Материал данной статьи предусматривает цель показать результативность использования различных видов и приёмов быстрого устного счёта для повышения познавательного интереса к изучению математики, что положительно повлияет на прохождение итоговой аттестации.
Материал данной статьи предусматривает цель показать результативность использования различных видов и приёмов быстрого устного счёта для повышения познавательного интереса к изучению математики, что положительно повлияет на прохождение итоговой аттестации. Устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений. Приёмы быстрого счёта могут быть использованы на практике, как учениками, так и преподавателями школ.
Некоторые секреты быстрого счёта
В какой бы области человеческая жизнь не стремилась к необходимому совершенствованию, неизменно то, что всюду в основании верных выводов должны лежать «счёт и мера», то есть число в той или иной форме.
Понятно, что в основании сознательной жизни человека лежит счет и мера. Ясно, что если вы хотите правильно судить об окружающем вас пространстве; знать, что такое время, то прежде всего вы должны усвоить счет и меру, а следовательно, научиться свободно обращаться с числом. Истинное развитие знания и сознательности может идти только рядом с развитием вашего понимания о счете, мере, порядке и числе.
Вот почему не стоит пренебрегать малейшим случаем, чтобы поупражняться в счете, мере, порядке и числе. Нельзя отделять арифметику, или математику вообще, от жизни. Нельзя этого делать, потому что человечество только тогда вступило на путь истинного знания, когда во все свои рассуждения ввело понятие о счете, мере и порядке, то есть понятие о числе. Необходимо учиться считать, мерить и вносить порядок в свою жизнь, начиная с первых ваших шагов. Все остальное человечеству дается легко. А учиться счету, порядку и мере удобно как в игре или забаве, так и в деле. Стоит только этого захотеть и к этому постоянно направлять свой ум, разбираясь во всяком окружающем нас явлении. Поэтому в своей работе я попыталась показать некоторые приемы и методы быстрого устного счета, основным условием выбора которых является простота, оригинальность и доступность для современных школьников.
Работа состоит из трёх частей; I.Учащимся начальной школы предложены следующие приёмы: 1-4классы:
Вычислить: а) 13 · 64 ; б) 24 · 17
а) произведение 13 · 64 не изменится, если первый множитель умножишь на 2, а второй разделишь на 2, т. е. 13 · 64 = 26 · 32 = 52 · 16 и так далее, пока не получим 832 · 1 = 832
б) 24 · 17 = 12 · 34 = 6 ·68 = 3 ·136 = 408
Лучше так: 24 · 17 = 24 · 16 + 24;
24 ·16 = 48 · 8 = 96 · 4 = 192 · 2 = 384 · 1 = 384, тогда 24 ·17 = 384 + 24 = 408
Вычислить устно ( с записью в строчку )
1) 34 · 48 + 18 · 2 + 23 · 24 = 34 · 2 · 24 + 9 · 2 · 12 + 23 · 24 =
68 · 24 + 23 · 24 + 9 · 24 = 24 · ( 68 + 23 + 9 ) = 24 · 100 = 2400
2) 195 · 6 = ( 200 – 5 ) · 6 = 1200 – 30 = 1170
3) 195 · 38 = ( 200 – 5 ) · 38 = 7600 – 380 : 2 = 7600 – 190 = 7410.
4) 42 · 99 = 42 · (100-1) = 4200 – 42 = 4158
5) 32 · 197 = 32 · (200-3) = 6400 – 96 = 6304
6) 63 + 29 = ( 63 – 1 ) + (29+1) = 62+30 = 92
7) 594 + 267 = (594 + 6) + (267 – 6) = 600 + 261 = 861
8) 158 – 82 = (150 +8) – (90 – 8) = 150 + 8 – 90 + 8 = 150 – 90 + 16 = 60 + 16 = 76
Умножение на 5 (50)
Чтобы умножить число на 5 ( 50 ), надо разделить его на 2 и умножить на 10 ( 100 ).
Примеры:
446 · 5 = 446 : 2 · 10 = 2230
638 · 5 = 638 : 2 · 10 = 3190
4672 · 50 = 4672 : 2 · 100 = 233600
832 · 50 = 832 : 2 · 100 = 41600
Умножение на 25 (250)
Чтобы умножить число на 25 ( 250 ), надо умножить его на 100 ( 1000 ) и разделить на 4.
88 · 25 = 8800 : 4 = 2200
248 · 25 = 24800 : 4 = 6200
1256 · 25 =125600 : 4 = 31400
24 · 280 = 24000 : 4 =6000
484 · 280 = 484000 : 4 = 121000
6404 · 250 = 6404000 : 4 = 1601000
Умножение на 9
254 · ( 10 – 1 ) = 254 · 10 – 254 · 1 = 2540 – 254 = 2286
38 478 · ( 10 – 1 ) = 38478 · 10 – 38478 · 1 = 384780 – 38478 = 346302
Таким образом, для умножения многозначного числа на 9 надо приписать к нему справа нуль и вычесть из результата множимое число.
Например: 254 · 9 = 2540 – 254 = 2286
38478 · 9 = 384780 – 38478 = 346302
Деление на 4, 8, 16
Чтобы разделить число на 4,8,16, удобнее несколько раз повторить деление на 2.
148 : 4 = 148 : 2 : 2 = 74 : 2 = 37
320 : 16 = 320 : 4 : 4 = 80 : 4 = 20
816 : 16 = 816 : 2 : 2 : 2 : 2
Деление на 5 ( 50 ), 25 ( 250 )
Эти приемы основываются на том, что:
а : 5 = а · 2 ;
10
а : 50 = а · 2 ;
100
а : 25 = а · 4 ;
100
а : 250 = а · 4 .
1000
Таким образом, чтобы разделить данное число на 5 (50) его надо умножить на 2 и разделить на 10 (100), а для того чтобы на 25 (250), его надо умножить на 4 и разделить на 100 (1000).
235 : 5 = 235 · 2 : 10 = 47
825 : 5 = 825 · 2 : 10 = 165
430 : 5 = 430 · 2 : 10 = 86
86020 : 5 = 86020 · 2 : 10 = 17204
1225 : 25 = 1225 · 4 : 100 = 4900 : 100 = 49
725 : 25 = 725 · 4 : 100 = 2900 : 100 = 29
562 : 250 = 562 · 4 : 1000 = 2248 : 1000 = 2,248
456 : 250 = 456 · 4 : 1000 = 1824 : 1000 = 1,824
Деление на 5, 50, 25
Чтобы быстро разделить число на 5, 50, 25; надо заметить: 50 = 5 · 10
25 = 5 · 5 = 50 : 2
675 : 25 = 675 : 5 : 5
1050 : 50 = 1050 : 10 : 5 = 105 : 5 = 21.
II. 5 – 9 классы
Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5
15 · 15 = 225 ( 1 умножаем на 2 и приписываем 25 )
75 · 75 = 5625 ( 7 умножаем на 8 и приписываем 25 )
9005 · 9005 = 81090025 ( 900 умножаем на 901 и приписываем 25 ).
Возведение в квадрат трехзначных чисел, оканчивающихся на 25
Для получения квадрата трехзначного числа ( например, 325 ):
125 · 125 = (625; 1 · 5 = 5; 0; 5625; 1 · 1 = 1; 1 + 0) = 15625
725 · 725 = (625; 7 · 5 = 35 ; 3; 5625; 7 · 7 = 49; 49 + 3 = 52) 525625
525 · 525 = (625; 5 · 5 = 25; 2; 5625; 5 · 5 = 25; 25 + 2 =27) 275625
625 · 625 = (625; 6 · 5 = 30; 3; 0625; 6 · 6 = 36; 36 + 3 = 39) 390625
225 · 225 = (625; 2 · 5 = 10; 1; 0625; 2 · 2 = 4 ; 4 + 1 = 5) 50625
Возведение в квадрат чисел 5 и 6 десятков
Чтобы возвести в квадрат число пятого десятка (41, 42, …. 49) надо к числу единице прибавить 15, затем к полученной сумме приписать квадрат дополнения числа единиц до 10 (если этот квадрат – однозначное число, то перед ним приписывается 0.
43 ² = (15+3) · 100 + 7²= 1849
46²= (15+6) · 100 + 4² = 2116
48²= (15+8) · 100 + 2² = 2304
49²= (15+9) · 100 + 1² =2401
Еще проще возвести в квадрат число шестого десятка ( 51, 52, … 59). Для этого надо к числу единиц прибавить 25 и к этой сумме приписать квадрат числа единиц.
54²= ( 25+4 ) · 100 + 4² = 2916
57²= ( 25+7 ) · 100 + 7² = 3249
59²= ( 25+9 ) · 100 + 9² = 3481
Умножение на 99, на 999
Умножение на 99, на 999 осуществляется тем же способом, что и на 9.
В этих случаях приписывают два, три нуля и вычитают множимое число.
324 · 99 = 32400 – 324 = 32076
546 · 999 = 546000 – 546 = 545454
Умножение на 111
1294 · 111 = 143 634
Чтобы найти это произведение, поступают так ( согласно приведенной записи ); слева от последней цифры множимого записывают последнюю цифру суммы его единиц и десятков ( 9 + 4, т. е. 3 ), затем последовательно приписывают суммы цифр, взятых по три: ( 2 + 9 + 4 ) + 1 ( от 13 ) = 16, т. е. 6; ( 1 + 2 + 9 ) + 1 ( от 16 ) = 13, т.е. 3; затем – сумму последних двух цифр ( 1 + 2 ) + 1 ( от 13 ) = 4; первую цифру множимого ( 1 ) приписывают слева к полученному результату.
241 · 111 = 26 751
52628 · 111 = 5 841 708
175 654 · 111 = 19 497 594
Мгновенное умножение
Можно облегчить вычислительную деятельность, прибегая к несложным алгебраическим преобразованиям.
988 · 988 = ( 988 + 12 ) ( 988 – 12 ) + 12² = 1000 · 976 + 144 = 976 144
a² = а² - b² + b² = ( а – b ) ( а + b ) + b²
Можно с успехом пользоваться этой формулой для устных выкладок:
27² = ( 27 – 3 ) ( 27 + 3 ) + 3² = 24 · 30 + 9 = 729
63² = ( 63 – 3 ) ( 63 + 3 ) + 3² = 60 · 66 + 9 = 3969
48² = ( 48 – 2 ) ( 48 + 2 ) + 2² = 46 · 50 + 4 = 2304.
Умножение на 50, 25 , 125.
17 · 50 = 17 · 100 : 2 50 = 100: 2
122 · 50 = 122 : 2 · 100 = 6100 25 = 100 : 4
28 · 25 = 28 : 4 · 100 = 700 125 = 1000 : 8
208 · 25 = 208 : 4 · 100 = 52 · 100 = 5200
192 · 125 = 192 : 8 · 1000 = 24 · 1000 = 24000
Быстрота и правильность
44 · 25 = 4 · 11 · 25 = 1100
33 · 5 = 11 · 3 · 5 = 15 · 11 = 165
45 · 4 = 45 · 2 · 2 = 180
25 · 8 = 25 · 4 · 2 = 200
Интересный способ умножения
1) 13 · 64 = 13 · 2 · 64 : 2 = 26 · 32 = 52 · 16 = 104 8 = 208 · 4 = 416 · 2 = 832
Прием умножения
2) 15 · 15 = 225 (1 · 2 и приписываем 25)
25 · 25 = 625 (2 · 3 -/-)
35 · 35 = 1225 (3 · 4 -/-)
45 · 45 = 2025 (4 · 5 -/-)
395 · 395 = 156025 695 · 695 = 483025
39 · 40 = 1560 69 · 70 = 4830
Умножение на 155 и 175
А · 155 = А · 100 + А · 50 + А · 5 = А · 100 + А : 2 · 100 + А : 4 · 100
А · 175 = А · 100 + А · 50 + А · 25 = А · 100 + А : 2 · 100 + А : 4 · 100
348 · 155 = 34800 + 348 : 2 · 100 + 348 : 2 · 10 = 34800 + 17400 + 1740 = 53940
84 · 175 = 8400 + 84 : 2 · 100 + 84 : 4 · 100 = 8400 + 4200 + 2100 = 14700.
Умножение двухзначных чисел, близких к 100
Пример 1. Вычислить 95 · 89 .
