Урок 7 Происхождение названий народов и географических объектов. Историко-этнографические регионы Украины.

Про матеріал

История Украины 5 класс Дата проведения:

Тема: Происхождение названий народов и географических объектов. Историко-этнографические регионы Украины.

Цель: сформировать у учащихся понятие о науках «топонимика» и «этнонимика», выяснить их роль в исторической науке, значение этнонима «Украина»; развивать навыки работы с учебником и исторической картой; воспитывать учеников сознательными представителями своего этноса.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: понятия «этнонимика», «топонимика»; контурные карты; карта Историко-этнографические регионы (16 каб.)

Перегляд файлу

История Украины     5 класс   Дата проведения:

Тема: Происхождение названий народов и географических объектов. Историко-этнографические регионы Украины.   

Цель: сформировать у учащихся понятие о науках «топонимика» и «этнонимика», выяснить их роль в исторической науке, значение этнонима «Украина»; развивать навыки работы с учебником и исторической картой; воспитывать учеников сознательными представителями своего этноса.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: понятия «этнонимика», «топонимика»; контурные карты; карта Историко-этнографические регионы (16 каб.)

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

 Проверка заполнения таблицы

III. Мотивация учебной деятельности

 Каждый город или село, река или море всегда имеют свои названия. Каждую гору, каждый холм люди как-то называют. Ну, а ученые долго не гадали, и все географические названия назвали – топонимами. Изучение исторических географических названий позволяет нам добыть дополнительную историческую информацию.

 Сегодня на уроке мы с вами ознакомимся с двумя науками, которые являются вспомогательными историческими науками. Помогают историкам в изучении истории.

IV. Изучение нового материала

1.Происхождение названий народов на территории Украины

 Исследую прошлые времена историки обращаются к названиям сел, поселков, городов, рек, озер и т.д., поскольку их названия достигают самой древности. Каждое из них имеют свою историю происхождения. Разобраться с названиями историкам помогают науки: этнонимика и топонимика.

 Работа с учебником с.28 (работа с понятиями)

 Что изучают эти науки?

 Этнонимика – наука изучающая происхождение народов.

 Топонимика – наука, изучающая происхождение географических названий местности.

 Соответственно:

Топонимы – это географические названия.

Этнонимы – названия народов.

 Упражнение

 Записать приведенные названия в соответствующий столбик.

Одесса, одесситы, Чернигов, украинцы, Десна, Болгарийка, болгары, Галичина, поляне, белорусы, Днепр, Ялпуг.

Топонимы

Этнонимы

 

 

 Давайте вспомним, какие древние названия использовали наши предки для определения своей территории (нашего государства)?

 Ориентировочный ответ: Куявия, Русь, Русь-Украина.

 Назовите старый топоним (название) нашего села?

 Ориентировочный ответ: Болгарийка

 Названия народов могут рассказать очень много о их носителях. Наших предков называли славянами. Славян, которые жили в древние времена, еще называли «древними славянами». Именно древние славяне являются предками всех славянских народов. Жили они племенами, а иногда объединялись в племенные объединения или союзы племен.

 Причерноморские степи в разные времена были заселены предками славян: киммерийцами, скифами, сарматами.

 Сегодня на уроке мы попробуем с вами самостоятельно изучать материал учебника, а после делиться информацией с одноклассниками.

 Самостоятельная работа с учебником с. 28-30 (три группы)

1 группа Киммерийцы

2 группа Скифы

3 группа Сарматы

 1 группа: Какой первый народ, который жил на территории современной Украины, известен под собственным названием?

 2 группа: Какие инструменты хозяйственной деятельности, согласно легенде, появились во времена скифов? (плуг, топор, чаша).

 3 группа: Какое племя существовало среди сармат?

 Амазонки — в древнегреческой мифологии народ, состоявший исключительно из женщин, не терпевших при себе мужей, выходивший в походы под предводительством своей царицы и образовавший особое воинственное государство. По легенде амазонки произошли от Ареса и Гармонии. Для воспроизведения потомства амазонки вступали в связь с мужчинами других народов. Родившихся мальчиков они отсылали отцам (по другой версии — убивали), из девочек воспитывали новых амазонок.                                                       

2. Историко-этнографические регионы Украины

 В Украине исторически сложились 15 историко-этнографических регионов.

 Работа с учебником с.31 (работа с термином)

 Историко-этнографический регион – это этнотерриториальное формирование в границах одного этноса, который является самобытным. 

 Работа с учебником с. 30 (1 абзац)

Назовите, на какие историко-этнографические области разделена территория Украины?

 Робота с контурными картами

Нанести на контурную карту историко-этнографические области Украины

 

V. Обобщение и систематизация знаний

 Что такое этнонимика?

 Приведите примеры этнонимов?

 Что такое топонимика?

 Приведите примеры топонимов?

 Какие народы, являются предками украинцев?

 Назовите историко-этнографические регионы Украины? 

VI. Домашнее задание

 Изучить параграф 5 с. 28-31

 Найти происхождение названий топонимов города Одесса, Болград, села Зализничное (один по желанию)

 

 

 

 


 

Этнонимика – наука изучающая происхождение народов.

Топонимика – наука, изучающая происхождение географических названий местности.

Историко-этнографический регион

– это этнотерриториальное формирование в границах одного этноса, который является самобытным.


 

docx
Додано
2 серпня 2019
Переглядів
1583
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку