Урок. "Имя прилагательное как часть речи"

Про матеріал
Тема. Имя прилагательное Цель урока. Обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном, полученные ими в начальной школе, повторить грамматические признаки имени прилагательного (род, число, падеж); развивать умение отличать прилагательное от других частей речи, развивать навыки согласования прилагательных с существительными; воспитывать умение чувствовать, понимать и любить красоту родной природы, прививать любовь к языку через выразительные возможности прилагательных. Тип урока. Ноосферный (обобщение и систематизация) Оборудование. ТСО, образон к теме урока, задания для работы в группах, рисунок с изображением настроения.
Перегляд файлу

Ноосферный урок русского языка в 6 классе

 

Тема.  Имя прилагательное

 

Цель урока. Обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном, полученные ими в начальной школе, повторить грамматические признаки имени прилагательного (род, число, падеж); развивать умение отличать прилагательное от других частей речи, развивать навыки согласования прилагательных с существительными; воспитывать умение чувствовать, понимать и любить красоту родной природы, прививать любовь к языку через выразительные возможности прилагательных.

 

Тип урока. Ноосферный (обобщение и систематизация)

 

Оборудование. ТСО, образон к теме урока, задания для работы в группах, рисунок с изображением настроения.

 

Ход урока

I. Организационный момент

 Приветствие учителя:

  • Здравствуйте, ребята! Здравствуй, новый день! Здравствуй, мир!
  • Ребята, с каким настроением я пришла сегодня на урок?
  • А с каким настроением пришли на урок вы?
  • Какому из рисунков соответствует ваше душевное состояние?

                           C:\WINDOWS\Temp\FineReader11\media\image2.jpeg   

ІІ. Проверка домашнего задания

  1. «Ветер дует»  (игра со вставанием с места, если ученик знает правильный ответ)
    • Ветер дует на того на того, кто знает...
  • что такое обращение ( слово или СС, называющее того, к кому обращаются)
  • в каком падеже употребляется обращение (Им. П.)
  • с какой интонацией произносится обращение (звательной: изменения голоса, паузы)
  • является ли обращение членом П (нет)
  • как выделяется обращение в письменной речи (запятыми)

    2) Проверка домашнего упражнения.

3) Надеюсь, что ваше настроение станет ещё лучше после прогулки по волшебной аллее частей речи

 

III. Приобретение новых знаний ( в состоянии релаксации)

Займите удобное положение. Расслабьте лицо, тело, плечи, руки., шею, ноги... Представьте, как мышцы лица становятся мягкими, расслабленными... Представьте, как бы улыбалось всё ваше тело...

Вспомните любимый уголок природы или другое место, где вы чувствуете себя спокойно, где вы абсолютный хозяин... Порадуйтесь красками, которые окружают вас, представьте движения, звуки и запахи вокруг себя.

Перенеситесь мысленно на уже знакомую вам волшебную аллею частей речи. Пройдитесь между деревьями, послушайте птиц, вдохните аромат свежей зелени, полюбуйтесь светлыми пятнышками солнечных зайчиков на земле...

Найдите глазами дерево, на стволе которого начертано слово «ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ». Подойдите к нему поближе. Прикоснитесь к коре, ощутите её шершавость. Обратите внимание на крепкие корни. На одном корне написан вопрос «какой?», на другом - «чей?». Именно на эти вопросы отвечает прилагательное.  У основания дерева большими буквами написаны слова «признак», «качество». И это не случайно, ведь прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, его качество.

Посмотрите внимательно, на какие 2 ветки разветвляется ствол. Одна  ветка - падеж. Их у прилагательного может быть 6, как и у существительного,  от которого оно зависит ( Им., Р., Д., В., Т., П.). Другая ветка – число ( единственное или множественное). Посмотрите внимательно на веточку с единственным числом. Именно в единственном числе прилагательное изменяется по родам. Род может быть мужским, женским или средним.

Обойдите вокруг дерева - прилагательного ещё раз. Взгляните, какое оно красивое. Именно благодаря ему, прилагательному, наша речь становится ярче, богаче, образнее. Скажите «спасибо» дереву за те знания, которые оно вам подарило. Улыбнитесь ему, сделайте глубокий вдох. Расправьте плечи... Не торопясь, прикоснитесь к лицу, глаз, откройте глаза и возвращайтесь в класс...

 

IV. Формирование умения использовать знаний

1. Беседа                                                    (с опорой на украинский язык)

2. Рисование учащимися образона         (под музыку)

3.  Изучение образа в деталях, запись полученной информации.

4. Сравнение детских образонов и учительского.

5.  Формулировка темы урока. Запись её на доске и в тетрадях.

 

V. Закрепление навыка использования знаний.

1.  Работа в группах 

1)  1,2,3,4 группыиз слов, находящихся в конвертах, составить П, имеющие отношение к теме урока (есть слова-ловушки)

     5 группа – придумать прилагательные, которые можно использовать для описания леса.

 

     2)      Для всех групп - Подберите прилагательные, которые помогут описать снег.

(Последний, искристый, мокрый, колючий, грязный, пушистый, серебристый, мягкий, рыхлый, белый, свежий, серый.)

2. Коллективная работа

    Отгадайте, кто я

Бурый, мохнатый, косолапый. (Медведь)

Зелёный, сладкий, сахарный. (Арбуз)

Спелое, круглое, сочное, наливное. (Яблоко)

                                           ВЫВОД - Оказывается, если точно описать предмет с помощью  прилагательных, то можно узнать его, даже не видя.

 

НЕОБЫЧНАЯ ЗАРЯДКА

2.  Индивидуальная работа

     1) Спишите П, вставляя вместо точек подходящие по смыслу прилагательные:

Стояло … лето.  Я радуюсь … погоде. Люблю запах … леса. Поляна пестреет … цветами

 

2) Определите род, число, падеж прилагательных.

 

3)  Выпишите из стихотворения прилагательные вместе с существительными, от которых они зависят


Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная  земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздается

Голос по лесам.

Скрылась за рекою

Белая  луна,

Звонко побежала

Резвая  волна.

Тихая  долина

Отгоняет сон,

Где-то за дорогой

Замирает звон.


 

3. Работа в парах – Упражнение из учебника (на усмотрение учителя)

 

VI. Подведение итогов урока

1«Ветер дует» (или)

2)  Подберите по 1 прилагательному, выражающему ваше впечатление от урока.

 

VII. Домашнее задание - повторить информацию из образона, составить предложения с выписанными из текста прилагательными.

 

docx
Додано
28 лютого 2020
Переглядів
677
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку