Методичні рекомендації "Метод демарша на уроках літератури"

Про матеріал

Демарш (від фр.demarche — дія, вчинок) – особлива форма навчального заняття, яка базується на практичних діях, пов'язаних певним пізнавальним інтересом і призначених для творчого та самостійного виконання учнями. Метод демаршів передбачає співробітництво, проблемне навчання, впровадження дискусії. Основним завданням методу стає перетворення навчання в постійний пошук. Програмний матеріал подається як серія проблем. Оптимальна групова робота, оскільки вона поєднує в собі індивідуальний пошук і обмін ідеями.

Перегляд файлу

 

Метод демаршей

Демарш на уроках литературы

 

Васичкина Наталия Петровна,

учитель русского языка и литературы,

специализированная школа №40, г.Мариуполь

 

Демарш в историческом значении – дипломатическое  выступление органов внешних структур одного государства в отношении другого государства. Содержанием демарша бывают: просьба, протест, требование, предложение и т.п.

Демарш  (от фр.demarche — действие, поступок) – особенная форма учебного занятия, которая базируется на практических действиях, связанных определённым познавательным интересом и предназначенных для творческого самостоятельного выполнения учащимися. Метод демаршей предполагает сотрудничество, проблемное обучение, внедрение дискуссии. Основной задачей метода становится преобразование обучения в постоянный поиск. Программный материал подаётся как серия проблем. Оптимальна групповая работа, так как она объединяет в себе индивидуальный поиск и обмен идеям. Используя метод демаршей, учитель подбирает факты, которые содержат противоречия, а ученики сами формулируют проблему и с помощью «мозгового штурма» обозначают пути её решения. В зависимости от количества предложенных вариантов, формируются исследовательские группы, которые подбирают материалы в течение определённого учителем периода и затем представляют результаты на занятии – демарше. 

Занятие-демарш, урок рассчитан на 60 минут. Занятие-демарш требует от педагога умения ориентироваться в ситуации на уроке, не бояться противоречий, использовать любую возможность “поставить все на голову” или “самому сесть в лужу” – то есть противоречить самому себе. Самое главное – быть свободным и позволить детям высказываться и противоречить.

Идея  формы урока – демарш возникла не случайно, родилась она из Мастерской по методу французской группы “Новое образование” (ЖФЭН). Методика этой группы зиждется на традициях и французской, и мировой педагогик, включая идеи свободной школы Толстого, творческие поиски Выготского, достижения российских ученых и практиков Макаренко, Эльконина и др. В основе поведенческой структуры урока - демократизм, творчество, вера в себя, ведущий принцип: “Способны все!”.                   Внешне занятие - демарш напоминает проблемный урок, но строится по четко продуманной системе заданий, постепенно в ходе совместной работы дети как бы конструируют собственное, рожденное ими знание.

Алгоритм процесса работы на уроке – демарше таков:

 1. Индуктор - начало, мотивирующее творческую деятельность всех;  

 2. Работа с материалом (текст, схемы, краски, модели);

3. Соотнесение своей деятельности с деятельностью других (самооценка и самокоррекция);                                                                                                                                      4. Разрыв, рождающий информационный запрос (обращение к справочникам, учебникам).

Чтобы метод демаршей применялся полноценно и продуктивно, подготовку необходимо проводить на нескольких уроках, часть заданий дать на дом, а основную работу совместить на двух уроках.  Демарш возможен и на уроке литературы, и на уроке русского языка. Такая методика была проверена и дала хорошие результаты при проведении уроков “Словарная работа как средство развития речи” - 7 класс,  «Типы текста. Я расскажу вам о себе…»,  «Соленый урок по обособленным членам предложения» - 8 класс,  «Стили речи. Сказка в жизни» - 9 класс,   дискуссия  «И.В.Гёте  «Фауст». Спор о призвании человека» – 9 класс,   пресс-конференция «О.Бальзак «Гобсек». Разве золото – бог нового мира?» - 10 класс, исследование «Народная основа творчества С.Есенина» - 11 класс, презентация «Любовь в пьесах А.Н.Островского» - 10 класс.

 

Приложение

Демарш – опорные схемы

 

     Демарш

 

 

      Действие, поступок

 

                                                                  Метод демарша

 

                         субъект              субъективные отношения           внутренние дискуссии

 

                                          для сотрудничества   в проблемном обучении

 

                                                                Основная задача

 

 

                                         Преобразование обучения в постоянный поиск:

 

                             *  индивидуально       * в малой группе         * коллективно

                                     1 чел.                        3-4 ученика              класс детей

 

Содержание обучения:

разрешение проблемных ситуаций

обсуждения проблемных вопросов

                                                поиск и обмен  идеями

 

 

Формирование исследовательских групп

 

Урок-демарш

 

 

Использование противоречивых фактов

 

           «поставить всё  с ног на голову»                                         «сесть в лужу»

 

                           быть свободным, уметь высказываться и противоречить

 

                                                                  Законы метода

 

     радость открытия    восторг собственного творчества   ощущение своей значимости  

 

                                                              Принципы  метода

 

- равенство       - творчество      - саморазвитие                                                                               - самокоррекция             - коммуникативность         - ответственность

 

Принцип РАДУГИ  

 

 

каждая находка, каждое достижение, каждый ответ одинаково важен

 

                                                           Этапы урока-демарша

  • Индукция – создание эмоционального настроя
  • Деконструкция – работа с материалом и превращение его в хаос
  • Реконструкция – создание своего мира, текста, рисунка, гипотезы
  • Социализация – соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных
  • Афиширование – представления своих произведений  всей аудитории
  • Разрыв – кульминация творческого процесса: новое видение предмета
  • Рефлексия – самоанализ, обобщение чувств и ощущений

 

Урок-демарш

не эффектный

 

но эффективный

 

Предполагает ступени познания

догадка

       гипотеза

           теория

             знания

 

 

       ИНТЕРЕС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

doc
Додано
26 липня 2018
Переглядів
972
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку