Урок з російської мови на тему "Застарілі слова"

Про матеріал
Розробка уроку для 6 класу під час вивчення розділу "Лексикологія". Матеріал по темі "Застарілі слова" доступний для учнів 6 класу, цікавий, заплановані різні види робіт.
Перегляд файлу

Русский язык, 6 класс

Тема. Устаревшие слова.

Цель. Актуализировать знания учащихся о разделе науки о языке – лексикологии;     дать понятие устаревших слов; учить работать с толковыми словарями.

Тип урока: восприятие  нового материала.

Оборудование: таблица «Лексикология», толковые словари.

1.Организация урока

2.Актуализация мышления

    1.Беседа

    Много слов на свете есть,

    Всех нам их не перечесть,

    Но, что эти слова означают,

    Один раздел науки изучает.

-Какой же раздел науки изучает словарный запас языка?

-Что такое лексика?

-Что такое лексикология?

Мотивация учебной деятельности.

   2.Сообщение темы и цели урока

   -Сегодня мы будем изучать такую группу слов, как устаревшие слова. Что мы должны узнать? Чему научиться?

3.Восприятие нового материала

1.Самостоятельное изучение теоретического материала. Составление вопросов

    1 группа (сильнее)- по таблице;

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\437298_5.png

    2 группа – статья в учебнике.

2.Фронтальный опрос «цепочкой»

4.Закрепление изученного материала

   1.Выборочный диктант

    «Долго ль мне гулять на свете то в коляске, то верхом, то в кибитке, то в карете, то в телеге, то пешком!»

    «Дуня села в кибитку гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали».

    «Находился я в мелком чине, ехал на перекладных и платил прогоны за две лошади».

                                                                                                 (А. С. Пушкин)

    Коляска, кибитка, карета, телега, облучок, ямщик, перекладные, прогоны.

    -По этим отрывкам мы видим, что в далёком прошлом, когда не было железных дорог, длинные    путешествия через всю Россию совершали на лошадях. Зачем нужны в языке устаревшие слова?

    -Как развивается язык относительно общества, цивилизации?

2.Распределительный диктант

         Устар.                Соврем.

     лакей                          милиционер

     городовой                  километр

     чиновник                   слуга

     верста                         килограмм

     пуд                              служащий

     челобитная                заявление

     постоялый двор        гостиница     

3.Проблемная ситуация

     Однажды на уроке русского языка учительница подошла к доске и написала несколько слов, которые были распространены 100лет назад. Ребятам было предложено дать объяснение каждому из этих слов. Вот некоторые ответы:

Барышник – дядя, который не работает, а ухаживает за барышнями.

Приказчик – тот, кто издаёт приказы.

Лапотник – медведь, у которого болят лапы.

Почему ребята не смогли правильно объяснить значение слов?

    Что нужно делать, если не знаешь значения слова?

4.Работа с толковыми словарями

- Найдите и прочитайте значение слов барышник, лапотник, приказчик.

- Найдите лексическое значение устаревших слов и составьте с ними словосочетания: алтын, поручик, юнкер, жандарм, вершок, лампада, графство.

5.Составление групп слов «Третье – лишнее»

     Метр, километр, верста.

     Грамм, фунт, пуд.

-Самостоятельно составьте две группы слов.

6.Составление двустишья

                                                … покажут,

                                                … расскажут.

     (Устаревшие слова старину покажут,

      Об истории страны точно нам расскажут.)

5.Рефлексия

- Что узнали на уроке?

- Чему научились?

6.Домашнее задание

    Выучить определение «устаревшие слова», составить и записать три предложения с устаревшими  словами.

 

 

 

docx
Додано
2 листопада 2019
Переглядів
581
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку