отметить богатство лирического содержания и национальный колорит стихотворений поэта; раскрыть своеобразие художественных приемов в поэзии Есенина и их связь с народным поэтическим

Про матеріал
отметить богатство лирического содержания и национальный колорит стихотворений поэта; раскрыть своеобразие художественных приемов в поэзии Есенина и их связь с народным поэтическим творчеством; выделить гуманный пафос его поэзии, народные корни мироощущения и творчества, глубину чувства и предельную искренность; обогатить понятие о поэтических средствах художественной выразительности; воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся.
Перегляд файлу

 

 

 

 

C:\Users\Владелец\Desktop\images (2).jpg

 

 

 

С.А. Есенин.

«Предельная искренность и лиризм стихов. Народно-песенная основа лирики поэта»

 

Тема: « С.А. Есенин. Предельная искренность и лиризм стихов. Народно-песенная основа лирики поэта.»

 

Цели: отметить богатство лирического содержания и национальный колорит стихотворений поэта; раскрыть своеобразие художественных приемов в поэзии Есенина и их связь с народным поэтическим творчеством; выделить гуманный пафос его поэзии, народные корни мироощущения и творчества, глубину чувства и предельную искренность; обогатить понятие о поэтических средствах художественной выразительности; воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся.

 

Оборудование: портрет С.А.Есенина, тексты стихотворений, иллюстрации к стихотворениям, аудиозаписи романсов, мультимедийная доска.

 

Опережающее задание по группам:

  1. Проанализировать одно-два стихотворения с образом цвета из предложенного перечня: «Гой ты, Русь моя родная…». «Черная, потом пропахшая выть!...», « Не бродить не мять в кустах багряных…», «Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха…», «Разбуди меня завтра рано…», «Сойди, явись нам, красный конь» (« Пантократор»), « О красном вечере задумалась дорога…», «Осень» («Тихо в чаще можжевеля по обрыву»), « Вот оно, глупое счастье…», «Закружилась листва золотая…», «По-осеннему кычет сова…», «Заметался пожар голубой…», « Мне грустно на тебя смотреть…», «Я покинул родимый дом…», « Я последний поэт деревни…», «Снежная равнина. Белая луна…» (каждому участнику группы.)
  2. Проанализировать одно-два стихотворения с образом дерева и подумать, как они связаны с образом лирического героя из предложенного перечня: «Зеленая прическа…», «Я покинул родимый дом…», «Хорошо под осеннюю свежесть…», «По-осеннему кычет сова…», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…», «Ты запой мне ту песню, что прежде…», «Этой грусти теперь не рассыпать…», «Певущий зов…».
  3. Найти общие мотивы в стихотворениях «Отговорила роща золотая…» и « Русь советская…» (индивидуальная работа).
  4. Подготовить стихи современных поэтов, посвященные С.А.Есенину.

 

Самое драгоценное в нем – образ родной природы,

весной, среднерусской, рязанской,

переданной с ошеломляющей свежестью,

как она давалась ему в детстве.

Б.Л.Пастернак

Ход урока

І. Вступительное слово учителя.

Сергей Александрович Есенин = талантливейший поэт земли русской. Его творчество неотделимо от духовной жизни страны, ее богатой национальными традициями песенной культуры. В чем же секрет столь огромной популярности этого автора? Он – в особом характере его природного таланта, с поразительной естественностью соединившего в себе высокую поэзию и живую действительность, фольклорно-песенное начало и глубокую индивидуальность.

Одна из главнейших, определяющих черт поэзии С.А.Есенина – полное слияние с народной жизнью. Родная земля дала ему большее – народный взгляд на жизнь, народную мудрость, те представления о добре и зле, о правде и кривде, о счастье и несчастье, которые вырабатывались народом столетиями.

 

ІІ. Работа над темой урока

 

  1. Выступление первой группы.

а) Анализ стихотворений.

б) Изложение основных мыслей этого коллективного выступления.

Есенинская лирика чрезвычайно живописна, картины природы нарисованы чистыми, яркими, контрастными тонами. С синим непременно сочетается золотой, ярко красное пятно выделяется на зеленом. Вот характерная картина:  «Сквозь синь стекла желтоволосый отрок лучит глаза на галочью игру». Но цвет не только живописен, с каждым цветом связан определенный смысл: зеленый цвет лугов и рощ передает чувство слияния с природой, говорит о радости растворения в гармонии мира: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных».

Синий цвет – цвет родной Оки, неба, глаз. Это цвет Родины, где и поле голубое, и вечер синий. И сама Родина – голубая Русь, и мать-осина голубая, и даже возрождение чувств в потухшем сердце – «пожар голубой».

Алый, малиновый, розовый близки голубому: Русь – малиновое поле, тоскует о «розовом небе», осины «загляделись в розовую водь»; с этим цветом связано ощущение светлой радости первого чувства, юности, свежести и одновременно грусти и кратковременности этого счастья.

Особенно богаты у Есенина цвета желтый и красный. Это цвета осени, они появляются в стихах, где поэт размышляет о неизбежности смены старого новым, о краткости и величии жизни. Поэтому, с одной стороны, «златая Русь», «Земля моя златая! Осенний светлый храм», с другой – «Догорит золотистым пламенем из телесного воска свеча», увяданья золото, «Куст волос золотистый вянет». С одной стороны, «Сойди, явись нам, красный конь», с другой – «Головой размозжась о плетень, пролилась кровью ягод рябина». В есеневской любви к Родине есть «грусти ивовая ржавь».

Красный, багряный говорят о близости конца: « Знать, только ивовая медь нам в сентябре с тобой осталась».

Белый и черный связаны с мыслью о смерти, о невозвратности прошлого: «Отцвела моя белая липа», « белых яблонь дым».

 

  1. Выступление второй группы.

        а) Анализ стихотворений.

       б) Изложение основных мыслей этого коллективного выступления.

Выполняя задание, мы увидели, что у каждого дерева в стихах Есенина есть индивидуальный облик: девушки-березки, двойник героя – клен. В заключительной части стихотворения «Певущий зов» выражена мысль о гармонии человека и природы, о всеобщем братстве людей: «Все мы яблони и вишни голубого сада».

 

  1. Слово учителя.

И образ цвета, и образ дерева связаны с глубинными основами мироощущения Есенина, коренящегося в фольклорной почве. В них выразились древние крестьянские представления о единстве бытия, о том, что и растения, и животные, и их старший брат человек – дети единой матери-природы, символом которой является дерево.

Это видно в народном орнаменте, в вышивках, где дерево похоже на человека, в деревянной резьбе, где переплетаются все виды растений, в травяном узоре росписей Покровского собора в Москве, в белокаменной резьбе Дмитриевского собора во Владимире, где изображены под раскидистым деревом царь Давид, играющий на музыкальном инструменте, и вокруг ласково улыбающиеся львы с цветком на кончике хвоста и лебеди, шеи которых переплелись, как растения. В этих образах выразилась вековая мечта народа о гармонии человека и природы.

 

C:\Users\Владелец\Desktop\v1.jpg           C:\Users\Владелец\Desktop\скачанные файлы.jpg          C:\Users\Владелец\Desktop\image006.jpg

 

Есенинские цвета тоже связаны с народным творчеством, это цвета народных вышивок и росписей, древнерусской иконописи, где они несут определенный эмоциональный и символический смысл: красный – цвет земного, плотского начала, голубой – духовного, божественного, золотой – цвет смерти и бессмертия, торжественности и величия.

 

  1. Звучит аудиозапись романса «Отговорила роща золотая…» на стихи С.А.Есенина.

 

 

C:\Users\Владелец\Desktop\113706.jpg

 

  1. Аналитическая беседа (непременное условие – наличие текста на каждой парте)

 

- Теперь мы постараемся вникнуть в художественное содержание стихотворения. Обратите внимание на первую строку. Вы уже знаете, что в любом стихотворении первая строка сразу настраивает на определенный лад Какие особенности вы здесь заметили?

(Образ рощи. Деревья – это сам поэт, тем более что здесь роща отговорила, как человек.

Цвет: роща золотая, это цвет увядания, но торжественного, царственного, ведь не желтая, а золотая.

Инверсия. Прямой порядок слов был бы менее поэтическим )

 

- Мы уже с первых слов почувствовали, что это не просто роща, а лирическое раскрытие состояния самого поэта. Этому служат и образ рощи, и олицетворение, и эмоционально окрашенный цвет, и поэтизация речи с помощью инверсии. Слова-антонимы веселым и печально прямо выражают эмоцию. А все стихотворение веселое или печальное? Конечно, печальное, о веселом только воспоминание. Но разве это прошлое исчезло? Так что оба слова, при всей их противоположности, служат эмоциональным ключом к стихотворению.

Перечитайте вторую строфу. Какие вы здесь выделите ключевые образы? Вспомните другие стихи Есенина, где они встречаются.

( Образ дома. Дом – это родина, воспоминание о детстве, матери, это то, что человек покидает и потом грустит. Можно вспомнить многие стихотворения Есенина, где есть образ дома. «Низкий дом с голубыми ставнями…» - там тоже дом, куда стремится поэт. И там есть слова: «Полюбил я седых журавлей с их курлыканьем в тощие дали». И общее настроение стихотворений похоже.

«Письмо матери», там мать грустит о сыне, покинувшем дом.

Образ странника часто встречается у Есенина. «Дух бродяжий» в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу…». Есть еще: «Брошу все. Отпущу себе бороду и бродягой пойду по Руси», только не помню из какого стихотворения.)

 

- Это стихотворение начинается строкой «Не ругайтесь. Такое дело…». А помните это: « Не вернусь я в отчий дом, вечно странствующий странник. Об ушедшим над прудом пусть тоскует конопляник»? Видите образы второй строфы проходят через многие стихи Есенина. Здесь выражены его мысли о жизни, о судьбе человека на земле. Какие же это мысли?

(О краткости жизни. Человек – только странник в мире.

Но и жалеть его не надо: так должно быть: это закон жизни.

Дом – это что-то прочное, человек уходит, а дом остается. А жизнь - дорога, человек – путник.

Конопляник грустит об ушедшем, человек и природа едины, как мать грустит о сыне, так же и природа: пруд, месяц.)

 

- Вы верно уловили самое главное. Здесь речь идет о гармонии мира, о его красоте. Несмотря на краткость жизни, поэт любит жизнь и Родину, остро чувствует красоту природы. Кстати, ощущение гармонии возникает не только из того, что здесь прямо говорится о взаимосвязи и природы, но и из того, как нарисована картина. Образы составляют единство противоположностей. Голубой пруд и широкий месяц над ним – картина спокойная, уравновешенная, взгляд наш охватывает низ верх, горизонталь и вертикаль, получается нечто симметричное, устойчивое. И цвет здесь контрастный – голубой и золотой, красивый и яркий. Это создает впечатление прочного, незыблемого, вечного. А рядом – динамика: образ странника, мгновения, дороги, времени. И все это вместе прекрасно.

Теперь посмотрите, как нарисованы в третей и четвертой строфах прошлое и настоящее, какие образы помогают их представить, какую роль играет цвет?

(Прошлое и настоящее противопоставлены друг другу. О прошлом сказано: «души сиреневую цветь». Сирень – весенние цветы, и душа в юности цветет, как сирень.

Прошлое – зеленая, светлая, веселая березовая роща. Настоящее – голая равнина, одиночество, печальные журавли. Настоящее – окрашено в золотой и красный – цвета увядания. Они создают тревожное настроение, напоминают о страдании. Кисти рябины горят, как костер.)

 

- А каково отношение поэта к прошлому и настоящему? Вот он несколько раз повторяет: «Не жаль». Ему в самом деле не жаль прошлого? Вы чувствуете, что все стихотворение наполнено острейшей жалостью, тоской по уходящей жизни. Почему же возникает такое чувство, ведь слова повторяют: «Не жаль»? А помните: «Не жалею, не зову, не плачу…», а там тоже чувство возникает вопреки смыслу слов.

(Наверное, потому, что когда человек говорит спокойно, трагедия еще сильнее чувствуется.)

 

- Но разве здесь тон спокойный? Как раз тон и говорит нам: не верьте словам! Слова говорят: «Не жаль», а вся музыка стиха, контрасты образов, цвета передают тоску и сожаление. Посмотрим, какое значение имеет стих. Определите размер стиха. Мы уже видели, что трагизм нарастает от первой к четвертой строфе. Сравните их звучание. Сколько реальных ударений в строке, есть ли цезура (постоянная пауза, в пятистопном ямбе ее место после четвертого слога), как соотносятся паузы синтаксические и стиховые?

(В первой строфе нет цезуры, а в четвертой есть. В первой строфе три ударения в строке, а в четвертой четыре. Поэтому первая строфа звучит более плавно, а четвертая напряженно.

В первой строфе фразы занимают по две строки, а в четвертой каждая строка – отдельное предложение.)

 

- Все наблюдения верны. Каждая новая строка в четвертой строфе произносится с большим напряжением, чем предыдущая. Это усиливает трагизм, который выражен смыслом слов. В первой же строфе чувство скорее элегическое, трагизм усиливается постепенно, и кульминация его – в четвертой и в начале пятой строфы. Последняя строчка третей строфы кончается словами «не жаль», а в четвертой обе первые строки начинаются с этих слов. Поэт как бы заклинает себя вопреки своему чувству, не дает ему овладеть собой. Строка «Не жаль мне лет, растраченных напрасно» и синтаксически, и цезурой делится на две половины. Сравните их значение и звучание.

(Эти части контрастны по значению. Вторая отрицает то, что сказано в первой. Раз напрасно, значит уже жаль. И звучат они по-разному, во второй половине преобладает звук р, его не было в первой половине.)

 

- Контраст звуков и усиливает контраст слов, их смысла. Звук р вообще сконцентрирован в этом месте, он связан с красным пятном: «горит костер рябины красной – согреть – не обгорят рябиновые», что помогает выделить эти слова на фоне остальных и усилить ощущение контраста. Все эти наблюдения помогают понять, что смысл стихотворения составляют  не только значение слов, образы. Стих в единстве со звучащим словом составляет самую душу произведения. Неповторимая есенинская музыка стиха – это и есть суть стихотворения. В ней необычная простота, естественность, лёгкость.

      После этих строк чувство несколько затухает, наступает грустное примирение. Ведь уход из жизни – это закон природы, общий и для дерева, и для человека. «Дерево роняет тихо листья», и поэт уже не кричит в тоске, а роняет «грустные слова». Листья дерева и слова поэта соединяются в один метафорический образ, ветер-время может сгрести слова в ненужный ком, как осенние листья. Такого рода раздумья есть и в других стихах Есенина, например «Спит ковыль. Равнина дорогая», «Русь советская».

В конце стихотворения вновь возникает образ замолкшей рощи. Эта рама , в которую заключено многоцветное чувство, придает стихотворению композиционную завершенность, помогает создать катарсис (нравственное очищение в результате душевного потрясения или перенесённого страдания), Без которого немыслимо художественное произведение. Поэт утверждает величие жизни на земле, говорит о непреходящей ценности прекрасного прошлого, которое продолжает жить в душе в самые трагические моменты. Прошлое и настоящее освещают друг друга: на юности лежит отблеск печального настоящего, а нынешнее состояние вобрало в себя красоту «юности веселой». Главной мыслью стихотворение перекликается со многими другими стихами Есенина ( «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…»), где мысль о смерти оборачивается утверждением жизни, осознание краткости жизни заставляет ценить человека и землю, на которой он живет. Эти стихи говорят о вечном, общечеловеческом, они чрезвычайно созвучны осознанию человека нашей эпохи.

 

  1. Выступление учащегося с индивидуальным заданием.

 

( Общие мотивы в стихотворениях, показывает сходные образы: дом, странник, прошлое и настоящее, чувство одиночества, мысль о ненужности слов поэта, принятие нового, несмотря на личную трагедию. Это говорит о единстве лирического героя, его эстетического идеала. Одна и та же любовь к земле, Родине, природе, человеку движет Есениным, когда он размышляет о судьбах родной земли и о судьбе отдельного человека. Одна и та же русская душа проявилась в его лирике. Но есть и существенное различие. В «Руси советской» поэт наблюдает конкретные примеры нового в деревне. В стихотворении «Отговорила роща золотая…» его размышления приобретают общественно-философский характер, но это мысли и чувства русского поэта, утверждающего высокую ценность народно-национального взгляда на жизнь – народной философии, поэзии, нравственности. здесь видна глубинная связь народности, национального и общечеловеческого жизни народа на определенном историческом этапе и бытия. Стихи раскрывают мироощущение русского человека переломной эпохи, в нем главное обращено к будущему.

 

  1. Заключительное слово учителя.

 

Подводя итоги анализа, хочу сказать, в чем сила этого стихотворения, почему оно так «берет за душу». В нем предельная искренность, обнаженность души лирического героя, о его бесстрашном суде над собой, стихи написаны кровью сердца. Чего стоит, например, горькое признание о растраченных годах или о словах – ненужном коме листьев! И эта открытость находит отклик в душе читателя. Как сказал Есенин:

 

Быть поэтом – это значит то же,

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души.

 

Это свойство, которым обладают подлинно великие поэты. Это и подвиг пушкинского пророка, и лермонтовская ответственность за судьбу своего поколения, и некрасовская «кнутом нессеченная муза», и самоотверженность В. Маяковского. А другой великий лирик, А. Твардовский, так сказал о деле поэта (учитель читает стихотворение «К обидам горьким собственной персоны»). Хорошо написал о Есенине Е. Винокуров: «По силе открытости, непосредственности, обнаженности нет, на мой взгляд, равного ему». Вот этой искренностью, непосредственностью выражения самого сокровенного, волнующего каждого человека, Есенин жив и в наше время, воздействует на современную поэзию.

 

  1. Чтение стихотворений современных поэтов, посвященных

С. А. Есенину.

(Н.Рыленков «Поэт», Н. Рубцов «Сергей Есенин», И. Шкляревский «Когда на берегу Днепра…», «Еще железо не завыло…», « А он глатал табачный дым…»)

 

  1. Домашнее задание: подготовиться к написанию сочинения-рассуждения на одну из предложенных тем:

 « Тема любви к Родине, природе родного края в лирике С. Есенина»,

 « Тема сострадания и милосердия ко всему сущему в лирике С. Есенина»,

 « Основные темы цикла «Персидские мотивы».

 

 

 

 

C:\Users\Владелец\Desktop\images (1).jpg

 

docx
Додано
28 лютого 2020
Переглядів
619
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку