Родительское собрание 8 класс "Психологические особенности подросткового возраста"

Про матеріал
  • Подросток — уже не ребёнок, но ещё и не взрослый – это период между детством и юностью. Это один из наиболее кризисных возрастных периодов, связанный с бурным развитием всех ведущих компонентов личности и физиологическими перестройками, обусловленными половым созреванием. Подростковый возраст — трудное время и для детей, и для родителей, для педагогов. И не известно еще, кому труднее. Взрослые не знают, как себя вести с повзрослевшими чадами: запрещать или разрешать, а вчерашние дети пытаются самоутвердиться любыми способами. Этот период не зря считается самым конфликтным.
Перегляд файлу

Лиманская общеобразовательная школа № 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родительское собрание в 8классе


«Психологические особенности подросткового возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический психолог ОШ № 5

Давыденко  Евгения Альбертовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Лиман

 

Родительское собрание в 8-м классе
«Психологические особенности подросткового возраста».

 

Цель:

  1.               расширить знания родителей о возрастных особенностях  подросткового возраста,;
  2.               оказать помощь родителям в преодолении затруднений в общении с детьми –  подростками.

 

Задачи:

  •                   Выяснить, кто такой подросток с точки зрения учащихся и родителей;
  •                   Познакомить родителей с особенностями подросткового возраста;
  •                   Найти пути преодоления подросткового кризиса;
  •                   Определить правильное поведение родителей с детьми подросткового возраста.

 

Подростковый возраст (11-15 лет)

Подросток — уже не ребёнок, но ещё и не взрослый – это период между детством и юностью. Это один из наиболее кризисных возрастных периодов, связанный с бурным развитием всех ведущих компонентов личности и физиологическими перестройками, обусловленными половым созреванием.

 Подростковый возраст — трудное время и для детей, и для родителей,   для педагогов. И не известно еще, кому труднее. Взрослые  не знают, как себя вести с повзрослевшими чадами: запрещать или разрешать, а вчерашние дети пытаются самоутвердиться любыми способами. Этот период не зря считается самым конфликтным.

 

Нарушение слаженности в деятельности организма:

  •                   частая смена настроения;
  •                   депрессия;
  •                   неусидчивость и плохая концентрация внимания;
  •                   раздражительность;
  •                   импульсивность;
  •                   тревога;
  •                   агрессия и проблемное поведение.

 

Кризис 13 лет очень часто сравнивают с кризисом 3-х лет, только направлен он не на освоение пространства и предметные действия, а на освоение социального пространства, пространства человеческих взаимоотношений.

В психологической литературе этот этап называют этапом «второй перерезки пуповины». Ребёнок отделяется от родителей и уходит в свой мир — мир сверстников.

 Противоречие подросткового возраста заключается в том, что ребёнок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но в сочетании с избеганием взрослой ответственности. Подросток зачастую отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них.

 

Вот статистика, которую вы должны знать:

1. Подростковый период характеризуется высоким уровнем тревожности, озабоченности и неудовлетворенности своей внешностью.

2. В этот период жизни к нелюбимым чертам характера ребята относят физические характеристики.

3. 30% мальчиков и 20% девочек в возрасте 11-12 лет испытывают беспокойство по поводу своего роста.

4.  60% девочек беспокоятся по поводу лишнего веса. В действительности лишь 16% от этого числа склонны к ожирению и тучности.

5.   Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической зрелости, обладают более высоким социальным статусом в детском коллективе.

6.  По материалам статистики, опыт первой влюбленности девочек – 11 лет – 60%, мальчиков – 13 лет.

7. В этот период времени девочки больше стремятся к личной свободе и независимости. Начиная с 11 лет, увеличивается конфликтность подростков.

8.  Большинство подростков отдаляется от родителей, предпочитая группу сверстников.

 

Как подростки манипулируют родителями

  • Слёзы. Когда они чего-то хотят, то ноют и хнычут.
  • Угрозы. «Наверно, я брошу школу». «Вот возьму и выйду замуж». «Я могу попасть в беду».
  • Сравнение. «А Мише отец просто взял и купил мотоцикл». «У всех есть ангорские свитера». «Все туда идут».
  • Ложь. «Мы идём в библиотеку» (но о вечеринке через пять минут после посещения библиотеки ничего не говорит). «Я тут не при чём». «Я этого не брал».
  • Шантаж. «Наверное, я заболею». «Я расскажу папе, что ты прячешь от него этот счёт»
  • Спекуляция. «Если бы ты меня любил, ты бы…»
  • Хандра. Подавленное состояние подростка вынуждает мать идти на всё, чтобы поднять его настроение.
  • Настраивание одного из родителей против другого. «Мама меня не пускает в кино, как же так, па?» «Попроси папу дать мне компьютер, а то мне он отказывает, представляешь?»

 

Как родители манипулируют подростками

  •    Обещание «конфетки». «Вынеси мусор, и я дам тебе денег на карманные расходы». «У меня есть два билета на футбол. Будь умницей, и мы посмотрим, что с ним делать».
  •    Использование любви. «Ты бы не поступал так, если бы хоть капельку любил меня».
  •    Угрозы. «Я думаю, мне стоит сходить в школу и поинтересоваться твоими успехами».
  •    Сравнения. «Саше не разрешают так много, как тебе». «Маша учится лучше тебя».
  •    Болезнь как средство контроля. «Если ты сейчас же не прекратишь, у меня будет инфаркт!». «Не шуми так, а то у меня начинается мигрень».
  •    Неискренние обещания. «Когда-нибудь ты съездишь в Диснейленд». «Я поговорю с одним человеком насчёт занятий в лётном клубе». «Я постараюсь, чтобы у тебя был такой свитер».
  •    Шантаж. «Вот придёт отец с работы, я ему всё расскажу».

 

Используйте  в  жизни  своей  семьи  следующие  правила!

1. Если ребенок сообщил Вам о своих неприятностях, не стоит хвататься за сердце, кричать, плакать и обвинять его. Иначе в следующий раз Ваш ребенок как следует подумает, прежде чем сказать правду. Ведь ему не нужны лишние проблемы, и он не хочет стать причиной Ваших страданий

2. Принимайте ребенка таким, какой он есть, ведь он нуждается не в критике, а прежде всего - в понимании и сочувствии.

3. Выслушивайте ребенка. Если человек умеет слушать, то видно, что ему интересно, он старается понять, что ему говорят, он старается узнать о чувствах, о взглядах своего ребенка, не вступая с ним в спор.

4. Умейте поставить себя на место своего ребенка. Подростку часто кажется, что с теми проблемами, с которыми ему пришлось столкнуться, никто раньше не сталкивался, поэтому относитесь к его проблемам серьезно.

5.  Не предъявляйте ребенку завышенных требований. Идеальных детей не бывает. Иначе он будет рассказывать только то, что хотят услышать родители.

6. Старайтесь не унывать, сталкиваясь с проблемой. Глядя на то, как Вы решаете свои проблемы.  Ваш ребенок  будет учиться не паниковать  в трудной ситуации.

7.  Развивайте здоровое чувство юмора в себе и в своем ребенке. Часто именно юмор спасает нас от стресса.

8.  Учитесь радоваться своим и чужим победам и учите этому своего ребенка.

9. Старайтесь говорить правду своим детям. Если ребенок часто уличает Вас во лжи, с какой стати он сам станет говорить Вам правду?

 

 

Правила поведения для родителей:

  •                   Дайте свободу.
  •                   Никаких нотаций.
  •                   Идите на компромисс.
  •                   Уступает тот, кто умнее.
  •                   Не надо обижать.
  •                   Будьте тверды и последовательны.

 

 

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Тест «Готовы ли вы к переходному возрасту ребенка?»

 

1. На ваш взгляд, самая большая проблема переходного возраста заключается в том, что ребенок...

а)  перестает прислушиваться к мнению родителей;   б)  может попасть в плохую компанию;

в)  начинает осознавать себя как самостоятельную личность.

2. Вспоминая свое детство, вы обычно рассказываете ребенку...

а)  о том, что вы хорошо учились;  б)  о похожих проблемах и способах их решения; в)  забавные случаи.

3. Сколько времени в день вы проводите с ребенком, беседуя о его делах?

а)  не больше часа;   б)  около 2 часов;   в)  больше 2 часов.

4. Учитель жалуется на поведение ребенка, в то время как сын или дочка сами утверждают, что виновником происшествия является их одноклассник. Ваши действия...

а)  отругаете ребенка, потому что учитель не станет жаловаться беспричинно;  б)  встанете на сторону сына или дочери и будете обвинять одноклассника;  в)  дома подробно расспросите ребенка и объясните ему, почему учитель счел его виноватым.

5.  Каких проблем подросткового возраста вы боитесь больше всего?

а)  отчуждения;   б)  употребления алкоголя и наркотиков;   в)  ранних половых контактов.

6.  В каком возрасте нужно начинать беседовать с ребенком о сексе?

а)  с 12 лет;   б)  с 14 лет;   в)  когда он сам начнет задавать вопросы.

7. Ребенок признался, что девочка (мальчик), которая(-ый) ему нравится, не отвечает взаимностью. Что вы ему скажете?

а)  предложите немного изменить внешность, вести себя более открыто  и дружелюбно;                 б)  успокоите, что в его жизни еще будет много других девочек (мальчиков), в сто раз лучше;

в)  постараетесь отвлечь ребенка от печальных мыслей и пережива­ний.

8. Ребенок наотрез отказывается заниматься в кружке, который раньше посещал с удовольствием. Ваши действия?

а)  предложите ему выбрать другое занятие;   б)  постараетесь убедить продолжить занятие, чтобы довести начатое дело до конца;  в)  упрекнете его в лени и нежелании развивать свои способности.

9.  Подросток просит вас отпустить его с друзьями в клуб, на дис­котеку. Ваша реакция...                                                                               

а)  придумаете благовидный предлог, из-за которого ребенку придется  отложить встречу с друзьями;  б)  поговорите с ним об опасных соблазнах, которые таят в себе клубы,  и запретите посещать подобные места до 18 лет;  в)  отпустите при условии, что ребенок будет «выходить на  связь» в условленное время.

10. Подросток считает себя непривлекательным из-за угрей. Как его можно успокоить?

а)  обратить внимание на его выразительные глаза и красивую форму носа;   б)  сказать, что это временное явление, и у всех подростков бывают пры­щи;  в)  собрать информацию о существующих косметических средствах борьбы с угрями и пообещать купить их.

11.  Вы обнаружили, что от куртки ребенка пахнет табаком. Что вы предпримете?

а)  будете искать сигареты в карманах его куртки;  б)  строго спросите, не начал ли ребенок курить

в)  заведете разговор о том, что многие подростки рано начинают курить, и как бы невзначай спросите, нет ли таких среди его друзей, и как он сам относится к курению.

 

12. Вы увидели личный дневник, в котором ребенок описывает свой сексуальный опыт...

а)  признаетесь, что читали дневник, и выскажете свое беспокойство;  б)  при случае заведете разговор о контрацепции;  в)  вызовете ребенка на откровенный разговор, чтобы                  детально разобраться в ситуации.

13. Если вам не нравится кто-то из друзей ребенка, вы обычно...

а)  просите его меньше общаться с этим другом;   б)  не разрешаете приглашать друга к вам домой;

в)  откровенно высказываете свое мнение о нем.

14. Что вы скажете ребенку, если услышите, как он грубит бабушке?

а)  «Как ты разговариваешь с бабушкой?!»;   б)  «Что у вас произошло?»;  в)  «Пожалуйста, не обижай бабушку!».

15. Ребенок увлекся музыкальной группой, творчество которой нам не нравится. Вы...

а)  постараетесь понять, что именно привлекает ребенка в музыке лю­бимого коллектива;

б)  предложите послушать записи других современных и классических исполнителей;

в)  подвергнете критике тексты песен и аранжировку, чтобы ребенок осознал свое заблуждение.

 

Ключ к тесту

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

а

5

5

5

5

1

5

1

1

3

3

3

5

3

5

1

б

3

1

3

3

3

3

5

5

5

5

5

3

5

1

3

в

1

3

1

1

5

1

3

3

1

1

1

1

1

3

5

 

Анализ результатов теста

16-35 баллов - готовность номер один. Ваш ребенок не страдает от недостатка внимания и знает, что родители всегда будут на его стороне и в любой момент придут на помощь. Ежедневный родительский труд дает вам основание для уверенности в том, что все «вложенное» в ребенка не позволит  ему совершить непоправимых ошибок. Тем не менее, не стоит забывать принцип: «Доверяй, но проверяй!». Каким бы самостоятельным ни казался ребенок, все-таки он еще не совсем взрослый. Контролировать местонахождение, успеваемость и круг общения можно косвенно и ненавязчиво, например, через общих знакомых или родителей друзей подростка. Не стоит поощрять излишнюю фамильярность в общении и стараться быть для ребенка «своим в доску». Для гармоничного развития ребенку нужно ощущать твердые жизненные принципы родителей, их спокойствие и уверенность.

36-55 баллов - у страха глаза велики. Вы чересчур восприимчивы к трудностям переходного возраста. Вас пугают газетные статьи о подростковой преступности, наркомании и СПИДе. Диковатая подростковая мода, современная музыка, употребление жаргона - все это вызывает в вас внутренний протест, который может заставить сына или дочь «закрыться», в ваших отношениях с ребенком не хватает непринужденности. Если ежедневно не давать возможности проявлять самостоятельность, как он научится ответственности? Гиперопека и нравоучительные беседы никогда не оправдывают возлагаемых на них надежд. Лучше просто время от времени болтать с ребенком о фильмах и музыке, о каких-то незначительных событиях, исподволь расспрашивая его о друзьях, взглядах на жизнь, и ненавязчиво высказывать свое мнение. Подросток обязательно примет все это к сведению.

56-75 баллов - без диктатуры. Вам необходимо пересмотреть свои отношения с ребенком, чтобы уберечь и его, и себя от серьезных конфликтов. Основная проблема состоит в излишней требовательности, нежелании принимать систему ценностей подростка и мириться с изменениями в его характере. Жесткий контроль, постоянные запреты, отсутствие личного про­странства заставляют ребенка протестовать и отстаивать свою свободу, часто проявляя грубость и даже жестокость. Не имея возможности приглашать друзей к себе домой, ребенок всё свободное время пропадает на улице или «висит на телефоне». В такой ситуации необходимо подумать, что вы можете предложить ему вместо подобных развлечений. Например, можно записать ребенка в туристический клуб, если он испытывает тягу к приключениям, или в танцевальную студию, если он целыми днями слушает рэп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Памятка для родителей

 

1. Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.

2. Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.

3. Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.

4. Будьте открыты для общения с ребенком. Даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать об этом.

5.  Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.

6. Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не воспринимали сексуальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление.

7. В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам - со стороны пап.

8. Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.

9.  Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего                        ребенка.

10. Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.

11.  В самостоятельности ребенка не следует видеть угрозу лишиться его. Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее.

12. Хотите, чтобы ребенок сделал то, что вам нужно, сделайте так, чтобы он сам захотел этого.

13. Не перегружайте ребенка опекой и контролем.

 

 

1

 

docx
Додано
14 січня 2019
Переглядів
3326
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку