20 червня о 18:00Вебінар: Особливості організації навчальної діяльності учнів, що мають розлади аутистичного спектру

Основные методологические задачи, решаемые в процессе обучения лирики в 6 классе «Мир волшебных звуков, чувств и дум»

Про матеріал
Цель материала познакомить учащихся с личностью М.Ю. Лермонтов, почувствовать настроение стихотворения «Парус», осознать символическое значение образов в этом стихотворении; формирование образного видения, воспитание эстетического чувства
Перегляд файлу

Основные методологические задачи, решаемые в процессе обучения лирики в 6 классе «Мир волшебных звуков, чувств и дум»

 

Чтение лирического произведения требует особого эмоционального настроя.

Конечно, учащиеся 5-6 классов еще не могут полностью постичь сущность лирики. Однако необходимо уже в начале пути освоения этого рода литературы дать понять учащимся, что в стихотворении главное – это выражение состояния человека, его чувств, мыслей, переживаний. Стихотворение можно воспринимать по-разному, с меньшей или большей глубиной понимания. Поэтому важно научить учащегося увидеть в стихотворении глубину смысла и красоту звучания, чтобы лирический герой был понятен и близок ему. Эти требования определяют основную методическую задачу, которая решается в процессе изучения стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус» в 6 классе.

 

Цель: познакомить учащихся с личностью поэта, почувствовать настроение стихотворения «Парус», осознать символическое значение образов в этом стихотворении; формирование образного видения, воспитание эстетического чувства

Оборудование: портреты М.Ю.Лермонтова, репродукции картин М.Ю.Лермонтова.

Ход урока

1.                        Слово учителя.

2.                        Обращаемся к творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова, стихотворения которого вы знаете с детства.  

-          Какие произведения Лермонтова Вы знаете?

-          А знаете ли вы, что поэт Лермонтов оставил и другие произведения – живописные? Он был и талантливым художником.

Демонстрируем репродукции картин Лермонтова. 

Посмотрите на его автопортрет. Каким изобразил себя поэт? (Он в военной форме, на плечо наброшена лохматая бурка, фоном виднеются горы Кавказа. Но самое главное,

что обращает на себя внимание, - это лицо, печальное, напряженное, с тоской в глазах).

 Поэт прожил очень короткую, трагическую жизнь, но успел за эти немногие годы написать много прекрасных стихотворений, поэм и даже роман. Детство Лермонтова было омрачено ранней смертью матери, ссорой отца с бабушкой, разлукой с отцом. Детские годы будущий поэт провел в имении бабушки в Тарханах(Пензенская губерния). Бабушка очень любила его, заботилась о нем, дала хорошее         образование. Лермонтов     учился             в благородном пансионе при Московском университете, затем в университете, в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Его кумиром был Пушкин. Когда

Пушкин погиб, Лермонтов написал резкое, гневное, обвинительное стихотворение «На смерть поэта», за которое он был сослан на Кавказ. Хлопотами бабушки поэт через некоторое время возвращается – и снова ссылка на Кавказ, теперь уже за дуэль с французским посланником. На Кавказе в 1841 году на дуэли поэт погиб. 

3.      Доклады учащихся.

Послушаем, каким видели Лермонтова его современники. (Читают заранее подготовленные ученики по книге Полухина В.П. «Читаем, думаем, спорим…» стр.50-

54). 

4.      Чтение статьи учебника о Лермонтове.

- Какие штрихи к личности поэта добавляет эта статья? Какова история стихотворения «Парус»? («Парус» написан вскоре после переезда Лермонтова в Петербург: университет оставлен, он поступает в военную школу. Оставлено все, что поэт любил. Спокойной и безмятежной жизни не предвиделось). 

5.      Чтение и анализ стихотворения «Парус».

Учитель выразительно читает стихотворение «Парус». 

-                      Каким настроением проникнуто стихотворение? (В стихотворении чувствуется и тревога, и грусть, и сожаление, и неприкаянность, неопределенность, и надежда).

-                      Какое слово определяет настроение?  ( Настроение определяется в первой же строке. Эпитет «одинокий» стоит на необычном месте, выделяется в поэтической строке, на него приходится смысловой акцент. Это слово и задает настрой всему стихотворению).  Пояснение учителя:  

Слова в художественном поэтическом тексте могут изменять свое обычное положение, подчиняться стихотворному ритму и поэтому преображаться, становиться поэтическими. Необычный порядок слов в предложении называется инверсией. Она помогает выделить наиболее значимые слова  и передать настроение. 

Посмотрим, на какие еще слова нацеливает наше внимание поэт, где действует инверсия. («В тумане моря голубом», «Что ищет он в стране далекой?», «Что кинул он в краю родном?» – здесь акцентированные эпитеты противопоставляются).

Лермонтов рисует словами, стихами картину моря, вызывает эту картину в нашем воображении. 

-                      Как представляете море вы?

-                      Какие картины, образы возникают перед глазами?

-                      Какие произведения литературы, живописи, киноискусства помогли составить представление о море? 

Каждый видит эту картину по-своему, даже если никогда на море не был. Море волнует человека безбрежным, величественным простором , необъятностью,  изменчивостью состояния, цвета. Красота моря, его стихийная сила всегда поражает. Картины моря настраивают на возвышенный лад, рядом с морем мелкие проблемы и суетные дела отступают, меркнут. 

-                      Как вы представляете себе то, что услышали в стихотворении?

 

Посмотрим, как сам поэт изобразил картину уже не стихами, а акварелью. Рассмотрим иллюстрацию. Стихотворение рисует яркую картину: белый парус, голубой туман моря, игра лазурных волн, золотые лучи солнца, свист ветра – складывается ощущение движения, красоты, стремительности, порыва. 

-                      Есть ли такое ощущение в акварели Лермонтова? (Пожалуй, нет. Возможно, дело в качестве репродукции. Картина стихотворения трогает, волнует больше). 

-                      Почему назван мятежным парус? (Спокойная жизнь не для него. Он жаждет чегото другого, может, и сам не знает, чего именно. Не цель конечная ему важна, а движение, буря, непокой, ощущение жизни. Конечно, это стихотворение рассказывает не только о море, о мятежном парусе, его стремлениях, но и о человеке – гордом, одиноком, мятежном, о таком человеке, каким был сам поэт). 

Прочитаем стихотворение еще раз. 

-                      Изменилось ли первое впечатление от стихотворения? (Стихотворение оставляет впечатление возможности, осуществимости гармонии, казалось бы, недостижимой. Оно возникает из необычайной мелодичности стиха, из симметрии и красоты композиции). 

 

Домашнее задание: Самостоятельно прочитать стихотворение «Утес». Нарисовать его цветовую гамму: гамму настроения, чувств. Гамму можно выполнить в форме разноцветных секторов круга, эллипса и т.д. 

pdf
Додано
8 квітня
Переглядів
45
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку