24 вересня о 18:00Вебінар: Використання елементів проєктної діяльності в умовах змішаного навчання

Розробка уроку "Рассказ А. Клыкова «Как делают гнезда»"

Про матеріал
Разработка урока позволяет учить школьников работать с произведением, ориентироваться в тексте; рассуждать; совершенствовать навыки чтения; формировать способы и приёмы работы над текстом; представление о жанре, о сюжет; умения участвовать в беседе по прочитанному произведению; умения пользоваться перечитыванием и выборочным чтением для доказательной аргументации при анализе текста; обогащать словарный запас учащихся, развивать познавательную активность, самостоятельность, устную речь учащихся; прививать интерес к книге, чтению; воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Перегляд файлу

Урок литературного чтения в 3- Г классе 20.11.2018 г.

Учитель: Каплий Е. А.

 

Тема: Рассказ А. Клыкова «Как делают гнезда». 

 

Цели:  учить школьников работать с произведением, ориентироваться в тексте; рассуждать; совершенствовать навыки чтения; формировать способы и приѐмы работы над текстом; представление о жанре, о сюжет; умения участвовать в беседе по прочитанному произведению; умения пользоваться перечитыванием и выборочным чтением для доказательной аргументации при анализе текста; обогащать словарный запас учащихся, развивать познавательную активность, самостоятельность, устную речь учащихся; прививать интерес к книге, чтению; воспитывать бережное отношение ко всему живому.

 

Оборудование:   учебник,     презентация,        аудиозапись         с        голосами птиц, индивидуальный раздаточный материал.

 

Ход урока.

1.Орг.момент. 

 

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок,

Вы друг другу улыбнитесь,

К гостям тихонько повернитесь, Поздоровайтесь. Садитесь.

 

-   Что вы ждете от урока?

-   Что для этого нужно?

-   От кого это зависит?

-   Желаю вам исполнения ожиданий и успеха! Проверка домашнего задания.

 

2.Сообщение темы и цели урока учителем. 

Чтение стихотворения о птицах учителем под запись голосов птиц.  Мы безмерно богаты 

В наших чащах и рощах  Столько всяких пернатых-  Просто диву даешься. 

Но спросите любого, 

Что он знает о птицах  Пусть ответит толково –  Он и сам удивится: 

Как же, фауна, наша, 

Как же, наше богатство-  На полях, в перелесках, 

Так сказать, птичье царство… 

Птичье царство, и только? 

И, дрозды, и синички…  Как запомнить названье  Каждой маленькой птички? 

(А.Яшин) 

 

-                     С помощью загадок, давайте попробуем предугадать героев произведения, с которым мы сегодня познакомимся:

Он первый прилетает

С дальних странствий, И по весне  деревьям Лучший врач.

Он первый нас 

С весенним солнцем  Поздравляет .

Конечно он никто иной,

Как....                                               

 

Раньше всех из птиц встаѐт,

Солнцу песенку поѐт,

Всѐ живое поднимает,

 

(Грач)

Как ту птичку называют?                 

 

На коротких красных лапках, Вперевалочку идѐт.

Любит в озере поплавать

 

(Жаворонок)

И покрякать у ворот.                        

 

Крылатый, горластый - красные ласты.

В воде купался - сух остался.

 

(Утка)

Щиплет за пятки - беги без оглядки.

 

Все деревья я лечу, По деревьям я стучу.

Их спасаю от врагов,

 

(Гусь)

Вредных, маленьких жуков.             

 

(Дятел)

 

-                     Молодцы ребята, справились и теперь мы знаем, что герои нашего произведения: грач, жаворонок, утка, гусь и дятел. А определить тему нашего урока поможет еще одна загадка:

 

Есть на ветке чей-то дом,

Ни дверей в нем, ни окон,

Но птенцам там жить тепло,

Дом такой зовут ….                                  (гнездо).

 

-                     А теперь давайте уточним тему нашего урока: откройте учебники на стр. 58 и прочитайте название произведения и его автора. Что пропущено на слайде?

 

-                     Сегодня мы с вами будем читать и анализировать рассказ А. Клыкова «Как делают гнезда». И назовем мы себя сегодня орнитологами. А кто такие орнитологи? Это ученые, которые изучают жизнь птиц.

 

3.Актуализация опорных знаний.

-   Давайте обсудим, какова роль птиц в природе и жизни человека? 

 

Значение птиц в природе

Значение птиц в жизни человека

1.     Птицы регулируют рост растений.

2.     Опыляют цветковые растения.

3.     Распространяют семена.

4.     Являются звеном в пищевой цепочке.

5.     Санитары леса.

1.     Используют в быту и легкой промышленности (пух для подушек и зимней одежды).

2.     Птицы уничтожают вредных насекомых в садах.

3.     Птицы украшают наш быт (канарейки, попугаи).

4.     Птицы подали людям идею полета.

5.     Птицы помогают предсказать погоду или смену времен года.

 

-   В природе и в жизни человека роль птиц велика. К сожалению, птицам приходится нелегко, им угрожают хищники, которые разоряют гнезда вместе с потомством. - Как вы думаете, легко ли птицам строить гнезда для того, чтобы вырастить потомство? (ответы детей)

-   Ответ на этот вопрос мы найдем в рассказе А. Клыкова «Как делают гнезда». 

 

4.Восприятие и усвоение нового материала.

Ребята, в тексте встретится незнакомое слово «Хворстинка». Кто объяснит?

Хворстинка – небольшой сухой прутик. Учитель читает текст.

-   Понравилось произведение?

-   Ребята, скажите, какие мы знаем жанры литературных произведений? К какому жанру относится это произведение? Почему?

 

 

 

-   Что понравилось? Что удивило? Что узнали нового?

-   Какое настроение вызывает это произведение?

 

 

Чтение отрывка текста «цепочкой». (слайд с рисунком грача)Где строит гнездо грач? 

А из чего строит гнездо? 

Почему грачи не улетают вместе из своего гнезда? Найдите в тексте и зачитайте. Каких ближайших родственников грача вы знаете? 

 

Открывают весну грачи. Зиму эти птицы проводят на юге нашей страны. По дороге к своим гнездам они очень спешили, не раз попадали в жестокие метели. Десятки и сотни птиц выбивались из сил и погибали в пути. Первыми долетели самые сильные. Теперь они важно расхаживают по дорогам и ковыряют землю крепкими клювами. Грачи в народе всегда были символами весны. Чаще всего они прилетают к нам 17-19 марта. В народном календаре день 17 марта называется Герасим – грачевник. Есть немало поговорок, связанных с этим днем, например: «Грач зиму расклевал», «Увидел грача – весну встречай»  

 

Чтение отрывка текста учеником. (слайд с рисунком жаворонка)  - Как выглядит жаворонок? 

-   Где строят гнезда жаворонки?

-   Почему не пропадают яички? Найдите в тексте и зачитайте.

-   Какие птицы также строят свои гнезда?

 

Чтение отрывка текста «молча». (Слайд с рисунками диких уток и гусей)  - Какой признак резко отличает диких уток и гусей от грача и жаворонка? 

-   Где утки и гуси обустраивают свои гнезда?

-   Как они поступают с яйцами, если нужно попить, или поесть? Найдите в тексте и зачитайте.

 

Чтение отрывка текста отдельными учениками. (слайд с рисунком дятла)  - Почему дятла называют плотником? 

-   Большое ли гнездо у дятла? 

-   Как растут птенцы дятла? Найдите в тексте и зачитайте. - Как вылезают птицы из гнезда? 

 

-   Ребята, как Вы считаете, этот текст художественный или научный? Докажите.

 

-   Птицы везде - над нами, вокруг нас. Встретить их можно в лесу, в поле, в горах. Птиц в природе очень много. 

 

Разминка.  

1.   Какая птица самая большая в мире? (африканский страус) 

2.   Какая птичка самая маленькая? (колибри) 

4.   Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты) 

5.   Какая птица не высиживает яйца? (кукушка) 

6.   На какие 2 группы делятся птицы? (зимующие и перелетные) 

7.   Как называется наука о птицах? (орнитология) 

 

Игра «Угадай птицу» 

-   Ребята, угадайте птицу по описанию:

 

-   «Никогда не приносит веточку или соломинку для постройки гнезда. Ищет готовую кучу старого камыша или хвороста, вытаптывает посередине ямку и покрывает ее пухом.» (Дикие утки и гуси)

-   «Строит свое гнездо на вершине высокого дерева. Собирает сухие прутья, кладет их рыхлой кучкой на ветках. Караулит свою нехитрую постройку.» (Грач)

 

-   «Строит долго свое гнездо. Весь сор из гнезда тщательно убирает, выкидывает вон.» (Дятел)

 

-   «Найдет ямку где-нибудь в поле, поросшую реденькой травкой, - вот и гнездо. Положит туда и яички свои цвета земли.» (Жаворонок)

 

Работа с карточками 

(Детям раздаются карточки, они должны соединить стрелками описание гнезда с птицей, которая его обустроила. При этом учебники закрыты.)

 

Ищет        готовую       кучу                                           дятел

старого камыша или хвороста, вытаптывает посередине ямку и покрывают ее своим пухом.

 

Долбит       своим       носом                                          ворона

мягкое дерево, пока не получится    дупло величиной с высокий горшок.

 

Строит        свое   гнездо         на      жаворонок вершине высокого дерева. Собирает сухие прутья и укладывает     их      рыхлой кучкой на ветках.

 

Ямка где-нибудь в поле,         дикая утка, гусь поросшая      реденькой травкой, - вот и гнездо.

 

-   А теперь проверим, правильно ли вы ответили? Обменяйтесь с соседом листочками, взгляните на слайд и проверьте друг друга. Посчитайте и запишите количество правильных ответов. Верните друг другу листочки – посмотрите на свою работу.

 

Итог урока. Рефлексия.

 

-   Посмотрели? А теперь поднимите, пожалуйста, ручки те, кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы ребята, я горжусь вашими результатами. Ребята, кто ошибся – не расстраивайтесь, я уверена, что вы сможете исправить свои ошибки, если дополнительно поработаете с учебником.

 

-   Над каким произведением работали сегодня на уроке?

Игра - микрофон:

-   Мне было интересно ….

-   Я научился (ась) ….

-   Меня удивило ….

-   Теперь я могу ….

-   Какое задание было сложным? Какое интересным?

 

-   С каждым годом все больше и больше исчезает разных видов птиц. В нашей стране создана Красная книга, где целый раздел посвящен редким и исчезающим птицам.  Красный цвет – цвет тревоги, опасности, призывающей нас остановиться, задуматься над своими поступками, своим отношением к природе. Давайте же будем заботливы и ответственны за судьбу природы, чтобы, придя в лес мы смогли услышать чудесное пение птиц. 

 

Не разоряйте птичьего гнезда, -   Так счастлива в своем жилище птица!  Она в гнезде спокойна и тогда,  Когда над рощей буря злится. 

Храните дерево от топора; 

Оно, высокое и вековое, 

Дает нам тень, когда стоит жара,  Оно чарует все живое. 

Не разрушайте птичьего гнезда! 

 

Д/з. Прочитать текст. Подготовить пересказ.

 

   

 

pdf
Додано
1 червня
Переглядів
83
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку