11 класс. Математика
Тема урока: Решение упражнений на нахождение первообразных.
Цели урока:
Дидактическое оснащение урока: учебник, таблицы производных, карточки для самостоятельной работы, рефераты, листок самооценки.
Тип урока: комбинированный.
План урока:
Ход урока:
БАЛЛЫ
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬ- НОСТИ |
12
|
11
|
10 |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
ПОДГОТОВКА К УРОКУ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РАБОТА В ГРУППЕ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РЕШЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПОДГОТОВКА ВЫСТУПЛЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Актуализация знаний о правилах вычисления первообразной через распознавание этих правил по формуле заданной функции.
Учитель: На прошлом уроке мы рассматривали правила нахождения первообразных.
Обратите внимание: на доске записаны формулы некоторые функции:
1) f(x) = ½ x – 2; 2) f(x) = 2cosx; 3) f(x) = 8 – 5x + 10х2;
4) f(x) = x + 3; 5) f(x) = (4 – 3х)9; 6) f(x) = -4sin3x; 7) f(x) = 12 + 15x; 8) f(x) = 4x; 9) f(x) = x – 2 + х2
Назовите номера тех примеров, первообразная которых находится только по одному из правил:
а) по правилу суммы;
б) по правилу умножения на постоянный множитель;
в) по правилу сложной функции.
И почему? Поясните свой ответ. (Метод «Микрофон»).
Учащиеся: а) Только по первому правилу находятся первообразные функций № 4 и № 9, так как здесь встречается только сумма или разность табличных функций. (Учащиеся называют ответы).
б) Только по второму правилу находятся первообразные функций № 2 и № 8, так как табличные функции умножаются на некоторое число. (Учащиеся называют ответы).
в) Только по третьему правилу находятся первообразные функций № 1 и № 5, так как данные функции являются сложными, а внутренние функции – линейные. (Учащиеся называют ответы).
Учитель: А какие правила нужны для функции под номером три?
Учащиеся: Первообразная этой функции находится и по первому, и по второму правилу. (Учащиеся называют ответ).
Учитель: А какие правила нужны для функции под номером шесть?
Учащиеся: Первообразная этой функции находится и по второму, и по третьему правилу. (Учащиеся называют ответ).
Учитель: А какие правила нужны для функции под номером семь?
Учащиеся: Первообразная этой функции находится и по первому, и по второму правилу. (Учащиеся называют ответ).
Учитель: Итак, давайте ещё раз вспомним, в каких случаях решаем по первому правилу?
Учащиеся: Если встречаются сумма или разность функций.
Учитель: Попробуйте проговорить это правило словами.
Учащиеся: Первообразная суммы (разности) равна сумме (разности) первообразных.
Учитель: В каких случаях решаем по второму правилу?
Учащиеся: Когда функция умножается на некоторое число.
Учитель: Попробуйте проговорить это правило словами.
Учащиеся: Если функция умножается на некоторое число, то и её первообразная умножается на это число.
Учитель: В каких случаях решаем по третьему правилу?
Учащиеся: Когда дана сложная функция, а ее внутренняя функция является линейной.
Учитель: Попробуйте проговорить это правило словами.
Учащиеся: Первообразная сложной функции, внутренняя функция которой является линейной, равна первообразной внешней функции, делённой на коэффициент линейной функции (коэффициент перед аргументом х).
2. Самостоятельная работа по нахождению общего вида первообразных с предварительным обсуждением возможных затруднений учащихся.
Учитель: На доске записаны примеры.
1) f(x) = x2 –cosx; 2) f(x) = -3; 3) f(x) = 10sinx; 4) f(x) = -2sin4x;
5) f(x) = 5x4 + x2 – ; 6) f(x) = (3x – 1)2; 7) f(x) =.
Ваша задача самостоятельно найти общий вид первообразных данных функций и выявить для себя, где вы затрудняетесь, т.к. после этого будет самостоятельная работа.
Учащиеся:
1) F(x) = x3/3 – sinx + C; 2) F(x) = -3x + C; 3) F(x) = -10cosx + C;
4) F(x) = ½ cos4x + C; 5) F(x) = x5 + x3/3 – 2; 6) F(x) = (3x – 1)3/9 + C;
7) F(x) = /3 + C.
Обсуждаются трудности, которые возникли у учащихся в ходе решения данного вида задания. Многие учащиеся не обратили внимание на формулировку задания: найти общий вид первообразных. Были ошибки и со знаками. В связи с этим повторялись способы самопроверки с помощью производной.
Творческие физкультминутки на координацию движений и психологическую разгрузку.
Микропаузы при утомлении глаз:
Учитель: А теперь проведём небольшую самостоятельную работу на 10 минут по карточкам.
(Работа в группах).
Общее задание: Найдите общий вид первообразных для данных функций.
Вариант-1: Вариант-2:
10) у = 4/sin2(10 – 5x). 10) у = 3/cos25x.
Проводится взаимопроверка работы по карточкам и выставление оценок.
Выступления о великом украинском математике М. В. Остроградском.
3. Нахождение первообразной, график, которой проходит через данную точку.
Учитель: Теперь наша задача разобраться, умеем ли мы решать более сложные задания. Откройте учебники и посмотрите № 466. Что требуется в этом задании?
Учащиеся: Для функции f найти первообразную, график которой проходит через точку Р.
Учитель: Как решаются задания данного вида?
Учащиеся:
Учитель: Чем отличаются сегодняшние задания от тех, которые мы выполняли раньше?
Учащиеся: В данных заданиях для нахождения первообразной надо применять правила.
Учитель: Поднимите руку, кто может выполнить эти задания самостоятельно. Проверьте потом себя, сверив свои решения с данными.
Итак, задание (а) №466 решаем у доски (один человек у доски), проговаривая каждый шаг.
Учащиеся: а) f(x) = 1+x2, Р(-3; 9).
1) F(x) – ?
F(x) = x + + C.
2) C – ?
9 = -3 + + C, C = 21
3) Ответ: F(x) = = x + + 21.
Учитель: Далее выполняем №466(б) и №467(a) (двое учеников без комментариев выполняют задания у доски).
Учитель: Теперь давайте подведём итог. Какой вид задания выполняли?
Учащиеся: Задания, в которых требовалось найти первообразную, график которой проходит через заданную точку.
Учитель: Как выполняются задания данного вида?
Учащиеся:
Учитель: Кто выполнял задания самостоятельно и не допустил ошибок? (учащиеся поднимают руки). У кого были ошибки при самостоятельной работе? В чем ошиблись? (учащиеся перечисляют). Что надо делать, чтобы избежать в будущем подобных ошибок? (учащиеся дают советы самим себе или друг другу). Кто не смог без помощи доски выполнить задание? В чем были трудности? Что делать, чтобы их преодолеть?
Учащиеся сдают «листок самооценки».
4. Постановка домашнего задания и подведение итогов урока.
Учитель: Посмотрите № 455, № 462. Есть ли вопросы по их выполнению? (пауза). Вы видите, что данные функции не такие простые. Как будете себя контролировать при нахождении первообразных? (Учащиеся: с помощью производных). Есть ли функции, которые надо перед нахождением первообразной каким-то образом преобразовать? (учащиеся выделяют случаи, когда требуется использовать определение степени с отрицательным целым показателем, некоторые называют и те случаи, когда используется определение степени с дробным показателем).
Учитель: Просмотрите задания сегодняшнего урока, с какими видами заданий работали?
Учащиеся: Когда требуется применение нескольких правил для нахождения первообразных; когда требуется найти первообразную, график которой проходит через заданную точку.
Учитель: Продолжите фразу