Розробка уроку можна використовувати на уроках російської мови за для шкіл з українською мовою навчання (програма початок вивчення 2 кл., програма початок вивчення 5 кл.). У розробці використані різноманітні види робіт, особливо цікавими для дітей є вправи на асоціації, "Хрестики-нолики".
7 класс
Повторение по теме «Местоимение»
Тип урока: повторение и обобщение знаний.
Цели: обобщение и систематизация знаний о местоимениях;
формировать умение правильно пользоваться местоимениями в устной и письменной речи; развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать); вырабатывать умение практического применения полученных знаний; развитие мыслительно-речевой деятельности учащихся, орфографической зоркости.
Оборудование: раздаточный материал.
Ход урока:
1.Организацияурока.Целеполагание.
Цель нашего урока – обобщить знания, проверить их прочность, суметь использовать их, выполняя различные задания.
2. Актуализация мышления.
1.Проверка домашнего задания.
2. Работа с ассоциациями.(работа в группах)
Разрыды местоимений |
Ассоциации |
Личные я, ты, мы, вы, он, она, они |
|
Возвратное себя |
|
Притяжательные мой, твой, ваш, наш, свой её,его,их |
|
Вопросительные кто? что? какой? каков? чей? сколько? который? |
|
Относительные кто, что, какой,каков, чей, сколько, который |
|
Указательные тот, этот, такой, таков, столько |
|
Определительные сам, самый, любой, иной, другой, весь, каждый, всякий |
|
Неопределённые некто, нечто, некоторый, несколько |
|
Отрицательные никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего |
|
|
|
3. Составление сетки.(работа в парах)
По частоте употребления местоимения занимают 3место, после существительных и глаголов;из 30 самых частых слов 12 местоимений: он, я, этот, весь, они, она, мы, ты, тот, вы, свой, который.
Мы-личн.
Его-прит.
Себя-возвр.
Тот-указ.
Он-личн.
Их-прит.
Мой-прит.
Её-прит.
Наш-прит.
Иной-опред.
Е
3. Обобщение и систематизация изученного
1. «Закончите предложения»
1)Местоимение - это самостоятельная часть речи, которая...
2) Существуют следующие разряды местоимений…
3) Личные местоимения -это…
5)Возвратное местоимение (себя) не имеет...
6)Вопросительные местоимения служат...
7) Относительные местоимения отличаются от вопросительных тем….
8)В неопределенных местоимениях кое, то, либо, нибудь, пишутся ...
9) Не и ни в отрицательных местоимениях пишутся раздельно, когда…
2. «Четвёртый лишний»
1.Сам, другой, иной, мы (мы- личное, остальные-определительные)
2. Себя, тот, этот, сей(себя-возвратное)
3.Никто, никакой, некто, ничей (некто- неопределённое)
4.Тобой, мы, её, нас. (Её, т.к. может быть притяжательным и личным)
5.Тот, такой, этот, таков.(Таков, т.к. не изменяется по падежам )
6. Я, вы, ты, он. (Он, т.к. изменяется по родам)
7.Никому, чей, тот, иной. (Чей, т.к. может быть вопросительным и относительным)
3.Выборочный диктант
- Выпишите местоимения, определите их разряд.
Вредные советы.
Если ты пришёл к кому-то,
Не здоровайся ни с кем.
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
Г.Остер
- Как мы назовём человека, который следует этим советам?
- Почему стихотворение так названо?
- Попробуйте эти советы превратить в полезные! Для этого помните о словах
4. Словарный диктант
Беседовал кое с кем, ничем не интересуется, что-то зазвенело, кое-кого не было, кто-нибудь встретит, никто не замечает, ни у кого не спросил, кому-то принесли, нечего раздражаться, ни с кем не менялся.
5. Индивидуальное задание
Как-то раз во дворе из собачьей миски
Пять чумазых поросят кушали сосиски.
Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо:
«Так съедите вы у пса весь обед евонный!»
Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки:
Детям надо наполнять ихние желудки».
Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:
«Слушать я уже устал ейные упрёки.
Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,
И такая дребедень происходит каждый день».
А.Хайт
(евонный – его, ихние – их, ейные – её)
6. Редактирование предложений
Я укорял меня за невнимательность. 2. Он хвастун: всё время хвалит самого его. 3. Он обиделся на их. 4. Мы с ими давно дружим. 5. Они ждали него. 6. Я горжусь ним.7. Ихние слова очень трогательны.
7. Тесты «Крестики-нолики»
1.Местоимение – это самостоятельная часть речи.
2.Местоимение называет предмет, признак, количество.
3.Местоимение отвечает на вопрос где, куда, откуда.
4.Местоимение в предложении бывает подлежащим, дополнением, определение.
5.Местоимения делятся на 9 разрядов.
6.Мой, твой, наш, ваш – это личные местоимения.
7.Притяжательные местоимения его, её, их не изменяются.
8.Указательные местоимения – другой, каждый.
9.Суффиксы –то, -либо, -нибудь пишутся через дефис.
10.Не, ни с местоимениями пишутся слитно.
11.В сочетании ни с кем ни – это частица.
12.В предложении «Ни у кого не было их книг.» ошибок нет.
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12
+ 0 0 + + 0 + 0 + + + +
х |
0 |
0 |
х |
х |
0 |
х |
0 |
х |
х |
х |
х |
8. Синтаксический анализ предложения. Морфологический анализ
Тот человек взял пять щенков и отнёс их домой.( прост, невоскл, повеств., двусост, распр, полн.)
Пять- сколько?, имя числ., колич., целое, прост, В.п., дополн.
Тот- какаой?, мест., указ., м.р., ед.ч., И.п., опред.
9. Работа с фразеологизмами
Замените данные выражения подходящими по смыслу устойчивыми сочетаниями, в состав которых входят местоимения. Определить их разряд.
Потерять самообладание-
нечто неопределённое -
смотреть внимательно -
искусный мастер –
спешить -
чувствовать себя неловко –
оглядываться беспрестанно -
(Для справок: выйти из себя, ни то ни сё, смотреть во все глаза, на все руки мастер, нестись на всех парусах, быть не в своей тарелке, оглядываться на каждом шагу.)
5.Рефлексия.
-Выполнены ли те цели, которые были поставлены в начале урока?
-Какая форма работы вам понравилась больше?
-Что вызвало затруднения?
6.Домашнее задание.
Подготовиться к контрольной работе по темам: «Имя числительное.Местоимение», просклонять 324, они.