«Не пропустил он момент, когда народу захотелось сокровенного. И он рассказал о простом, негероическом, близком каждому так же просто, негромким голосом, очень доверительно. Отсюда взлет и тот широкий отклик, какой нашло творчество Шукшина в сердцах многих тысяч людей...»Михаил Шолохов
Шукшин преданно любил свою «малую родину» — алтайское село. Здесь он не только родился, но и научился крестьянствовать, ценить красоту природы, отсюда вывел на страницы книг и на киноэкран большую часть своих персонажей, здесь он четырехлетним мальчиком остался без отца, здесь его мать, Мария Сергеевна, смогла посеять в сыне то прекрасное, что взошло чудесным цветом его таланта.
У Шукшина-студента спросили, кто у него родители. Он ответил: «Жива мать». А образование у нее какое? «Два класса,— снова ответил Шукшин,— но понимает она у меня не менее министра...». Несомненно, мать Василия Макаровича оказала значительное и благотворное влияние на сына. Многими художественными впечатлениями детства обязан Шукшин ей. От нее и любовь к протяжной, чуточку грустной вечерней песне, и вкус к забавной «бывальщине», от нее, возможно, и сказовая манера шукшинского повествования.
Шукшин не сразу обратился к литературе. Сначала он решил стать сценаристом, потом режиссером и только после этого понял, что должен войти в мир литературы. Ему очень повезло учиться у легендарного Михаила Ромма. Так же повезло в том, что он был «подходящий» для политики партии того времени. Из села, из крестьян, талантливый, молодой. Таких талантов было принято выращивать. Но Шукшин выращивал себя сам. Просмотрим дипломную работу Василия Шукшина "Из Лебяжьего сообщают". Мастерская М. Ромма. ВГИК -1960.
Необыкновенно важная черта шукшинского таланта — единство дарования мастера. Шукшин не дробился между двумя такими крупными искусствами, как литература и кинематограф, а видел в собственном киноискусстве продолжение своей же прозы. Он не мог жить без кинематографа по той причине, что был воспитан в кинематографической школе и был ей благодарен. Он не мог отказаться от кинематографа еще и потому, что для него огромное значение имела интонация. Не в буквальном только измерении этого понятия, но и в иносказательном, в том смысле, как прочитать его героев, как их услышать и понять.
Для опытного режиссера оправдана жадность Шукшина к актерскому творчеству. Шукшин никогда бы не смог от него отказаться по той же самой причине: он видел в работе актера продолжение литературы. Снимая картины по собственным сценариям, он хотел сделать все максимально точно, так, как видел их он сам. И поэтому играл в них сам.
2. Специфика жанра киноповести. Киноповесть – сравнительно новый жанр, который возник и достиг своего развития в ХХ веке как симбиоз литературы и кинематографа. Подобно драматическим произведениям, которые предусматривают их воплощение на театральной сцене, киноповесть, как правило, создана для экранизации. Киноповесть – это не обязательно фильм, иногда так называют опубликованные сценарии или просто соответствующие по объему литературные тексты, имеющие в себе некий кинематографический потенциал.«Киноповесть — это «объективная» проза. Или, другими словами, визуальная проза, написанная автором, который как бы отстраняется и показывает картинку. Поскольку такие произведения более сжаты, более концентрированны, более динамичны, чем основная часть нынешней прозы, то они оказываются востребованными читателями». Ю. М. Коротков
Помимо совокупности кинематографа и литературы, что есть, безусловно, основным признаком киноповести, как формы искусства, существует и другие немаловажные ее качества: Объем. Киноповесть должна быть полнометражным односерийным фильмом;Проблема. В киноповести некий герой на протяжении фильма решает некую (не самую глобальную, часто лирическую или производственную) проблему и в конце ее разрешает; Литературная составляющая. Киноповесть может быть адаптацией повести на экране. Хотя в ее основе также может лежать несколько рассказов.
В процессе мирового развития кинематографа в зарубежной культуре большое внимание уделяется кинодраме и кинопьесе. Вероятно, рождение в советской кинотеории и кинопрактике понятия «киноповесть», обозначившего скорее не появление определенной группы фильмов, а выявление некой тенденции в кинематографе, можно считать аналогом общемировых процессов – частным случаем, особым вариантом осознания кино как повествовательной системы.
На ряду с киноповестью существует и кинороман, имеющий более обширный «угол обзора» жизни, возможность в изображении становления и развития человеческих характеров или сложных общественных процессов. Киноновелла же, будучи в свою очередь менее объемным по длительности жанром, своей проблематике и объему жизненного материала адекватен литературному жанру рассказа. Подробнее о видовой типологии кино. Подробнее о литературной составляющей киноповести.
Киноповести Шукшина – это прямая и опосредованная связь его творчества и русской классической литературой. Это как бы встречное движение литературы и кинематографа. Экран открывал прозаику Шукшину свои, малодоступные литературному слову средства выразительности. Иначе говоря, экранные образы на особенный лад дополняли лаконичную прозу писателя.
Режиссура Шукшина — естественное, как дыхание, прямое продолжение его же прозы. Прозаик Шукшин не скрывает своего отношения к выведенным им героям. Кинорежиссер и актер Шукшин поступает точно так же. Авторское начало шукшинских фильмов, таким образом, сказывается еще и в присутствии авторской интонации.
Киноповесть «Калина красна» - триумф творчества Василия Шукшина. На VII Всесоюзном кинофестивале в Баку (апрель 1974 г.) эта лента, вершинное достижение Шукшина-кинематографиста, по справедливости была награждена главным призом. Причем жюри специально оговорило свое решение: «Отмечая самобытный, яркий талант писателя, режиссера и актера Василия Шукшина, Главная премия фестиваля присуждена фильму киностудии «Мосфильм» «Калина красная»».
Публикация киноповести была встречена достаточно сдержанно, во всяком случае никаких споров она в печати не вызвала, как вызвал эти споры фильм. Между тем уже в повести были заложены все те принципиально важные для Шукшина темы, какие получили свое развитие и завершение в картине «Калина красная». Василий Шукшин и Лидия Федосеева-Шукшина о киноповести «Калина красная»
Центральная тема произведения — нравственное потрясение человека, претворенная во всестороннем и тщательном показе судьбы главного героя Егора Прокудина, бывшего уголовника, матерого вора, через сомнения и муки уходящего от своего прошлого. Шукшин настойчиво возвращался к теме личной ответственности человека за свои поступки и судьбу, он неустанно размышлял, как соединяются в живой жизни нормы права с требованиями морали.
Список литературы. Апухтина В. А. Проза В. Шукшина. — М.: Высш. шк., 1981. 94 с. Горн В. Ф. Василий Шукшин: Штрихи к портрету. — М.: Просвещение, 1993. 127 с. О Шукшине: Экран и жизнь / Сост. Л. Федосеева-Шукшина Р. Черненко. — М.: Искусство, 1979. 335 с4. Литература на экране: взгляд психологов, писателей и кинематографистов. Литературный институт имени А. М. Горького. 6-7 декабря 2016 г. / Под общ. ред. Н. Л. Карповой; редколл.: А. А. Мелик-Пашаев, Н. А. Борисенко, А. А. Голзицкая. – М.: ПИ РАО, 2016.