Тема урока. Урок внеклассного чтения. «Чудесная красавица-осень…». Стихи поэтов об осени.
Цель урока: учить детей чувствовать красоту и музыку поэтического слова, прививать любовь к поэзии и интерес к личности поэта, обогащать эмоциональный мир учащихся, формировать умение правильно называть произведения, автора, учить анализировать текст, обобщать, делать выводы; развивать навыки правильного осознанного, выразительного чтения, развивать речь, творческое мышление; воспитывать любовь к литературе, к чтению, прививать любовь к природе.
Оборудование: портреты поэтов, выставка книг, тексты стихотворения «Листопад» И.Бунина, слова для словарной работы, толковый словарь Ожегова, презентация.
Ход урока
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
- Сегодня, ребята, мы проводим с вами урок внеклассного чтения.
- Подберите к каждой букве слова «Урок» слова, рассказывающие какими мы будем на уроке.
У: умными, успешными, усидчивыми, усердными
Р: рассудительными, радостными, решительными
О: организованными, образованными, общительными, обаятельными
К: культурными, красноречивыми, креативными.
Я желаю, чтоб урок
Вам пошёл, ребята, впрок.
Чтоб вы новое узнали,
Всем об этом рассказали.
II. Активизация, мотивация учебной деятельности.
- Какую тему на протяжении нескольких уроков мы с вами изучали?
- Сегодня к нам на урок пришла необычная гостья, она загадает вам загадку и вы скажите, о чем пойдет речь на нашем уроке внеклассного чтения? (слайд2)
Солнцу теплому не верьте –
Впереди метели.
В золотистой круговерти
Листья полетели.
Это я пришла с дождями,
Листопадом и ветрами. (Осень)
- Я принесла вам в подарок осенние листочки, которые вы будете получать за работу на уроке.
- Спасибо тебе Осень. Сегодня на уроке ты будешь у меня помощницей. Пока присядь на своё место. (Звучит музыка) (слайд 3)
Осень - это удивительно прозрачный воздух, летающие, блестящие нити паутины, листопад, краснеющие гроздья рябины, стаи птиц, улетающих к югу. Осень снимает с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, омывает дождями зелень. Темные краски лета сменяются робким золотом, пурпуром и серебром. Изменяется не только цвет земли, но и воздух. Он делается чище, холоднее. Осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы.
ІІІ. Сообщение темы и целей урока
Я предлагаю вам сегодня на уроке внеклассного чтения попытаться остановить это прекрасное мгновение и насладиться поэзией осени. Мы будем читать стихи и представлять в своем воображении картины природы, описанные поэтами, определять настроение автора и свои чувства, возникающие при прослушивании и чтении стихотворения, рассказывать о своих впечатлениях.
IV. Работа по теме урока
1. Вводная беседа - диалог «Путь к слову «настроение».
- А как определить настроение? Можно ли настроение услышать, потрогать руками? (нет, настроение это не предмет)
- Так что же такое настроение? Давайте попытаемся заглянуть в «душу» слова и узнать его тайну.
- К какой книге обратимся за помощью? (к толковому словарю)
- Профессор Знайкин подготовил информацию об этом слове.
(В словаре Ожегова значение слова «настроение» объясняется так:
«Внутреннее, душевное состояние…»)
- А какое у вас настроение? Поднимите тот смайлик, который соответствует вашему настроению.
- С помощью чего поэты передают свое настроение в произведении?
При помощи речи: точной, правильной, выразительной и красивой. Видите, как важно обогащать свою речь. Она поможет вам выразить свои чувства, эмоции, настроение и ваше душевное состояние.
2. Что такое воображение?
- А что такое воображение? Обратимся снова за помощью к нашему профессору.
(В словаре Ожегова значение слова «воображение» объясняется так:
«Мысленное представление, домысел, плод фантазии…»)
- Да. Поэты и писатели с помощью слов рисуют удивительны картины. Но увидеть вы их сможете, если позовете на помощь свое воображение. Вот как об этом написал поэт Леонид Яхнин:
Не поймаешь солнце в сети.
