Педагогические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов в учебной деятельности учителя.
”Интерактивный” означает: способность взаимодействия в процессе беседы, диалога, с чем-то или кем-то.
Итак, интерактивное обучение – это, в первую очередь диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.
Современный урок. Интерактивные технологии.
Педагогические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов в учебной деятельности учителя.
”Интерактивный” означает: способность взаимодействия в процессе беседы, диалога, с чем-то или кем-то.
Итак, интерактивное обучение – это, в первую очередь диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.
Какие же основные характеристики интерактива? Прежде всего – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она предусматривает конкретные задания. Одно из них – создание комфортных условий обучения, в результате которых каждый участник процесса чувствует свои интеллектуальные возможности. Это делает продуктивным и сам процесс обучения. Интерактивные технологии – разновидность активных методов обучения. Суть интерактивных технологий состоит в том, что обучение происходит путём взаимодействия всех, кто учится. Это коллективное, кооперативное обучение в сотрудничестве – учитель-ученик.
В процессе применения интерактивных технологий, как правило, моделируются реальные жизненные ситуации, предлагаются проблемы для коллективного решения, используются ролевые игры. Поэтому интерактивные технологии больше всего способствуют формированию у учащихся умений и навыков, выработке личных ценностей, создают атмосферу сотрудничества, творческого взаимодействия в обучении.
Интерактивные технологии дают:
- возможность обеспечить глубину изучения материала,
- изменяется роль ученика. Она активна: ученики принимают важные решения относительно процесса обучения,
- изменяется основной источник мотивации обучения. Он становится внутренним, это интерес самого ученика,
- значительно повышается роль личности педагога. Учитель выступает как лидер-организатор.
Интерактивные технологии требуют определенных изменений жизни класса, а также значительного времени для подготовки, как ученикам, так и учителю.
Надо начинать с постепенного применения интерактивных технологий. Учитель и ученики должны привыкнуть к ним.
Лучше качественно подготовить несколько занятий в учебном году, чем часто проводить наспех подготовленные ”игры”.
Использовать простые интерактивные технологии – работа в парах, малых группах, мозговой штурм.
Когда появится опыт работы, такие занятия будут проходить лучше, а подготовка не будет забирать много времени.
Все интерактивные технологии можно разделить на четыре группы:
Остановлюсь на некоторых.
Работа в парах (слабый-сильный)
6 кл. Зоопарк у нас в гостях. Тема: декартова система координат.
На карточке указаны координаты точек, которые нужно построить и последовательно соединить.
Мозговой штурм
7 кл. Геометрия. Повторение.
Теоретические вопросы, задачи на готовых чертежах.
Решение проблем (математика + литература)
6 кл. Действия с дробями.
1. Как известно, А.С. Пушкин 12 лет прожил в Москве,5 года в Царском селе, 2 года в Петербурге, 4 года был в ссылке, 2 года находился в селе Михайловское, 10 года находился в Петербурге, Москве, Болдино, на Кавказе. Сколько лет жил А.С. Пушкин?
2. Пушкин писал роман ”Евгений Онегин” 4 дня. Каждый день он писал 1, 3, 2, разделов. Сколько разделов в романе?
3. Сколько лет жил Т.Г. Шевченко?
Интересно знать: Тарас Шевченко из 47 лет жизни
Был в ссылке: . (10)
Крепостным х+12, если х = 20,5. (24)
На воле (х – 8) = 2. (13)
Ролевая игра
Казка про Малюка і Карлсона
У місті Стокгольмі на звичайній вулиці у звичайному будинку мешкає звичайна родина Свантенсонів: звичайний тато, звичайна мама і троє звичайних дітей – Боссе, Бетан і Малюк.
У цілому будинку є тільки одна незвичайна істота – Карлсон, який живе на даху. Карлсон – кругленький, самовпевнений чоловічок, до того ж він може літати.
Був чудовий ясний вечір. Вікно було розчинене, і хлопчик сидів на підвіконні. Раптом повз вікно пролетів маленький чоловічок. Він сказав:
Коли вони вилетіли на дах, то побачили за димарем хатку з ганком. Біля входу висіла табличка, з кросвордом. Коли Малюк розв’язав його, то прочитав слово. Розв’яжіть кросворд і ви та дізнайтесь, що це за слово.
Треба в клітинки вписати перші букви слів, які ви відгадаєте.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Ось вони зайшли в невеличку хату.
„Малюче, скажи мені, яка площа другої кімнати, якщо загальна площа двох кімнат 30 м2, а площа однієї кімнати становить 40% загальної площі?” – запитав Карлсон.
Малюк розв’язав цю задачу. А ви?
Було вже темно, і Малюк попросив Карлсона , щоб той допоміг йому повернутися додому.
Карлсон запитав Малюка:
Малюк подумав і дав правильну відповідь.
Малюк вже хотів повертатися додому, але Карлсон пригостив його варенням. Загальна маса варення 600 г. Малюк може з’їсти це варення за 6 хвилин, а Карлсон – у 2 рази швидше. За який час вони з’їдять це варення разом?
Обучая – учусь
10 кл. Применение показательной функции.
Показательная функция встречается в самых различных областях науки: физике, химии, биологии, экономике.
Сообщения учащихся: Радиоактивный распад, рост народонаселения, показательная функция в биологии, барометрическая формула, формула разрядки конденсатора, очевидное-невероятное: один человек удерживает корабль.
Использование интерактивных технологий – не самоцель. Это только способ для достижения такой атмосферы в классе, которая способствует сотрудничеству, взаимопониманию, доброжелательности, даёт возможность действительно реализовать личностно ориентированное обучение.
Использование интерактивных технологий даёт возможность профессионального роста учителя, обучение вместе с учениками.
Комментарии ученических действий, даже такие, что содержат критику, должны начинаться с положительных замечаний. Необходимо дать право самому ученику пересмотреть свой первоначальный вариант действий.
Задача учителя – дать учащимся возможность выражать свою мысль и защищать её в любой учебной ситуации в классе и вне школы.
1