Сценарий внеклассного мероприятия по математике для 9класса :"Интеллектуальный марафон"

Про матеріал

Интеллектуальный марафон - внеклассное мероприятие для учащихся 9 классов, которое способствует развитию логического мышления, интереса к математике, воспитывает стремление к преодолению трудностей в достижении цели, формирует умение работать в группах.

Зміст архіву
Перегляд файлу

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН (9класс)

ЦЕЛИ:

             1)ПОВЫСИТЬ ИНТЕРЕС  УЧАЩИХСЯ К ПРЕДМЕТУ МАТЕМАТИКИ

             2)РАЗВИВАТЬ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

            3)ВОСПИТЫВАТЬ ЧУВСТВО ВЗАИМОПОМОЩИ, ОТВЕТСТВЕННОСТИ, УВАЖЕНИЯ К СЕБЕ И                     

               СВОИМ СОПЕРНИКАМ

            4)ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ИСТОРИЕЙ МАТЕМАТИКИ

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К КОНКУРСУ:

 1)ПОДГОТОВИТЬ МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ВИКТОРИНЫ

 2)ОФОРМИТЬ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К КОНКУРСАМ

 3)ПОДГОТОВИТЬ ПРОТОКОЛЫ ДЛЯ ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНОК

 4) ПРИНЕСТИ ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ  (5 МИНУТ, 3 МИНУТЫ, 1 МИНУТА )

 5) ПРИГЛАСИТЬ ЖЮРИ

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ:

 1)ОРГАНИЗОВАТЬ КОМАНДУ

 2)ПРИДУМАТЬ НАЗВАНИЕ КОМАНДЫ, ПОДГОТОВИТЬ ЭМБЛЕМЫ

 3)ВЫБРАТЬ КАПИТАНА

 

   ХОД  МЕРОПРИЯТИЯ

УЧИТЕЛЬ. Дорогие друзья! Начинаем викторину по математике для учащихся 9-х классов. Участие принимают  «самые – самые» из 9 – В и 9 – Д классов. Сегодня мы узнаем, кто из вас самый находчивый, самый эрудированный, самый  смекалистый, самый – самый.

ВЕДУЩИЙ 1.    Чтоб испытать смекалку вашу

                   Мы запаслись терпенья чашей

                    И здесь собрались в этот час

                    Быть может не в последний раз.

                    Дадим вам времени немного

                    И вынесем на строгий суд

                   Ответы ваши по порядку

                    На все вопросы и загадки.

                    Хотим командам пожелать

                    Победу честно одержать

                    И в этом небольшом сраженье

                    Не знать обид и поражений.

ВЕДУЩИЙ 2.  Итак, между вами будет много споров. Вы, конечно же, считаете, что ваша команда самая лучшая и заслуживает самой высокой оценки. И потому, чтобы справедливость восторжествовала, мы решили создать судейскую коллегию. Нашу викторину судит жюри. (Представление членов жюри)

ВЕДУЩИЙ 1.  Каждая команда приготовила интересное сообщение об ученом – математике  Рене Декарте. Он родился во Франции 31 марта 1596 г. Рене получил от отца небольшое наследство, которое позволило ему посвятить свою жизнь науку и путешествиям. С 1604 г. по 1612 г. Декарт обучался в иезуитском колледже, где получил хорошее образование.

            Дадим слово команде 9 – В класса.

     В колледже Рене провел восемь с половиной лет. В семнадцать лет он вернулся домой. Рене забросил книги и научные занятия и проводил все время в верховой езде и фехтовании. Но было бы ошибочно думать, что мысль его в это время спала. У этого творческого ума всякие впечатления тотчас же перерабатывались в законы и обобщения: результатом его  фехтовальных забав явился  «Трактат о фехтовании». После полутора лет рассеянной жизни юноша погрузился в изучение математики – главным образом, геометрии и анализа древних. В 1617 году Декарт надевает мундир волонтера нидерландской армии. И теперь он живет в Бреде. От жалованья он отказывается, чтобы быть свободным от всех обязанностей, не ходит даже на парады, сидит дома и занимается математикой.  «10 ноября 1619 года я начал понимать основания чудесного открытия», – пишет в своем дневнике Декарт. Этим чудесным открытием было открытие основ аналитической геометрии. Сущность аналитической геометрии состоит в приложении алгебры к геометрии и обратно – геометрии к алгебре. Всякая  кривая может быть выражена уравнением между двумя переменными величинами, и обратно – всякое уравнение с двумя переменными может быть выражено кривой. Изобретатель нового метода ясно осознавал все его громадное значение и общность. Но, вскоре,  Декарт,   по – видимому, пришел к убеждению, что с  одной идеей, хотя бы, великой и гениальной, произвести реформу науки нельзя. Скитания продолжились -  вместе с армией Декарт побывал сначала в Праге, затем в Венгрии и Брюсселе. В 1623 году Рене появляется в Париже. Затем новые путешествия по Европе. В 1625 году Декарт возвращается во Францию, но вскоре снова покидает ее и уезжает в Голландию. В Голландии ему нравится сам строй жизни деятельного народа, «более заботящегося о своих делах, чем любопытного к чужим». Декарт прославил свое имя большим количеством трактатов по математике и философии. Основные из них:  «Геометрия» (1637), «Рассуждения о методе…» (1657), «Начала философии» (1644).

