СИНТЕЗ РЕЛИГИИ (ХРИСТИАНСТВО) И ПСИХОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Про матеріал
В статье рассматриваются основные аспекты синтеза религии и психологии в процессе современного образования, формирования и становления личности, Кроме этого, рассматриваются понятия духовности, экзистенциальных ценностей, единения психологического и духовного.
Перегляд файлу

СИНТЕЗ РЕЛИГИИ (ХРИСТИАНСТВО) И ПСИХОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SYNTHESIS OF RELIGION (CHRISTIANITY) AND PSYCHOLOGY IN THE PROCESS OF MODERN EDUCATION

Надежда Кашкарова, студент

Бугачевская Елена Викторовна, профессор, ph.d. психологических наук, профессор

Христианский гуманитарно-экономический открытый университет, Украина

Участник конференции

В статье рассматриваются основные аспекты синтеза религии и психологии в процессе современного образования, формирования и становления личности, Кроме этого, рассматриваются понятия духовности, экзистенциальных ценностей, единения психологического и духовного.

Ключевые слова: духовность, экзистенциальный вакуум, нравственность, самопознание, синергетика.

The article discusses the main aspects of the synthesis of religion and psychology in the process of modern education, and the formation of personality, In addition, discusses the concept of spirituality, existential values, and unity of psychological and spiritual.

Keywords: spirituality, existential vacuum, morality, self-knowledge, synergy.

 

Решение проблемы гармоничного развития человека в контексте специфики современного образования и процессов социализации на наш взгляд, заключается в переходе от простого обучения специалистов в области какой-либо одной специальности, так как не охватывает весь потенциал человека, ограничивая его в своей реализации и развитии – к действительному образованию, т. е. воспитанию и формированию зрелого – целостного человека, во всей  его не просто нравственной, а духовной красоте и великолепии – полноте бытия. И эта полнота не возможна без связи с прошлым человекас тем, что питало народы целые тысячелетия,  – его религией, культурой, а попросту верой в Бога, безраздельной связи с ним.

Причём речь идёт  не просто о воспитании или воскрешении нравственности в нашем обществе, т.к. нравственность зависит от духовности, какая духовность такая и нравственность. «Нравственный срыв следует за духовным срывом», писал Клайв Льюис [10]. Они глубоко взаимосвязаны, но и духовность сама по себе не показатель, ведь если святое место пусто не бывает [1], значит, человек и окружающие его, всегда находятся в сфере, какой-то духовности, либо доброй (необходимо помнить что доброта  без Бога также полностью чистой не бывает в основном она с примесью пристрастия к делу, людям и т.), либо явно злой, различие её в наполненности, направленности или сути.

Итак, главным на наш взгляд, для воспитания целостного и действительно образованного человека есть воссоединение утраченной связи с Богом. Наполненности духовности человека именно Божией полнотой, сутью, смыслом. От воссоединения этой связи у человека формируется цельность восприятия и понимания полноты сути вещей.

И напротив, мы наблюдаем сегодня, к чему приводит и привела потеря единения с Богом: земля на грани экологической катастрофы, войны, насилие, а в целом происходит внутренняя деградация человека. Причём, как от нашей алчности странно распределены уровни достатка, в некоторых странах пользуются всеми благами Земли, а где то люди умирают от голода и жажды – неравномерное распределение очевидно.  Бог создал для всех блага, а не только для избранных. Ведь пользование всеми дарами в избытке часто не приносит счастья людям.

«В наши дни», – пишет В. Франкл известный психотерапевт, психолог в своей книге «Страдание от бессмыслицы жизни», – «пациенты жалуются главным образом на чувство внутренней опустошённости, которое возникает от ощущения абсолютной бессмысленности жизни. Вот что я называю экзистенциальным вакуумом». Там же «Экзистенциальный вакуум возникает как раз из-за того, что в таком обществе созданы условия лишь для удовлетворения потребностей, но не для стремления к смыслу» [16].

Страстное желание съедает человека изнутри как раковая опухоль и не насыщается, пока не  приходит полная потеря смысла жизни (ведь страсти есть действительное рабство для человека и они не насыщаемы!) [13], и человек может закончить жизнь самоубийством. В. Франкл пишет, что даже при хорошем уровне достатка происходит большое количество депрессий и самоубийств, которые связаны, по его мнению,  именно с потерей смысла в жизни человека.

