Интеллектуальный марафон - внеклассное мероприятие для учащихся 9 классов, которое способствует развитию логического мышления, интереса к математике, воспитывает стремление к преодолению трудностей в достижении цели, формирует умение работать в группах.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН (9класс)
ЦЕЛИ:
1)ПОВЫСИТЬ ИНТЕРЕС УЧАЩИХСЯ К ПРЕДМЕТУ МАТЕМАТИКИ
2)РАЗВИВАТЬ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
3)ВОСПИТЫВАТЬ ЧУВСТВО ВЗАИМОПОМОЩИ, ОТВЕТСТВЕННОСТИ, УВАЖЕНИЯ К СЕБЕ И
СВОИМ СОПЕРНИКАМ
4)ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ИСТОРИЕЙ МАТЕМАТИКИ
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К КОНКУРСУ:
1)ПОДГОТОВИТЬ МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ВИКТОРИНЫ
2)ОФОРМИТЬ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К КОНКУРСАМ
3)ПОДГОТОВИТЬ ПРОТОКОЛЫ ДЛЯ ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНОК
4) ПРИНЕСТИ ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ (5 МИНУТ, 3 МИНУТЫ, 1 МИНУТА )
5) ПРИГЛАСИТЬ ЖЮРИ
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ:
1)ОРГАНИЗОВАТЬ КОМАНДУ
2)ПРИДУМАТЬ НАЗВАНИЕ КОМАНДЫ, ПОДГОТОВИТЬ ЭМБЛЕМЫ
3)ВЫБРАТЬ КАПИТАНА
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
УЧИТЕЛЬ. Дорогие друзья! Начинаем викторину по математике для учащихся 9-х классов. Участие принимают «самые – самые» из 9 – В и 9 – Д классов. Сегодня мы узнаем, кто из вас самый находчивый, самый эрудированный, самый смекалистый, самый – самый.
ВЕДУЩИЙ 1. Чтоб испытать смекалку вашу
Мы запаслись терпенья чашей
И здесь собрались в этот час
Быть может не в последний раз.
Дадим вам времени немного
И вынесем на строгий суд
Ответы ваши по порядку
На все вопросы и загадки.
Хотим командам пожелать
Победу честно одержать
И в этом небольшом сраженье
Не знать обид и поражений.
ВЕДУЩИЙ 2. Итак, между вами будет много споров. Вы, конечно же, считаете, что ваша команда самая лучшая и заслуживает самой высокой оценки. И потому, чтобы справедливость восторжествовала, мы решили создать судейскую коллегию. Нашу викторину судит жюри. (Представление членов жюри)
ВЕДУЩИЙ 1. Каждая команда приготовила интересное сообщение об ученом – математике Рене Декарте. Он родился во Франции 31 марта 1596 г. Рене получил от отца небольшое наследство, которое позволило ему посвятить свою жизнь науку и путешествиям. С 1604 г. по 1612 г. Декарт обучался в иезуитском колледже, где получил хорошее образование.
Дадим слово команде 9 – В класса.
В колледже Рене провел восемь с половиной лет. В семнадцать лет он вернулся домой. Рене забросил книги и научные занятия и проводил все время в верховой езде и фехтовании. Но было бы ошибочно думать, что мысль его в это время спала. У этого творческого ума всякие впечатления тотчас же перерабатывались в законы и обобщения: результатом его фехтовальных забав явился «Трактат о фехтовании». После полутора лет рассеянной жизни юноша погрузился в изучение математики – главным образом, геометрии и анализа древних. В 1617 году Декарт надевает мундир волонтера нидерландской армии. И теперь он живет в Бреде. От жалованья он отказывается, чтобы быть свободным от всех обязанностей, не ходит даже на парады, сидит дома и занимается математикой. «10 ноября 1619 года я начал понимать основания чудесного открытия», – пишет в своем дневнике Декарт. Этим чудесным открытием было открытие основ аналитической геометрии. Сущность аналитической геометрии состоит в приложении алгебры к геометрии и обратно – геометрии к алгебре. Всякая кривая может быть выражена уравнением между двумя переменными величинами, и обратно – всякое уравнение с двумя переменными может быть выражено кривой. Изобретатель нового метода ясно осознавал все его громадное значение и общность. Но, вскоре, Декарт, по – видимому, пришел к убеждению, что с одной идеей, хотя бы, великой и гениальной, произвести реформу науки нельзя. Скитания продолжились - вместе с армией Декарт побывал сначала в Праге, затем в Венгрии и Брюсселе. В 1623 году Рене появляется в Париже. Затем новые путешествия по Европе. В 1625 году Декарт возвращается во Францию, но вскоре снова покидает ее и уезжает в Голландию. В Голландии ему нравится сам строй жизни деятельного народа, «более заботящегося о своих делах, чем любопытного к чужим». Декарт прославил свое имя большим количеством трактатов по математике и философии. Основные из них: «Геометрия» (1637), «Рассуждения о методе…» (1657), «Начала философии» (1644).
ВЕДУЩИЙ1. Продолжит повествование о Рене Декарте команда 9 – Д класса.
В «Начала философии» вошли сочинения Декарта о мире (космосе), которые он намеревался издать еще в 1633 году. Здесь он изложил грандиозную программу создания теории природы, руководствуясь своим методологическим правилом брать за основу наиболее простые ясные положения. Еще в «Рассуждении о методе…» Декарт подверг анализу всевозможные исходные положения, сомневаясь в справедливости любого из них, в том числе и в положении «Я существую». Однако сомнение уже есть мысль. Отсюда знаменитое положение Декарта: «Я мыслю – следовательно, существую». В конце- концов на него обратила свое внимание шведская королева Христина. Она попросила Декарта давать ей уроки философии. Королева прислала за ним военный корабль, и в конце 1649 года он ступил на землю Швеции. Королева Христина нашла, что к занятиям философией нужно приступать со свежей головой, и наиболее подходящим временем для этого выбрала пять часов утра. Декарт, которому даже его воспитатели – иезуиты разрешали, в виду слабого его здоровья, оставаться в постели до позднего часа, принужден был в суровую северную зиму задолго до рассвета отправляться во дворец, причем ему приходилось проезжать через длинный, открытый со всех сторон ветру мост. Зима стояла необычайно суровая. В одну из своих поездок Декарт простудился и по возвращении из дворца слег: у него обнаружилось воспаление легких. 11 февраля 1650 года, на девятый день болезни, Декарта не стало. Вклад его в развитие математики огромен. В декартовой системе координат получили реальное истолкование отрицательные числа. Действительные числа Декарт фактически трактовал как отношение любого отрезка к единичному (хотя саму формулировку дал позднее И. Ньютон). В переписке Декарта содержатся и другие его открытия.
(Этот конкурс оценивается в 5 баллов).
ВЕДУЩИЙ 2. Проведем разминку « Кто быстрее и умнее». Каждой команде в течение 5 минут будет задано по 12 вопросов. Правильный ответ оценивается в 1 балл.
Вопросы команде 9 – Д класса:
1.В комнате горело 7 свечей. Проходил мимо человек и потушил 2 свечи. Сколько свечей осталось. (2 – остальные сгорели ).
2.Заглавие какого литературного произведения начинается с числа 12. ( 12 месяцев ).
3. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут варят 5 яиц? ( 4 минуты ).
4. Утверждение, которое доказывается. ( теорема).
5. Непересекающиеся прямые на плоскости. ( параллельные прямые )
6. Какой хищный зверь падок до малины? ( медведь )
7. √0 = ? ( 0 )
8. Сын моего отца, а мне не брат. Кто это? ( Я сам )
9. Отношение противолежащего катета к гипотенузе. ( Синус острого угла прямоугольного треугольника)
10. Что это за формула
11. Решить уравнение 5х⁴ = 0. ( 0 )
12. Ребус. ТРАВА.
ВЕДУЩИЙ 1. А теперь вопросы ко второй команде:
1.Полтора судака стоят полторы гривен. Сколько стоят 13 судаков?
(13 гривен )
2. Заглавие какого литературного произведения начинается с числа 20?
( 20 лет спустя )
3. Часы с боем отбивают за 1 секунду один удар. Сколько времени понадобится часам, чтобы они отбили 12 ударов?
( 11 секунд )
4. Направленный отрезок.
( вектор )
5. Что можно провести через любые две точки?
( прямую )
6. Куда зайцу бежать труднее: с горы или в гору?
( в гору )
7. 1⁵ = ?
( 1 )
8. Сколько яиц можно съесть натощак?
( 1 )
9. Что это за формула
( площадь круга )
10. Решить уравнение √3∙х = 0.
( 0 )
11. Отношение прилежащего катета к гипотенузе.
( косинус острого угла прямоугольного треугольника )
12. Ребус. ДРОВА.
ВЕДУЩИЙ 2. А сейчас подведем итоги конкурсов. Слово жюри. Просим жюри оценить 1)ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ, 2) РАЗМИНКА.
ВЕДУЩИЙ 1. Команды заполняют кроссворды, а болельщики составляют слова из букв слова «АРИФМЕТИКА». Слова называют поочередно болельщики каждой команды, чья команда болельщиков назовет последнее слово та и выигрывает, и приносит команде игроков 1 балл. Начинает отгадывать слова команда болельщиков 9 – В класса.
ВЕДУЩИЙ 2. Конкурс « Заморочки из бочки»
А теперь для наших важных
Шифровальщиков отважных
Уравнение получить,
А потом его решить.
Выдать правильный ответ
Вот в чем главный ваш секрет.
Команды получают задачи на составление уравнения.
СТАРИННЫЕ ЗАДАЧИ:
Ответ: 36 гусей.
2.Говорят, что на вопрос о том, сколько у него учеников, древнегреческий математик Пифагор ответил так: « Половина моих учеников изучает математику, четвертая часть изучает природу, седьмая часть проводит время в молчаливом размышлении, остальную часть составляют 3 девы». Сколько учеников было у Пифагора? (оценивается в 3 балла)
Ответ:28 учеников.
ВЕДУЩИЙ 1. Пока команды решают, давайте проверим, действительно ли расстояние от Земли до Солнца равно толщине волоса.
УЧИТЕЛЬ. Пусть а – расстояние от Земли до Солнца , а b – толщина волоса. Среднее арифметическое обозначим v. Имеем: а + b= 2v, a = 2v–b,
a – 2v = b. Перемножим по частям два последних равенства, получаем a2 – 2ab = b2 – 2bv. Прибавим к каждой части v2, получим
a2 – 2av + v2 = b2 – 2bv + v2 или
( a – v )2 = ( b – v )2 , т. е.
a – v = b – v ,и ,значит,
a = b. Где мы ошиблись?
ВЕДУЩИЙ 2. Продолжается конкурс. Команды передают решение старинных задач в жюри. А мы вызываем капитанов команд. Капитаны вытаскивают по очереди вопросы и после обдумывания отвечают. На обдумывание вопроса дается 1 минута. За правильный ответ 1 балл.
1.Портной имеет кусок сукна 18 метров. Ежедневно отрезает от него по 3 метра. На какой день он это сделает последний раз.
(на 5 день )
ВЕДУЩИЙ 1. Слово жюри. Оцениваются кроссворды и конкурс « Заморочки из бочки».
ВЕДУЩИЙ 2. Но о главных наших людях
Мы забыли - вот беда
Это наши капитаны
Ну – ка выйдете сюда.
ВЕДУЩИЙ 1. Капитаны отрывают по очереди лепестки ромашки и отвечают на вопросы. В случае подсказки капитану с команды снимается один балл. Правильный ответ оценивается в 1 балл.
1. Сказать любую поговорку с использованием чисел.
2. Как пятью единицами записать 100. ( 111 – 11 )
3. В семье 5 сыновей и у каждого есть сестра. Сколько детей в семье. ( 6 )
4. Сколько горошин может войти в один стакан. ( ни одной их можно вложить )
5. Что нужно сделать, чтобы отпилить ветку, на которой сидит ворона, не потревожив ее. (подождать, когда она улетит )
6. Что у человека под ногами, когда он идет по мосту зимой. ( подошва сапог )
ВЕДУЩИЙ 2. Бой труден был
Но без потерь
Итоги надо подвести теперь.
Слово предоставляется жюри.