Демарш (від фр.demarche — дія, вчинок) – особлива форма навчального заняття, яка базується на практичних діях, пов'язаних певним пізнавальним інтересом і призначених для творчого та самостійного виконання учнями. Метод демаршів передбачає співробітництво, проблемне навчання, впровадження дискусії. Основним завданням методу стає перетворення навчання в постійний пошук. Програмний матеріал подається як серія проблем. Оптимальна групова робота, оскільки вона поєднує в собі індивідуальний пошук і обмін ідеями.
Метод демаршей
Демарш на уроках литературы
Васичкина Наталия Петровна,
учитель русского языка и литературы,
специализированная школа №40, г.Мариуполь
Демарш в историческом значении – дипломатическое выступление органов внешних структур одного государства в отношении другого государства. Содержанием демарша бывают: просьба, протест, требование, предложение и т.п.
Демарш (от фр.demarche — действие, поступок) – особенная форма учебного занятия, которая базируется на практических действиях, связанных определённым познавательным интересом и предназначенных для творческого самостоятельного выполнения учащимися. Метод демаршей предполагает сотрудничество, проблемное обучение, внедрение дискуссии. Основной задачей метода становится преобразование обучения в постоянный поиск. Программный материал подаётся как серия проблем. Оптимальна групповая работа, так как она объединяет в себе индивидуальный поиск и обмен идеям. Используя метод демаршей, учитель подбирает факты, которые содержат противоречия, а ученики сами формулируют проблему и с помощью «мозгового штурма» обозначают пути её решения. В зависимости от количества предложенных вариантов, формируются исследовательские группы, которые подбирают материалы в течение определённого учителем периода и затем представляют результаты на занятии – демарше.
Занятие-демарш, урок рассчитан на 60 минут. Занятие-демарш требует от педагога умения ориентироваться в ситуации на уроке, не бояться противоречий, использовать любую возможность “поставить все на голову” или “самому сесть в лужу” – то есть противоречить самому себе. Самое главное – быть свободным и позволить детям высказываться и противоречить.
Идея формы урока – демарш возникла не случайно, родилась она из Мастерской по методу французской группы “Новое образование” (ЖФЭН). Методика этой группы зиждется на традициях и французской, и мировой педагогик, включая идеи свободной школы Толстого, творческие поиски Выготского, достижения российских ученых и практиков Макаренко, Эльконина и др. В основе поведенческой структуры урока - демократизм, творчество, вера в себя, ведущий принцип: “Способны все!”. Внешне занятие - демарш напоминает проблемный урок, но строится по четко продуманной системе заданий, постепенно в ходе совместной работы дети как бы конструируют собственное, рожденное ими знание.
Алгоритм процесса работы на уроке – демарше таков:
1. Индуктор - начало, мотивирующее творческую деятельность всех;
2. Работа с материалом (текст, схемы, краски, модели);
3. Соотнесение своей деятельности с деятельностью других (самооценка и самокоррекция); 4. Разрыв, рождающий информационный запрос (обращение к справочникам, учебникам).
Чтобы метод демаршей применялся полноценно и продуктивно, подготовку необходимо проводить на нескольких уроках, часть заданий дать на дом, а основную работу совместить на двух уроках. Демарш возможен и на уроке литературы, и на уроке русского языка. Такая методика была проверена и дала хорошие результаты при проведении уроков “Словарная работа как средство развития речи” - 7 класс, «Типы текста. Я расскажу вам о себе…», «Соленый урок по обособленным членам предложения» - 8 класс, «Стили речи. Сказка в жизни» - 9 класс, дискуссия «И.В.Гёте «Фауст». Спор о призвании человека» – 9 класс, пресс-конференция «О.Бальзак «Гобсек». Разве золото – бог нового мира?» - 10 класс, исследование «Народная основа творчества С.Есенина» - 11 класс, презентация «Любовь в пьесах А.Н.Островского» - 10 класс.
Приложение
Демарш – опорные схемы
Демарш
Действие, поступок
Метод демарша
субъект субъективные отношения внутренние дискуссии
для сотрудничества в проблемном обучении
Основная задача
Преобразование обучения в постоянный поиск:
* индивидуально * в малой группе * коллективно
1 чел. 3-4 ученика класс детей
Содержание обучения:
разрешение проблемных ситуаций
обсуждения проблемных вопросов
поиск и обмен идеями
Формирование исследовательских групп
Урок-демарш
Использование противоречивых фактов
«поставить всё с ног на голову» «сесть в лужу»
быть свободным, уметь высказываться и противоречить
Законы метода
радость открытия восторг собственного творчества ощущение своей значимости
Принципы метода
- равенство - творчество - саморазвитие - самокоррекция - коммуникативность - ответственность
Принцип РАДУГИ
каждая находка, каждое достижение, каждый ответ одинаково важен
Этапы урока-демарша
Урок-демарш
не эффектный
но эффективный
Предполагает ступени познания
догадка
гипотеза
теория
знания
ИНТЕРЕС