С.А. Есенин.
«Предельная искренность и лиризм стихов. Народно-песенная основа лирики поэта»
Тема: « С.А. Есенин. Предельная искренность и лиризм стихов. Народно-песенная основа лирики поэта.»
Цели: отметить богатство лирического содержания и национальный колорит стихотворений поэта; раскрыть своеобразие художественных приемов в поэзии Есенина и их связь с народным поэтическим творчеством; выделить гуманный пафос его поэзии, народные корни мироощущения и творчества, глубину чувства и предельную искренность; обогатить понятие о поэтических средствах художественной выразительности; воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся.
Оборудование: портрет С.А.Есенина, тексты стихотворений, иллюстрации к стихотворениям, аудиозаписи романсов, мультимедийная доска.
Опережающее задание по группам:
Самое драгоценное в нем – образ родной природы,
весной, среднерусской, рязанской,
переданной с ошеломляющей свежестью,
как она давалась ему в детстве.
Б.Л.Пастернак
Ход урока
І. Вступительное слово учителя.
Сергей Александрович Есенин = талантливейший поэт земли русской. Его творчество неотделимо от духовной жизни страны, ее богатой национальными традициями песенной культуры. В чем же секрет столь огромной популярности этого автора? Он – в особом характере его природного таланта, с поразительной естественностью соединившего в себе высокую поэзию и живую действительность, фольклорно-песенное начало и глубокую индивидуальность.
Одна из главнейших, определяющих черт поэзии С.А.Есенина – полное слияние с народной жизнью. Родная земля дала ему большее – народный взгляд на жизнь, народную мудрость, те представления о добре и зле, о правде и кривде, о счастье и несчастье, которые вырабатывались народом столетиями.
ІІ. Работа над темой урока
а) Анализ стихотворений.
б) Изложение основных мыслей этого коллективного выступления.
Есенинская лирика чрезвычайно живописна, картины природы нарисованы чистыми, яркими, контрастными тонами. С синим непременно сочетается золотой, ярко красное пятно выделяется на зеленом. Вот характерная картина: «Сквозь синь стекла желтоволосый отрок лучит глаза на галочью игру». Но цвет не только живописен, с каждым цветом связан определенный смысл: зеленый цвет лугов и рощ передает чувство слияния с природой, говорит о радости растворения в гармонии мира: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных».
Синий цвет – цвет родной Оки, неба, глаз. Это цвет Родины, где и поле голубое, и вечер синий. И сама Родина – голубая Русь, и мать-осина голубая, и даже возрождение чувств в потухшем сердце – «пожар голубой».
Алый, малиновый, розовый близки голубому: Русь – малиновое поле, тоскует о «розовом небе», осины «загляделись в розовую водь»; с этим цветом связано ощущение светлой радости первого чувства, юности, свежести и одновременно грусти и кратковременности этого счастья.
Особенно богаты у Есенина цвета желтый и красный. Это цвета осени, они появляются в стихах, где поэт размышляет о неизбежности смены старого новым, о краткости и величии жизни. Поэтому, с одной стороны, «златая Русь», «Земля моя златая! Осенний светлый храм», с другой – «Догорит золотистым пламенем из телесного воска свеча», увяданья золото, «Куст волос золотистый вянет». С одной стороны, «Сойди, явись нам, красный конь», с другой – «Головой размозжась о плетень, пролилась кровью ягод рябина». В есеневской любви к Родине есть «грусти ивовая ржавь».
Красный, багряный говорят о близости конца: « Знать, только ивовая медь нам в сентябре с тобой осталась».
Белый и черный связаны с мыслью о смерти, о невозвратности прошлого: «Отцвела моя белая липа», « белых яблонь дым».
а) Анализ стихотворений.
б) Изложение основных мыслей этого коллективного выступления.
Выполняя задание, мы увидели, что у каждого дерева в стихах Есенина есть индивидуальный облик: девушки-березки, двойник героя – клен. В заключительной части стихотворения «Певущий зов» выражена мысль о гармонии человека и природы, о всеобщем братстве людей: «Все мы яблони и вишни голубого сада».
И образ цвета, и образ дерева связаны с глубинными основами мироощущения Есенина, коренящегося в фольклорной почве. В них выразились древние крестьянские представления о единстве бытия, о том, что и растения, и животные, и их старший брат человек – дети единой матери-природы, символом которой является дерево.
Это видно в народном орнаменте, в вышивках, где дерево похоже на человека, в деревянной резьбе, где переплетаются все виды растений, в травяном узоре росписей Покровского собора в Москве, в белокаменной резьбе Дмитриевского собора во Владимире, где изображены под раскидистым деревом царь Давид, играющий на музыкальном инструменте, и вокруг ласково улыбающиеся львы с цветком на кончике хвоста и лебеди, шеи которых переплелись, как растения. В этих образах выразилась вековая мечта народа о гармонии человека и природы.
Есенинские цвета тоже связаны с народным творчеством, это цвета народных вышивок и росписей, древнерусской иконописи, где они несут определенный эмоциональный и символический смысл: красный – цвет земного, плотского начала, голубой – духовного, божественного, золотой – цвет смерти и бессмертия, торжественности и величия.
- Теперь мы постараемся вникнуть в художественное содержание стихотворения. Обратите внимание на первую строку. Вы уже знаете, что в любом стихотворении первая строка сразу настраивает на определенный лад Какие особенности вы здесь заметили?
(Образ рощи. Деревья – это сам поэт, тем более что здесь роща отговорила, как человек.
Цвет: роща золотая, это цвет увядания, но торжественного, царственного, ведь не желтая, а золотая.
Инверсия. Прямой порядок слов был бы менее поэтическим )
- Мы уже с первых слов почувствовали, что это не просто роща, а лирическое раскрытие состояния самого поэта. Этому служат и образ рощи, и олицетворение, и эмоционально окрашенный цвет, и поэтизация речи с помощью инверсии. Слова-антонимы веселым и печально прямо выражают эмоцию. А все стихотворение веселое или печальное? Конечно, печальное, о веселом только воспоминание. Но разве это прошлое исчезло? Так что оба слова, при всей их противоположности, служат эмоциональным ключом к стихотворению.
Перечитайте вторую строфу. Какие вы здесь выделите ключевые образы? Вспомните другие стихи Есенина, где они встречаются.
( Образ дома. Дом – это родина, воспоминание о детстве, матери, это то, что человек покидает и потом грустит. Можно вспомнить многие стихотворения Есенина, где есть образ дома. «Низкий дом с голубыми ставнями…» - там тоже дом, куда стремится поэт. И там есть слова: «Полюбил я седых журавлей с их курлыканьем в тощие дали». И общее настроение стихотворений похоже.
«Письмо матери», там мать грустит о сыне, покинувшем дом.
Образ странника часто встречается у Есенина. «Дух бродяжий» в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу…». Есть еще: «Брошу все. Отпущу себе бороду и бродягой пойду по Руси», только не помню из какого стихотворения.)
- Это стихотворение начинается строкой «Не ругайтесь. Такое дело…». А помните это: « Не вернусь я в отчий дом, вечно странствующий странник. Об ушедшим над прудом пусть тоскует конопляник»? Видите образы второй строфы проходят через многие стихи Есенина. Здесь выражены его мысли о жизни, о судьбе человека на земле. Какие же это мысли?
(О краткости жизни. Человек – только странник в мире.
Но и жалеть его не надо: так должно быть: это закон жизни.
Дом – это что-то прочное, человек уходит, а дом остается. А жизнь - дорога, человек – путник.
Конопляник грустит об ушедшем, человек и природа едины, как мать грустит о сыне, так же и природа: пруд, месяц.)
- Вы верно уловили самое главное. Здесь речь идет о гармонии мира, о его красоте. Несмотря на краткость жизни, поэт любит жизнь и Родину, остро чувствует красоту природы. Кстати, ощущение гармонии возникает не только из того, что здесь прямо говорится о взаимосвязи и природы, но и из того, как нарисована картина. Образы составляют единство противоположностей. Голубой пруд и широкий месяц над ним – картина спокойная, уравновешенная, взгляд наш охватывает низ верх, горизонталь и вертикаль, получается нечто симметричное, устойчивое. И цвет здесь контрастный – голубой и золотой, красивый и яркий. Это создает впечатление прочного, незыблемого, вечного. А рядом – динамика: образ странника, мгновения, дороги, времени. И все это вместе прекрасно.
Теперь посмотрите, как нарисованы в третей и четвертой строфах прошлое и настоящее, какие образы помогают их представить, какую роль играет цвет?
(Прошлое и настоящее противопоставлены друг другу. О прошлом сказано: «души сиреневую цветь». Сирень – весенние цветы, и душа в юности цветет, как сирень.
Прошлое – зеленая, светлая, веселая березовая роща. Настоящее – голая равнина, одиночество, печальные журавли. Настоящее – окрашено в золотой и красный – цвета увядания. Они создают тревожное настроение, напоминают о страдании. Кисти рябины горят, как костер.)
- А каково отношение поэта к прошлому и настоящему? Вот он несколько раз повторяет: «Не жаль». Ему в самом деле не жаль прошлого? Вы чувствуете, что все стихотворение наполнено острейшей жалостью, тоской по уходящей жизни. Почему же возникает такое чувство, ведь слова повторяют: «Не жаль»? А помните: «Не жалею, не зову, не плачу…», а там тоже чувство возникает вопреки смыслу слов.
(Наверное, потому, что когда человек говорит спокойно, трагедия еще сильнее чувствуется.)
- Но разве здесь тон спокойный? Как раз тон и говорит нам: не верьте словам! Слова говорят: «Не жаль», а вся музыка стиха, контрасты образов, цвета передают тоску и сожаление. Посмотрим, какое значение имеет стих. Определите размер стиха. Мы уже видели, что трагизм нарастает от первой к четвертой строфе. Сравните их звучание. Сколько реальных ударений в строке, есть ли цезура (постоянная пауза, в пятистопном ямбе ее место после четвертого слога), как соотносятся паузы синтаксические и стиховые?
(В первой строфе нет цезуры, а в четвертой есть. В первой строфе три ударения в строке, а в четвертой четыре. Поэтому первая строфа звучит более плавно, а четвертая напряженно.
В первой строфе фразы занимают по две строки, а в четвертой каждая строка – отдельное предложение.)
- Все наблюдения верны. Каждая новая строка в четвертой строфе произносится с большим напряжением, чем предыдущая. Это усиливает трагизм, который выражен смыслом слов. В первой же строфе чувство скорее элегическое, трагизм усиливается постепенно, и кульминация его – в четвертой и в начале пятой строфы. Последняя строчка третей строфы кончается словами «не жаль», а в четвертой обе первые строки начинаются с этих слов. Поэт как бы заклинает себя вопреки своему чувству, не дает ему овладеть собой. Строка «Не жаль мне лет, растраченных напрасно» и синтаксически, и цезурой делится на две половины. Сравните их значение и звучание.
(Эти части контрастны по значению. Вторая отрицает то, что сказано в первой. Раз напрасно, значит уже жаль. И звучат они по-разному, во второй половине преобладает звук р, его не было в первой половине.)
- Контраст звуков и усиливает контраст слов, их смысла. Звук р вообще сконцентрирован в этом месте, он связан с красным пятном: «горит костер рябины красной – согреть – не обгорят рябиновые», что помогает выделить эти слова на фоне остальных и усилить ощущение контраста. Все эти наблюдения помогают понять, что смысл стихотворения составляют не только значение слов, образы. Стих в единстве со звучащим словом составляет самую душу произведения. Неповторимая есенинская музыка стиха – это и есть суть стихотворения. В ней необычная простота, естественность, лёгкость.
После этих строк чувство несколько затухает, наступает грустное примирение. Ведь уход из жизни – это закон природы, общий и для дерева, и для человека. «Дерево роняет тихо листья», и поэт уже не кричит в тоске, а роняет «грустные слова». Листья дерева и слова поэта соединяются в один метафорический образ, ветер-время может сгрести слова в ненужный ком, как осенние листья. Такого рода раздумья есть и в других стихах Есенина, например «Спит ковыль. Равнина дорогая», «Русь советская».
В конце стихотворения вновь возникает образ замолкшей рощи. Эта рама , в которую заключено многоцветное чувство, придает стихотворению композиционную завершенность, помогает создать катарсис (нравственное очищение в результате душевного потрясения или перенесённого страдания), Без которого немыслимо художественное произведение. Поэт утверждает величие жизни на земле, говорит о непреходящей ценности прекрасного прошлого, которое продолжает жить в душе в самые трагические моменты. Прошлое и настоящее освещают друг друга: на юности лежит отблеск печального настоящего, а нынешнее состояние вобрало в себя красоту «юности веселой». Главной мыслью стихотворение перекликается со многими другими стихами Есенина ( «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…»), где мысль о смерти оборачивается утверждением жизни, осознание краткости жизни заставляет ценить человека и землю, на которой он живет. Эти стихи говорят о вечном, общечеловеческом, они чрезвычайно созвучны осознанию человека нашей эпохи.
( Общие мотивы в стихотворениях, показывает сходные образы: дом, странник, прошлое и настоящее, чувство одиночества, мысль о ненужности слов поэта, принятие нового, несмотря на личную трагедию. Это говорит о единстве лирического героя, его эстетического идеала. Одна и та же любовь к земле, Родине, природе, человеку движет Есениным, когда он размышляет о судьбах родной земли и о судьбе отдельного человека. Одна и та же русская душа проявилась в его лирике. Но есть и существенное различие. В «Руси советской» поэт наблюдает конкретные примеры нового в деревне. В стихотворении «Отговорила роща золотая…» его размышления приобретают общественно-философский характер, но это мысли и чувства русского поэта, утверждающего высокую ценность народно-национального взгляда на жизнь – народной философии, поэзии, нравственности. здесь видна глубинная связь народности, национального и общечеловеческого жизни народа на определенном историческом этапе и бытия. Стихи раскрывают мироощущение русского человека переломной эпохи, в нем главное обращено к будущему.
Подводя итоги анализа, хочу сказать, в чем сила этого стихотворения, почему оно так «берет за душу». В нем предельная искренность, обнаженность души лирического героя, о его бесстрашном суде над собой, стихи написаны кровью сердца. Чего стоит, например, горькое признание о растраченных годах или о словах – ненужном коме листьев! И эта открытость находит отклик в душе читателя. Как сказал Есенин:
Быть поэтом – это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.
Это свойство, которым обладают подлинно великие поэты. Это и подвиг пушкинского пророка, и лермонтовская ответственность за судьбу своего поколения, и некрасовская «кнутом нессеченная муза», и самоотверженность В. Маяковского. А другой великий лирик, А. Твардовский, так сказал о деле поэта (учитель читает стихотворение «К обидам горьким собственной персоны»). Хорошо написал о Есенине Е. Винокуров: «По силе открытости, непосредственности, обнаженности нет, на мой взгляд, равного ему». Вот этой искренностью, непосредственностью выражения самого сокровенного, волнующего каждого человека, Есенин жив и в наше время, воздействует на современную поэзию.
С. А. Есенину.
(Н.Рыленков «Поэт», Н. Рубцов «Сергей Есенин», И. Шкляревский «Когда на берегу Днепра…», «Еще железо не завыло…», « А он глатал табачный дым…»)
« Тема любви к Родине, природе родного края в лирике С. Есенина»,
« Тема сострадания и милосердия ко всему сущему в лирике С. Есенина»,
« Основные темы цикла «Персидские мотивы».