьями на Сечь. (Три)

      Можно было заметить на Сечи несколько женщин. (Ни одной)

      Новоизбранному кошевому Кирдючу дважды подносили палицу.

(Трижды)

      Разные казацкие собрания проходили в курене кошевого. (На майдане)

      Военная казна, закопанная в землю, хранилась на майдане. (Под водой и в камышах).

Учитель диктует правильные ответы; взаимопроверка П. Мотивация учебной деятельности.

-              Беседа по содержанию эпиграфа к уроку.

-              Почему Н.В. Гоголь, прежде чем описать обычаи Запорожской Сечи, показывает необычный пейзаж? (описание природы родного края служит фоном, который подчеркивает стремление казаков служить на благо родины)

Чтение наизусть подготовленным учеником отрывка: «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее».

Сегодня нам предстоит найти слова о значении Запорожской Сечи в жизни казаков.

«Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливаются воля и казачество на всю Украину!» Запись цитаты на доске.

ІІІ. Объявление темы и целей урока.

Сегодня на уроке у нас работают группы экскурсоводов, историков, литературоведов, лингвистов, географов, экспертов.

На уроке мы выясним: план записывается на доске.

1.     Место расположения Запорожской Сечи.

2.     Сечь в глазах Тараса Бульбы с сыновьями.

3.     Нравы, обычаи, быт казаков.

4.     Политический устрой Сечи.

5.     Внешность, вооружение казаков.

6.     Моральные качества казаков.

IV. Формирование новых знаний, умений, навыков.

1   группа –географов (использует географическую карту Украины).

В низовьях Днепра расположен красивейший остров, признанный одним из семи чудес Украины – заповедный остров Хортица. В русле Днепра нет острова равного  Хортице ни по величине, ни по красоте, ни по ценности природных и исторических памятников. Представьте себе, что вы попали в музей, который раскинулся под открытым небом. Вот дикие скалы, потом их сменяют глинистые кручи, через полчаса вы очутились в ковыльной степи, не успели надышаться запахами трав, как перед вами балки, ложбины, овражно-байрачные леса, вот тропинка нырнула в сосновую рощу, потом пошли дубки, и наконец вы попали в плавни. (Используем фрагменты презентации)

2   группа – историков.

 Люди населяли прекрасный, гористый, веселый остров еще в доисторическою эпоху. Первым из известных письменных упоминаний о Хортице датируется Х веком. В ту пору по Днепру мимо Хортицы проходил известный торговый путь «из варяг в греки».

 Хортица хорошо была известна русским дружинам. Согласно легендам там бывали князья Аскольд, Дир, Олег, Игорь, Княгиня Ольга. По преданию, в северной части острова на Черной скале в неравной схватке с печенегами сложил свою буйную голову храбрый князь Святослав. В конце XVI веков Хортица становится одним из центров, где зарождалось и крепло днепровское казачество. Запорожская Сечь – социально-политическая и военная организация украинских казаков за Днепровскими порогами. Для защиты от нападения крымских татар они строили небольшие деревянные укрепления – сечи.  В 1530-х годах запорожцы объединяются вокруг главной Сечи, которая стала местом пребывая коша, Кошевого атамана и сечевой рады.

 Учитель. Для того, чтобы прониклись чувствами писателя о Сечи и могли сравнить их с историческими сведениями, давайте обратимся к тексту, чтобы выяснить причину восторженного отношения Гоголя к Сечи.

3   группа. Литературоведов.

          Выразительное чтение отрывков из повести

Глава П. «Через три дня после этого они были уже недалеко от мета …»

Глава Ш. «Уже около недели Тарас Бульба жил с сыновьями своими на Сечи». Использование отрывка из фильма «Тарас Бульба». Казнь за братоубийство.

Глава IV. «Не прошло часу после их разговора. Как уже грянули в литавры…»

4   группа. Экскурсоводов.

 С использованием презентации проходит экскурсия по историкокультурному комплексу «Запорожская Сечь».

 Рассказ по информационным плакатам - запорожский дуб, казацкое оружие, клейноды, казацкие обычаи, вера в Бога. Церковь, запорожские характерники.

5   группа. Лингвистов.

         Словарная работа.

Ляхи – поляки, так их называли запорожцы.

Литавры – ударный музыкальный инструмент котлообразной формы с мембраной.

Палица – древнее ударное или метательное оружие.

 Кошевой атаман – глава войскового управления в Запорожской Сечи, Кошевой атаман избирался на сечевой раде казаками, пользовался почти неограниченной властью, но ежегодно давал отчет в своих действиях раде.  Курень – в Запорожской Сечи войсковое подразделение и его жилое помещения. Казаки, входившие  в курень, вели общее хозяйство и жили в большом общем курене. Курени объединялись в сотни.

         Куренной атаман – 1 выборный глава куреня.

         Задание классу от группы лингвистов.

         Подобрать соответствующее устаревшему современное слово:

Яр – овраг; свитка – полукафтан;

Мазунчик – балованный сынок;

Рада – сходка;

Гайдук – солдат;

Секира – топор;

Курень – жилое помещение, дом;

Крамарь – торговец;

Чуприна – клок волос;

Аргамак – верховая лошадь;

Ласун – лакомка;

Очкур – шнур, которым стягивался пояс шаровар;

Кулеш – жидка каша с салом;

Кухоль – глиняная кружка; Епанча – широкий плащ.

 6 группа. Группа работает весь урок над составление опорных утверждений.

         Беседа, проводится фронтально.

      За что больше всего наказывали на Сечи?

      Что можно сказать о законах, царивших в среде запорожцев?

      С какими порядками на Сечи трудно согласиться? 

      Как выбрали кошевого атамана?

      Для чего казакам необходимо было быть в состоянии войны с иноверцами?

      Что запорожцы ценили больше всего?

ЗАКОНЫ СЕЧИ

НРАВЫ И ОБЫЧАИ ЗАПОРОЖСКОЙ СЕЧИ

1.     Новые казаки учились военному ремеслу в разгаре битвы.

2.     Женщинам не разрешалось даже подходить к Сечи.

3.     Только что прибывший обязан был сразу же являться к кошевому.

4.     4. Запорожец обязан был верить в Бога, ходить в церковь, уметь креститься.

5.     Все имущество хранилось у куренного атамана.

6.     Проворовавшегося казака привязывали к позорному столбу, а возле клали кий, которым по очереди били запорожца до смерти.

1.     Все         запорожцы наслаждались волей.

2.     Мирные жители        (кожемяки,

кузнецы, торговцы) могли спокойно заниматься своим делом.

3.     Можно было увидеть людей разных национальностей.

4.     Казаки носили шаровары из дорогого сукна.

5.     Часто пили горилку и танцевали.

6.     Казаки развлекались стрельбой в цель, погоней за зверем в степи, конными скачками.

7.     Защищали православную церковь, но не крестились.

8.     Куренного       атамана      называли батьком.

7.     Должник приковывался цепями к пушке до тех пор, пока ктонибудь не выкупит его.

8.     На          убийцу        ставили      гроб с

покойником и обоих зарывали в землю.

9.     Ударили в литавры – сзывали на майдан на раду.

10.Кошевой атаман выбирался громким криком.

11.Все обязаны были слушать избранного кошевого. 

9.        Ссоры   зачастую    переходили     в драки.

10.   Каждый курень по очереди ловил рыбу или охотился для всех.

11.   Чтобы             прослыть 

настоящими казаками, переплывали Днепр против течения.

12.   Новоизбранный кошевой  должен

был        дважды       отказаться от подаваемой ему палицы, приняв ее в третий раз.

13.   Самые старые запорожцы клали новому кошевому мокрую землю на голову.

Учитель.         Группе        экспертов   предоставляется право          мотивации и выставления оценок каждому ученику.

V.      Рефлексия 

         Каждый учащийся заполняет таблицу.

Таблица анализу собственной деятельности

Тема

 

 

 

 

 

 

 

 

VI.   Подведение итогов.

          Учитель.

          Связь с родиной, с землей отцов, со своими истоками. Которые неиссякаемы, как родник, потому что берут начло от далеких предков. Если человек ощущает эту связь, «будет в миру сила, которая бы не покорилась ему!».

          Наш урок помог вам проникнуть через толщу веков в те далекие времена и понять, где и когда ковался могучий дух нашего народа.

         VI I. Домашнее задание.

         Подготовить подборку цитат к образам.

1   группа – Остап

2   группа – Андрей

         Читать повесть «Тарас Бульба»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.     Гоголь Н.В. Избранные сочинения. Москва. «Художественная литература». 1987.

2.     Голуб А.Б. «Нравы и обычаи Запорожской Сечи». Журнал «Русский язык и литература в школах Украины», № 4, 2009г.

3.     Манойло Т.Ф. КВН «Казацкие забавы». Журнал «русский язык и литература в школах Украины», № 3, 2009г.

4.     Савинова Л.А. особенности изображения людей и природы в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» журнал «Русский язык и литература в школах Украины». Журнал № 3, 2008г.

5.     Супруженко Владимир . Остров Хортица. Запорожье: «Просвыта», 2010.-48л.

6.     Супруженко В.П. Запорожская Сечь на острове Хортица. – Запорожье:

Керамист, 2012. – 48с.

 

 

     

 

pdf
Додано
22 грудня 2019
Переглядів
1042
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку