Урок литературы в 8 классе
Тема. Развитие умений работы над текстом художественного произведения. Обучение анализу сцен драматического произведения. В.Шекспир «Ромео и Джульетта».
Цель дидактическая: совершенствовать навыки анализа художественного произведения (в частности драматического), показать специфику драматического произведения, закрепить понятия «сюжет», «экспозиция», «завязка», «кульминация», «развязка», формировать интерес к творчеству В. Шекспира.
Цель развивающая: развивать умение работать с текстом, развивать психологическую чуткость, развивать навык выразительного чтения.
Цель воспитательная: воспитывать внимание к личности человека, его переживаниям.
Тип урока. Урок развития связной речи.
В драме всё действенно: слово, мысль, чувство, жест, взгляд, паузы и даже само бездействие.
Е. Горбунова
Ход урока
І.Оргмомент.
ІІ.Актуализация опорных знаний.
1.Игра «Найди ошибку»
Роды литературы: - лирика
Композиция - столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия
Фабула - построение художественного произведения
Конфликт - основные события произведения, изложенные без дополнительных деталей
2.Игра «Найди определение»
... - круг жизненных вопросов, на которых сосредоточил внимание писатель в своём произведении (тема)
... - сложный вопрос, поставленный в литературном произведении (проблема)
...- круг проблем, затронутых автором в произведении
... - обобщённая мысль, которая лежит в основе художественного произведения (идея)
... - изображает острые непримиримые конфликты (трагедия)
3.«Ассоциативная цепочка»
Трагедия -
Любовь -
4.Работа над высказыванием Е.Евтушенко
«Почему настоящая любовь и трагедия- это два каторжника, скованные одной цепью? Потому что любовь есть такое совершенство мира, которому завидует всё несовершенство и стремится его задушить»
-Как вы понимаете данное выражение? Когда мы говорим «трагедия» и «любовь», сразу вспоминается трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта».
Сегодня на уроке мы научимся анализировать драматическое произведение.
ІІІ. Сообщение темы урока, постановка целей.
IV. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий.
Анализ. 1.Метод научного исследования, состоящий в расчленении целого на составные элементы.2. Разбор, рассмотрение чего-либо.
План анализа драматического произведения
1.История создания произведения.
2.Конфликт драматического произведения, его своеобразие.
3.Композиция пьесы.
4.Действующие лица и их группировка.
5.Анализ отдельных сцен, явлений.
6.Речевая характеристика персонажей. Связь характера и слова.
7.Тема, идея, смысл названия, проблематика
Есть в мире литературы имена героев, которые знакомы всем, даже если человек не читал самого произведения. Эти имена стали символами определённых ценностей: чести, благородства, преданности, любви. Над ними не властны ни люди, ни смерть.
В конце 16 века, точнее - в 1596 году английский драматург Уильям Шекспир создал пьесу, которая стала бессмертной, дала жизнь балету Сергея Прокофьева, опере Шарля Гуно, множеству рисунков, существует ряд экранизаций трагедии. Это трагедия В. Шекспира «Ромео и Джульетта».
Закройте глаза, давайте перенесёмся в 16 век и встретимся с...
Звучит музыка. Выходит ученик, который представляет Шекспира.
4.Пресс - конференция с Шекспиром.
Ученик от лица Шекспира рассказывает об истории создания трагедии «Ромео и Джульетта»
Учащиеся задают вопросы Шекспиру.
5.Ролевая игра «Съёмка кинофильма»
(5-7 минут на выполнение заданий)
-распределение ролей, объяснение заданий:
*режиссёр и его ассистент (работа в паре): определить жанр фильма, композицию трагедии;
*группа психологов (работа в группе- 4 человека): составить схему «Действующие лица, главные и второстепенные, их группировка». Ромео и Джульетта - изменились ли они со времени их первой встречи (доказать словами из текста)
В то время, пока выполняют задания:
Звучит музыкальный фрагмент из балета С.Прокофьева «Ромео и Джульетта» (2-3 минуты)
Беседа с учащимися, которые не задействованы в игре «Съёмка кинофильма» (За ответ каждый ученик получает перо)
-Какое настроение воплощено в музыке? (тема вражды)
Показ репродукций картин М.Врубеля «Голова Демона» и «Ангел с кадилом и свечой»
-Где происходит действие трагедии? (в Вероне)
-С какими героями у вас ассоциируется этот музыкальный отрывок?
Почему?
-В чём необычность ситуации, в которой оказались главные герои? -Где впервые встретились Ромео и Джульетта? Найдите в тексте. Музыка.
Физкультминутка (на балу с Ромео и Джульеттой)
1.Учащиеся работают над предоставленными им заданиями
После выступления режиссёра, расположить иллюстрации на доске согласно композиции трагедии.
2.Выступления учащихся (по заданиям), анализ услышанного, самостоятельное составление конспектов выступлений.
(За ответ каждый ученик получает перо)
После выступления консультантов, инсценировка.
1. Инсценировка сцены «На балконе» (на английском языке)
-Во время просмотра сцены определите и запишите ключевые слова данного эпизода.
На доске:
Встреча на балконе
Любовь, счастье
-Какую сцену сыграли юные актёры?
-Назовите ключевые слова данной сцены
-Почему символом данной сцены может служить луна?
2.Демонстрация кинофрагмента.
Во время просмотра киноэпизода учащиеся заполняют таблицу
Герой |
Душевное состояние |
Ромео |
|
Джульетта |
|
-Совпали ли ваши представления о главных героях с увиденным?
-Предчувствовали ли герои свою смерть?
Выступление детективов
3.Чтение фрагмента стихотворения А.Кочеткова «С любимыми не расставайтесь»
4.Слово учителя.
-Трагедия - это драматическое произведение, в котором изображается столкновение героя с миром, его гибель и крушение идеала. Но в пьесе Шекспира нет трагедии, чувство героев торжествует. Хотя сами они погибают, отстаивая свой идеал. По традиции переводчики Шекспира всегда последнюю фразу представляют так:
Нет повести печальнее на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте.
Но, я думаю, мы можем предложить свой вариант заключительной строки, ведь история юных героев живёт в веках, не оставляя равнодушными никого, а имена Ромео и Джульетты вызывают у нас самые восторженные чувства, уважение к их стойкости и верности.
Нет повести прекраснее на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте
Ромео и Джульетта всегда были символом любви и верности. И несмотря на то, что смерть разъединила героев, они навсегда остались вместе
Объединение половинок сердца, на которых имена главных героев.
-Объясните эпиграф к уроку.
Учащиеся подсчитывают количество полученных за ответы перьев
(1 перо соответствует 2 баллам)
Объяснение домашнего задания: написать письмо Ромео или Джульетте,