ВЕДУЩИЙ1.  Продолжит повествование о Рене Декарте команда  9 – Д класса.

       В «Начала философии»  вошли сочинения Декарта о мире (космосе), которые он намеревался издать еще в 1633 году. Здесь он изложил грандиозную программу создания теории природы, руководствуясь своим методологическим правилом брать за основу наиболее простые ясные положения. Еще в «Рассуждении о методе…» Декарт подверг анализу всевозможные исходные положения, сомневаясь в справедливости любого из них, в том числе и в положении «Я существую». Однако сомнение уже есть мысль. Отсюда знаменитое положение Декарта: «Я мыслю –  следовательно, существую». В конце- концов на него обратила свое внимание шведская королева Христина. Она попросила Декарта давать ей уроки философии. Королева прислала за ним военный корабль, и в конце 1649 года он ступил на землю Швеции. Королева Христина нашла, что к занятиям философией нужно приступать со свежей головой, и наиболее подходящим временем для этого выбрала пять часов утра. Декарт, которому даже его воспитатели – иезуиты разрешали, в виду слабого его здоровья, оставаться в постели до позднего часа, принужден был в суровую северную зиму задолго до рассвета отправляться во дворец, причем ему приходилось проезжать через длинный, открытый со всех сторон ветру мост. Зима стояла необычайно суровая. В одну из своих поездок Декарт простудился и по возвращении из дворца  слег: у него обнаружилось  воспаление легких. 11 февраля 1650 года, на девятый день болезни, Декарта не стало. Вклад его в развитие математики огромен. В декартовой системе координат получили реальное истолкование отрицательные числа. Действительные числа Декарт фактически трактовал как отношение любого отрезка к единичному (хотя саму формулировку дал позднее И. Ньютон). В переписке Декарта содержатся и другие его открытия.

(Этот конкурс оценивается в 5 баллов).

ВЕДУЩИЙ 2.  Проведем разминку « Кто быстрее и умнее». Каждой команде в течение 5  минут будет задано по 12 вопросов. Правильный ответ оценивается в 1 балл.

Вопросы команде 9 – Д класса:

1.В комнате горело 7 свечей. Проходил мимо человек и потушил 2 свечи. Сколько свечей осталось. (2 – остальные сгорели ).

2.Заглавие какого литературного произведения начинается с числа 12. ( 12 месяцев ).

3. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут варят 5 яиц? ( 4 минуты ).

4. Утверждение, которое доказывается. ( теорема).

5.  Непересекающиеся прямые на плоскости. ( параллельные прямые )

 

6.  Какой хищный зверь падок до малины?  ( медведь )    

 

7. √0 = ? ( 0 )

8. Сын моего отца, а мне  не брат. Кто это? ( Я сам )

9. Отношение противолежащего катета к гипотенузе. ( Синус острого угла прямоугольного треугольника)

10. Что это за формула 

11. Решить уравнение 5х⁴ = 0. ( 0 )

12. Ребус.  ТРАВА.

ВЕДУЩИЙ 1.   А теперь вопросы ко второй команде:

1.Полтора судака стоят полторы гривен. Сколько стоят 13 судаков?

(13 гривен )

2. Заглавие какого литературного произведения начинается с числа 20?

( 20 лет спустя )

3. Часы с боем отбивают за 1 секунду один удар. Сколько времени понадобится часам, чтобы они отбили 12 ударов?

( 11 секунд )

4. Направленный отрезок.

( вектор )

5. Что можно провести через любые две точки?

( прямую )

6. Куда зайцу бежать труднее: с горы или в гору?

( в гору )

7. 1⁵ = ?

( 1 )

8. Сколько яиц можно съесть натощак?

( 1 )

9. Что это за формула 

( площадь круга )

10. Решить уравнение √3∙х = 0.

( 0 )

11. Отношение прилежащего катета к гипотенузе.

( косинус острого угла прямоугольного треугольника )

12. Ребус. ДРОВА.

ВЕДУЩИЙ 2.  А сейчас подведем  итоги конкурсов. Слово жюри. Просим жюри оценить  1)ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ, 2) РАЗМИНКА.

ВЕДУЩИЙ 1. Команды заполняют кроссворды, а болельщики  составляют слова из букв слова  «АРИФМЕТИКА». Слова называют поочередно болельщики каждой команды,  чья команда болельщиков назовет последнее слово та и выигрывает, и приносит команде игроков 1 балл.  Начинает отгадывать слова команда болельщиков 9 – В класса.

ВЕДУЩИЙ 2. Конкурс  « Заморочки из бочки»

      А теперь для наших важных

       Шифровальщиков отважных

       Уравнение получить,

        А потом его решить.

        Выдать правильный ответ

       Вот в чем главный ваш секрет.

Команды получают задачи на составление уравнения.

СТАРИННЫЕ ЗАДАЧИ:

  1. Летела стая гусей, а навстречу им летит один гусь и говорит: «Здравствуйте, сто гусей!» «Нас не сто гусей, - отвечает ему вожак стаи, - если бы нас было столько, сколько теперь, да  еще столько, да пол столько, да четверть столько, да еще ты гусь, с нами, так тогда нас было бы сто гусей».  Сколько было в стае гусей? (Оценивается в 3 балла )

Ответ: 36 гусей.

2.Говорят, что на вопрос о том, сколько у него учеников, древнегреческий математик  Пифагор ответил так: « Половина моих учеников изучает математику, четвертая часть изучает природу, седьмая часть проводит время  в молчаливом размышлении, остальную часть составляют 3 девы». Сколько учеников было у Пифагора? (оценивается в 3 балла)

Ответ:28 учеников.

 

 

ВЕДУЩИЙ 1. Пока команды решают, давайте проверим, действительно ли расстояние от Земли до Солнца равно толщине волоса.

УЧИТЕЛЬ. Пусть  а – расстояние от  Земли до Солнца , а  b – толщина волоса. Среднее арифметическое обозначим v. Имеем:      а + b= 2v,    a = 2vb,

a – 2v = b. Перемножим по частям  два последних равенства, получаем              a2 – 2ab = b2 – 2bv. Прибавим  к каждой части v2, получим

a2 – 2av + v2 = b2 – 2bv + v2 или

( av )2 = ( bv )2 , т. е.

av = bv ,и ,значит,

a = b. Где мы ошиблись?

ВЕДУЩИЙ 2. Продолжается конкурс. Команды передают решение старинных задач в жюри. А мы вызываем капитанов команд. Капитаны вытаскивают по очереди вопросы и  после обдумывания отвечают. На обдумывание вопроса дается 1 минута. За правильный ответ 1 балл.

 1.Портной имеет кусок сукна 18 метров. Ежедневно отрезает от него по 3 метра. На какой                       день он это сделает последний раз.

(на 5 день )

  1. Прилетели галки и стали садиться на палки. Если на каждую палку сядет по 2 галки , то одна палка останется лишней. Сколько было палок и сколько галок. (4 галки и 3 палки )
  2. Который сейчас час, если оставшаяся часть суток, вдвое больше прошедшей. ( 8 час )
  3. Когда произведение двух чисел равно частному? ( Когда имеем числа 1 и -1 )
  4. Один из углов равнобедренного треугольника содержит 380.  Какой это треугольник? (остроугольный или тупоугольный)
  5. Блокнот и калькулятор стоят 11 гривен, а калькулятор на 10 гривен дороже. Сколько стоит калькулятор и блокнот в отдельности? ( 10,5 гривен и 0,5 гривен )
  6. В каком треугольнике сумма двух его углов  равняется третьему? ( В ПРЯМОУГОЛЬНОМ)
  7.    Сколько будет , если 10 разделить на десятую часть? ( 100 )

ВЕДУЩИЙ 1. Слово  жюри. Оцениваются кроссворды и конкурс « Заморочки из бочки».

ВЕДУЩИЙ 2.  Но о главных наших людях

              Мы забыли   -  вот беда

               Это наши капитаны

               Ну – ка выйдете сюда.

ВЕДУЩИЙ 1. Капитаны отрывают по очереди лепестки ромашки и отвечают на вопросы. В случае подсказки капитану с команды снимается один балл. Правильный ответ оценивается в 1 балл.

 1.   Сказать любую поговорку с использованием чисел.

 2.   Как пятью единицами записать 100. ( 111 – 11 )

 3.   В семье 5 сыновей и у каждого есть сестра. Сколько детей в семье. ( 6 )

 4.   Сколько горошин может войти в один стакан. ( ни одной их можно вложить )

 5.   Что нужно сделать, чтобы отпилить ветку, на которой сидит ворона, не потревожив ее.    (подождать, когда она улетит )

 6.   Что у человека под ногами, когда он идет по мосту зимой. ( подошва сапог )

ВЕДУЩИЙ 2.     Бой труден был

        Но без потерь

       Итоги надо подвести теперь.

 

Слово предоставляется жюри.     

 

 

 

 

 

 

 

 

zip
Додано
5 березня 2018
Переглядів
1294
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку