В работе указываются проблемы, которые привели к изучению данной темы. Описывается суть проблемного обучения. Указываются недостатки и достоинства технологии проблемного обучения. Рассматриваются методические приемы создания проблемной ситуации и примеры проблемных ситуаций на уроке. Как итог -указываются ожидаемые результаты при использовании этой технологии на уроках математики
Суть проблемного обучения Направлен на самостоятельный поиск учащимися новых понятий и способов действия. Предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая которые они под руководством учителя активно усваивают новые знания. Обеспечивает особый способ мышления, прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности. Организованный учителем способ активного взаимодействия учащихся с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого они приобщаются к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учатся мыслить, творчески усваивать знания. Проблемное обучение
Достоинства проблемного обучения (Б.Б. Айсмонтас) Способствует формированию определенного мировоззрения учащихся, поскольку высокая самостоятельность усвоения знаний обуславливает возможность трансформации их в убеждения. Формирует личностную мотивацию учащегося, его познавательные интересы. Развивает мыслительные способности учащихся. Помогает формированию и развитию диалектического мышления учащихся, обеспечивает выявление ими новых связей в изучаемых явлениях и закономерностях.
Типы проблемных ситуаций (по Т.В. Кудрявцеву) Проблемные ситуации возникают.. 1 …когда обнаруживается несоответствие между имеющимися уже системами знаний у учащихся и новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми фактами, между знаниями более низкого и более высокого уровня, между житейскими и научными знаниями). 2 …при необходимости многообразного выбора из систем имеющихся знаний единственно необходимой системы, использование которой только и может обеспечивать правильное решение предложенной проблемной задачи. 3 … когда учащиеся сталкиваются с новыми практическими условиями использования уже имеющихся знаний на практике.
4 … если имеется противоречие между теоретически возможным путём решения задачи и практической неосуществимостью или нецелесообразностью избранного способа, а также между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием теоретического обоснования. 5 … при решении технических задач, когда между внешним видом схематических изображений и конструктивным оформлением технического устройства отсутствует прямое соответствие. 6 … когда существует объективно заложенное в принципиальных схемах противоречие между статистическим характером самих изображений и необходимостью «прочитать» в них динамический процесс.
Взаимодействие учителя и учащегося при решении проблемной ситуации Этап Действия учителя Действия учащегося Постановка наводящих вопросов, помогающим учащимся осознать существо проблемы. Осознание проблемной ситуации; актуализация усвоенных знаний. 1 Направляющие указания. Анализ исходных данных; формулирование проблемы. 2 Постановка наводящих вопросов, сообщение необходимой информации. Выдвижение гипотезы, её обоснование. 3
Направляющие указания. Проверка гипотезы; решение проблемы. 4 Постановка контрольных вопросов, уточнения, исправления. Проверка решения, сопоставление его с исходными данными. 5 Анализ действий ученика в ходе решения. Анализ хода решения; анализ ошибок. 6 Включение результатов решения в последующую учебную деятельность. Обобщение и переход к новому учебному материалу. 7
Методические приёмы создания проблемной ситуации выявление различных точек зрения на один и тот же вопрос; создание учителем противоречия; мотивация к решению противоречия; организация противоречия в практической деятельности учащихся; рассмотрение какой-либо задачи с различных позиций, часто ролевых (например, по профессиональному принципу: следователь, экономист, психолог; или социальной роли: критик, новатор, консерватор, пропагандист, сподвижник новатора и т. д.); побуждение учащихся к сравнению, обобщению, выводам в проблемной ситуации, сопоставлению фактов;
Методические приёмы создания проблемной ситуации постановка конкретных вопросов, способствующих обобщению, обоснованию, конкретизации, логике рассуждения; выдвижение изначально исследовательской задачи; задачи с неопределенностью в постановке вопроса; выдвижение проблемной ситуации в условии задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками); создание проблемной ситуации с помощью ограничения времени ее разрешения: использование кодированных заданий.
Примеры проблемных ситуаций Пример №1. «Сложение десятичных дробей» (5 класс). Самостоятельная работа учащихся с целью контроля за навыками устного вычисления и создания проблемной ситуации. Вычисли: 18 43 82 73 35 12,5 + + + + + + 25 16 25 8 24 13,2 18,5 + 24; 13,629 + 0,5; 432,8 + 2,973
Пример № 5. «Задачи на проценты» (6 класс). Учитель Предположим, что сначала цена товара была равна А. Затем цена повысилась на 10%, а в новом году снизилась на 10%. Изменилась ли первоначальная цена товара?(Вопрос на ошибку.) Ученики Цена товара не изменилась (житейское представление).
Пример № 5. «Задачи на проценты» 6 класс (продолжение) Давайте посчитаем. Цена товара была 100 рублей. После повышения на 10% цена стала 110 рублей. А после понижения на 10% стала 99 рублей. (предъявление научного факта) Итак, что вы сказали сначала? А что оказывается на самом деле? (Побуждение к осознания противоречия.) Какой же сегодня будет тема урока? (Побуждение к формированию проблемы.) Испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации) Что цена товара не изменится. Цена уменьшилась (осознание противоречия). Задачи на проценты (учебная проблема как тема урока).
Пример № 6. «Проценты» (5 класс). Учитель: Сегодня мы начинаем новую тему, а какую – вы легко догадаетесь сами, потому что с этим термином мы сталкиваемся буквально на каждом шагу. Вы приходите в магазин и видите объявление: «В дневные часы у нас скидка 10…». Чего? Верно, процентов. Выбираете молоко, а на пачке написано: «Жирность 3,2…». Чего? Да, процента. А в школе на уроках вам уже встречался термин «процент»? Приведите примеры. Как видите, термин «процент» прочно вошел в нашу жизнь. Это и есть тема нашего урока.
Пример № 8. Проблемные ситуации при изучении геометрических понятий. Г-7. Постройте произвольный треугольник. Соедините отрезком его вершину с серединой противоположной стороны. Такой отрезок называют медианой. Сформулируйте определение медианы. Г-8. Проведите две различные параллельные прямые, затем две другие различные прямые, пересекающие первые. Вы получили четырехугольник, который называется параллелограммом. Попытайтесь сформулировать определение параллелограмма.
Задача Дидоны Царевна Дидона, спасаясь от своего брата Тирана, доплыла до Африки, где и захотела купить небольшой участок земли. Нумидийский царь согласился продать ей землю, но за огромные деньги и такой крохотный клочок, который она смогла бы окружить ремнем одной бычьей шкуры. Царевна блестяще справилась с этой задачей. Оказывается, она разрезала бычью шкуру так, что получился тонкий кожаный ремень, которым она и окружила большой кусок земли. Пример № 9. « Длина окружности и площадь круга» (6 класс).
Использование проблемного метода обучения позволит получить следующие результаты: учащиеся более грамотно и четко формулируют вопросы, участвуют в обсуждении; имеют желание высказывать и отстаивать свою точку зрения; развивается логическое мышление; развивается память, внимание, умение самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность; развивается способность к самоконтролю; формируется устойчивый интерес к предмету; активизируется мыслительная и познавательная деятельность учащихся на уроке