Решение: чтобы получить две последние цифры ответа ( единицы и десятки ), необходимо: 100 – 95 = 5; 100 – 89 = 11
И результаты перемножить: 5 · 11 = 55
Чтобы получить первые две цифры (тысячи и сотни), надо: 95 – 11 = 84
В результате имеем: 95 · 89 = 8455
Пример 2: Вычислить 93 · 87
Решение: 1) 100 – 93 = 7 2) 100 – 87 = 13
3) 7 · 13 = 91 – последние две цифры;
4) 93 – 13 = 80 – первые две цифры;
Таким образом, 93 · 87 = 8091.
Пример 3: Вычислить 98 · 87
Решение: 1) 100 – 98 = 2 2) 100 – 87 = 13
3) 2 · 13 = 26 – последние две цифры;
4) 98 – 13 = 85 – первые две цифры;
Таким образом, 98 · 87 = 8526.
Пример 4. вычислить 82 · 94
Признак делимости на 11
Число делится на 11, если разность суммы цифр, стоящих на нечетных местах, и сумма цифр, стоящих на четных местах, делятся на 11.
9 876 543 210 : 11, т.к. 97531 – 86420 = 11 111
15 - 20 = 5
Поменяем 8 и 5: 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
9 5 7 6 8 4 3 2 1 0
0 + 2 + 4 + 6 + 5 1 + 3 + 8 + 7 + 9
17 28
28 – 17 = 11
Если сумме цифр данного числа через одну равна сумме остальных цифр через одну или разность этих сумм делится на 11, то и данное число делится на 11.
Округление часто используется при устных вычислениях
Сначала выполняется округление до круглых чисел, действие производится над круглыми числами, а затем вносится поправка.
362 + 197 = 360 + 2 + 200 – 3 = 560 – 1 = 559
373 + 48; 558 – 82; 485 + 98
Секрет виртуозного извлечения корней
Секретом такого «искусства» овладеть нетрудно. Надо лишь знать таблицу степеней всех однозначных чисел и связь, существующую между последней цифрой основания степени и последней цифрой результата возведения в степень.
а) Для извлечения кубического корня:
Кубы чисел от 1 до 10
13 = 1 63 = 216
23 = 8 73 = 343
33 = 27 83 = 512
43 = 64 93 = 729
53 = 125 103 = 1000
Пример. Вычислить . Так как последняя цифра подкоренного числа 6, то и последняя цифра искомого числа 6. Отбрасывая последние три цифры заданного числа, получим 636; это число располагается в таблице кубов между кубами чисел 12 и 13. Меньшее из этих чисел (12) даёт первые две цифры искомого результата. Итак, = 86.
= 73, = 99.
Подмечаем свойство: все цифры, на которые могут оканчиваться кубы чисел, различны.
Последняя цифра куба числа совпадает с числом, возведённым в куб, для оснований степени 1, 4, 5, 6. 9 и равна разности числа 10 и числа, возведённого в куб, для остальных оснований: 2, 3. 7. 8.
б) Для извлечения корня пятой степени:
Пятые степени чисел от 1 до 10
15 = 1 65 = 7776
25 = 32 75 = 16807
35 = 243 85 = 32768
45 = 1024 95 = 59049
55 = 3125 105 = 100000
Подмечаем свойство: последняя цифра пятой степени числа совпадает с основанием степени.
Пример. Вычислить . Последняя цифра результата 5. Отбрасываем последние пять цифр, остаётся число 97, которое располагается между пятыми степенями чисел 2 и 3. Значит, = 25.
= 19, = 50, = 108
III. Факультативные занятия
Интересные свойства чисел
Рассмотрим ряд примеров умножения на 9 с любопытными результатами.
Присмотритесь к отдельным столбцам чисел и цифр.
1 · 9 =09 90 = 9 · 10
2 · 9 = 18 81 = 9 · 9
3 · 9 = 27 72 = 9 · 8
4 · 9 = 36 63 = 9 · 7
5 · 9 = 45 54 = 9 · 6
6 · 9 = 54 45 = 9 · 5
7 · 9 = 63 36 = 9 · 4
8 · 9 = 72 27 = 9 · 3
9 · 9 = 81 18 = 9 · 2
9 · 10 = 90 09 = 9 · 1
Еще любопытные закономерности
9² = 81
99² = 9801
999² = 998001
9999² = 99980 001
99999² = 9999 800 001
9 · 7 = 63
99 · 77 = 7623
999 · 777 = 776223
9999 ·7777 = 77762223 99999 · 77777 = 7777622223
Удивительные примеры.
12 345 679 · 9 = 1 111 111 111
12 345 679 · 18 = 2 222 222 222
12 345 679 · 27 = 3 333 333 333
12 345 679 · 36 = 4 444 444 444
12 345 679 · 45 = 5 555 555 555
12 345 679 · 54 = 6 666 666 666
12 345 679 · 63 = 7 777 777 777
12 345 679 · 72 = 8 888 888 888
12 345 679 · 81 = 9 999 999 999
Занимательное умножение.
2) а) 11 · 11 = 121
111 · 111 = 12321
1111 · 1111 = 1234321
11111 · 11111 = 123454321
111111 · 111111 = 12345654321
1111111 · 1111111 = 123567654321
11111111 · 11111111 = 12356787654321
111111111 · 111111111 = 12345678987654321
б) 1 · 9 + 2 = 11
12 · 9 + 3 = 111
123 · 9 + 4 = 1111
1234 · 9 + 5 = 11111
12345 · 9 + 6 = 111111
123456 · 9 + 7 = 1111111
1234567 · 9 + 8 = 11111111
12345678 · 9 + 9 = 111111111
в) 9 · 9 + 7 = 88
98 · 9 + 6 = 888
987 · 9 + 5 = 8888
9876 · 9 + 4 = 88888
98765 · 9 + 3 = 888888
987654 · 9 + 2 = 8888888
9876543 · 9 + 1 = 88888888
98765432 · 9 + 0 = 888888888
Любопытное свойство натуральных чисел:
13 + 23 + 23 + 43 = ( 1 + 2 + 2 + 4)2 = 81
13 + 23 + 23 + 33 + 43 + 63 = (1 + 2 + 2 + 3 + 4 + 6)2 = 324
Список используемой литературы.
1) Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П. Забавная арифметика. Москва «Наука» 1991г.
2) Борода Л.Я., Борисов А.М. Некоторые формы по привитию интереса к математике. //Математика в школе. 1990 – с.39-44
3) Бурлыга А.Я. Интересные приёмы устного счёта. //Н.Ш. 1985г. №5
4) Бурлакова Устный счёт на уроках математики. //Н.Ш. 1969 №10
5) Волошина М.И. Активизация познавательной деятельности школьников на уроках математики. //Н.Ш. 1992 №9 с15
6) Гебос А.И. Психология познавательной активности учащихся. Издательство “Штиинца” Кишинёв 1975г
7) Депман И.Я., Виленкин Н.Я.За страницами учебника математики.Москва«Просвещение» 1989г.
8) Зайцева О.П. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка //Н.Ш. 2001г. №1
9) Зимовец К.А., Пащенко В.А. Интересные приемы устных вычислений. //Н.Ш. 1990 №6 с.44-46
10) Зимина С.В. Как развивается интерес к математике? /Н.Ш. 1999 №8
11) Иванова Т. Устный счёт. //Н.ш.1999г. с.11-14
12) Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. Москва «Просвещение» 1986г.
13) Кузнецов Б.Н. Воспитание интереса к уроку математики в школе. Иркутск 1989г.
14) Куличкова О.П., Уланова К. Формирование вычислительных навыков в процессе игры. //Н.Ш. 1987 с31
15) Липатникова Н.Г. Роль устных упражнений на уроках математики. //Н.Ш. 1998 №2 с.34-38
16) Лэнгдон Н., Снейп Ч. С математикой в путь. Из – во «Педагогика» Москва 1987г.
17) Мишенева Т.С. Приемы организации устного счета. Из опыта. //Н.Ш. 1987№2 с30-32
18) Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. Москва «Просвещение» 1988г.
19) СЭМ Лойд Математическая мозаика Москва РИПОЛ 1995г.
20) Успенский В.А. Популярные лекции по математике. Машина поста. Москва «Наука» 1979г.
21) Фридман Л.М. Учись учиться математике. Москва «Просвещение» 1985г.
22) Шейнина О.С., Соловьёва Г.М. Занятия школьного кружка. Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2005г.
23) Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение 1979 - 167с.
24) Щукина Г.И. Пути формирования познавательных интересов учащихся на уроке в процессе сообщения новых знаний. “Учёные записи ЛГПИ им. Герцена”, том 106 55ч. «Просвещение» 1989г