Презентацію "Зображення громадянської війни у "Донських оповіданнях" Михайла Шолохова" було розроблено для проведення уроків за оглядовою темою "Література 20-30-х років 20 століття". Сподіваюся на те, що ця робота буде корисною для учителів
«Какой-нибудь не нюхавший пороха писатель очень трогательно рассказывает о гражданской войне, красноармейцах, — непременно «братишках», о пахучем седом ковыле. (...) Помимо этого можно услышать о том, как в степях донских и кубанских умирали, захлёбываясь напыщенными словами, красные бойцы. (...) На самом деле — ковыль белобрысая трава. Вредная трава, без запаха. (...) Поросшие подорожником и лебедой окопы, молчаливые свидетели недавних боёв, могли бы порассказать о том, как безобразно-просто умирали в них люди».
Долгое время Гражданская война была окутана ореолом подвига, романтики. Шолохов – один из тех, кто заговорил о Гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжёлые последствия. Главное в жизни, как утверждал писатель, человечность, доброта, а не классовая жестокость и ненависть. По тем временам это было явное отступление, отход от складывающейся литературной традиции.
Родинка – это не только примета, по которой Атаман узнает убитого им сына, но и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами. Слово “родинка” своим корнем связано со словами, означающими все то, что оказалось расколотым, разрушенным гражданской войной. Родинкародной род. Родина
Немало повоевавший, Николка так и не стал «человеком войны», так и не смог привыкнуть к потокам крови. Отвернулся, когда проходил мимо окровавленного лошадиного трупа: “Опять кровь – уморился так жить – опостылело все”. “Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы бычьих копыт возле музги степной”,- пишет Шолохов и об отце Николки - атамане.