Обобщающий урок в 6 классе по теме «Лексика и фразеология»

Про матеріал
Цель урока: - Повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика и фразеология» Задачи: - формировать умение применять полученные знания на практике - развивать творческое мышление, активность учащихся - совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся - привить любовь к слову, воспитывать бережное отношение к языку Тип урока: обобщающий урок в форме игры
Перегляд файлу

Щорсовская общеобразовательная школа

І-ІІІ ступеней

Генической районной рады

Херсонской области

 

Конспект урока по русскому языку в 6 классе

 

Тема урока: Обобщающий урок в 6 классе по теме «Лексика и фразеология»

                                                                                 Подготовила
                                                                                   Горовая Наталья Викторовна

                                                                             учитель русского языка

                                                                          Щорсовской общеобразовательной школы

                                                                               І-ІІІ ступеней

                                                                           Генической районной рады

                                                                               Херсонской области

 

 

 

Цель урока:

- Повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика и фразеология»

Задачи:

- формировать умение применять полученные знания на практике

- развивать творческое мышление, активность учащихся

-  совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся

- привить любовь к слову, воспитывать бережное отношение к  языку

Тип урока: обобщающий урок  в форме игры

                                     Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока:

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Урок – игра. Мы повторим изученный материал по теме

ІІІ.Вступительное слово учителя.

-Наш урок я хотела бы начать стихотворением (текст проецируется на экран)

Слово может согреть, окрылить и спасти,

Осчастливить и льды протаранить.

Слово может нам тысячи бед принести,

Оскорбить и безжалостно ранить.

А поэтому скажем сурово:

"Чтобы не было в жизни ненужных бед

Надо думать, ребята, над каждым словом,

Ибо слов невесомых на свете нет!"

                                         Э. Асадов


- О чём мы сегодня будем говорить? Какой раздел русского языка изучает слова?

- Правильно, «Лексика». И сегодня у нас урок повторения и закрепления по теме «Лексика и фразеология».

  Задание 1. « Теоретическая разминка»

1) Как называется раздел языкознания, изучающий лексическое значение, употребление  и происхождение слов? 

2) Как называется раздел русского  языка, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение фразеологизмов? 

3) Какие слова называются диалектными?

4) Какие слова называются профессиональными?        

5) Какие слова называются общеупотребительными?

6) Какие слова называются заимствованными?

7)Чем объяснить, что некоторые слова уходят из нашего употребления, как они называются?

8)Чем объяснить  появление новых слов, как они называются?

9)Какие сочетания слов называются фразеологизмами?

10) Какие слова называются историзмами, архаизмами?

 

Задание 2.

Эпиграфом нашего урока является стихотворение Н.Рыленкова (проецируется на экран). Прочитайте и подумайте, о каких словах идет речь?

На доброе слово не надо скупиться,

Сказать это слово, что дать напиться.

Со словом обидным нельзя торопиться,

Чтоб завтра себя самого не стыдиться.

Н. Рыленков

- Какое слово мы можем назвать добрым?

- А обидным?

- К чему нас призывает автор?

Задание 3. Учитель. Сила слова беспредельна. Вспомним пословицы о словах.

- Составьте пословицы, соединив стрелочкой нужные части. Как вы понимаете их смысл?

Сердечное слово вылетит- не поймаешь

Слово не воробей: молчание-золото

Доброе слово что орех без ядра

Слово- серебро до сердца доходит

Пустые слова- в беде поможет и в горе утешит

Задание 4.

Замените устаревшие слова синонимами:

брадобрей – парикмахер; очи – глаза; десница – рука; ланиты – щеки; выя – шея; чело – лоб; рамена – плечи; баталия – битва; уста – губы; глаголет – говорит; перст – палец.

Задание 5.

 Замените заимствованные слова русскими:

1) брошюра – небольшая книжечка                                        

2) финал – завершение, конец

1) инструкция – указание                                                                

2) антракт - перерыв                                                        

1) шоссе – дорога                                                                      

2) контролировать - проверять

1) агрессивный – враждебный                                 

2) анонс – предварительное объявление

1) аккомпанемент – музыкальное сопровождение             

2) директор – руководитель учреждения

1) колоссальный – очень большой, огромный (успех)        

2)стабильный – прочный, постоянный

Задание 6.  «Знатоки фразеологии»

а) Замените одним словом следующие фразеологизмы:

1.мозолить глаза – надоедать                                             

2. точить лясы – болтать

клевать носом – засыпать                                                

бить баклуши - бездельничать

намять бока – бить                                                      

держать язык за зубами - молчать

хоть глаз выколи – темно                                                   

яблоку негде  упасть – тесно

не в бровь, а в глаз – метко                                               

 с три короба – много

 

б) Подбери синонимы - фразеологизмы к данным фразеологизмам:

1)Кот наплакал – с гулькин нос, капля в море, раз-два и обчёлся.

2)Видимо - невидимо – с три короба, как собак нерезаных, конца – краю нет.

 

 

 

В)Ответить фразеологизмом. Как можно:

• Сильно краснеть? (До корней волос.)

• Крепко спать? (Как убитый, без задних ног.)

• быстро бежать? (Сломя голову.)

• Промокнуть? (До костей.)

• Хорошо знать? (Как свои пять пальцев.)

• Громко кричать? (Во все горло.)

Г ) «Лицедеи».

 Передайте значение фразеологизмов (карточки) с помощью предметов, жестов.

сесть в калошу                                                                       водить за нос

дело в шляпе                                                                          льёт как из ведра

намылить шею                                                                       связать руки

реветь в три ручья                                                                 лить крокодиловы слёзы


 

Задание 7. Посмотрим, как усвоили тему «Лексика и фразеология»( тестирование)

Ответьте на вопросы теста.

1.Какой раздел науки о русском языке изучает слова?

а) лексикология

б) фонетика

в) морфология

2.Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению:

а) синонимы

б) омонимы

в) антонимы

3.Слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой:

а) омонимы

б) жаргонизмы

в) синонимы

4.Слова, различные по звучанию и написанию, но очень близкие по лексическому значению:

б) омонимы

а) синонимы

в) антонимы

5.Слова, употребляемые жителями одной местности:

а) диалектизмы

б) антонимы

в) жаргонизмы

6.Слова, вышедшие из повседневного употребления:

а) омонимы

б) архаизмы

в) историзмы

Проверка тестов. Выставление оценок.

- Сегодня мы повторили основные понятия темы «Лексика и фразеология». Я думаю, что вы убедились, как важно не просто знать все эти понятия, но и уметь применять их на практике

- Скажите, для чего надо использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, слова в переносном значении? (чтобы сделать нашу речь красивой, образной, выразительной)

Ребята! Пополняйте свой словарный запас, узнавайте больше из истории слов, используйте всё словарное богатство русского языка и тогда в любой ситуации вы будете интересным собеседником и грамотным человеком.

Рефлексия.

Оцените наш урок.

На столах у вас лежат смайлики.

- Если вы хорошо усвоили материал и вам было интересно сегодня на уроке, то выберите улыбающийся смайлик.

- Если вам что-то осталось непонятно и особого интереса эта тема не вызвала – серьёзный смайлик.

- Если вы не поняли данную тему и вам было неинтересно на уроке – грустный смайлик.

Заключительное слово учителя:

Много слов на земле.

 Есть дневные слова, –

 В них весеннего неба сквозит синева.

 Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –

 С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

 Словом можно убить, словом можно спасти,

 Словом можно полки за собой повести.

 Словом можно продать, и предать, и купить,

 Слово можно в разящий свинец перелить.

 Но слова всем словам в языке у нас есть:

 Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

 Пусть разменной монетой не служат они, –

 Золотым эталоном их в сердце храни!

 И не делай их слугами в мелком быту –

 Береги изначальную их чистоту.

 

Домашнее задание на выбор учащихся:

.Написать небольшой рассказ с использованием фразеологизмов

 

 

Середня оцінка розробки
Структурованість
4.0
Оригінальність викладу
4.0
Відповідність темі
5.0
Загальна:
4.3
Всього відгуків: 1
Оцінки та відгуки
  1. Ірина Смірнова
    Загальна:
    4.3
    Структурованість
    4.0
    Оригінальність викладу
    4.0
    Відповідність темі
    5.0
doc
Додано
17 січня 2020
Переглядів
2513
Оцінка розробки
4.3 (1 відгук)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку