Тема: «Чужой» мир в сказке Андерсена «Снежная королева» (Христианские мотивы в сказке)
(Слайд 1)
Цель:
Обучающая: обобщение и углубление изученного по творчеству Х.К. Андерсена с учетом литературоведческих знаний; обучение умению находить связь между фантастическим и реальным миром в литературном произведении; научить путём анализа текста находить «говорящие» детали в сказке; способствовать углублению знаний учащихся о жанре литературной сказки на основе самостоятельно полученных знаний; способствовать осознанию учащимися философского смысла сказки.
Развивающая: развитие элементов логического и образного мышления, воображения; формирование навыка обоснованного ответа; формировать опыт участия в общеклассной; воспитание сострадания, сочувствия, умения не быть равнодушным к окружающему миру; развивать познавательную сферу учащихся.
Воспитательная: привитие интереса к предмету через осуществление поисковой деятельности, привитие культуры ведения учебного спора.
“Некоторым людям осколки попадали прямо в
сердце, и это было хуже всего:
сердце превращалось в кусок льда”
(Андерсен)
Вступительное слово учителя.
Cказка — сокровище, потому что она уходит своими корнями в глубокую древность, к истокам самых ранних мифов.
Сказка — сокровище, потому что она обращена в будущее. Она дарит надежду на будущее преодоление всех несчастий, на счастливый исход и восстановление справедливости. И ещё потому, что в ней даны уроки народной мудрости.
Сказка любит определённость: вот добро, а вот зло.
(Слайд 2)
Сегодня мы начинаем изучение сказки великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева», к которой, я уверена, вы не останетесь равнодушными.
Объявление темы и целей урока. Зачитать эпиграф.
Дома вы прочитали сказку. Понравилась ли вам она? Чем?
Вы обратили внимание, что в сказке Андерсена, как и во всех волшебных сказках, есть мир «свой» и «чужой». Давайте попробуем назвать места, где героиня чувствует себя в опасности, а где в безопасности?
(слайд 3)
На сегодняшнем уроке мы будем с вами говорить о «чужом» мире и его обитателях, попробуем определить, как этот мир влияет на наш мир. Для этого мы проанализируем главы 1,2,7.
- Обратите внимание на заглавие рассказа. Даёт ли оно нам возможность определить, о чём будет идти речь? (Конечно. О зеркале и его осколках)
- Что можно сказать о том, кто «смастерил» зеркало? Называет ли автор имя мастера, его сотворившего? (Называет. Тролль, то был сам дьявол)
(слайд 4)
- Какое зеркало изобрёл Тролль? Опишите “свойства” этого зеркала. Чем оно отличается от зеркальца из «Сказки о мёртвой царевне»?
(Если в сказке Пушкина зеркальце “говорит” правду, показывает истинное положение вещей, то в «Снежной королеве» зеркало Тролля отражает только злое и уродливое, во всём добром и прекрасном, что отразилось в зеркале, проступает некрасивое. Зеркало Тролля приносит в мир зло: его отражения как бы воплощаются и становятся реальными вещами и людьми. Зеркало царицы, на первый взгляд, тоже творит зло: из-за его слов царевна чуть не погибла в лесу, а потом была отравлена. Но без труда можно заметить, что и царица умирает тоже после слов зеркала. Значит, дело вовсе не в нём. Вспомним, как про смерть царицы сказано у Пушкина, от какой “тоски” она умирает. Какие ещё события в сказке происходят “из зависти”? Если бы зеркальце досталось в приданое царевне, как бы она отреагировала на слова о том, что живёт на свете царица, которая немногим уступает по красоте самой царевне? Отвечая на эти вопросы, пятиклассники понимают, что “правда”, которую отражает зеркальце, сама по себе нейтральна и только воля человека делает её “злой” или “доброй”, направляет её к счастью или несчастью других людей. Зеркало же Тролля не оставляло человеку, который видел в нём себя или других, никакого выбора.)
(слайд 5)
Что отражалось в зеркале, когда ученики несли его на небо? Почему оно кривлялось больше, чем на земле? К земле или к небу была обращена отражающая поверхность зеркала?