«Мне известны весьма показательные результаты опроса шестидесяти студентов Университета штата Айдахо, которые пытались покончить с собой и, как выяснилось, 85% опрошенных не видели в своей жизни никакого смысла. Примечательно, что 93% студентов, относящихся к этой категории, составляли психически и физически здоровые молодые люди, которые жили в хороших бытовых условиях, прекрасно ладили со своими родителями, занимались общественной деятельностью и отличались высокой успеваемостью. Во всяком случае, нельзя сказать, что они не могли удовлетворить свои потребности» [16].

Сегодня большинство ученых-психологов видят прямую взаимосвязь между различными катастрофами, тяжёлыми болезнями и утратой связи с Создателем:

«Наш общий дом, страна наша, переживает время трудных испытаний», – писала прекрасный  психолог, доктор психологических наук Флоренская Т.А, – и от духовного состояния каждого человека зависит, как мы их выдержим. Духовность — это не роскошь, а вопрос выживания» [15].

«С христианской точки зрения человеческие проблемы имеют глубинные духовные корни и являются последствиями грехопадения. Постижение этого – залог физического и морального выживания современного человечества», – пишет психолог Ю.М. Зенько [6].

«Следует осознанно признать в человеке  идею Бога, — говорил К. Юнг, — ибо в противном случае, как правило, богом становится что-то иное, чаще всего некто, или нечто недостаточное и глупое, такое, что отравляет только что пробудившийся разум так называемого просвещенного выскочки» [5].

Согласно Эриху Фромму, «потребность в религии укоренена в основных условиях существования человеческого рода. Религию следует рассматривать как одну из самых важных биологических функций человечества, поскольку она  оказывает огромное влияние на всю жизнь человека и,  прежде всего, на его телесную и душевную целостность» [5;17].

И не стоит говорить, что это не касается меня.«Разве то, что влияет на жизнь отдельного человека, не оказывает такое же влияние на жизнь всего человечества?» пишет В. Франкл [16].

Все мы связаны на духовном уровне ведь вся Вселенная  это единый взаимосвязанный организм, и даже если человек просто говорит (а по сути, рождает) слово  то оно остаётся в вечности, недаром сказано в Писании  за всякое праздное слове ответ будет! [1]

Во Вселенной ничего не остаётся бесследно. «Всё начинается с мысли. Каковы наши мысли, такова и жизнь,- учил сербский старец Фаддей, - если наши мысли спокойны, тихи, благородны и кротки, то окрашивают они не только наше внутреннее состояние: мы источаем покой вокруг себя» [8]. «Психологическая и религиозная зрелость человека заключается в гармоничности его чувств, мыслей и действий» пишет психиатр и православный психолог Владетта Еротич [8]. А мы достаточно халатны, расхлябаны, изнеженны, отсюда слабы духовно и физически. Частично виновата в этом и система образования, где намдают знания, которые могут и вовсе не пригодится нам вжизни. Дают, но не учат самому главному – быть человеком, не учат человечности [14], не учат следить за своими мыслями и помыслами, не учат осознанной внутренней жизни, не учат пониманию красоты человеческой души, как своей, так и других. Ведь человек – это образ Божий и с помощью благодати Божией он может стать подобием Бога, обожиться, как говорят в Православии, причём ещё в этой жизни [9].

Для этого просто необходимо такие качества, как наблюдательность и созерцание (духовная интуиция и внимание) за сокровенным миром своей души, прекрасной наполненности Природы,  каждого человека – Личности в отдельности, и тщательная работа над собой в соединении с Божией работой над душой, что называется синергией [12]. Мы же понимаем, что потакание своим страстям и бездумное потребление наших внутренних и внешних ресурсов, в конце концов, может привести к уничтожению как самих себя, так и к полнейшему уничтожению друг друга и самой планеты Земля.

Итак, процесс современного образования на наш взгляд, кроме обретения специальности должен включать в себя:

  • 1. научить человека  поиску Бога, как смысла всего существующего;
  • 2. научить человека принять и воскресить в своей душе истинную религию (которая есть в переводе связь, соединение с Создателем) [7], а не просто классический набор обрядовости, форм, что выливается далее в фанатизм, и, к сожалению, достаточно часто наблюдается в любой из конфессий;
  • 3. крайне необходимо просвещать человека в области его этнической природы, знать культуру своего народа в целом, и своей семьи (рода), в частности;
  • 4. прививать человеку желание учиться, научить мыслить и размышлять над всем происходящим, чтобы он мог сам, находясь в любых условиях заниматься самообразованием и иметь возможность отделять  добро от зла.

