Данная презентация была составлена для проведения обзорных уроков в 11 классе по теме "Литература 20-30-х годов 20 века". Надеюсь, эта разработка будет помощью в проведении уроков
«Конармия» – цикл рассказов, созданных на основе дневниковых записей И. Э. Бабеля, сделанных в период его пребывания в Первой Коннной армии (1920) в качестве корреспондента газеты «Красный кавалерист», где он часто печатался под псевдонимом Кирилл Лютов. Таким образом, главный герой выражает мысли и чаяния самого Бабеля.
Ярче всего этот трагизм выражен в рассказе «Мой первый гусь», в котором описывается приезд рассказчика в дивизию Первой Конной, где он сразу чувствует себя человеком второго сорта, потому что грамотный, а в оценке начдива – «паршивенький, очки на носу». Тот факт, что рассказчик является кандидатом прав Петербургского университета, тоже не делает ему чести – значит, он «из киндербальзамов», то есть маменькин сынок. Казаки встречают враждебно: выбрасывают за ворота сундучок, издеваются над ним, доходя до самых низменных инстинктов. Чтобы прокормить себя, Лютову приходится убить гуся, расхаживающего по двору. И только когда «гусиная голова треснула под сапогом, треснула и потекла», один из казаков сказал: «Парень нам подходящий». Получается, что слиться с казаками можно, лишь совершив убийство, по сути, доказав свою способность к насилию и жестокости.
Только вот сердце рассказчика,«обагренное убийством», во сне«скрипело и текло», что означа-ло: Кирилл Лютов, принятый в круг красноармейцев, не станеттаким, как они, потому чтодаже во сне не сможет забыть оцене этого единения. Автор обнажает грубость и варварство казаков, изображаетсовершенное одиночество,непони-мание еврейского интеллигента,пытающегося жить в чуждойему, чудовищно жестокой жизни.
В «Конармии» все «псы и свиньи человечества» проверяются истинными ценностями духа, мысли, человечности. Пристально вглядывается Бабель в поступки своих персонажей, пытаясь углядеть в них малейшие проблески человеческих чувств и мыслей. Но иногда, заглянув на дно человеческой души, опустошённой революцией и войной, автор не находит в ней ничего человеческого, удивляясь открывшейся ему бездне. Например, в новелле «Письмо» с ужасающим хладнокровием описывается вначале, как отец «резал» одного сына «до темноты», а потом, после глумливой беседы другого сына с тем же отцом, рассказывается, как сын неторопливо «кончает папашу». Пишет письмо матери самый младший из сыновей и просит прощения… за то, что не может сообщить о смерти родных людей во всех подробностях, т.к. «я был усланный со двора».
Бабелевский мир по сути раскрываемых в нем простейших общечеловеческих отношений трагичен из-за постоянного вмешательства смерти в течение жизни. Необычен пейзаж у Бабеля: «деревенская улица лежала перед нами, круглая и желтая, как тыква, умирающее солнце испускало на небе свой розовый дух». Пейзажу задано два противоречащих тона: тепла и всеразрушающей смерти. Всё находится в движении. Отношения «неба» и земли» абсолютно независимы друг от друга. Так и получается, что состояние героя противоречиво.
Этого он добивается, используя глаголы совершенного вида: “закричал”, “прокричал”, “произнес”. Это может усиливаться словом “вдруг”, которое чаще всего употребляется вместе с нейтральными глаголами речи. Порою действия бессмысленны и оборванны: «…подошел ко мне совсем близко, потом отскочил в отчаянии и побежал в первый двор». Все внутренне-смятенное состояние человека выражено здесь в действии, и наблюдатель-автор, ничего не объясняя, как бы механически восстанавливает последовательность этих безумных “шагов” и “жестов”, логически не связанных между собой. Структура стиля Бабеля представляет мир как нечто осколочное и оборванное, где нет никакой цельности.
В новелле «Иваны» есть эпизод, когда Лютов обнаруживает рядом с собой «труп поляка, залитый… мочой. Записная книжка и обрывки воззваний Пилсудского валялись рядом с трупом. В тетрадке поляка были записаны карманные расходы, порядок спектаклей в краковском драмтеатре и день рождения женщины по имени Мария-Луиза». Лютов узнаёт своего брата-интеллигента, в сознании которого умещаются воззвания Ленина или Пилсудского, воспоминания о культурных событиях недавнего прошлого, образ любимой женщины, мелочи суетного быта… Всё уравнивает прах и тлен бессмысленной братоубийственной войны, которую невозможно оправдать никакими высшими идейными соображениями, но которая сама ищет и находит эти оправдания.
Самое страшное, что нет ощущения бесспорной правоты, стоящей за обликом хоть одного героя, в том числе и К. Лютова. В рассказе «Смерть Долгушова» Лютов не находит в себе решимости добить умирающего, и его гуманность выглядит как слабодушие. Кажется, ответная реплика Афоньки Биды подтверждает это – в ней и презрение, и озлобленность, и ненависть к интеллигенту: «Уйди, убью! Жалеете вы, очкастые, нашего брата, как кошка мышку…» Но через некоторое время другой конармеец, Грищук, отведя Афонькину руку с наганом, нацеленным в спину Лютова, и тем самым предупредив вторую смерть, протягивает Кириллу сморщенное яблоко: «Кушай, пожалуйста…» Кто прав? Кто виноват? Кто слаб? Кто велик? – эти вопросы у Бабеля остаются открытыми.
Выберите из предложенных стихотворных цитат ту, которая, по-вашему, наиболее соответствует эмоциональному фону рассказа, его идее и вашим собственным впечатлениям и ощущениям. Запишите в тетрадь.«И от судеб защиты нет» А. Пушкин «Сама ты горька и полита слезами, Родная земля!» А. Апухтин «Я так измучен, оглушён. Всей жизнью дикой и нестройной» А. Апухтин «О, тщетной ненависти пламень!» И. Бунин «Я смотрю на людей исподлобья: Видно, в школу любви. Ни единый из них не ходил» Б. Чичибабин «Там, где царит насилие, - царит горе и льётся кровь» В. Гроссман «А ад я видел на земле…» Саша Чёрный «В годину смут, унынья и разврата Не осуждай заблудшегося брата» А. Голенищев-Кутузов
Надо было самому пройти через это, чтобы так об этом написать. Дневники Бабеля 1920 года называются «Ненавижу войну!». Писатель одним из первых увидел разлом жизни, разлом истории и написал о напрасно пролитой крови, показал бесконечную разнородность действительности, способность человека одновременно быть возвышенным и обыденным, трагическим и героическим, жестоким и милосердным.