(Тролль хотел посмеяться не только над людьми, но и над тем, кто создал их по своему подобию. Ученики несут зеркало на небо, чтобы — кто? — увидел в нём себя или свой труд искажённым и посрамлённым, а значит — побеждённым в вечной борьбе добра и зла. Зеркало не могло вместить и исказить абсолютное добро, которое для Андерсена, как для христианина, воплощено в Боге. Поэтому зеркало выскальзывает из рук учеников Тролля и разбивается. Интересно рассмотреть иллюстрации к этому эпизоду: на некоторых из них “зеркальная” поверхность обращена не к небу, а в сторону земли, на некоторых зеркало несут вертикально. И в том, и в другом случае получается, что зеркало Тролля кривлялось тем больше, чем больше добра и красоты оно “видело”, не важно, где добро и красота сосредоточены: на небе — в едином божестве, на земле — во всех людях.)
- Кто же он такой, дьявол? В каком расположении духа он находился, когда решил «смастерить» своё зеркало? Как отнёсся к своему творению и как его использовал?
(Дьявол – это зло, которое воплотилось в его страшных делах)
- Силён ли дьявол?
(Да, он творил с людьми и природой всё, что хотел)
- Тогда почему же зеркало всё же разбилось?
( Обращаемся к тексту. «Напоследок захотелось им добраться и до неба, чтобы посмеяться над ангелами и самим Творцом» )
- Давайте уточним, кто же такой Творец и его ангелы? ( Это Бог, а ангелы – его посланники)
- Значит, дьявол задумал померяться силами с самим Богом?
- Кто оказался сильнее? Как это показано в сказке?
( Автор показывает это через их воздействие на зеркало)
- Будучи очень сильным, дьявол всё же оказался слабее Бога. Но утратил ли он свою силу, потерпев поражение? Сдался ли он?
(Его сила осталась при нём и он не сдался: зеркало разбилось, но не исчезло, а в осколках вернулось к людям. И это очень радовало дьявола – он «хохотал до колик, так приятно щекотал его успех этой выдумки»)
Какие свойства большого зеркала сохранялись в его осколках? В чём, на ваш взгляд, больше зла: в большом зеркале или в маленьких осколках? Почему?
Можно ли считать, что человек совершает зло, если он “замечает лишь дурные стороны вещи”? Свои слова подтвердите примерами из книги.
Почему сердце, в которое попадает осколок, становилось ледяным (а не каким-то “другим” — железным (непоколебимым), каменным (чёрствым), старым 9уставшим)? Как вы понимаете слова “ледяное сердце”? Каков человек, у которого сердце ледяное? (Бесчувственное, в нём нет сострадания, любви к ближнему)
Слово учителя
ВЫВОД из 1 рассказа: в рассказе обозначен основной конфликт сказки – борьба добра и зла – борьба Бога и дьявола за человеческие души.
Таким образом, ещё до начала действия в сказку вводятся 2 мотива
1 мотив – дьявольское начало.
Дьявол – противоположность Богу. Тролль и несёт в себе это противоположное Богу: злое дело (он радуется своим злым деяниям).
2 мотив – тролль вселяет зло в сердце Кая.
Зло и добро внутри каждого человека, побороть дьявола можно только верой в Бога, постоянно неся её в своей душе (Герду не задевает осколок зеркала).
Рассказ 2
- Кто такие Кай и Герда? Как они живут? Как относились дети друг к другу до несчастья с Каем? Можно ли сказать, что они любили друг друга как брат и сестра? Что говорит по этому поводу Андерсен?
Какие отношения между взрослыми и детьми в семьях Кая и Герды?
(Ученики с удивлением замечают, что о родителях Кая и Герды в сказке почти не говорится, что бабушка у них “общая”, хотя они и не родственники, и любит их обоих одинаково.)
-Почему именно розы были единственными цветами, росшими в доме у детей?
(В доме царит любовь)
Почему автор делает своих главных героев бедняками (“двое бедных детей”)? Когда мы читаем сказку, важно ли нам знать, какой герой: бедный или богатый? Каким “богатством” обладали Кай и Герда?
(Вспоминая сказки, где на сцену выведены богатые и бедные герои, ещё раз убеждаемся, что в сказках бедность и доброта, щедрость оказываются противопоставлены богатству и злости, жадности; истинное богатство в сказках не материальное: умение помогать, жалеть, любить, решимость, упорство, трудолюбие. У Кая и Герды “богатством” была их любовь друг к другу, богатством был розовый куст, который как бы символизирует в сказке дружбу мальчика и девочки, — не случайно слова о розах помогают Герде в её испытаниях, а в сказке Е.Шварца, написанной им по мотивам андерсеновских произведений, розы умирают, когда сердце Кая становится ледяным, и оживают, когда он возвращается домой.)
Что дети узнали о Снежной королеве из рассказа бабушки?
Как отреагировал Кай на этот рассказ?
С какой интонацией он произнёс свои слова? Как они характеризуют Кая?
Почему бабушка “перевела разговор на другое”?
(Слайд 6)
(Здесь важно отметить, что бабушка не рассказывает о злой и жестокой Снежной королеве, она вообще не “характеризует” Снежную королеву, говорит только о ледяных узорах и хлопьях снега. Но Герда пугается, чувствует угрозу. Кай же, на первый взгляд защищая Герду, восклицает: “Пусть только попробует, я посажу её на тёплую печку, и она растает!” Однако мы замечаем, что бабушка прерывает его, и понимаем, что ей что-то в словах внука не нравится, может быть, слишком гневная интонация, может быть, слишком поспешное желание причинить зло другому.)
(Слайд 7)
Почему осколок попадает именно в глаз сердце Каю, а не Герде?
Зачитать после ответов
ДЕТСКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ (2)
Опишите Снежную королеву глазами Кая, который смотрит на неё из окна.
Почему Снежная королева приходит к Каю, а не к Герде?
Чего испугался Кай, когда впервые увидел Снежную королеву? Как связана эта история с тем, что осколок попал в глаз и сердце именно Каю, а не Герде?
(Кай видит прекрасную женщину, он несколько мгновений любуется ею, но потом пугается её взгляда, её холодных глаз. Отталкиваясь от предыдущего вопроса, пятиклассники предполагают, что Снежная королева чувствовала в Кае что-то родственное, понимала, что в его сердце есть место крошечному, но злу.)
Каким стал Кай после того, как осколок попал в его сердце? Опишите его поведение, речь. Что удавалось ему лучше всего, почему это вызывает восхищение и одобрение взрослых?
(Каю лучше всего удавалось передразнивать других. Интересно обсудить с учениками, как они понимают значение глагола “передразнивать”, синонимичны ли слова “повторять”, “копировать”, “передразнивать”. Понятно, что “передразнивать” включает в себя не только повторение, но и насмешку — не случайную, а намеренную. Людям нравится видеть, как смеются над другими, не над ними.)
Чем “такой” Кай похож на зеркало Тролля?
Почему Каю не нравятся розы, а нравятся снежинки? Что его восхищает в снежинках, что вызывает отвращение в розах?
Что, на ваш взгляд, красивее — розы или снежинки?
Что испугало Кая в Снежной королеве, когда он смотрел на неё из окна? Какое чувство вызывает в Кае Снежная королева и её красота после того, как в его сердце и глаз попал осколок?
(слайд 8)
(Каю нравится всё “точное” и “прямое”, он хорошо знает математику и в минуту опасности вместо молитвы вспоминает таблицу умножения. В розах его раздражают “естественные” линии, в Герде “естественный” порыв — утешить Кая, который закричал, когда ему в сердце попал осколок, поплакать от чужой боли.)
- Кто она, Снежная королева? Можно ли её представить? ( Конечно. «Высокая, стройная, ослепительно белая женщина». Каю «она казалась совершенством». Иными словами, снежная королева была очень красивой).
- А как можно охарактеризовать её действия по отношению к Каю? Они столь же красивы?
(Она усугубила зло, воздействию которого уже подвергся Кай, - сильнее заморозила его сердце)
- Почему же Андерсен отрицательную героиню показывает внешне красивой? В трактовке этого образа явное отступление от фольклорных традиций, согласно которым образы героев даются в единстве внешних и внутренних характеристик?
( Представляя отрицательную героиню внешне красивой, Андерсен указывает на ту дисгармонию, что бывает между видимостью и сущностью. И ещё, образ Снежной королевы говорит о привлекательности зла – потому оно и соблазняет)
- Кто она, Снежная королева? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте подумаем, у кого в сказке ещё, кроме неё, была способность превращать сердца в «кусок льда»?
(Вернёмся к 1 рассказу и установим связь между Снежной королевой и тем, кто главнее её и кому она служила, то есть дьяволом. Именно в его власти, через Снежную королеву, оказался Кай).
-Как изменился Кай после перерождения?
(Его забавы стали «мудрёными», рассудительными. Критерием красоты какой- либо вещи становится мера искусности, проявленная при её создании).
Зачитать: «Раз зимою, когда шёл снег…»
-Как описано второе появление Снежной королевы?
(«Снег повалил хлопьями, стемнело так, что кругом не было видно ни зги»).
-Почему вместо молитвы «Отче наш» Кай вспоминает таблицу умножения?
(Ещё одно проявление рационализма. Если Кай прочитает молитву, дьявольская сила будет побеждена. Но, чтобы её прочитать, нужно вспомнить о Боге, а ум мальчика занят «четырьмя действиями арифметики, да ещё с дробями…»
- Почему Кай, следуя за санями Снежной королевы, мчится из света во тьму?
Почему Кай привязывает свои санки именно к богатым саням? Каким должен быть мальчик, чтобы привязаться к чужим саням?
(слайд 9 , не зачитывать)
(Перечитывая этот эпизод, ученики видят, что Кай не привязывает своих саночек к деревенским саням, как другие мальчишки, но, как только на площади появляются богатые сани, в которых сидит человек в богатой шубе и шапке, он цепляется к ним.)
Слово учителя (вывод)
Мальчик должен быть, несомненно, смелым, дерзким, идущим наперекор правилам, не думающим о последствиях. Были ли у Кая эти качества? Да, были. После попадания осколков в глаз и сердце он никого не любил и не слушал – он делал всё, что хотел и как хотел. Пожалел ли Кай о своём поступке? Есть в тексте ответ и на этот вопрос: мальчик «порывался отвязать свои санки», «отпустил верёвку», «громко закричал», «весь дрожал», хотел прочесть «Отче наш»». Кай, испугавшись, хотел попросить Бога о помощи, хотел вернуться, но не смог прочесть молитву, а значит, повернуть всё назад. Его остановила Снежная королева, всё больше замораживаю сердце своими холодными поцелуями.
Зачитать текст на слайде 8
О чём он забыл и чего не забыл после поцелуя Снежной королевы? (После поцелуя Снежной королевы он забывает Герду и бабушку, но помнит о санках и о том, что он лучше всех знает арифметические правила и названия рек. Его речь пестрит местоимением “я”. Он хвастается.)
Зачитать надпись на слайде 9
Дополнительный вопрос: В каких сказках поцелуй не убивает человека, а наоборот — воскрешает, оживляет его? (А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
Слово учителя.
Вторгается ли «чужой» мир в «наш»? Доброжелателен ли он к нам или враждебен?
Что нужно сделать главному герою в волшебной сказке, чтобы спасти кого-то?
(Отправиться в путь)
А давайте-ка заглянём в «чужой» мир и посмотрим, каков он. Для этого нам необходимо попасть в главу 7, в королевство Снежной королевы.
Аналитическое чтение заключительной части 7 главы.
-Как выглядело королевство Снежной королевы?
(Слайд 10. Зачитать)
-Можно ли сказать, что у входа в чертог Снежной королевы сражались не только ангелы и страшилища, но и силы Добра и Зла, Бог и Дьявол? (Да. Молитва помогает одолеть силы зла)
-Почему Герда не принимала участие в сражении? (Она была погружена в молитву).
-Почему ангелы победили страшилищ?(Добро сильнее Зла, Бог выше Дьявола).
-Что же делал в это время Кай? (Чтение начала 7 главы).
-Можно ли сказать, что в чертогах Снежной королевы всё было подчинено разуму, а не чувству?
-Андерсен, говоря о Кае, указывает, что мальчик «посинел, почти почернел». О чём это говорит? Только ли об изменении цвета лица?
(Слайд 11. Зачитать вверху)
(Нет, изменилась, «почернела» его душа).
-Зачем Каю нужно было сложить из льдинок слово «вечность»? Почему он не смог этого сделать?
(Слайд 11. Зачитать по центру)
(Ему это не удаётся, потому что он руководствуется только рассудком).
-Кому удалось это сделать?
Почему льдины сами составили это слово?
(Вера Герды складывает это слово независимо от её желания). Зачитать по тексту
(Слайд 12)
Слово учителя.
(Слайд 13)
У Кая и Герды разные понятия о вечности.
Вечность ----- ледяной порядок, логичный и безошибочный (Кай).
Вечность ----- христианская любовь (Герда).
ВЫВОД: Истинный облик мира и людей, по мнению Тролля, стал виден только после появления волшебного зеркала: люди злы, завистливы, черствы, жадны, некрасивы, мир жесток и безжалостен. Но автор возражает ему и в своей сказке показывает других героев: любящих, милосердных, забывающих о себе и помнящих о других.
ДЕТСКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Сравнительный анализ сказки Андерсена «Снежная Королева» и русских народных сказок» (есть ли общие черты)
Подведение итогов урока: Какие выводы сделал каждый из вас из нашего урока?
Домашнее задание: Устное сочинение-миниатюра «Что сближает и что разделяет Кая и Герду?» (Слайд 14)