Урок № 23. Я познаю мир. 1 класс.
Цель: формировать у детей представление об основных свойствах воды;
развивать активное познавательное отношение к природе, исследовательский подход к познаниям свойств воды; учить различать и называть различные формы существования воды на Земле; формировать понятие и значение воды для всего живого; активизировать и обогащать словарный запас детей; развивать у детей умение работать в команде, принимать решение;
воспитывать бережное, экономное отношение к воде и заботливое отношение к своему здоровью.
Наглядность и оборудование:
Тип урока: интегрированный урок.
Ход урока
І. Утренняя встреча
1. Приветствие.
– А мы с вами сегодня здоровались?
– Давайте поздороваемся.
Встаньте вкруг.
Поздороваемся так: по очереди, каждый из вас, помашет ладошкой своему соседу слева, при этом скажет слово «Привет» и назовёт имя того, к кому обращается. Сосед сделает тоже в ответ, а потом обратится к своему соседу слева и т.д.
– Привет, Аня!
– Привет, Данил! ...
А сейчас, ребята, представьте, что вы растения, животные, люди каких-либо профессий. Нужна ли вам вода? И для чего?
Например, я – повар. Вода мне нужна для приготовления блюд и мытья посуды.
• Я – кувшинка. Я живу в воде.
• Я – синичка. Я хочу пить.
• Я – щука. В воде я дышу
• Я – кит. Я живу в воде.
• Я – мама. В воде я стираю бельё.
• Я – шофёр. Водой я мою машину.
• Я – аптекарь. С помощью воды я делаю лекарства.
• Я – повар. Готовлю и мою.
• Я – пожарный. Вода нужна, чтобы тушить пожары.
За что мы можем поблагодарить водичку? (За то, что она даёт жизнь, а без воды все погибнет)
А теперь садитесь за парты.
ІІ. Ежедневные новости
- Скажите, ребята, а какое сейчас время года? (Зима.)
- А какой сегодня день недели? (Четверг.)
- Какой день недели был вчера?
- А, какой день недели будет завтра?
-Какой месяц за окошком? Назовите все зимние месяцы.
- А кто назовёт дату?
В этот день верующие отмечают день святого Прокла.
(Учитель прикрепляет иллюстрацию с изображением св. Прокла к доске).
Он жил примерно в V веке и служил епископом в Константинополе.
Считалось, что на Прокла из-под земли может выбраться нечисть и навредить человеку. Поэтому люди проводили различные заговоры и молитвы против зла, а также следили за погодой.
Например:
В это день с именинами нужно поздравить обладателей следующих имен: Александр, Алексей, Анатолий, Василий, Владимир, Григорий, Иван, Анна, Татьяна.
III. Целереализация. Актуализация и коррекция опорных знаний.
А сейчас я хочу предложить вам немного поиграть.
К нам в класс прилетела вот такая весёлая тучка вместе со своими подружками капельками.
Ваша задача собрать капельки с буквами, которые повторяются, а затем – прочитать слово из тех букв, которые остались возле тучки.
2. Загадка
А теперь послушайте второе задание. Это будет загадка.
Я и туча и туман,
И ручей и океан.
Я летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
А сейчас послушайте песенку очень внимательно.
(Звучит «Песенка о снеге»)
Беседа.
– О чём была песенка?
– Как вы думаете, можно ли сказать, что эта песенка о воде? (ответы детей)
И всё-таки, я настаиваю на том, что эта песенка о воде.
Если вы будете внимательны сегодня на уроке, то вы обязательно в этом убедитесь.
– Скажите, ребята, почему же нам так часто сегодня встречается слово вода?
Да потому что сегодня мы с вами, как настоящие учёные, будем наблюдать и исследовать самую необходимую, самую распространённую и самую интересную на земле жидкость – воду.
И тема нашего урока называется так: «Исследование свойств воды». Слайд 1
ІV. Работа над темой урока.
Дети, сегодня мы открываем с вами «Волшебную лабораторию». Слайд 2
- А кто знает, что такое «лаборатория»?
Правильно, ребята. Это место, где проводятся опыты.
Итак – начинаем исследовать свойства воды.
А для того, чтобы у нас всё получилось, вы должны соблюдать следующие правила:
• не шуметь — этим вы мешаете другим;
• аккуратно обращаться с посудой;
• слушать учителя;
• внимательно следить за результатом опыта;
• закончив наблюдение, обязательно сделать вывод.
ОПЫТ №1 «Вода — жидкость, может течь»
– Ребята, что это? (Учитель показывает стакан с водой и камень.)
Вот вода и камень.
– Что вы можете сказать о камне? (Ответы детей)
Правильно, дети.
Камень твёрдый. Его можно взять в руку, бросить на землю или положить на стол. При этом камень своей формы не изменит.
– А имеет вода какую-либо форму? (Ответы детей)
– Можно ли ее положить на стол, как камень?
(Нет, потому что вода растечётся, польётся – она жидкая).
– Да, действительно – вода это жидкость. Она легко меняет свою форму, приобретая форму сосуда, в котором находится. (Учитель переливает воду в блюдце.)
– Какой вывод мы сможем сделать? (Вода – это жидкость; она текучая; она не имеет формы.) Слайд 3
ОПЫТ №2 «Вода прозрачная»
– Какой вывод мы сможем сделать? (Вода прозрачная)
Какие выводы мы можем сделать? (Вода прозрачная, не имеет запаха, без вкуса, вода-растворитель). Слайд 4
ОПЫТ № 3 «Лёд — твёрдая вода»
– А скажите мне, дети, может ли вода быть твёрдой?
Послушайте загадки:
Какие вы у меня сообразительные! Молодцы, ребята!
Вода может замерзать и принимать различные формы. Рассмотрите картинки на этом слайде. Слайд 5
|
|
– Что вы видите? Назовите одним словом.
Правильно, дети – это лёд.
– Какой лёд — тёплый или холодный?
– А если взять лёд в руку, что с ним произойдёт?
– Почему? (Потому, что рука тёплая, а лёд холодный).
Вывод: вода замерзает. А значит лёд — тоже вода.
Ребята, снег тоже вода, капельки замерзают и превращаются в кристаллики.
Вывод: вода может быть кристаллической.
А помните, дети, в самом начале урока мы с вами слушали песенку о снеге. Теперь вы можете согласиться, что снег – это тоже вода? (Ответы детей)
Переходим к ОПЫТу № 4 «Пар – газообразная вода»
– Ответьте мне, ребята, на такой вопрос: «Что произойдет с водой, если её сильно нагреть?» (Вода закипит и станет паром.)
Учитель демонстрирует чайник, из которого идёт пар, предварительно нагрев его. Слайд 6
Дети, в природе вода может встречаться
ЖИДКОЕ |
ТВЁРДОЕ |
ГАЗООБРАЗНОЕ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
– А в каком состоянии наблюдается вода в природе чаще всего? (В природе вода чаще бывает в жидком состоянии.)
V. Физкультминутка «Капельки»
– Дети, вы устали? Давайте немного отдохнём. Повторяйте движения Капелек.
VІ. Практическая работа.
Вы уже знаете, что вода владеет искусством превращения? Она, как настоящая колдунья, может меняться: то быстро бежит в речушке, то падает на землю, сверкая холодными снежинками-льдинками или дождём, а то поднимается в воздух в виде пара. Сегодня она плачет дождем, а на завтра тронулась мощным льдом. Изменилось настроение - покрыла землю обильным туманом.
Сейчас, дети, вам предстоит поработать в группах и показать, какие знания вы получили сегодня на уроке.
Слайд 8
У каждой группы на парте лежит конверт с картинками.
Первая группа должна выбрать картинки, где вода находится в жидком состоянии, и посчитать их. (Дождь, капля, ручей, озеро, река, источник, море, океан, роса) – 9.
Второй группе предстоит выбрать картинки, которые указывают, что вода находится в твёрдом состоянии и тоже посчитать их количество. (Лёд, сосульки, снег, снежинки, иней, град, айсберг) – 8.
А третьей группе – в газообразном состоянии. (Пар, туман, облака) – 3.
– Значит, в каком состоянии вода встречается чаще всего? В каком реже?
VІІ. Интересики о воде
– А сейчас я предлагаю вам посмотреть фильм «Значение воды».
(Просмотр фрагмента фильма)
– Запасы чистой питьевой воды на Земле ограничены. Поэтому ее нужно расходовать экономно.
Дети, мы сейчас с вами сыграем в игру «Красный - зелёный». Для этого нам понадобятся кирпичики LEGO красного и зелёного цвета.
Я буду демонстрировать картинки. Если вы считаете, что воду на ней экономят – поднимайте зелёный кирпичик, а если не экономят – красный. Слайды 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
Дети, я хочу вам дать полезные советы:
- Используйте стакан с водой, когда чистите зубы.
- Для мытья посуды набирайте воду в раковину.
- Принимайте душ, а не ванну. Выключайте воду, когда намыливаетесь.
- Следите за исправностью труб, кранов.
Дети, вы сегодня все очень хорошо потрудились на уроке, поэтому я вам подготовила сюрприз:
1. Проведу эксперимент, который называется «Шагающая вода».
Для него нам понадобится:
Стаканчики располагаем в ряд. В каждый второй наливаем немного воды, а затем добавляем в каждый краситель разного цвета.
Делаем несколько полосок из бумажных полотенец и помещаем каждую из них в стаканы – одним концом в стакан с водой, а другим – в пустой.
2. Следующий эксперимент называется «Фейерверк в стакане».
Нам потребуется:
Добавляем в масло немного разного красителя, а затем переливаем эту смесь в чашу с водой.
VІІІ. Итог урока.
Вода – одно из ценнейших богатств Земли. Слайд 16
Она является источником жизни всех живых организмов.
Поэтому, очень вас прошу, берегите воду!
Нельзя засорять водоёмы! Ведь недаром в народе говорят:
А ещё говорят:
все мы!»
Посмотрите, ребята, к каким последствиям приводит, плохое отношение человека к воде. Слайд 17
Дети, теперь я хотела бы, чтобы вы поделились своими впечатлениями.