Мы уверены, что такой подход поможет человеку разобраться во многих важных экзистенциальных вопросах: осознание и понимание смысла жизни, проблематика смерти, самопознание и т.д.

«В наше время ощущение бессмысленности жизни проникает повсюду, - писал В. Франкл,- а в такие времена задача образования должна заключаться не только в том, чтобы дать знания, но и в том, чтобы воспитать совестливого человека, способного в любой ситуации уловить суть требований, которые предъявляет ему жизнь. В наше время, когда многие, кажется, уже позабыли о десяти заповедях, нужно воспитывать человека так, чтобы он был способен уразуметь десять тысяч заповедей, зашифрованных в десяти тысячах житейских ситуаций.

Тогда собственная жизнь будет казаться человеку осмысленной, и у него выработается иммунитет против конформизма и тоталитаризма, этих двух порождений экзистенциального вакуума, поскольку лишь человек с беспокойной совестью способен противостоять и конформизму, тоталитаризму. Чтобы не поддаться всем этим соблазнам и не погрязнуть в разврате, нужно научиться отличать главное от второстепенного, осмысленное от бессмысленного. Нужно разбираться – за что стоит и за что не стоит брать на себя ответственность» [16].

Роль психологической науки в таком аспекте проблематики, можно определить исходя из ее определения, а так же необходимости процесса единения науки и религии.

Термин «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» [11]. Однако постепенно психология как наука сместилась от изучения души как целостного  понятия, образа состоящего испокон веков из физической и духовной, или иными словами внешней и внутренней составляющей, до всего лишь психики  и психических процессов. И сейчас, психология – это (просто) наука о психике и психических явлениях» [11]. Отделение психики как физиологической составляющей от внутренней направленности, стержня человека подтверждают и сами психологи:

«Так или иначе, – пишет профессор психологии Б.С. Братусь,– можно констатировать, что «душа» обернулась для ученых «психикой», т.е. редуцированным (по отношению к «душе») пространством, из которого вычли метафизическое измерение»,– и –,«если придерживаться тримерии (дух, душа, тело), то «потерянными» оказываются «дух» и, соответственно, те связи, отношения, которые соединяют (или разъединяют, например, в случае аномалий) его с «душой» и «телом» [2].

«Не понимая и не учитывая духовное, мы не можем правильно понимать ни душевное, ни телесное в человеке.»пишет психолог, доктор психологических наук, Т.А.Флоренская[14].

Подходы в психологии без не просто учета, а изучения внутреннего, сокровенного мира собственно «души» в конце концов, приводит вместо целостного подхода к расщеплённому восприятию, пониманию человека. Такое понимание проблемы вредит как человеку, мешая его «выздоровлению», воссозданию, так и сама психология как наука становиться довольно ограниченной.

Понятие  души  с точки зрения богословия и психологии.

«Душа – бессмертная, разумная, деятельная духовная сила, полученная человеком от Бога при творении; сущность, сродная небесным и бесплотным существам, личная, свободная, одаренная способностью желать и действовать, изменяемая в воле» [4]. В православном богословии строение человека рассматривается с точки зрения дихотомии (тело и душа) и трихотомии (тело, душа, дух) [18].Однако дихотомия и трихотомия не противоречат друг другу

«У апостола слова: "дух" и "душа", в отношении к природе человека, означают не различные начала, а только высшую и низшую сторону одного и того же начала: отсюда у него выражения: "духовный" и "душевный" человек (1 Кор. 2, 14-15), то есть человек с высшим ведением и озарением от Бога, прозревающий в область Горнего, духовного мира, и человек - с неразвитым или даже притупленным зрением духовным, неспособный в этом состоянии видеть ничего выше чувственного» Святитель Филарет, митрополит Московский [4].

Понятие душа с точки зрения психологии

«1. Душа воспринимается как орган переживаний, душевных проявлений - эмоции, чувства. Это как бы внешняя сторона душевных явлений, она стоит в поле внимания психологии.

2. Сокровенная сторона души - вечная, бессмертная энергия и субстанция, которая проявляется во внешних параметрах, но к ним несводима. Эта сторона души недостижима для психологических методов»[3].

«Научная психология, - пишет психолог Б.С. Братусь, - совершенно отбросила вторую, сокровенную сторону души из поля своего зрения, что привело к тому, что "человека забыли". Но и внешняя сторона души не может быть полноценно понята, изучена, воспитуема без учета ее сущностной связи со стороной внутренней, с духовными устремлениями. Отделяя в исследовательских целях внутреннюю сторону от внешней, мы должны отдавать себе отчет в их постоянном и драматическом соотнесении, в стремлении к труднодостижимому единству и соответствию. В этом - полнота человеческой жизни, ее сокровенный смысл» [3]

Истина рассыпана изумрудной россыпью по планете, наша задача с помощью благодати Божией приобрести полноту видения сути вещей, найти и собрать прекрасную мозаику человеческой души. Этому может способствовать только лишь целостная психология, т.е. такая, которая изучает и психофизиологию и духовные состояния, использует целостный подход к образованию, т.е. воспитывает целостный образ в человеке, и формирует зрелую религиозность, которая не просто отображает, пустую обрядовость, но служит для восстановления связи с Творцом.

Таким образом, мы хотим обратить внимание на возможно совершенно иной путь формирования зрелой и целостной личности в рамках современного образования и социализации личности. У каждого человека всегда есть выбор, куда и как идти, однако предложенные альтернативы могут открыть совершенно другие перспективы в процессе обучения, формирования и развития личности современного человека.

 

Литература:

  1. Библия – Российское библейское общество.– Москва 1997.
  2. БратусьБ.С«Психика» и «Личность» в отсутствии «Души» и «Духа».  – Консультативная психология и психотерапия, 2014, № 5.
  3. Братусь Б.С. Статья «Двойное бытие души и психология» Сайт Сайт «Христианская психология и антропология» http://www.xpa-spb.ru/bibliot-tem.html
  4. «Душа» Сайт «Вера Православная» http://www.verapravoslavnaya.ru/?Dusha
  5. Еротич В.  Христианство и психологические проблемы человека/ Пер. с сербского М, Н. Секулич, А. Ю. Закуренко. –М.:  Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2009. –480.
  6. Зенько Ю. М. «Основы христианской антропологии и психологии.» – СПб.: Речь, 2007. – 912 с.
  7. Зубов А.Б. - История религий. Книга первая Доисторические и внеисторические религии. Курс лекций
  8. Иашвили Нина «Старец Фаддей и психолог» Издательство «Никея» 2014
  9. Игумнов Платон Архимандрит «Нравственное богословие»  Информационно-аналитический портал Саратовской епархии Русской Православной Церкви.
  10. Клайв Льюис «Из двух интервью» (Из интервью Шервуду Уирту, представителю Евангелистской ассоциации Билли Грэма в 1963 г.)
  11. Маклаков А.Г.Общая психология: Учебник для вузов – СПб.: Питер,2012.– 583 с.
  12. Рыбалко Е. Ф.‚ Л. А. Коростылёва Л. А. Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 4./СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та‚ 2000. с. 193-200. Статья Черняевой С.А. «Христианская самореализация личности».
  13. Ухтомский А.А. Страсти и борьба с ними (из книг «Интуиция совести» и «Заслуженный собеседник», «Доминанта души», Запись на полях поэмы А. Блока «Возмездие»).
  14. 1Флоренская Т.А. «Диалоги о воспитании и здоровье: духовно ориентированная психотерапия»:  Научный редактор – канд. психол. наук М.И. Воловикова Москва  «Школьная пресса»,Тематический выпуск журнала «Духовно-нравственное воспитание» №3 IIполугодие 2001г.
  15. Флоренская Т.А «Мир дома твоего» Материалы к программе «Этика и Психология семейной жизни» библиотека журнала «Воспитание школьников» 1999г.
  16. Франкл В.Э. Страдания от бессмыслицы жизни.
  17.  Фромм Э. Здоровое общество. Искусство любить. Душа человека. М., 2007.
  18. Человек. Основы христианской антропологии в таблицах Сайт «Азбука веры»  http://azbyka.ru/shemy/chelovek.shtml

 

docx
Пов’язані теми
Психологія, Інші матеріали
Додано
24 квітня 2020
Переглядів
347
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку