Снежная королева. Г. Х. Андерсен

Про матеріал
Интегрированный курс «Литература». Разработка урока для 5 класса на тему: «Чужой» мир в сказке Андерсена «Снежная королева» (Христианские мотивы в сказке)
Перегляд файлу

Тема: «Чужой» мир  в сказке Андерсена «Снежная королева» (Христианские мотивы в сказке)

(Слайд 1)

Цель:

Обучающая: обобщение и углубление изученного по творчеству Х.К. Андерсена с учетом литературоведческих знаний; обучение умению находить связь между фантастическим и реальным миром в литературном произведении; научить путём анализа текста находить «говорящие» детали в сказке;  способствовать углублению знаний учащихся о жанре  литературной сказки на основе самостоятельно полученных знаний; способствовать осознанию учащимися философского смысла сказки.

Развивающая: развитие элементов логического и образного мышления, воображения; формирование навыка обоснованного ответа; формировать опыт участия в общеклассной; воспитание сострадания, сочувствия, умения не быть равнодушным к окружающему миру; развивать познавательную сферу учащихся.

Воспитательная: привитие интереса к предмету через осуществление поисковой деятельности, привитие культуры ведения учебного спора.

 

                                         “Некоторым людям осколки попадали прямо в

                                          сердце,  и это было хуже всего:

                                          сердце превращалось в кусок льда”

                                                                                                          (Андерсен)

 

ХОД   УРОКА

Вступительное слово учителя.

Cказка — сокровище, потому что она уходит своими корнями в глубокую древность, к истокам самых ранних мифов.

Сказка — сокровище, потому что она обращена в будущее. Она дарит надежду на будущее преодоление всех несчастий, на счастливый исход и восстановление справедливости. И ещё потому, что в ней даны уроки народной мудрости.

Сказка любит определённость: вот добро, а вот зло.

(Слайд 2)

Сегодня мы начинаем изучение сказки великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева», к которой, я уверена, вы не останетесь равнодушными.

Объявление темы и целей урока. Зачитать эпиграф.

Дома вы прочитали сказку. Понравилась ли вам она? Чем?

Вы обратили внимание, что в сказке Андерсена, как и во всех волшебных сказках, есть мир «свой» и «чужой». Давайте попробуем назвать места, где героиня  чувствует себя в опасности, а где в безопасности?

      (слайд 3)

На сегодняшнем уроке мы будем с вами говорить о «чужом» мире и его обитателях, попробуем определить, как этот мир влияет на наш мир. Для этого мы проанализируем главы 1,2,7.

  1. Работа над 1 рассказом.

- Обратите внимание на заглавие рассказа. Даёт ли оно нам возможность определить, о чём будет идти речь? (Конечно. О зеркале и его осколках)

- Что можно сказать о том, кто «смастерил» зеркало? Называет ли автор имя мастера, его сотворившего? (Называет. Тролль, то был сам дьявол)

 (слайд 4)

-  Какое зеркало изобрёл Тролль? Опишите “свойства” этого зеркала. Чем оно отличается от зеркальца из «Сказки о мёртвой царевне»?

  (Если в сказке Пушкина зеркальце “говорит” правду, показывает истинное положение вещей, то в «Снежной королеве» зеркало Тролля отражает только злое и уродливое, во всём добром и прекрасном, что отразилось в зеркале, проступает некрасивое. Зеркало Тролля приносит в мир зло: его отражения как бы воплощаются и становятся реальными вещами и людьми. Зеркало царицы, на первый взгляд, тоже творит зло: из-за его слов царевна чуть не погибла в лесу, а потом была отравлена. Но без труда можно заметить, что и царица умирает тоже после слов зеркала. Значит, дело вовсе не в нём. Вспомним, как про смерть царицы сказано у Пушкина, от какой “тоски” она умирает.  Какие ещё события в сказке происходят “из зависти”? Если бы зеркальце досталось в приданое царевне, как бы она отреагировала на слова о том, что живёт на свете царица, которая немногим уступает по красоте самой царевне? Отвечая на эти вопросы, пятиклассники понимают, что “правда”, которую отражает зеркальце, сама по себе нейтральна и только воля человека делает её “злой” или “доброй”, направляет её к счастью или несчастью других людей. Зеркало же Тролля не оставляло человеку, который видел в нём себя или других, никакого выбора.)

(слайд 5)

Что отражалось в зеркале, когда ученики несли его на небо? Почему оно кривлялось больше, чем на земле?  К земле или к небу была обращена отражающая поверхность зеркала?

(Тролль хотел посмеяться не только над людьми, но и над тем, кто создал их по своему подобию. Ученики несут зеркало на небо, чтобы — кто? — увидел в нём себя или свой труд искажённым и посрамлённым, а значит — побеждённым в вечной борьбе добра и зла. Зеркало не могло вместить и исказить абсолютное добро, которое для Андерсена, как для христианина, воплощено в Боге. Поэтому зеркало выскальзывает из рук учеников Тролля и разбивается. Интересно рассмотреть иллюстрации к этому эпизоду: на некоторых из них “зеркальная” поверхность обращена не к небу, а в сторону земли, на некоторых зеркало несут вертикально. И в том, и в другом случае получается, что зеркало Тролля кривлялось тем больше, чем больше добра и красоты оно “видело”, не важно, где добро и красота сосредоточены: на небе — в едином божестве, на земле — во всех людях.)

- Кто же он такой,  дьявол? В каком расположении духа он находился, когда решил «смастерить»  своё зеркало? Как отнёсся к своему творению и как его использовал?

(Дьявол – это зло, которое воплотилось в его страшных делах)

 

- Силён ли дьявол?

(Да, он творил с людьми и природой всё, что хотел)

- Тогда почему же зеркало всё же разбилось?

 ( Обращаемся к тексту. «Напоследок захотелось им добраться и до неба, чтобы посмеяться над ангелами и самим Творцом» )

- Давайте уточним, кто же такой Творец и его ангелы? ( Это Бог, а ангелы – его посланники)

- Значит, дьявол задумал померяться силами с самим Богом?

- Кто оказался сильнее? Как это показано в сказке?

 ( Автор показывает это через их воздействие на зеркало)

- Будучи очень сильным, дьявол всё же оказался слабее Бога. Но утратил ли он свою силу, потерпев поражение? Сдался ли он?

 (Его сила осталась при нём и он не сдался: зеркало разбилось, но не исчезло, а в осколках вернулось к людям. И это очень радовало дьявола – он «хохотал до колик, так приятно щекотал его успех этой выдумки»)

Какие свойства большого зеркала сохранялись в его осколках? В чём, на ваш взгляд, больше зла: в большом зеркале или в маленьких осколках? Почему?

Можно ли считать, что человек совершает зло, если он “замечает лишь дурные стороны вещи”? Свои слова подтвердите примерами из книги.

Почему сердце, в которое попадает осколок, становилось ледяным (а не каким-то “другим” — железным (непоколебимым), каменным (чёрствым), старым 9уставшим)? Как вы понимаете слова “ледяное сердце”? Каков человек, у которого сердце ледяное? (Бесчувственное, в нём нет сострадания, любви к ближнему)

Слово учителя

ВЫВОД из 1 рассказа: в рассказе обозначен основной конфликт сказки – борьба добра и зла – борьба Бога и дьявола за человеческие души.

Таким образом, ещё до начала действия в сказку вводятся 2 мотива

 

1 мотив – дьявольское начало.

Дьявол – противоположность Богу. Тролль и несёт в себе это противоположное Богу: злое дело (он радуется своим злым деяниям).

 

2 мотив – тролль вселяет зло в сердце Кая.

Зло и добро  внутри каждого человека, побороть дьявола можно только верой в Бога, постоянно неся её в своей душе (Герду не задевает осколок зеркала).

  

Рассказ 2

- Кто такие Кай и Герда? Как они живут? Как относились дети друг к другу до несчастья с Каем? Можно ли сказать, что они любили друг друга как брат и сестра? Что говорит по этому поводу Андерсен?

Какие отношения между взрослыми и детьми в семьях Кая и Герды?
(Ученики с удивлением замечают, что о родителях Кая и Герды в сказке почти не говорится, что бабушка у них “общая”, хотя они и не родственники, и любит их обоих одинаково.)

 

-Почему именно розы были единственными цветами, росшими в доме у детей?

(В доме царит любовь)

Почему автор делает своих главных героев бедняками (“двое бедных детей”)? Когда мы читаем сказку, важно ли нам знать, какой герой: бедный или богатый? Каким “богатством” обладали Кай и Герда?
(Вспоминая сказки, где на сцену выведены богатые и бедные герои, ещё раз убеждаемся, что в сказках бедность и доброта, щедрость оказываются противопоставлены богатству и злости, жадности; истинное богатство в сказках не материальное: умение помогать, жалеть, любить, решимость, упорство, трудолюбие. У Кая и Герды “богатством” была их любовь друг к другу, богатством был розовый куст, который как бы символизирует в сказке дружбу мальчика и девочки, — не случайно слова о розах помогают Герде в её испытаниях, а в сказке Е.Шварца, написанной им по мотивам андерсеновских произведений, розы умирают, когда сердце Кая становится ледяным, и оживают, когда он возвращается домой.)

Что дети узнали о Снежной королеве из рассказа бабушки?

Как отреагировал Кай на этот рассказ?

 С какой интонацией он произнёс свои слова? Как они характеризуют Кая?

Почему бабушка “перевела разговор на другое”?

(Слайд 6)

  (Здесь важно отметить, что бабушка не рассказывает о злой и жестокой Снежной королеве, она вообще не “характеризует” Снежную королеву, говорит только о ледяных узорах и хлопьях снега. Но Герда пугается, чувствует угрозу. Кай же, на первый взгляд защищая Герду, восклицает: “Пусть только попробует, я посажу её на тёплую печку, и она растает!” Однако мы замечаем, что бабушка прерывает его, и понимаем, что ей что-то в словах внука не нравится, может быть, слишком гневная интонация, может быть, слишком поспешное желание причинить зло другому.)

(Слайд 7)

Почему осколок попадает именно в глаз  сердце Каю, а не Герде?

Зачитать после ответов

 

ДЕТСКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ (2)

Опишите Снежную королеву глазами Кая, который смотрит на неё из окна.

Почему Снежная королева приходит к Каю, а не к Герде?

 Чего испугался Кай, когда впервые увидел Снежную королеву? Как связана эта история с тем, что осколок попал в глаз и сердце именно Каю, а не Герде?
(Кай видит прекрасную женщину, он несколько мгновений любуется ею, но потом пугается её взгляда, её холодных глаз. Отталкиваясь от преды­дущего вопроса, пятиклассники предполагают, что Снежная королева чувствовала в Кае что-то родственное, понимала, что в его сердце есть место крошечному, но злу.)

Каким стал Кай после того, как осколок попал в его сердце? Опишите его поведение, речь. Что удавалось ему лучше всего, почему это вызывает восхищение и одобрение взрослых?

 (Каю лучше всего удавалось передразнивать других. Интересно обсудить с учениками, как они понимают значение глагола “передразнивать”, синонимичны ли слова “повторять”, “копировать”, “передразнивать”. Понятно, что “передразнивать” включает в себя не только повторение, но и насмешку — не случайную, а намеренную. Людям нравится видеть, как смеются над другими, не над ними.)

Чем “такой” Кай похож на зеркало Тролля?
 

Почему Каю не нравятся розы, а нравятся снежинки? Что его восхищает в снежинках, что вызывает отвращение в розах?

Что, на ваш взгляд, красивее — розы или снежинки?

Что испугало Кая в Снежной королеве, когда он смотрел на неё из окна? Какое чувство вызывает в Кае Снежная королева и её красота после того, как в его сердце и глаз попал осколок?

(слайд 8)

(Каю нравится всё “точное” и “прямое”, он хорошо знает математику и в минуту опасности вместо молитвы вспоминает таблицу умножения. В розах его раздражают “естественные” линии, в Герде “естественный” порыв — утешить Кая, который закричал, когда ему в сердце попал осколок, поплакать от чужой боли.)

- Кто она, Снежная королева? Можно ли её представить? ( Конечно. «Высокая, стройная, ослепительно белая женщина». Каю «она казалась совершенством». Иными словами, снежная королева была очень красивой).

 

- А как можно охарактеризовать её действия по отношению к Каю? Они столь же красивы?

 (Она усугубила зло, воздействию которого уже подвергся Кай, - сильнее заморозила его сердце)

 

- Почему же Андерсен отрицательную героиню показывает внешне красивой? В трактовке этого образа явное отступление от фольклорных традиций, согласно которым образы героев даются в единстве внешних и внутренних характеристик?

( Представляя отрицательную героиню внешне красивой, Андерсен указывает на ту дисгармонию, что бывает между видимостью и сущностью. И ещё, образ Снежной королевы говорит о привлекательности зла – потому оно и соблазняет)

 

 - Кто она, Снежная королева? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте подумаем, у кого в сказке ещё, кроме неё, была способность превращать сердца в «кусок льда»?

(Вернёмся к 1 рассказу и установим связь между Снежной королевой и тем, кто главнее её и кому она служила, то есть дьяволом. Именно в его власти, через Снежную королеву, оказался Кай).

 

-Как изменился Кай после перерождения?

(Его забавы стали «мудрёными», рассудительными. Критерием красоты какой- либо вещи  становится мера искусности, проявленная при её создании).

Зачитать: «Раз зимою, когда шёл снег…»

 

-Как описано второе появление Снежной королевы?

(«Снег повалил хлопьями, стемнело так, что кругом не было видно ни зги»).

 

-Почему вместо молитвы «Отче наш» Кай вспоминает таблицу умножения?

 (Ещё одно проявление рационализма. Если Кай прочитает молитву, дьявольская сила будет побеждена. Но, чтобы её прочитать, нужно вспомнить о Боге, а ум мальчика занят «четырьмя действиями арифметики, да ещё с дробями…»

 

- Почему Кай, следуя за санями Снежной королевы, мчится из света во тьму?

Почему Кай привязывает свои санки именно к богатым саням? Каким должен быть мальчик, чтобы привязаться к чужим саням?

(слайд 9 , не зачитывать)

(Перечитывая этот эпизод, ученики видят, что Кай не привязывает своих саночек к деревенским саням, как другие мальчишки, но, как только на площади появляются богатые сани, в которых сидит человек в богатой шубе и шапке, он цепляется к ним.)

Слово учителя (вывод)

 Мальчик должен быть, несомненно, смелым, дерзким, идущим наперекор правилам, не думающим о последствиях. Были ли у Кая эти качества? Да, были. После попадания осколков в глаз и сердце он никого не любил и не слушал – он делал всё, что хотел и как хотел. Пожалел ли Кай о своём поступке? Есть в тексте ответ и на этот вопрос: мальчик «порывался отвязать свои санки», «отпустил верёвку», «громко закричал», «весь дрожал», хотел прочесть «Отче наш»». Кай, испугавшись, хотел попросить Бога о помощи, хотел вернуться, но не смог прочесть молитву, а значит, повернуть всё назад. Его остановила Снежная королева, всё больше замораживаю сердце  своими холодными поцелуями.

Зачитать текст на слайде 8

О чём он забыл и чего не забыл после поцелуя Снежной королевы? (После поцелуя Снежной королевы он забывает Герду и бабушку, но помнит о санках и о том, что он лучше всех знает арифметические правила и названия рек. Его речь пестрит местоимением “я”. Он хвастается.)

Зачитать надпись на слайде  9

Дополнительный вопрос: В каких сказках поцелуй не убивает человека, а наоборот — воскрешает, оживляет его? (А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)


Слово учителя.

Вторгается ли «чужой» мир в «наш»? Доброжелателен ли он к нам или враждебен?

Что нужно сделать главному  герою в волшебной сказке, чтобы спасти кого-то?

(Отправиться в путь)

А давайте-ка заглянём в «чужой» мир и посмотрим, каков он. Для этого нам необходимо попасть в главу 7, в королевство Снежной королевы.

Аналитическое чтение заключительной части 7  главы.

-Как выглядело королевство Снежной королевы?

 (Слайд 10. Зачитать)

-Можно ли сказать, что у входа в чертог Снежной королевы сражались не только ангелы и страшилища, но и силы Добра и Зла, Бог и Дьявол? (Да. Молитва помогает одолеть силы зла)

-Почему Герда не принимала участие в сражении? (Она была погружена в молитву).

-Почему ангелы победили страшилищ?(Добро сильнее Зла, Бог выше Дьявола).

 

-Что же делал в это время Кай? (Чтение начала 7 главы).

 

-Можно ли сказать, что в чертогах Снежной королевы всё было подчинено разуму, а не чувству?

 

-Андерсен, говоря о Кае, указывает, что мальчик «посинел, почти почернел». О чём это говорит? Только ли об изменении цвета лица?

(Слайд 11. Зачитать вверху)

(Нет, изменилась, «почернела» его душа).

 

-Зачем Каю нужно было сложить из льдинок слово «вечность»? Почему он не смог этого сделать?

(Слайд 11. Зачитать по центру)

(Ему это не удаётся, потому что он руководствуется только рассудком).

-Кому удалось это сделать?

Почему льдины сами составили это слово?

 (Вера Герды складывает это слово независимо от её желания). Зачитать по тексту

(Слайд 12)

Слово учителя.

(Слайд 13)

У Кая и Герды разные понятия о вечности.

 

Вечность ----- ледяной порядок, логичный и безошибочный (Кай).

Вечность -----  христианская любовь (Герда).

ВЫВОД: Истинный облик мира и людей, по мнению Тролля, стал виден только после появления волшебного зеркала: люди злы, завистливы, черствы, жадны, некрасивы, мир жесток и безжалостен. Но автор возражает ему и в своей сказке показывает других героев: любящих, милосердных, забывающих о себе и помнящих о других.

ДЕТСКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Сравнительный анализ сказки Андерсена «Снежная Королева» и русских народных сказок» (есть ли общие черты)

Подведение итогов урока: Какие выводы сделал каждый из вас из нашего урока?

Домашнее задание: Устное сочинение-миниатюра «Что сближает и что разделяет Кая и Герду?»  (Слайд 14)

 

docx
Додано
7 березня 2019
Переглядів
4328
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку