Презентація розрахована на освітянську аудиторію. Доцільною буде в роботі методичних комісій як предметників, так і класних керівників. Надано поради щодо дотримання норм педагогівчного такту та етики, розглянуто типові помилки в поведінці вчителя.
Педагогическая этика. Прокопенко М. В. Преподаватель зарубежной литературы. ГУЗ « Пологовский профессиональный лицей»
Номер слайду 2
Учитель - это свеча, которая светит другим, сгорает сама. Преподаватель всегда остается ваятелем нравственности молодежи, учит чувствовать, понимать, мыслить, уважать в человеке человека, воздействует не отдельными приемами, упражнениями, а всем своим существом
Номер слайду 3
Вопрос о «правильном» этичном поведении педагога, о том, как строить свои взаимоотношения с воспитанниками, их родителями и коллегами по работе, как вести себя, всегда актуален. Нередко любовь или неприязнь к урокам объясняется соответствующим отношением к учителю, а учебный предмет в сознании прочно ассоциируется с конкретным учителем. Ребенок воспринимает любой урок как нечто целое, состоящее из неразрывно связанных частей, и поэтому отношение к предметным знаниям соотносится с отношением к учителю. Педагогическая этика — это наука о педагогической нравственности. Несомненно, она основывается на этике как таковой. Честность, доброжелательность, гуманность , глубокая заинтересованность в успехах своих учеников, уважение их личности, чувство ответственности за результаты труда, соблюдение дисциплины — вот далеко не полный перечень качеств педагога, наделенного правом не только передавать знания, формировать умения, но и проверять их. Педагогическая этика
Номер слайду 4
Учебное заведение существует для того, чтобы обеспечить систематическое усвоение знаний об окружающем мире. Учитель учит не только своему предмету, но и нравственности: следует ли держать слово, можно ли обидеть другого и имеет ли человек, право на собственное мнение. Он учит этому по ходу дела, демонстрируя детям образцы того или иного поведения, учит также и личным примером. Требованиям профессиональной педагогической этики отвечает убеждённость, сочетающаяся с сознательностью, принципиальностью и требовательностью к себе. Переход от нравственного сознания к нравственной практике включает в себя особый элемент нравственного творчества - педагогический такт. Педагогический такт это форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие. Педагогический такт
Номер слайду 5
Основными элементами педагогического такта являются: – требовательность и уважительность к воспитаннику;– умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;– деловой тон общения;– внимательность, чуткость, уравновешенность и самообладание педагога;Профессиональный такт проявляется:– во внешнем облике педагога;– в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;– в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;– в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;– в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;– в самокритичной оценке своего труда. Педагогический такт
Номер слайду 6
ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ:ненасилия (право ученика быть тем, что он есть);- уважения труда познания ученика;- уважения неудач и слез ребенка;- уважения тяжелой работы роста;- уважения самобытности ученика;- безусловной любви воспитателя к воспитаннику;- оптимальной требовательности и уважения;- опоры на положительное в ребенке;- компромиссы в спорных решениях. Педагогический такт
Номер слайду 7
Заповеди педагога-мастера 1) Подходи к детям с оптимистической гипотезой.2) Работая с детьми, чаще вспоминай себя в детстве. 3) Помни формулу А. С. Макаренко: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему». 4) Воспитывая коллектив ребят, думай о воспитании отдельной личности. 5) Будь честным с ребятами, не обещай того, что не можешь выполнить, не изворачивайся, не лги, если допустил промах, ошибку, признай их. 6) Знай: ребят увлекает высокая квалификация, доброта, немногословие, постоянная готовность к работе, оптимизм. 7) Никогда не делай сам того, что можно поручить детям. 8) Надо уметь разводить учебную отметку и оценку личности.9) Не кричи на ребят. Помни: спокойный, убедительный голос, сильнее крика. 10) Не сердись долго на ребенка, это не профессионально. 11) Научись все видеть и кое-чего не замечать, все слушать, но кое-что не слышать. Не всегда надо искать виноватого. 12) Не увлекайся нотациями. 13) Старайся все делать творчески, это развивает у ребят вкус деятельности. 14) Будь вежлив. 15) Помни: каждый ребенок имеет право на собственное мнение. Педагогический такт
Номер слайду 8
16) Не злоупотребляй приказаниями, просьбу всегда легче и приятнее выполнять. 17) Не только оберегай ребят от дурного, но учи сопротивлению дурному. 18) Внимательно следи за тем, чтобы ребята не получили психической, физической или эмоциональной перегрузки. 19) Не забывай народную мудрость: начал говорить - договаривай, начал строить - достраивай, начал делать - доделывай. 20) Будь с ребятами вместе, рядом и чуть впереди. Педагогический такт
Номер слайду 9
10 наиболее распространённых нарушений в этике поведения учителя. Обращение к ученику не по имени, а по фамилии. Отсутствие извинения в адрес ученика в случае своей оплошности. Приказной , административный характер просьб учителя. Невнимание к ответу. Постановка ребёнка в неудобное, унизительное положение на уроке. Сравнение ученика с другим учеником, а не с самим собой. Неумение выразить веру в ученика. Отсутствие доброжелательности к учащемуся. Неумение признать право на другое мнение. Неудачи ребёнка в учении нисколько не должны снижать общее уважение к нему. Педагогический такт
Номер слайду 10
Примерный кодекс толерантного педагога 1. Никогда не унижайте и не подавляйте личность ученика. Заставлять детей делать силой то, что нам кажется хорошим, значит внушать им отвращение к тому, что нам кажется хорошим.2. Недопустимо делить детей на умных и глупых, богатых и бедных, хороших и плохих. Необходимо избегать однозначных, категорических оценок и некорректных сравнений детей друг с другом.3. Оценивать можно поступки, взгляды, но не самих детей.4. Сравнивать ребенка можно не с другим ребенком, а только с самим собой, подчеркивая тем самым позитивные или негативные изменения, произошедшие в нем за тот или иной промежуток времени.5. Изживать педагогический авторитаризм и деспотизм, иллюзию собственной непогрешимости и гарантированной правоты. Спасение от пагубного властолюбия – в рефлексии, постоянном самоконтроле. Педагогический такт
Номер слайду 11
6. Учитель в любых обстоятельствах образец толерантности, он ведет осознанную миротворческую деятельность.7. Чаще улыбаетесь! Будьте приветливы! Нет ничего более неприятного в школе, чем хмурое, злое лицо учителя.8. Настоящий учитель постоянно развивает в себе незаурядность, всеми силами борется с формализмом и равнодушием, проявляет инициативу и творчество.9. Педагог, смотри на мир глазами ребенка.10. Истинный педагог любит учебное заведение а не себя в нем. Он дорожит добрым отношением коллег, детей, родителей и готов прийти на помощь, не дожидаясь, пока его об этом попросят.11. Для учителя личность ребенка – цель, объект и результат педагогической деятельности, сам ребенок – равноправный субъект взаимодействия.12. Помните, что самые главные вопросы задаются не людям, а самому себе, но ответы на них следует искать вместе. Познание себя, управление собой – забота каждого педагога.13. Если другие не разделяют ваших точек зрения. Это не показатель их несостоятельности.14. Не страдайте от того, что не все упорядочено, строго, правильно в окружающей действительности и людях. Принимайте окружающий мир таким, какой он есть.15. Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям. Умейте признавать свою неправоту и при необходимости – извиняться. Педагогический такт
Номер слайду 12
Учитель становится воспитателем тогда, когда он овладеет тончайшим инструментом - этикой... Этика в школе - это практическая философия воспитателя…Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не является примером для обучающихся нравственного, гражданского и личностного поведения. В. А. Сухомлинский