Урок литературного чтения в 3- Г классе 20.11.2018 г.
Учитель: Каплий Е. А.
Тема: Рассказ А. Клыкова «Как делают гнезда».
Цели: учить школьников работать с произведением, ориентироваться в тексте; рассуждать; совершенствовать навыки чтения; формировать способы и приѐмы работы над текстом; представление о жанре, о сюжет; умения участвовать в беседе по прочитанному произведению; умения пользоваться перечитыванием и выборочным чтением для доказательной аргументации при анализе текста; обогащать словарный запас учащихся, развивать познавательную активность, самостоятельность, устную речь учащихся; прививать интерес к книге, чтению; воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Оборудование: учебник, презентация, аудиозапись с голосами птиц, индивидуальный раздаточный материал.
Ход урока.
1.Орг.момент.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок,
Вы друг другу улыбнитесь,
К гостям тихонько повернитесь, Поздоровайтесь. Садитесь.
- Что вы ждете от урока?
- Что для этого нужно?
- От кого это зависит?
- Желаю вам исполнения ожиданий и успеха! Проверка домашнего задания.
2.Сообщение темы и цели урока учителем.
Чтение стихотворения о птицах учителем под запись голосов птиц. Мы безмерно богаты
В наших чащах и рощах Столько всяких пернатых- Просто диву даешься.
Но спросите любого,
Что он знает о птицах Пусть ответит толково – Он и сам удивится:
Как же, фауна, наша,
Как же, наше богатство- На полях, в перелесках,
Так сказать, птичье царство…
Птичье царство, и только?
И, дрозды, и синички… Как запомнить названье Каждой маленькой птички?
(А.Яшин)
- С помощью загадок, давайте попробуем предугадать героев произведения, с которым мы сегодня познакомимся:
Он первый прилетает
С дальних странствий, И по весне деревьям Лучший врач.
Он первый нас
С весенним солнцем Поздравляет .
Конечно он никто иной,
Как....
Раньше всех из птиц встаѐт, Солнцу песенку поѐт, Всѐ живое поднимает, |
|
(Грач) |
Как ту птичку называют?
На коротких красных лапках, Вперевалочку идѐт. Любит в озере поплавать |
|
(Жаворонок) |
И покрякать у ворот.
Крылатый, горластый - красные ласты. В воде купался - сух остался. |
|
(Утка) |
Щиплет за пятки - беги без оглядки.
Все деревья я лечу, По деревьям я стучу. Их спасаю от врагов, |
|
(Гусь) |
Вредных, маленьких жуков. |
|
(Дятел) |
- Молодцы ребята, справились и теперь мы знаем, что герои нашего произведения: грач, жаворонок, утка, гусь и дятел. А определить тему нашего урока поможет еще одна загадка:
Есть на ветке чей-то дом,
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло,
Дом такой зовут …. (гнездо).
- А теперь давайте уточним тему нашего урока: откройте учебники на стр. 58 и прочитайте название произведения и его автора. Что пропущено на слайде?
- Сегодня мы с вами будем читать и анализировать рассказ А. Клыкова «Как делают гнезда». И назовем мы себя сегодня орнитологами. А кто такие орнитологи? Это ученые, которые изучают жизнь птиц.
3.Актуализация опорных знаний.
- Давайте обсудим, какова роль птиц в природе и жизни человека?
Значение птиц в природе |
Значение птиц в жизни человека |
1. Птицы регулируют рост растений. 2. Опыляют цветковые растения. 3. Распространяют семена. 4. Являются звеном в пищевой цепочке. 5. Санитары леса. |
1. Используют в быту и легкой промышленности (пух для подушек и зимней одежды). 2. Птицы уничтожают вредных насекомых в садах. 3. Птицы украшают наш быт (канарейки, попугаи). 4. Птицы подали людям идею полета. 5. Птицы помогают предсказать погоду или смену времен года. |
- В природе и в жизни человека роль птиц велика. К сожалению, птицам приходится нелегко, им угрожают хищники, которые разоряют гнезда вместе с потомством. - Как вы думаете, легко ли птицам строить гнезда для того, чтобы вырастить потомство? (ответы детей)
- Ответ на этот вопрос мы найдем в рассказе А. Клыкова «Как делают гнезда».
4.Восприятие и усвоение нового материала.
Ребята, в тексте встретится незнакомое слово «Хворстинка». Кто объяснит?
Хворстинка – небольшой сухой прутик. Учитель читает текст.
- Понравилось произведение?
- Ребята, скажите, какие мы знаем жанры литературных произведений? К какому жанру относится это произведение? Почему?
- Что понравилось? Что удивило? Что узнали нового?
- Какое настроение вызывает это произведение?
Чтение отрывка текста «цепочкой». (слайд с рисунком грача)Где строит гнездо грач?
А из чего строит гнездо?
Почему грачи не улетают вместе из своего гнезда? Найдите в тексте и зачитайте. Каких ближайших родственников грача вы знаете?
Открывают весну грачи. Зиму эти птицы проводят на юге нашей страны. По дороге к своим гнездам они очень спешили, не раз попадали в жестокие метели. Десятки и сотни птиц выбивались из сил и погибали в пути. Первыми долетели самые сильные. Теперь они важно расхаживают по дорогам и ковыряют землю крепкими клювами. Грачи в народе всегда были символами весны. Чаще всего они прилетают к нам 17-19 марта. В народном календаре день 17 марта называется Герасим – грачевник. Есть немало поговорок, связанных с этим днем, например: «Грач зиму расклевал», «Увидел грача – весну встречай»
Чтение отрывка текста учеником. (слайд с рисунком жаворонка) - Как выглядит жаворонок?
- Где строят гнезда жаворонки?
- Почему не пропадают яички? Найдите в тексте и зачитайте.
- Какие птицы также строят свои гнезда?
Чтение отрывка текста «молча». (Слайд с рисунками диких уток и гусей) - Какой признак резко отличает диких уток и гусей от грача и жаворонка?
- Где утки и гуси обустраивают свои гнезда?
- Как они поступают с яйцами, если нужно попить, или поесть? Найдите в тексте и зачитайте.
Чтение отрывка текста отдельными учениками. (слайд с рисунком дятла) - Почему дятла называют плотником?
- Большое ли гнездо у дятла?
- Как растут птенцы дятла? Найдите в тексте и зачитайте. - Как вылезают птицы из гнезда?
- Ребята, как Вы считаете, этот текст художественный или научный? Докажите.
- Птицы везде - над нами, вокруг нас. Встретить их можно в лесу, в поле, в горах. Птиц в природе очень много.
Разминка.
1. Какая птица самая большая в мире? (африканский страус)
2. Какая птичка самая маленькая? (колибри)
4. Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты)
5. Какая птица не высиживает яйца? (кукушка)
6. На какие 2 группы делятся птицы? (зимующие и перелетные)
7. Как называется наука о птицах? (орнитология)
Игра «Угадай птицу»
- Ребята, угадайте птицу по описанию:
- «Никогда не приносит веточку или соломинку для постройки гнезда. Ищет готовую кучу старого камыша или хвороста, вытаптывает посередине ямку и покрывает ее пухом.» (Дикие утки и гуси)
- «Строит свое гнездо на вершине высокого дерева. Собирает сухие прутья, кладет их рыхлой кучкой на ветках. Караулит свою нехитрую постройку.» (Грач)
- «Строит долго свое гнездо. Весь сор из гнезда тщательно убирает, выкидывает вон.» (Дятел)
- «Найдет ямку где-нибудь в поле, поросшую реденькой травкой, - вот и гнездо. Положит туда и яички свои цвета земли.» (Жаворонок)
Работа с карточками
(Детям раздаются карточки, они должны соединить стрелками описание гнезда с птицей, которая его обустроила. При этом учебники закрыты.)
Ищет готовую кучу дятел
старого камыша или хвороста, вытаптывает посередине ямку и покрывают ее своим пухом.
Долбит своим носом ворона
мягкое дерево, пока не получится дупло величиной с высокий горшок.
Строит свое гнездо на жаворонок вершине высокого дерева. Собирает сухие прутья и укладывает их рыхлой кучкой на ветках.
Ямка где-нибудь в поле, дикая утка, гусь поросшая реденькой травкой, - вот и гнездо.
- А теперь проверим, правильно ли вы ответили? Обменяйтесь с соседом листочками, взгляните на слайд и проверьте друг друга. Посчитайте и запишите количество правильных ответов. Верните друг другу листочки – посмотрите на свою работу.
Итог урока. Рефлексия.
- Посмотрели? А теперь поднимите, пожалуйста, ручки те, кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы ребята, я горжусь вашими результатами. Ребята, кто ошибся – не расстраивайтесь, я уверена, что вы сможете исправить свои ошибки, если дополнительно поработаете с учебником.
- Над каким произведением работали сегодня на уроке?
Игра - микрофон:
- Мне было интересно ….
- Я научился (ась) ….
- Меня удивило ….
- Теперь я могу ….
- Какое задание было сложным? Какое интересным?
- С каждым годом все больше и больше исчезает разных видов птиц. В нашей стране создана Красная книга, где целый раздел посвящен редким и исчезающим птицам. Красный цвет – цвет тревоги, опасности, призывающей нас остановиться, задуматься над своими поступками, своим отношением к природе. Давайте же будем заботливы и ответственны за судьбу природы, чтобы, придя в лес мы смогли услышать чудесное пение птиц.
Не разоряйте птичьего гнезда, - Так счастлива в своем жилище птица! Она в гнезде спокойна и тогда, Когда над рощей буря злится.
Храните дерево от топора;
Оно, высокое и вековое,
Дает нам тень, когда стоит жара, Оно чарует все живое.
Не разрушайте птичьего гнезда!
Д/з. Прочитать текст. Подготовить пересказ.