Данная презентация была составлена для проведения обзорных уроков в 11 классе по теме "Литература 20-30-х годов 20 века". Надеюсь, эта разработка будет помощью в проведении уроков
“Конармия” И. Э. Бабеля. Выполнила : учитель русского языка и литературы. Одесской ООШ № 82 І-ІІІ ступеней. Сухинина Ирина Викторовна
Номер слайду 2
“Конармия” И. Э. Бабеля — это сборник небольших рассказов, связанных между собой темой гражданской войны и единым образом повествователя.
Номер слайду 3
«Конармия» – цикл рассказов, созданных на основе дневниковых записей И. Э. Бабеля, сделанных в период его пребывания в Первой Коннной армии (1920) в качестве корреспондента газеты «Красный кавалерист», где он часто печатался под псевдонимом Кирилл Лютов. Таким образом, главный герой выражает мысли и чаяния самого Бабеля.
Номер слайду 4
“Почему у меня непрекращающаяся тоска? Потому что далёк от дома, потому что разрушаем. Идём, как вихрь, как лава, всеми ненавидимые, разлетается жизнь, я на большой непрекращающейся панихиде” Из дневниковых записей И. Бабеля
Номер слайду 5
Ярче всего этот трагизм выражен в рассказе «Мой первый гусь», в котором описывается приезд рассказчика в дивизию Первой Конной, где он сразу чувствует себя человеком второго сорта, потому что грамотный, а в оценке начдива – «паршивенький, очки на носу». Тот факт, что рассказчик является кандидатом прав Петербургского университета, тоже не делает ему чести – значит, он «из киндербальзамов», то есть маменькин сынок. Казаки встречают враждебно: выбрасывают за ворота сундучок, издеваются над ним, доходя до самых низменных инстинктов. Чтобы прокормить себя, Лютову приходится убить гуся, расхаживающего по двору. И только когда «гусиная голова треснула под сапогом, треснула и потекла», один из казаков сказал: «Парень нам подходящий». Получается, что слиться с казаками можно, лишь совершив убийство, по сути, доказав свою способность к насилию и жестокости.
Номер слайду 6
Только вот сердце рассказчика,«обагренное убийством», во сне«скрипело и текло», что означа-ло: Кирилл Лютов, принятый в круг красноармейцев, не станеттаким, как они, потому чтодаже во сне не сможет забыть оцене этого единения. Автор обнажает грубость и варварство казаков, изображаетсовершенное одиночество,непони-мание еврейского интеллигента,пытающегося жить в чуждойему, чудовищно жестокой жизни.
Номер слайду 7
В «Конармии» все «псы и свиньи человечества» проверяются истинными ценностями духа, мысли, человечности. Пристально вглядывается Бабель в поступки своих персонажей, пытаясь углядеть в них малейшие проблески человеческих чувств и мыслей. Но иногда, заглянув на дно человеческой души, опустошённой революцией и войной, автор не находит в ней ничего человеческого, удивляясь открывшейся ему бездне. Например, в новелле «Письмо» с ужасающим хладнокровием описывается вначале, как отец «резал» одного сына «до темноты», а потом, после глумливой беседы другого сына с тем же отцом, рассказывается, как сын неторопливо «кончает папашу». Пишет письмо матери самый младший из сыновей и просит прощения… за то, что не может сообщить о смерти родных людей во всех подробностях, т.к. «я был усланный со двора».
Номер слайду 8
Бабелевский мир по сути раскрываемых в нем простейших общечеловеческих отношений трагичен из-за постоянного вмешательства смерти в течение жизни. Необычен пейзаж у Бабеля: «деревенская улица лежала перед нами, круглая и желтая, как тыква, умирающее солнце испускало на небе свой розовый дух». Пейзажу задано два противоречащих тона: тепла и всеразрушающей смерти. Всё находится в движении. Отношения «неба» и земли» абсолютно независимы друг от друга. Так и получается, что состояние героя противоречиво.
Номер слайду 9
Автор подчеркивает мгновенность, внезапность, отрывочности действий и отсутствие связи между ними, чтобы показать всю нелепость поступков людей, не понимающих ценности жизни.
Номер слайду 10
Этого он добивается, используя глаголы совершенного вида: “закричал”, “прокричал”, “произнес”. Это может усиливаться словом “вдруг”, которое чаще всего употребляется вместе с нейтральными глаголами речи. Порою действия бессмысленны и оборванны: «…подошел ко мне совсем близко, потом отскочил в отчаянии и побежал в первый двор». Все внутренне-смятенное состояние человека выражено здесь в действии, и наблюдатель-автор, ничего не объясняя, как бы механически восстанавливает последовательность этих безумных “шагов” и “жестов”, логически не связанных между собой. Структура стиля Бабеля представляет мир как нечто осколочное и оборванное, где нет никакой цельности.
Номер слайду 11
В новелле «Иваны» есть эпизод, когда Лютов обнаруживает рядом с собой «труп поляка, залитый… мочой. Записная книжка и обрывки воззваний Пилсудского валялись рядом с трупом. В тетрадке поляка были записаны карманные расходы, порядок спектаклей в краковском драмтеатре и день рождения женщины по имени Мария-Луиза». Лютов узнаёт своего брата-интеллигента, в сознании которого умещаются воззвания Ленина или Пилсудского, воспоминания о культурных событиях недавнего прошлого, образ любимой женщины, мелочи суетного быта… Всё уравнивает прах и тлен бессмысленной братоубийственной войны, которую невозможно оправдать никакими высшими идейными соображениями, но которая сама ищет и находит эти оправдания.
Номер слайду 12
Во всех рассказах “Конармии” есть присутствие самого автора, который вместе с ее героями прошел трудный путь к постижению смысла этой кровавой борьбы. В описаниях событий есть жестокая правда могучего кровавого потока жизни.
Номер слайду 13
Самое страшное, что нет ощущения бесспорной правоты, стоящей за обликом хоть одного героя, в том числе и К. Лютова. В рассказе «Смерть Долгушова» Лютов не находит в себе решимости добить умирающего, и его гуманность выглядит как слабодушие. Кажется, ответная реплика Афоньки Биды подтверждает это – в ней и презрение, и озлобленность, и ненависть к интеллигенту: «Уйди, убью! Жалеете вы, очкастые, нашего брата, как кошка мышку…» Но через некоторое время другой конармеец, Грищук, отведя Афонькину руку с наганом, нацеленным в спину Лютова, и тем самым предупредив вторую смерть, протягивает Кириллу сморщенное яблоко: «Кушай, пожалуйста…» Кто прав? Кто виноват? Кто слаб? Кто велик? – эти вопросы у Бабеля остаются открытыми.
Номер слайду 14
Выберите из предложенных стихотворных цитат ту, которая, по-вашему, наиболее соответствует эмоциональному фону рассказа, его идее и вашим собственным впечатлениям и ощущениям. Запишите в тетрадь.«И от судеб защиты нет» А. Пушкин «Сама ты горька и полита слезами, Родная земля!» А. Апухтин «Я так измучен, оглушён. Всей жизнью дикой и нестройной» А. Апухтин «О, тщетной ненависти пламень!» И. Бунин «Я смотрю на людей исподлобья: Видно, в школу любви. Ни единый из них не ходил» Б. Чичибабин «Там, где царит насилие, - царит горе и льётся кровь» В. Гроссман «А ад я видел на земле…» Саша Чёрный «В годину смут, унынья и разврата Не осуждай заблудшегося брата» А. Голенищев-Кутузов
Номер слайду 15
Надо было самому пройти через это, чтобы так об этом написать. Дневники Бабеля 1920 года называются «Ненавижу войну!». Писатель одним из первых увидел разлом жизни, разлом истории и написал о напрасно пролитой крови, показал бесконечную разнородность действительности, способность человека одновременно быть возвышенным и обыденным, трагическим и героическим, жестоким и милосердным.