Не посадишь в клетку ветер.
Не отдаст тебе река
Отраженья – облака.
Не возьмешь туман в карман,
Не нальешь его в стакан.
И не сможешь унести
Море синее в горсти.
Но могу я все на свете –
Море, солнце, реку, ветер
И речные отраженья
Уместить в воображенье.
Если позвать на помощь воображение, то вы не только увидите и услышите, но и почувствуете происходящее. Итак настраиваем своё воображение и в путь.
3. Осень в изображении русских поэтов.
- Осень вдохновляет поэтов, писателей на творчество. Представьте, что мы заходим в библиотеку. На полках рядами стоят книги. На первый взгляд здесь очень тихо, но если прислушаться, книги заговорят с вами.
- Давайте послушаем произведения русских поэтов об осени, которые вы подготовили к уроку и устроим листопад, прикрепив к доске осенние листочки, где указаны произведение и автор.
- Дорогая осень, стихи каких поэтов ты бы хотела услышать?
(Дети по группам выходят к доске, прикрепляют листочки. Знакомят с автором и читают стихотворения).
- Мне очень хочется услышать как осень в своих стихах описывает Ф. И. Тютчев.
1 группа – Стихи Федора Ивановича Тютчева знакомы нам с раннего детства. Кто не знает его строк: «Люблю грозу в начале мая», «Зима недаром злится…»? Но стихи Тютчева – не только о природе. Они о человеческом «я», о любви к людям, к Родине. (слайд 4)
Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной»
- Понравилось вам стихотворение?
- Объясните выражения «день хрустальный», «лучезарны вечера»
- Мне очень хочется услышать как осень в своих стихах описывает А. С. Пушкин.
2 группа – А. С. Пушкин не раз и в прозе и в стихах повторял, что осень – его любимая пора. Именно осенью поэт лучше и больше всего писал. Живя в своём имении Болдино, он пишет много проникновенных произведений — больших и не очень, в стихах и прозе. В стихотворениях об осени А.С. Пушкин словно желает заразить благодарного читателя своей особенной любовью к осени, к её золотым, багряным тонам. (слайд 5)
А. С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!»
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
- Объясните выражение «прощальная краса»
А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
- Какие картины вы себе представляли?
- С каким чувством автор описывает осень?
- Мне очень хочется услышать как осень в своих стихах описывает М.Ю.Лермонтов.
3 группа – Осень не была любимым временем года Михаила Юрьевича Лермонтова. Будучи очень наблюдательным, он видел в ней не только прелесть, но замечал и невесёлые признаки увядания. Тёмная и сырая осень привлекает поэта гораздо сильнее, чем золото опадающих листьев. (слайд 6)
М.Лермонтов «Осень»
- Похоже это стихотворение на предыдущие? Чем?
- Мне очень хочется услышать как осень в своих стихах описывает Сергея Есенина
4 группа – Творчество Сергея Есенина принадлежит к числу самых замечательных явлений русской лирической поэзии 20 века. Стихи Есенин писал с малых лет почти без перерыва, но почувствовал себя поэтом к 16 годам. С этого времени он не представлял себе иного пути, кроме литературного творчества. Поэт очень любил родную природу и воспел её в своих стихах. (слайд 7)
С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы»
- Какие картины вы представляли, слушая это стихотворение?
- Ребята, стихотворения каких авторов прозвучали? Какое стихотворение больше всего понравилось? Почему?
4. Физкультминутка (слайд 8)
5. Работа над стихотворением И.А. Бунина «Листопад»
- Я хочу вас познакомить ещё с одним замечательным человеком, поэтом, писателем. Это Иван Алексеевич Бунин. Поэзия рано пробудилась в душе Бунина. Первое стихотворение он написал в восемь лет. За свою долгую жизнь Иван Алексеевич написал много стихотворений, а так же прозаических произведений. Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением «Листопад», посвященным осени. (У каждого ученика текст стихотворения ) (слайд 9)
- Прочитайте название стихотворения.
- Что означает слово листопад?
(явление природы, когда осенью листья опадают с деревьев)
Перед чтением, чтобы представить картину, описанную автором,
выясним лексическое значение некоторых слов, которые встретятся нам при чтении. (слайди 10-14))
На экране: терем- высокий дом с расписными ставнями, украшенной крышей;
вдова- женщина, оставшаяся без мужа;
лазурь – светло-синий цвет, синева;
лиловый – цвет фиалки, фиолетовый;
багряный – пурпуровый, кровавый.
- Послушайте стихотворение и попытайтесь понять, какие чувства возникли в вашем сердце?
Чтение стихотворения. (учителем)
(Возникло чувство изумления от того, что при помощи обычных слов автор написал такое красивое стихотворение.)
- Какой вывод можем сделать? Каким настроением проникнуто стихотворение?
(Автор радуется золотой осени, восхищается красотами осеннего леса, сравнивая с теремом)
- Какая интонация должна возникнуть при чтении?
(Читать нужно медленно, спокойно, так как осенью все явления происходят медленно, но и восхищение картиной надо выразить).
Неторопливо прочитайте стихотворение ещё раз.
- Обратите внимание, какие поэтические картины изобразил автор?
- Что вы увидели, почувствовали?
(Расписной терем, сверкающий красками, на лесной поляне, яркое солнышко. Молчание. Спокойствие… Красота необыкновенная! Почувствовали запах осеннего леса)
Повторное чтение вслух.
- Какие приметы осени открылись вам в стихотворении?
(великолепие красок, праздник цвета, торжество природы, просветы в небе, высохший от солнца дуб)
Выборочное чтение
- Найдите в стихотворении и прочитайте описание леса.
- Найдите и прочитайте как ведёт себя последний мотылёк.
- Прочитайте, что можно расслышать в лесной тишине.
- С какой целью автор написал это стихотворение?
(1. Чтобы сообщить, что пришла осень.
2. Чтобы привлечь внимание читателя к красоте природы.
3. Чтобы вызвать взаимное переживание.)
- Ребята, обратите внимание на выставку книг. Здесь представлены сборники стихотворений великих русских поэтов и писателей. Обязательно сходите в библиотеку и прочтите их.
5. Анализ творческих работ «Проба пера» (слайд 15)
- Но у нас есть ещё одна выставка. Это выставка называется «Проба пера». Может быть наша гостья Осень хочет послушать наши стихотворения.
- Да, очень хочется послушать, и кто знает, может быть среди этих ребят будущие Пушкины или Есенины. (Чтение отрывков)
6. Творческое задание (работа в парах)
У вас на партах лежат конверты. В каждом конверте вы найдёте строчки стихотворений с которыми мы знакомились сегодня на уроке. Но осенний ветерок перемешал все строчки. Сложите их так, чтобы получилось стихотворение. И прочтите его нам.
V. Итог урока.
- Какой теме посвящены наши стихи?
-Лирические стихи каких авторов прозвучали сегодня на уроке?
- Что нового узнали на уроке? Что больше всего понравилось?
- Были ли вы на уроке такими как предполагали вначале?
- А изменилось ли ваше настроение? Поднимите теперь свои Смайлики.
VI. Домашнее задание (слайд 16)
На следующем уроке внеклассного чтения у нас будет удивительная тема о умных и верных друзьях. Произведения Н. Носова вам уже знакомы, но у него есть интересная книга «Приключения Незнайки». (Показать Незнайку) У него было много друзей, а вот как их звали, какие они были вы узнаете прочитав эту книгу. Послушайте отрывок с 1 главы… а что будет дальше вы узнаете прочитав 1 главу до конца.