Цель:обратить внимание учащихся на то, зачем нужно изучать и знать язык; совершенствовать умение анализировать текст;развивать речь пятиклассников; пробуждать интерес к изучению русского языка
Презентация урока на тему: «Язык – средство общения и познания» (5 класс)
Номер слайду 2
Цели: обратить внимание учащихся на то, зачем нужно изучать и знать язык совершенствовать умение анализировать текст развивать речь пятиклассников пробуждать интерес к изучению русского языка Тип урока: практическая работа Оборудование: серия тематических рисунков "Общение и познание" ксерокопия текста (на каждую парту), библиотечка словарей (словари синонимов, орфографический, толковый) карточки с опорными словами (для ситуативных заданий)
Номер слайду 3
Мотивационная беседа Рассмотрите рисунки. Расскажите по ним, для чего людям нужен язык.
Номер слайду 4
Какова роль речи в жизни людей ? . Они передают и принимают информацию с помощью речи рассказывают, слушают. Персонажи читают, пишут, разговаривают
Номер слайду 5
Язык и речь Язык и речь взаимосвязаны Язык-это система средств (слов словосочетаний, предложений, текстов), которые существуют для общения. Речь-это общение с помощью языковых средств. Речь невозможно без языка Без речи язык становится мёртвым
Номер слайду 6
РЕЧЬ бывает устная письменная выражается звуками буквами мы её слышим видим
Номер слайду 7
Наши исследования: Как связаны жизнь человека и язык? О чем человек узнает с помощью слов? Можно ли думать без слов?
Номер слайду 8
Работа с текстом При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Эзоп
Номер слайду 9
Работа со словарными статьями ЯЗЫК. 1. Подвижный мышечный орган в полости рта, являющийся органом вкуса человека, участвующий в образовании звуков речи. Коровий язык. 2. В колоколе: металлический стержень, производящий звон ударом о стенки. Чугунный язык. 3. Перен. О чем-либо, имеющем удлинённую форму. Языки пламени. ЯЗЫК. 1. Система звуковых, словарных и грамматических средств, являющаяся средством общения и познания. Славянские языки. 2. Совокупность средств выражения в словесном творчестве, стиль. Язык Пушкина. 3. Речь, способность говорить. Владеть языком. 4. Система знаков, передающих информацию. Язык жестов. 5. Перен. То, что выражает, объясняет собой что-нибудь. Язык цветов. 6. Перен. Пленный, от которого можно получить нужные сведения. Захватить языка.
Номер слайду 10
Впишите в пустые клетки названия животных. С помощью найденного шифра отгадайте новое слово. язык
Номер слайду 11
Мини-высказывание. Напишите сочинение - миниатюру. Опорные слова и словосочетания: сборы в поход, неглубокая речка, купаться, загорать вместе с ребятами, ставить палатку, ходить за ягодами, ловить рыбу, соревноваться, много друзей, было хорошо.
Номер слайду 12
Ситуативная работа в творческих группах "На улице". Прохожий спрашивает вас, как пройти к библиотеке. Библиотека находится за углом. "Дома". Вы пришли домой в отличном настроении и сообщаете родителям, что получили 10 баллов по лите ратуре. "У бабушки". Бабушка предлагает вам съесть кашу, а вы отказываетесь. Как вы это сделаете молча, но что бы не обидеть бабушку?
Номер слайду 13
Подумай! Дорожные знаки- это речь? Конечно! Это письменная речь. Они помогают нам соблюдать правила ДАИ. это светофор Стой жди иди
Номер слайду 14
ВЫВОД: Не будь языка, мы бы не узнали сейчас так много интересного. Мы убедились, что только с помощью языка люди могут обмениваться мыслями, информацией, выражать свои чувства, узнавать новое.